Этнопсихологические тайны чувашской легенды «Девушка на Луне»

Андреева Н.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного образования Чувашского республиканского института образования

 

Народная сказка несёт в себе мировоззрение, культуру своего народа. Она развивает и воспитывает человека, передавая ему самое сокровенное и характерное для нации. К примеру, чувашские народные легенды, мифы и сказки недирективно, метафорично внушают слушателям и читателям модели поведения, особенности характера и способностей, потребности, ценности, убеждения, верования, жизненные сценарии, смыслы и миссии, свойственные чувашам. Интересно, какую воспитательно-развивающую программу содержит в себе чувашская народная легенда «Девушка на Луне» – одна из самых известных, объясняющая пятна на ночном светиле? Как Вы считаете, что она отражает, какие мотивы поведения и мировоззрения героини? Испытание девушки на мастерство (от коммуникативного до жизненного) и её психологическую инициацию (посвящение)? Отголоски матриархата (власти матерей) и культ мачехи? Гибель падчерицы из-за злой-презлой мачехи-колдуньи? Несчастный случай? Греховный суицид (самоубийство) девушки? Высокую духовность, чистоту девушки и её вознесение к богам в небеса? Её переход – возврат в страну вечных прообразов (первообразов, архетипов)? Проявление инстинкта смерти (Танатос) человека в форме аутоагрессивного поступка? Феномен социально-психологической дезадаптации личности в виде аутодеструктивного (саморазрушительного, самоустраняющего) поведения? Чувство или комплекс неполноценности личности? Такую этническую особенность чувашей, как приверженность к цивилизации ненасилия: отсутствие агрессивности,  покорность, уступчивость, смирение, отсутствие стремления возвыситься и господствовать над другими, робость, кротость, скромность, безмерную терпимость? Отсутствие у тихой, безропотной девушки воли к превосходству над тёмными силами (над колдуньей и ведьмами)? Или, наоборот, яркое проявление силы воли и духа девушки в форме внутреннего протеста и нарушения табу (священного запрета), наложенного на суицид? Пример эскапизма, то есть ухода молодёжи в виртуальный, иллюзорный мир от трудностей и проблем реальной жизни? Стратегию убегания от реальности (по типу «20 способов убежать от реальности»)? Мифическое объяснение лунных пятен? Что-то ещё –  что именно?

 Думаю эта легенда, к сожалению, транслирует деструктивные, жизнеисчерпывающие, не жизнеутверждающе-созидающие установки, поскольку земная девушка, не выдержав мощных, опасных испытаний, несчастная и одинокая, перешла в иной – верхний, лунный мир, ушла в безвоздушное, безжизненное пространство. Вынужденно, не совсем по своей воле, но ушла. Конечный результат её судьбы напоминает завершение земной жизни русской народной Снегурочки: «Снегурочка побежала за подружками и стала прыгать через огонь, вдруг потянулась она вверх лёгким паром, свилась в тонкое облачко, растаяла и полетела в высоту поднебесную» [5, с.6].

Суицид (лат. «suicaedere» – убивать себя) – умышленное, намеренное лишение себя жизни. Девушка из чувашской легенды не хотела убивать себя, напротив, она взмолилась: «Не дай погибнуть, ясный месяц!» [7,с.18]. Но какие реальные результаты и последствия получила её мольба? «Луна услышала мольбу девушки, засияла ещё сильней и на своих лучах подняла девушку с вёдрами с коромыслом к себе. Теперь ведьмам до неё было уже не дотянуться». Да, земные ведьмы оставили её в покое, девушка возвысилась над ними (это текст, явный смысл – «по писаному»). Однако у неё не остались земные шансы встретить любимого человека, выйти за него замуж, родить детей и хранить семейное счастье, приумножая народную, общечеловеческую мудрость и счастье. Следовательно, с точки зрения жизненных ценностей и перспектив девушка всё потеряла, совершив непреднамеренный суицид (это подтекст, скрытый смысл – «по неписаному»). Хотя, надо заметить, с точки зрения вечности она осталась жива в памяти людей, а именно в памяти чувашского народа, превратившись в легенду; но в деструктивную – без счастливого конца и укреплённой веры в добропобедность. Таким образом, в чувашской народной легенде «Девушка на Луне» имеется существенное противоречие между метафоричным, романтично-красивым текстом и подтекстом, имеющим отношение к реальной жизни.    

Понятие «суицид» многолико; оно является не только личностным феноменом, но и социальным, этническим, историческим, антропологическим, философским, психолого-педагогическим, медицинским, юридическим, религиозным, геологическим, др. Существует взаимосвязь между аутодеструктивным поступком тихой, работящей девушки-красавицы и микросоциальными условиями, в которых она жила (со злой-презлой колдуньей, которая постоянно ругала, изводила непосильной работой, стремясь во что бы то ни стало погубить её), а также окружением, в котором девушка оказалась (в ясную, морозную, глухую полночь с полнолунием у реки с прорубью, где со всех сторон окружали страшные ведьмы, носившиеся вокруг на помелах и мялках, протягивая костлявые руки, щёлкая железными зубами, желая её растерзать). Получается, вынужденный суицид девушки на Луне – это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. И непреднамеренным самоубийством являлся уже её первый недальновидный, неосторожный поступок – безропотное согласие на ночную «прогулку» к речке за водой. Непреднамеренное самоубийство, в основе которого также лежали неведение и пренебрежение опасностью, и её второй поступок – обращение за помощью к месяцу (точнее, к полной луне), а не к земным помощникам (к вёдрам с коромыслом, нательному крестику, оберегу, др.) или к своим внутренним ресурсам (к здоровому инстинкту самосохранения, например).

Согласно теории Эмиля Дюркгейма существует четыре вида суицидов [9]. Большинство суицидов эгоистичны. Саморазрушение в этом случае объясняется тем, что человек  чувствует себя отчуждённым и разъединённым с обществом, семьёй, друзьями. Существует также аномическое (франц. «anomie» – беззаконие, безнормность) самоубийство, которое возникает, если человек терпит неудачу в адаптации к серьёзным социальным изменениям и новым для него стандартам жизни. Фаталистическое самоубийство возникает вследствие чрезмерной общественной регламентации, то есть излишнего контроля общества над человеком. Следующий вид – альтруистическое самоубийство, при котором авторитет группы над человеком является столь большим и значимым, что он теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой на благо общества. Считаю, постоянное доминирование агрессивной мачехи-колдуньи над тихой, ведомой падчерицей, вне всякого сомнения, способствовало потере личностной идентичности и возникновению позиции жертвы у последней. Имеет важное значение, кем себя считала падчерица в глубине души и как она отвечала на рефлексивный вопрос: «Кто я?». Судя по признакам её альтруистического поведения, завершившегося непреднамеренным самоубийством, глубинные, сокровенные, не до конца осознаваемые ответы этой девушки вряд ли были бы жизнерадостными и уверенными в себе, хотя  внешне, на социальном уровне она была «…Всё такая же красивая да пригожая. Заговорит – словно жаворонок запоёт, улыбнётся – будто ясным солнышком всё кругом осветит. Всем нравилась красавица, все её любили». И окружающий мир девушка воспринимала позитивно, соответственно относилась к нему – «Любуясь лунным сиянием, девушка спустилась к проруби». Так, имелись существенные различия в осознаваемых и неосознаваемых мотивах её поступков; словно видимые мотивы действовали по принципу «Я добрая и хорошая», скрытые – «Я слишком добрая и хорошая, чтобы защищать себя от мачехи-колдуньи», потенциальные – «Я могла быть лучше, если бы не ведьмы». А ведь хорошо известна та роль, которую играют в процессах принятия решения, особенно в трудных или даже критически важных жизненных ситуациях, эмоционально-волевые факторы и мотивация личности. В данном случае «дуб как будто хорош, но с дуплом» («юман аван та, варри хăвăл»).

В целом, самосознание («Я-концепция») человека играет важную роль в адаптации личности к социальной среде, особенно в осложнённых условиях конфликтов, стрессов, фрустраций. Ведь от самосознания в значительной степени зависит выбор стратегии адаптации в сложных ситуациях. Так, переходит ли человек в наступление или покидает «поле боя» или пассивно приспосабливается к ситуации, продолжая оставаться в ней, помимо других факторов, определяется и тем, кем он себя считает, какие способности, силы видит и чувствует в себе по сравнению с другими людьми. Как известно, эта девушка покинула «поле боя» с помощью Луны, выбрав из основных стратегий поведения в конфликтной ситуации избегание – не соперничество, сотрудничество, компромисс или приспособление.

Касаясь вопроса о самоубийстве, Карл Юнг указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению [10]. Оно может стать важной причиной смерти от собственных рук. Люди не только желают уйти от невыносимых условий настоящей жизни, совершая самоубийство. Кроме этого, они, сами того не осознавая, торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери – по типу «Мама, роди меня обратно!». Зачем? Затем, что только после этого превратятся в детей, вновь рождённых в безопасности. Девушка из легенды своей мольбой «Не дай погибнуть, ясный месяц!» будто бы на самом деле просит: «Мать Луна, забери меня для перерождения!»

Конечно, жизненно необходима была её личностная трансформация: из пассивной в активную, из отверженной в предпочитаемую, из наивной в умудрённую, из слабой в сильную – в целом, из жертвенной альтруистки в победительницу со здоровым эгоизмом, точнее, с развитым чувством собственного достоинства и умением отстаивать себя. Но ценой ли жизни была необходима данная трансформация в высших целях? Естественно, нет. Возможно, было достаточно эгоцида – символического суицида, то есть принесения в жертву неэффективного эго (неэффективного Я) [4, с.110]. К сожалению, девушка-легенда на тот момент оказалась психологически незрелой и неготовой к переходу из одной жизненной стадии в качественно другую из-за негативных семейных условий, в которых жила-была, личностно развиваясь и формируясь. Она приобрела серьёзные проблемы, неэффективные установки и неуспешные стратегии. А потому, оказавшись в критической ситуации сильнейшего, смертельно опасного испытания, девушка испытала ужас («Сняла с коромысла вёдра, наклонилась, чтобы зачерпнуть воды, а когда выпрямилась – в ужасе отшатнулась: со всех сторон её окружали страшные ведьмы») и выбрала не прогрессивные, но регрессивные способы поведения. И её суицид – это крайняя форма регрессии – защитного механизма, являющегося формой психологического улаживания конфликтной, тревожно-ужасной ситуации, когда девушка бессознательно прибегла к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, поскольку они казались ей гарантирующими защиту и безопасность, как в раннем детстве.

Послушность, нерешительность, конформность, зависимость, пассивность, ведомость, покорность, уступчивость, застенчивость, беспомощность, жертвенность в сочетании с благородством – такова система ценностей и образцы успешного поведения девушки на Луне. В то время как безжалостность, агрессивность, служение злу, двойственность, обман, провоцирование девушки на самоубийство, независимость, лидирование, доминирование, властность, упорность, неотступность – ценности и паттерны успешного поведения мачехи-колдуньи, ведьм. Закономерно, что в подобной противоречивости и явной противоположности ценностных ориентиров реакции девушки у реки (действия, поступки) были неадекватными и не соответствовали стимулам (ситуациям, другим персонажам). Она использовала неэффективные способы преодоления трудностей и достижения цели – защитить себя и остаться в живых, – потому-то её индивидуальный путь к успеху на самом деле обернулся путём к неуспеху – фиаско.

А надо было действовать на основе установки «Чтобы иметь то, что никогда не имела, нужно делать то, что никогда не делала: прямо здесь и сейчас». Ведь в кризисной ситуации человеку следует принимать важные решения, касающиеся его дальнейшего развития, целей жизни, идентификаций, поскольку от этих решений зависит его судьба, структура его характера. Встретившись с ведьмами, девушка будто бы встретилась с собой для произведения переоценки своих ценностей таким образом, чтобы сохранить и даже укрепить свою положительную «Я-концепцию». Известно, что такая самоконфронтация полезна для психического роста и созревания. Получается, мачехино смертельно опасное задание-испытание было просто необходимо этой девушке, чтобы начать проявлять, наконец, активность и смелость, спонтанность и естественность, лидирование и компетентность, волю к жизни и победе над тёмными силами. Каким способом? Любым, подходящим для преодоления смертельно опасных трудностей – хитрость, прямая агрессия и нападение на врага, использование волшебных и реальных предметов, помощников, обращение к Богу, Ангелу-Хранителю и т.п. А можно было действовать гениально просто – не доводить ситуацию до критической точки у реки с помощью решительного и аргументированного отказа пойти за водой куда бы то ни было в полночь.

В современной России высока смертность от самоубийств. По мнению Всемирной организации здравоохранения, превышение порога 20 случаев самоубийств на 100.000 населения указывает на чрезвычайную ситуацию в обществе. У нас этот показатель среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет в 2006 году составлял 21,55. Суициды отмечались даже у 5-летних детей [6,с.17]. По данным Генпрокуратуры 2010 года 62% всех самоубийств несовершеннолетних были связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих [12].  По статистическим данным ООН 2012 года Россия занимала 1-е место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков; 1-е место в мире по количеству самоубийств среди пожилых людей; 127-е место в мире по показателям здоровья населения и 182-е место по уровню смертности среди 207 стран мира [11]. Цифры – «говорящие» и даже «кричащие», явно подающие сигналы SOS. Актуальная картина текущего года вряд ли существенно изменилась. В России до сих пор нет национальной программы защиты населения от самоуничтожения. А ведь жизнь и здоровье человека – этнические ценности как русского, так и чувашского народов. Это общечеловеческие, непреходящие, бытийные ценности.

И потому, во-первых, учитывая национально-культурные, общественные условия, в которых осуществляется современный образовательный процесс, во-вторых, действуя здоровьесберегающе и жизнеутверждающе по профессиональному принципу «не навреди», педагогам и психологам Чувашской Республики предлагаю вести целенаправленную просветительскую, воспитательную, коррекционно-развивающую и профилактическую антисуицидальную работу с обучающимися на основе известной чувашской легенды «Девушка на  Луне» в направлении совместного поиска и нахождения оптимально конструктивных, положительных, эффективных решений в сложных, конфликтных, кризисных, критических, «тупиковых» жизненных ситуациях. Необходимо переписать деструктивный жизненный сценарий «девушки на Луне» с депрессивной, самоуничижающей позицией Я «–» Ты «+» [1, с.207]. Каким образом? К примеру, помочь ей остаться в живых на Земле или вернуться на Землю после успешных лунных испытаний. А ещё можно  помочь ей найти оптимальные решения с опорой на другие чувашские народные легенды, мифы и сказки, которые являются альтернативными вариантами развития жизненного сценария. Это «Мудрая девочка», «Красавица Плаги» [7,с.168-169; с.217-218], «Дед, баба и луна» [2], отражающие успешную социализацию и инициацию – благополучный переход героини из одной жизненной, возрастной стадии в другую: от девочки к девушке, от девушки к женщине, от женщины к пожилой женщине. Именно в таком случае образ ущербной «девушки на Луне» действительно будет соответствовать образу победительницы – настоящей, хорошей, совершенной чувашки и успешного человека, а также «собой писаной красавицы» и имени «Пинеслу», что означает «имеющая тысячи достоинств». И это станет позитивным психолого-педагогическим образцом ценностно-нравственного самоопределения личности в условиях духовной растерянности и общей неопределённости в России.

Для решения обозначенных задач с педагогическими работниками, повышающими квалификацию в Чувашском республиканском институте образования, проводятся сказкотерапевтические занятия. В качестве примера предлагаю один из вариантов подобного занятия.

 

«Девушка на Луне»: групповая драматизация легенды

Цели и возможности применения. Занятие способствует поиску и нахождению оптимального решения в экстремальной ситуации, а также служит профилактике суицидального поведения.

Процедура.

1.  «Разогрев»: ведущий группы проводит упражнения по активизации мифологического сознания и духовно-нравственного потенциала участников с целью настроя на сказку и входа в сказочную страну.

2. Ведущий читает легенду «Девушка на Луне», участники сопереживают героине.

3. Каждый член группы по желанию выбирает главные или второстепенные, одушевлённые или неодушевлённые сказочные образы из легенды «Девушка на Луне», опираясь на принципы: «сказочный персонаж похож на меня» и «сказочный персонаж совсем не похож на меня».

4. Участники пространственно обозначают места сказочных действий. Для идентификации со сказочными персонажами в кругу называют свои образы: «Я – падчерица», «Я – мачеха», «Я – Луна», «Я – ведьма», «Я – речка» и так далее, могут использовать необходимые атрибуты.

5. Осуществляется драматизация легенды, то есть сказочные персонажи проживают традиционный сюжет в телесном и эмоциональном планах, используя спонтанные реплики и поведенческие модели.

6.  Ведущий группы даёт установку на творческий подход к народной легенде, то есть участникам следует поменять традиционный сюжет на новый по собственному самоощущению и самочувствию, начиная со встречи девушки с ведьмами у реки. Главное – новый сюжет должен быть ориентирован на обязательное сохранение жизни девушки на Земле.

7.  Участники озвучивают свои эмоции, чувства, телесные ощущения и, в целом, полученный опыт в ходе взаимодействия с другими сказочными персонажами на основе традиционного и нового сюжетов. Ведущий помогает группе проанализировать индивидуальные и групповые результаты сказкотерапии (для объективности анализа можно использовать видеосъёмку обоих вариантов  драматизации).

Примечание 1. В случае гетерогенной группы, когда имеются участники женского и мужского пола, данное занятие можно проводить на основе Лунарного мифа, объясняющего возникновение пятен на Луне, «Азан и Пинеслу» [8,с.142-146], который по своему сюжету близок легенде «Девушка на Луне».

Примечание 2. Групповую драматизацию можно осуществлять на основе авторской сказки Ивана Мучи «Тавăрпи» [3], также являющейся Лунарным произведением, в данном случае с образом храброй девушки-мстительницы, защитницы Отечества от врагов, пожелавшей тоже подняться на Луну, нежели томиться в плену.

Надо заметить, в народных и авторских сказках имеются образцы успешной или неуспешной социализации и инициации личности. Когда сказка содержит успешную модель, её следует закрепить в ходе сказкотерапевтической драматизации, а когда неуспешную, – её необходимо трансформировать в успешную модель на основе решения и достижения положительных задач, целей. Именно таким образом участники вместе со сказкотерапевтом, сказковедом ищут и находят самые оптимальные, эффективные, успешные варианты поведенческих моделей и закрепляют данный позитив. Например, традиционный сюжет сказки «Девушка на Луне» содержит неуспешный образец инициации героини: мачеха, обнаружив, что падчерица подросла и хороша собой, решает сжить её со свету. Она даёт задание, которое представляет собой смертельное испытание для девушки. Полная Луна «помогает» девушке с ним справиться. Девушка погибает, не состоявшись как женщина, мать. Трансформация и творческое переписывание традиционного сюжета с опорой на позитивные, жизнеутверждающие цели заключается в следующем: девушка остаётся в живых и в перспективе имеет счастливое семейное будущее – благополучно выходит замуж, становится плодоносящей, активной женщиной и инициированной матерью. Для этого ей необходимо решить три важные задачи: во-первых, пройти инициацию, проделав глубокую личную работу; во-вторых, найти, выбрать «своего» мужчину и выйти за него замуж, «умерев» как девушка и «родившись» как женщина; в-третьих, стать и быть посвящённой матерью, счастливой женой.Такова полноценная земная жизнь человека со множеством положительных перспектив. Решению первой значимой задачи – глубинной личностной работе героини и прохождению ею инициации посвящаю авторскую сказку «Лунная Дева» и прошу воспринимать её как естественное, конструктивное продолжение чувашской народной легенды «Девушка на Луне».

 

Лунная Дева

 На Лунном севере, где-то между Морем Холода и Заливом Зноя, стояла печальная Дева с коромыслом и вёдрами. Звали её Сарпиге и было ей шестнадцать лет. Сарпиге чувствовала себя забытой и покинутой всеми на свете. Ей было грустно от одиночества и ещё более одиноко от постоянной грусти-печали в душе. Но всё же она находила в себе силы улыбаться, вспоминая наставления доброй бабушки: «Никогда не переставай улыбаться, внученька, даже когда тебе грустно; кто-то может влюбиться в твою улыбку». Ах, как мудро звучало это теперь для Сарпиге!

C негаснущей тоской смотрела светлоликая красавица на далёкую родную Землю. Как же ей хотелось бегать по зелёной влажной траве! Как мечтала Сарпиге свободно дышать свежим утренним воздухом! Какое бы счастье ощутила она от аромата новоиспечённого хлеба!.. Но вокруг Лунной Девы лежали лишь пыль да каменьё. А ей оставалось только разговаривать с самой собой да петь разные-разные песни.

Хорошо, хоть боги не забыли Сарпиге! Вёдра её были наполнены неиссякаемой чистой водой. Девушка пила живительную воду и становилась ещё краше и милее изо дня в день.

А Лунные дни тянулись медленно и долго, казалось, целую вечность! И в один из таких дней Девушка решила не стоять на месте, но идти вперёд – в надежде встретить живое существо.

Идёт Дева, идёт и видит настоящий земной пряник! Захотела взять его и съесть, но кто-то невидимый тут же начал это делать! От полной неопределённости происходящего внутренний голос подсказал Сарпиге: «Если кто-то ест твой пряник, значит, ты не одинока». «Слава Богу! Уже легче», – подумала Сарпиге и спросила:

– Кто здесь?

– Богиня любви Юраду.

 – Юраду?.. Прости, но зачем ты ешь пряник?

 – Затем, что мне нравятся медовые пряники. Затем, чтобы привлечь твоё внимание и скрасить твоё одиночество, наполнив его смыслом.

 – Да, благодарю тебя, о, вечно юная Юраду! Теперь я не одна на этом свете… –  тихо ответила Лунная Дева.

 – И это всё? Ты счастлива тем, что не одинока? И более тебе ничего не нужно, Сарпиге? – удивилась невидимая богиня любви.

 – Я бы… очень хотела… вернуться на Землю! Но, думаю, что это невозможно…

 – Конечно, это возможно, Сарпиге! Но не раньше того дня, когда придёт твоё время. И – главное – чтобы иметь то, что никогда не имела, тебе нужно сделать то, что ты никогда не делала. Понимаешь?

 – О, да, Юраду, понимаю.

 – Тогда покажи мне твоё понимание. Вот тебе груда мёртвых лунных камней. Сотвори из них живой образ!

 И трудолюбивая Сарпиге взялась за работу, которую никогда прежде не делала. Трудилась она днями и ночами, с подъёмами и спадами, с надеждой и верой. Сначала Девушка думала: «Правильно говорят, что глаза боятся, а руки делают». Позже она ни о чём не думала, только чувствовала и ощущала себя да камни. А потом вдруг озарилась светом истины: «То, что я создаю своими руками – это счастье! Счастье – это то, что я создаю своими руками!» И на поверхности Луны возникло творение девичьих рук. Это были огромные, выразительные глаза, смотрящие на далёкую голубую планету…

– Вижу, образ готов. – Девушка услышала голос Юраду. – Он красив, но не живой. Взгляд остался каменным, сотворённым из мёртвых лунных камней. Эти глаза смотрящие, но не видящие. В них нет ни капли любви, Сарпиге!

 Горько заплакала Лунная Дева, услышав божественную правду. Слёзы текли ручьём, падая прямо на каменное творение. Это были слёзы душевной печали-тоски. И… О, чудо! Каменные глаза ожили! Теперь они тоже плакали горячими слезами вместе с Сарпиге…

 – Чудесно! Сейчас ты готова к новому испытанию, – молвила невидимая богиня. – Вот мёртвая лунная пыль. Создай из неё живой образ, Сарпиге!

Долго ли, коротко ли трудилась красавица неизвестно, но на Луне появился рукотворный образ сердца.

И снова Лунная Дева услышала в ответ: – Да, оно прекрасно! Но где же жизнь в этом сердце? И где же в нём любовь?

Болью отозвались слова богини в сердце Сарпиге. Девушка взяла острый камень и порезала безымянный палец. Капли алой крови пролились на сердце, созданное ею из лунной пыли. И оно ожило, забилось в такт её взволнованного сердца! Великая любовь тотчас проснулась в красавице Сарпиге! Она радостно прошептала: «Я люблю тебя, моё сердце, и останусь вечно преданной тебе!» И тут Дева почувствовала, что не одна. Совсем рядом стояла ослепительная богиня любви Юраду. Она улыбалась ей в лучах искрящегося счастья.

– Милая Сарпиге, твой путь к любви был далёким и долгим. Осталось пройти его до самого победного конца. Преодолей Море Кризисов, окунись в Море Спокойствия и прииди к Морю Ясности. Там мы и встретимся!

Ох, нелёгким оказался Лунный путь от Моря до Моря! Девушка в кровь разодрала свои ноги; её одолевали сомнения и бессилие, терзали страхи и тревоги. Но в эти минуты светловолосая Сарпиге вспоминала свои творения – живые глаза да любящее сердце – и, обновлённая,  снова шла дальше и дальше – вперёд.

 Из Моря Кризисов она вынесла боль израненных ног и радость неожиданных открытий: кризисы – не только смертельные опасности, кризисы – это и благоприятные возможности пройти испытания и стать сильнее. И, проходя испытания в Море Спокойствия, Дева поняла, что мир и покой на душе появляются не от веры в богов, скорее, от веры в себя да в свои силы. А по дороге к Морю Ясности Сарпиге постигла глубокий смысл мудрости «темно бывает перед самым рассветом». Всем сердцем Девушка ясно почувствовала: «Скоро рассвет! Земной рассвет, не Лунный! И это мой рассвет! Душа моя проснулась в ожидании любви!..»

Лучезарная богиня Юраду тут же предстала перед Девой: – Да, Сарпиге, твоё время пришло! Ты прошла семилетние Лунные испытания, и настал день возвращения на Землю. Ты стала сильной и мудрой, готовой к любви и созданию семьи. Теперь ты знаешь и понимаешь то, о чём другие девушки не ведают пока.

Богиня любви протянула Девушке белое полотно, сотканное из Лунного света: – Возьми, Сарпиге, моё Послание и донеси его до девушек Земли. Будь счастлива! Люби и будь любима!

 Богиня исчезла. И перед Лунной Девой появилась дорога из бело-алых лепестков роз! Дорога была широкой да гладкой; протянулась по тёмному небу – от Луны до Земли. Она светилась и переливалась огоньками-звёздочками.

 – Боже, какая красота! Благодарю тебя, о, вечно юная Юраду!

 Встала Сарпиге на эту дорогу да раскрыла полотно богини любви, на котором красным по белому было написано: «Девушки мои драгоценные, не торопитесь замуж и не спешите стать женщиной, женой, матерью. Необходимо время для созревания вашей души и укрепления вашего духа. Эта зрелость наступает в двадцать один – двадцать три года. Дождитесь того, кто предназначен вам судьбой. Он и есть ваш желанный, любимый, родной. Будьте счастливыми! Любите и будьте любимыми!»

Низко поклонилась благодарная Сарпиге и пошла по дороге, ведущей домой.

Какой удивительно прекрасной и завораживающе таинственной была Земля с небесной высоты! У Сарпиге дух захватывало от огней ночных городов и темноты иных просторов. Сердце Девы радостнее и радостнее билось с каждым шагом, приближающим её к рассвету.

В счастливом ожидании дошла Сарпиге до Земли. Но за полметра до её поверхности неожиданно закончилась божественная дорога! Не успела красавица опомниться, как подхватили её сильные, крепкие мужские руки и бережно поставили на землю. Тут и встретилась Сарпиге с любимыми глазами, смотрящими на неё с любовью нежной. А сердце простучало: «Это он!»

           

Литература, Интернет-ресурсы

    1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.: Лениздат, 1992.
    2. Дед, баба и луна (Чувашская народная сказка). – Чебоксары: Чебоксарская типография №1, 1994.
    3. Иван Мучи. Тавăрпи. Юмах. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2005.
    4. Теории личности: познание человека. 3-е изд. /С.Клонингер. – СПб.: Питер, 2003.
    5. 365 сказок на 2009 год. – М.: РОСМЭН, 2008.
    6. Царегородцева С. Шоковая терапия: настало время государственного культивирования детства  // Учительская газета. № 44 от 31.10.2006. С.17.
    7. Чувашские легенды и сказки. Перевод Семёна Шуртакова. – Чебоксары:   Чувашское книжное издательство, 1979.
    8. Юхма М.Н. Легенды и мифы древней Чувашии. – Чебоксары: «Чувашия»,1996.                         
    9. http://socioline.ru/book/emil-dyurkgeim-samoubiistvo-sotsiologicheskii-etyud
    10. http://www.news-asia.ru/view/ks/5401
    11. http://rus-usa.ucoz.ru/index/rekordy_antirekordy/0-30 
    12. http://rapsinews.ru/incident_publication/20120213/260163750.html

 

Статья опубликована

  1. Андреева Н.Н. Этнопсихологические тайны чувашской легенды «Девушка на Луне» //Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. 2014. – № 3. – Режим доступа: http://ppip.idnk.ru/index.php/2011-02-24-13-44-24/9-2011-02-24-12-27-14/-3-2011/551-2011-09-28-06-11-4
  2. Андреева Н.Н. Этнопсихологические тайны чувашской легенды «Девушка на Луне» //Народная школа. – Чебоксары, 2015. – № 6. – С.14-17. //Народная школа. – Чебоксары, 2016. – № 1. – С.37-39.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить