Активизация роли профориентатора в образовательной деятельности педагога

Профориентационная деятельность является одним из направлений образовательного процесса в школе. Её результаты определены в новых стандартах для общего образования.

В соответствии с ФГОС к числу личностных результатов на ступени общего основного образования относится «формирование ответственного отношения к учению, …осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде» (6, с.5).

Одним из личностных результатов освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования  является «осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем» (7, с.5).

На современном этапе школьного образования в России, когда установлена и работает система профильного обучения в 10 и 11 классах,  стало привычным, что психолог ведет профориентационный курс в 9-х классах, что рассматривается как весомая часть предпрофильной подготовки обучающихся. Классным руководителям традиционно предписывается проводить классные часы по профориентационной тематике, и вместе с педагогами-организаторами, социальными педагогами организовывать экскурсии на предприятия и в учреждения, чтобы у детей сформировались представления о конкретных профессиях.  К этим мероприятиям добавляются также встречи с профессионально состоявшимися людьми, которые могут быть как из числа родителей, так и специально приглашенные.

Анализ опыта профориентационной работы в нашем лицее, а также в других общеобразовательных школах показывает, что функцию профориентатора активно и эффективно выполняют далеко не все педагоги, в частности, классные руководители. Как можно выяснить из беседы, к числу наиболее часто называемых внешних причин такой ситуации относится перегруженность классных руководителей различными педагогическими задачами («а здесь ещё и профориентацию требуют»). К этому обстоятельству добавляется другое, тоже внешнее – низкая оплата классного руководства. Внешней для педагога причиной нередкого отказа от профориентаторской деятельности является, конечно же,  и сам её предмет -  процесс выбора профессии и составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Известно, что далеко не у всех обучающихся старшего подросткового возраста этот процесс проходит легко, так как в самоопределении  приходят в движение «глубинные  слои»  личности: осознание и выбор жизненных ценностей, постижение гуманистического смысла труда, открытие своих способностей как возможностей, поиск области своих истинных интересов, согласование внутренних «хочу» и «могу» между собой и с внешним «надо».

Полный текст статьи с описанием тренинга для классных руководителей "Я - профориентатор" читайте здесь

 

http://chuvpsy.ru/index.php/psikhologam/nauchnye-materialy/stati/368-aktivizatsiya-roli-proforientatora-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti-pedagoga