Активизация роли профориентатора в образовательной деятельности педагога

Ефимова Н.Н. - канд.психол.н.,

педагог-психолог  МАОУ "Лицей №3"

г. Чебоксары

Профориентационная деятельность является одним из направлений образовательного процесса в школе. Её результаты определены в новых стандартах для общего образования.

В соответствии с ФГОС к числу личностных результатов на ступени общего основного образования относится «формирование ответственного отношения к учению, …осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде» (6, с.5).

Одним из личностных результатов освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования  является «осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем» (7, с.5).

На современном этапе школьного образования в России, когда установлена и работает система профильного обучения в 10 и 11 классах,  стало привычным, что психолог ведет профориентационный курс в 9-х классах, что рассматривается как весомая часть предпрофильной подготовки обучающихся. Классным руководителям традиционно предписывается проводить классные часы по профориентационной тематике, и вместе с педагогами-организаторами, социальными педагогами организовывать экскурсии на предприятия и в учреждения, чтобы у детей сформировались представления о конкретных профессиях.  К этим мероприятиям добавляются также встречи с профессионально состоявшимися людьми, которые могут быть как из числа родителей, так и специально приглашенные.

Анализ опыта профориентационной работы в нашем лицее, а также в других общеобразовательных школах показывает, что функцию профориентатора активно и эффективно выполняют далеко не все педагоги, в частности, классные руководители. Как можно выяснить из беседы, к числу наиболее часто называемых внешних причин такой ситуации относится перегруженность классных руководителей различными педагогическими задачами («а здесь ещё и профориентацию требуют»). К этому обстоятельству добавляется другое, тоже внешнее – низкая оплата классного руководства. Внешней для педагога причиной нередкого отказа от профориентаторской деятельности является, конечно же,  и сам её предмет -  процесс выбора профессии и составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Известно, что далеко не у всех обучающихся старшего подросткового возраста этот процесс проходит легко, так как в самоопределении  приходят в движение «глубинные  слои»  личности: осознание и выбор жизненных ценностей, постижение гуманистического смысла труда, открытие своих способностей как возможностей, поиск области своих истинных интересов, согласование внутренних «хочу» и «могу» между собой и с внешним «надо».

Можно с пониманием отнестись к этим затрудняющим причинам, но вряд ли стоит относиться к ним как освобождающим от роли профориентатора. Хочет того педагог или нет, но в процессе взаимодействия с каждым учеником, через соприкосновение Личностей обоих происходит реальное влияние на профессиональное самоопределение. Можно утверждать, что в определенной мере то, насколько успешно каждый ученик будет совершать свой профессиональный выбор, во многом зависит от того, насколько активно и осознанно педагог, особенно авторитетный, принимает на себя задачу помощи и поддержки в этом школьникам. Мера активности и эффективности педагога как профориентатора  объясняется, таким образом, не только и не столько внешними, сколько внутренними причинами, а именно личностью самого педагога.

Интуитивно понятно и из наблюдений видно, что важнейшими характеристиками хорошего профориентатора  являются:

- удовлетворенность своим профессиональным трудом, уверенность в успешном выборе своей профессии на фоне объективной, социально признанной эффективности;

- видение ученика-оптанта в направленности его интересов, видах способностей, индивидуально-психологических особенностях;

- знание о современном мире профессий и о востребованности их в социуме;

- владение профориентационными технологиями.

Анализируя многочисленную литературу по нашей теме (труды Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой и др.), мы пришли к выводу о том, что школьным педагогам в основном рассказывается и показывается, как делать работу, направленную на личность школьника, но мало кто поднимает тему о влиянии личности педагога на процесс самоопределения школьника. В итоге вопрос о том,  как можно активизировать у педагогов эффективного профориентатора остается мало разработанным. Из отечественных авторов работ по данному вопросу можно назвать Г.В.Резапкину (3,4,5).

В целях активизации роли профориентатора у классных руководителей 8-9-х классов, основываясь на материалах Г.В. Резапкиной, а также на собственном опыте психологических тренингов, мы разработали и провели в начале учебного года в лицее тренинговое занятие «Я - профориентатор». Приведем его описание.

 

Тренинг «Я-профориентатор»

Участники: классные руководители 8-9 классов.

Продолжительность: 80 минут.

Задачи:

1) помощь в осознании активной/пассивной позиции педагога в профориентационной деятельности;

2) дать возможность педагогам увидеть те личностные качества – установки, убеждения, интересы, предпочтения, ценности,  которые препятствуют или являются ресурсом в реализации роли профориентатора;

3)задать открытость новому опыту

4) создать установку на сотрудничество и взаимообмен опытом с коллегами: с другими классными руководителями,  с педагогами-психологами, с педагогами-организаторами.

Ход занятия

1. Приветствие. Сообщение о цели тренинга.

2. Диагностика настроения (самочувствия) – назвать ассоциацию с цветом или предметом, природным явлением.

3. Упражнение «Знакомство».

Участникам раздаются листочки со словами «Любимый фильм», «Любимая книга», «Любимое время года», «Любимый актёр», «Любимый цветок», «Любимый ученик», «Любимое занятие», «Любимое животное» и др. Ответы можно прокомментировать.

Обсуждение:

·    Чьё высказывание вам запомнилось? Почему?

·     Какой вопрос и кому вы хотели бы задать?

·     Кто по предпочтениям оказался близок к вам?

4. Введение в тему: Классный руководитель – это особенный статус со своими специфичными функциями. Среди  различных направлений работы есть работа профориентационная. Каждый из вас проводит эту работу в таких видах, как … Перечислите сами.

Успешность любой педагогической деятельности, обучающей или воспитывающей, определяется личностью педагога. Всё, что делает или говорит учитель, особенно авторитетный, любимый,  так или иначе влияет на учеников. В первые годы жизни и в период дошкольного и младшего школьного возраста на ребенка влияют прежде всего его родители с их системой ценностей, интересов, увлечений, мнений, суждений о жизни. Но с определенного момента, когда дети поступают в школу, именно учителя и классные руководители взаимодействуют с ними. И теперь они передают (транслируют) - осознанно или неосознанно -  ребенку-школьнику то, что содержит его Личность.

 Как вы считаете, происходит ли это влияние в профориентационной деятельности?

5. Упражнение «Произнеси фразу»

Произнесите каждый по кругу фразу «Я-профориентатор».

Обсуждение:

·   Что вы почувствовали, что подумали при этих словах?

·   Как именно вами была произнесена фраза – уверенно, спокойно или неуверенно, а может быть с раздражением? Что слышалось в интонации голоса, виделось на лице – активная  или пассивная позиция?

·  Как вы считаете, к педагогу с какой позицией в первую очередь обратится ученик за поддержкой, советом по выбору профессии? 

6. Тест «Определяем приоритеты»

На школу в целом и на учителя в частности возложено такое количество задач, что трудно их даже перечислить. Пронумеруйте список из 10 направлений деятельности учителя по степени их важности для вас: рядом с самой важной поставьте 1, со второй по важности – 2 и т.д. до 10. Если вы считаете, что в списке чего-то не хватает, запишите в пустой строчке свой вариант (табл.1).

Обсуждение:

·  Какое место в рейтинге значимости заняла у вас помощь ученикам в выборе профессии?

·  Насколько важно педагогу решать профориентационные задачи в работе с учащимися 8-9 классов, если занять объективную позицию?

·    Если эта задача занимает у вас одно из последних мест, и при этом вы считаете её важной, то кому именно вы её делегируете?

·  Что поможет вам поднять значимость профориентации в своей образовательной деятельности?

Таблица 1

Бланк теста «Определяем приоритеты»

 

Создание условий для полноценного и разностороннего развития учащихся

 

Сохранение психического и физического здоровья ученика

 

Воспитание нравственного человека (ответственность. Доброта, трудолюбие, честность и т.д.)

 

Развитие творческих способностей и навыков исследовательской работы

 

Воспитание конкурентоспособной личности

 

Сотрудничество с родителями (взаимопонимание, общие требования)

 

Экологическое воспитание учащихся (любовь к природе, забота о её сохранении)

 

Эстетическое развитие учащихся (воспитание чувства прекрасного)

 

Подготовка к будущей профессиональной деятельности (помощь в выборе профессии и планировании карьеры)

 

Подготовка к будущей семейной жизни (понимание роли жены и матери, мужа и отца)

7. Упражнение «Минусы и плюсы моей профессии»

Давайте обратимся теперь к нашей профессии – «Педагог». Когда-то каждый из нас выбрал эту профессию. Мы испытали её «плюсы» и «минусы». Заполните следующую таблицу (Табл.2).

Таблица 2

 Минусы и Плюсы профессии «Педагог»

- - -

+++

 

 

 

 

 

Обсуждение:

·   Какая колонка – с плюсами или минусами - оказалась более заполненной?

·   Можете ли сказать, что испытываете удовольствие от своей профессии?

·    Если да, то что является самым главным для вас? Если – нет, то чем вас напрягает эта профессия?

·   Можете ли вы назвать людей, кто повлиял на ваш выбор? Испытываете ли вы благодарность им, судьбе за это?

·  Как вы думаете, выберут ли ваши ученики профессию педагога? Что они слышат от вас об этой профессии?

·  Как вы считаете, есть ли влияние удовлетворенности своей профессией педагога на выбор профессии учеников? В чем это проявляется?

· Подумайте и вспомните, о каких профессиях вы говорите своим ученикам со знаком «+» или со знаком «-»?

8. Игра-соревнование «Профессии для наших лицеистов»

Участники делятся на группы в соответствии с профилями обучения в школе (В нашем лицее – два профиля: физико-математический и социально-экономический).

Каждой группе за 5 минут нужно составить список профессий, соответствующих выбранному профилю обучения на старшей ступени. Победит та группа, чей список будет многочисленнее.

Обсуждение:

·   Какая группа победила?  Чем она оказалась сильнее?

·  Как может повлиять на выбор учащихся широта знаний педагога о профессиях?

·  Есть ли влияние специальности педагога на широту знаний учащихся о профессиях? На их выбор профессии?

9. Упражнение «Личностные особенности  - ресурс в профессии»

Проводится психогеометрический тест. Участники объединяются в группы по первой выбранной фигуре.

Каждая группа готовит ответы на вопросы:

1)  Как качества-характеристики вашей геометрической фигуры проявляются в профессии педагога?

2) Какие профессии могут в наибольшей степени подойти для учащихся с такими качествами? Рассмотрите это на примере своих учеников.

Обсуждение:

·   Какие личностные качества вы чувствуете или лучше почувствовали сейчас в себе как ресурс вашей профессии?

·   Как помогает диагностика в профориентационной деятельности педагога?

10. Анкета «Формы и методы профориентационной работы: «умею» и «хочу научиться»

1) Из списка выделите те формы профориентации, которые у вас лучше всего получаются в работе с учениками, и вы готовы поделиться со своими коллегами:

-классные часы

-проектные технологии

-экскурсии в вузы и организации

-встречи с профессионально состоявшимися людьми

- стенды

2)Назовите методы, приёмы, техники, которые вам хорошо помогают в профориентационной работе. Чем вы готовы поделиться с коллегами?

3)Чему вы хотели бы сами поучиться у своих коллег?

4)Каковы ваши ожидания в профориентации от педагога-психолога? От педагога-организатора?

Анкетирование завершается обсуждением ответов каждого участника и выявлением «банка компетентностей», а также составлением листа приоритетных запросов к  педагогам-психологам и педагогам-организаторам.

В завершение задается  вопрос: «Насколько, как вы считаете, наше сотрудничество  сделает профориентационную деятельность более эффективной?»

11. Подведение итогов

Снова произнесите по кругу фразу «Я – профориентатор».

Что вы чувствуете и думаете сейчас, произнося эти слова? Как изменилось отношение к роли профориентатора в целом?

12. Диагностика настроения. Ритуал прощания.

 

Литература

1.       Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.

2.       Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М.: Академия, 2005.

3.       Резапкина Г.В. Развитие профессионального самосознания учителя //Вестник практической психологии образования. 2011. №1. С. 105-118.

4.       Резапкина Г.В. Развитие профессионального самосознания учителя //Вестник практической психологии образования. 2011. №2.С.92-102.

5.       Резапкина Г.В. Развитие профессионального самосознания учителя //Вестник практической психологии образования. 2011. №3.С.88-97.

6.       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом  МО РФ от 17 декабря, 2010 г. № 1897.

7.       Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден Приказом  МО РФ от 17 мая, 2012 г. №413.

8.       Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Академия, 2005.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить