Этнопсихологические тайны чувашской легенды «Девушка на Луне»

Андреева Н.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного образования Чувашского республиканского института образования

 

Народная сказка несёт в себе мировоззрение, культуру своего народа. Она развивает и воспитывает человека, передавая ему самое сокровенное и характерное для нации. К примеру, чувашские народные легенды, мифы и сказки недирективно, метафорично внушают слушателям и читателям модели поведения, особенности характера и способностей, потребности, ценности, убеждения, верования, жизненные сценарии, смыслы и миссии, свойственные чувашам. Интересно, какую воспитательно-развивающую программу содержит в себе чувашская народная легенда «Девушка на Луне» – одна из самых известных, объясняющая пятна на ночном светиле? Как Вы считаете, что она отражает, какие мотивы поведения и мировоззрения героини? Испытание девушки на мастерство (от коммуникативного до жизненного) и её психологическую инициацию (посвящение)? Отголоски матриархата (власти матерей) и культ мачехи? Гибель падчерицы из-за злой-презлой мачехи-колдуньи? Несчастный случай? Греховный суицид (самоубийство) девушки? Высокую духовность, чистоту девушки и её вознесение к богам в небеса? Её переход – возврат в страну вечных прообразов (первообразов, архетипов)? Проявление инстинкта смерти (Танатос) человека в форме аутоагрессивного поступка? Феномен социально-психологической дезадаптации личности в виде аутодеструктивного (саморазрушительного, самоустраняющего) поведения? Чувство или комплекс неполноценности личности? Такую этническую особенность чувашей, как приверженность к цивилизации ненасилия: отсутствие агрессивности,  покорность, уступчивость, смирение, отсутствие стремления возвыситься и господствовать над другими, робость, кротость, скромность, безмерную терпимость? Отсутствие у тихой, безропотной девушки воли к превосходству над тёмными силами (над колдуньей и ведьмами)? Или, наоборот, яркое проявление силы воли и духа девушки в форме внутреннего протеста и нарушения табу (священного запрета), наложенного на суицид? Пример эскапизма, то есть ухода молодёжи в виртуальный, иллюзорный мир от трудностей и проблем реальной жизни? Стратегию убегания от реальности (по типу «20 способов убежать от реальности»)? Мифическое объяснение лунных пятен? Что-то ещё –  что именно?

Статью в полном варианте читайте здесь

http://chuvpsy.ru/index.php/psikhologam/nauchnye-materialy/stati/422-etnopsikhologicheskie-tajny-chuvashskoj-legendy-devushka-na-lune

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить