Активизация роли профориентатора в образовательной деятельности педагога
Профориентационная деятельность является одним из направлений образовательного процесса в школе. Её результаты определены в новых стандартах для общего образования.
В соответствии с ФГОС к числу личностных результатов на ступени общего основного образования относится «формирование ответственного отношения к учению, …осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде» (6, с.5).
Одним из личностных результатов освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования является «осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем» (7, с.5).
На современном этапе школьного образования в России, когда установлена и работает система профильного обучения в 10 и 11 классах, стало привычным, что психолог ведет профориентационный курс в 9-х классах, что рассматривается как весомая часть предпрофильной подготовки обучающихся. Классным руководителям традиционно предписывается проводить классные часы по профориентационной тематике, и вместе с педагогами-организаторами, социальными педагогами организовывать экскурсии на предприятия и в учреждения, чтобы у детей сформировались представления о конкретных профессиях. К этим мероприятиям добавляются также встречи с профессионально состоявшимися людьми, которые могут быть как из числа родителей, так и специально приглашенные.
Анализ опыта профориентационной работы в нашем лицее, а также в других общеобразовательных школах показывает, что функцию профориентатора активно и эффективно выполняют далеко не все педагоги, в частности, классные руководители. Как можно выяснить из беседы, к числу наиболее часто называемых внешних причин такой ситуации относится перегруженность классных руководителей различными педагогическими задачами («а здесь ещё и профориентацию требуют»). К этому обстоятельству добавляется другое, тоже внешнее – низкая оплата классного руководства. Внешней для педагога причиной нередкого отказа от профориентаторской деятельности является, конечно же, и сам её предмет - процесс выбора профессии и составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Известно, что далеко не у всех обучающихся старшего подросткового возраста этот процесс проходит легко, так как в самоопределении приходят в движение «глубинные слои» личности: осознание и выбор жизненных ценностей, постижение гуманистического смысла труда, открытие своих способностей как возможностей, поиск области своих истинных интересов, согласование внутренних «хочу» и «могу» между собой и с внешним «надо».
Полный текст статьи с описанием тренинга для классных руководителей "Я - профориентатор" читайте здесь