Активизация роли профориентатора в образовательной деятельности педагога
Ефимова Н.Н. - канд.психол.н.,
педагог-психолог МАОУ "Лицей №3"
г. Чебоксары
Профориентационная деятельность является одним из направлений образовательного процесса в школе. Её результаты определены в новых стандартах для общего образования.
В соответствии с ФГОС к числу личностных результатов на ступени общего основного образования относится «формирование ответственного отношения к учению, …осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде» (6, с.5).
Одним из личностных результатов освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования является «осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем» (7, с.5).
На современном этапе школьного образования в России, когда установлена и работает система профильного обучения в 10 и 11 классах, стало привычным, что психолог ведет профориентационный курс в 9-х классах, что рассматривается как весомая часть предпрофильной подготовки обучающихся. Классным руководителям традиционно предписывается проводить классные часы по профориентационной тематике, и вместе с педагогами-организаторами, социальными педагогами организовывать экскурсии на предприятия и в учреждения, чтобы у детей сформировались представления о конкретных профессиях. К этим мероприятиям добавляются также встречи с профессионально состоявшимися людьми, которые могут быть как из числа родителей, так и специально приглашенные.
Анализ опыта профориентационной работы в нашем лицее, а также в других общеобразовательных школах показывает, что функцию профориентатора активно и эффективно выполняют далеко не все педагоги, в частности, классные руководители. Как можно выяснить из беседы, к числу наиболее часто называемых внешних причин такой ситуации относится перегруженность классных руководителей различными педагогическими задачами («а здесь ещё и профориентацию требуют»). К этому обстоятельству добавляется другое, тоже внешнее – низкая оплата классного руководства. Внешней для педагога причиной нередкого отказа от профориентаторской деятельности является, конечно же, и сам её предмет - процесс выбора профессии и составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Известно, что далеко не у всех обучающихся старшего подросткового возраста этот процесс проходит легко, так как в самоопределении приходят в движение «глубинные слои» личности: осознание и выбор жизненных ценностей, постижение гуманистического смысла труда, открытие своих способностей как возможностей, поиск области своих истинных интересов, согласование внутренних «хочу» и «могу» между собой и с внешним «надо».
Можно с пониманием отнестись к этим затрудняющим причинам, но вряд ли стоит относиться к ним как освобождающим от роли профориентатора. Хочет того педагог или нет, но в процессе взаимодействия с каждым учеником, через соприкосновение Личностей обоих происходит реальное влияние на профессиональное самоопределение. Можно утверждать, что в определенной мере то, насколько успешно каждый ученик будет совершать свой профессиональный выбор, во многом зависит от того, насколько активно и осознанно педагог, особенно авторитетный, принимает на себя задачу помощи и поддержки в этом школьникам. Мера активности и эффективности педагога как профориентатора объясняется, таким образом, не только и не столько внешними, сколько внутренними причинами, а именно личностью самого педагога.
Интуитивно понятно и из наблюдений видно, что важнейшими характеристиками хорошего профориентатора являются:
- удовлетворенность своим профессиональным трудом, уверенность в успешном выборе своей профессии на фоне объективной, социально признанной эффективности;
- видение ученика-оптанта в направленности его интересов, видах способностей, индивидуально-психологических особенностях;
- знание о современном мире профессий и о востребованности их в социуме;
- владение профориентационными технологиями.
Анализируя многочисленную литературу по нашей теме (труды Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой и др.), мы пришли к выводу о том, что школьным педагогам в основном рассказывается и показывается, как делать работу, направленную на личность школьника, но мало кто поднимает тему о влиянии личности педагога на процесс самоопределения школьника. В итоге вопрос о том, как можно активизировать у педагогов эффективного профориентатора остается мало разработанным. Из отечественных авторов работ по данному вопросу можно назвать Г.В.Резапкину (3,4,5).
В целях активизации роли профориентатора у классных руководителей 8-9-х классов, основываясь на материалах Г.В. Резапкиной, а также на собственном опыте психологических тренингов, мы разработали и провели в начале учебного года в лицее тренинговое занятие «Я - профориентатор». Приведем его описание.
Тренинг «Я-профориентатор»
Участники: классные руководители 8-9 классов.
Продолжительность: 80 минут.
Задачи:
1) помощь в осознании активной/пассивной позиции педагога в профориентационной деятельности;
2) дать возможность педагогам увидеть те личностные качества – установки, убеждения, интересы, предпочтения, ценности, которые препятствуют или являются ресурсом в реализации роли профориентатора;
3)задать открытость новому опыту
4) создать установку на сотрудничество и взаимообмен опытом с коллегами: с другими классными руководителями, с педагогами-психологами, с педагогами-организаторами.
Ход занятия
1. Приветствие. Сообщение о цели тренинга.
2. Диагностика настроения (самочувствия) – назвать ассоциацию с цветом или предметом, природным явлением.
3. Упражнение «Знакомство».
Участникам раздаются листочки со словами «Любимый фильм», «Любимая книга», «Любимое время года», «Любимый актёр», «Любимый цветок», «Любимый ученик», «Любимое занятие», «Любимое животное» и др. Ответы можно прокомментировать.
Обсуждение:
· Чьё высказывание вам запомнилось? Почему?
· Какой вопрос и кому вы хотели бы задать?
· Кто по предпочтениям оказался близок к вам?
4. Введение в тему: Классный руководитель – это особенный статус со своими специфичными функциями. Среди различных направлений работы есть работа профориентационная. Каждый из вас проводит эту работу в таких видах, как … Перечислите сами.
Успешность любой педагогической деятельности, обучающей или воспитывающей, определяется личностью педагога. Всё, что делает или говорит учитель, особенно авторитетный, любимый, так или иначе влияет на учеников. В первые годы жизни и в период дошкольного и младшего школьного возраста на ребенка влияют прежде всего его родители с их системой ценностей, интересов, увлечений, мнений, суждений о жизни. Но с определенного момента, когда дети поступают в школу, именно учителя и классные руководители взаимодействуют с ними. И теперь они передают (транслируют) - осознанно или неосознанно - ребенку-школьнику то, что содержит его Личность.
Как вы считаете, происходит ли это влияние в профориентационной деятельности?
5. Упражнение «Произнеси фразу»
Произнесите каждый по кругу фразу «Я-профориентатор».
Обсуждение:
· Что вы почувствовали, что подумали при этих словах?
· Как именно вами была произнесена фраза – уверенно, спокойно или неуверенно, а может быть с раздражением? Что слышалось в интонации голоса, виделось на лице – активная или пассивная позиция?
· Как вы считаете, к педагогу с какой позицией в первую очередь обратится ученик за поддержкой, советом по выбору профессии?
6. Тест «Определяем приоритеты»
На школу в целом и на учителя в частности возложено такое количество задач, что трудно их даже перечислить. Пронумеруйте список из 10 направлений деятельности учителя по степени их важности для вас: рядом с самой важной поставьте 1, со второй по важности – 2 и т.д. до 10. Если вы считаете, что в списке чего-то не хватает, запишите в пустой строчке свой вариант (табл.1).
Обсуждение:
· Какое место в рейтинге значимости заняла у вас помощь ученикам в выборе профессии?
· Насколько важно педагогу решать профориентационные задачи в работе с учащимися 8-9 классов, если занять объективную позицию?
· Если эта задача занимает у вас одно из последних мест, и при этом вы считаете её важной, то кому именно вы её делегируете?
· Что поможет вам поднять значимость профориентации в своей образовательной деятельности?
Таблица 1
Бланк теста «Определяем приоритеты»
|
Создание условий для полноценного и разностороннего развития учащихся |
|
Сохранение психического и физического здоровья ученика |
|
Воспитание нравственного человека (ответственность. Доброта, трудолюбие, честность и т.д.) |
|
Развитие творческих способностей и навыков исследовательской работы |
|
Воспитание конкурентоспособной личности |
|
Сотрудничество с родителями (взаимопонимание, общие требования) |
|
Экологическое воспитание учащихся (любовь к природе, забота о её сохранении) |
|
Эстетическое развитие учащихся (воспитание чувства прекрасного) |
|
Подготовка к будущей профессиональной деятельности (помощь в выборе профессии и планировании карьеры) |
|
Подготовка к будущей семейной жизни (понимание роли жены и матери, мужа и отца) |
7. Упражнение «Минусы и плюсы моей профессии»
Давайте обратимся теперь к нашей профессии – «Педагог». Когда-то каждый из нас выбрал эту профессию. Мы испытали её «плюсы» и «минусы». Заполните следующую таблицу (Табл.2).
Таблица 2
Минусы и Плюсы профессии «Педагог»
- - - |
+++ |
|
|
|
|
Обсуждение:
· Какая колонка – с плюсами или минусами - оказалась более заполненной?
· Можете ли сказать, что испытываете удовольствие от своей профессии?
· Если да, то что является самым главным для вас? Если – нет, то чем вас напрягает эта профессия?
· Можете ли вы назвать людей, кто повлиял на ваш выбор? Испытываете ли вы благодарность им, судьбе за это?
· Как вы думаете, выберут ли ваши ученики профессию педагога? Что они слышат от вас об этой профессии?
· Как вы считаете, есть ли влияние удовлетворенности своей профессией педагога на выбор профессии учеников? В чем это проявляется?
· Подумайте и вспомните, о каких профессиях вы говорите своим ученикам со знаком «+» или со знаком «-»?
8. Игра-соревнование «Профессии для наших лицеистов»
Участники делятся на группы в соответствии с профилями обучения в школе (В нашем лицее – два профиля: физико-математический и социально-экономический).
Каждой группе за 5 минут нужно составить список профессий, соответствующих выбранному профилю обучения на старшей ступени. Победит та группа, чей список будет многочисленнее.
Обсуждение:
· Какая группа победила? Чем она оказалась сильнее?
· Как может повлиять на выбор учащихся широта знаний педагога о профессиях?
· Есть ли влияние специальности педагога на широту знаний учащихся о профессиях? На их выбор профессии?
9. Упражнение «Личностные особенности - ресурс в профессии»
Проводится психогеометрический тест. Участники объединяются в группы по первой выбранной фигуре.
Каждая группа готовит ответы на вопросы:
1) Как качества-характеристики вашей геометрической фигуры проявляются в профессии педагога?
2) Какие профессии могут в наибольшей степени подойти для учащихся с такими качествами? Рассмотрите это на примере своих учеников.
Обсуждение:
· Какие личностные качества вы чувствуете или лучше почувствовали сейчас в себе как ресурс вашей профессии?
· Как помогает диагностика в профориентационной деятельности педагога?
10. Анкета «Формы и методы профориентационной работы: «умею» и «хочу научиться»
1) Из списка выделите те формы профориентации, которые у вас лучше всего получаются в работе с учениками, и вы готовы поделиться со своими коллегами:
-классные часы
-проектные технологии
-экскурсии в вузы и организации
-встречи с профессионально состоявшимися людьми
- стенды
2)Назовите методы, приёмы, техники, которые вам хорошо помогают в профориентационной работе. Чем вы готовы поделиться с коллегами?
3)Чему вы хотели бы сами поучиться у своих коллег?
4)Каковы ваши ожидания в профориентации от педагога-психолога? От педагога-организатора?
Анкетирование завершается обсуждением ответов каждого участника и выявлением «банка компетентностей», а также составлением листа приоритетных запросов к педагогам-психологам и педагогам-организаторам.
В завершение задается вопрос: «Насколько, как вы считаете, наше сотрудничество сделает профориентационную деятельность более эффективной?»
11. Подведение итогов
Снова произнесите по кругу фразу «Я – профориентатор».
Что вы чувствуете и думаете сейчас, произнося эти слова? Как изменилось отношение к роли профориентатора в целом?
12. Диагностика настроения. Ритуал прощания.
Литература
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.
2. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М.: Академия, 2005.
3. Резапкина Г.В. Развитие профессионального самосознания учителя //Вестник практической психологии образования. 2011. №1. С. 105-118.
4. Резапкина Г.В. Развитие профессионального самосознания учителя //Вестник практической психологии образования. 2011. №2.С.92-102.
5. Резапкина Г.В. Развитие профессионального самосознания учителя //Вестник практической психологии образования. 2011. №3.С.88-97.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом МО РФ от 17 декабря, 2010 г. № 1897.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден Приказом МО РФ от 17 мая, 2012 г. №413.
8. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Академия, 2005.