Наши партнёры

22.07.16 - Влияние современных мультфильмов на детей

 

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию


Лидия Владимировна Матвеева, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы «Психология массовых коммуникаций», изучающей проблему воздействия СМИ на психику человека и проблему психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве. Она возглавляет Комиссию по мониторингу за исполнением ФЗ 436 при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте России по правам ребенка. Лидия Владимировна поделилась с «Психологической газетой» своими размышлениями о том, какое воздействие оказывает на психику ребенка популярный мультипликационный сериал «Маша и медведь»:

- Психологи, входящие в экспертную группу, которая оценивает медиапродукцию в соответствии с законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", столкнулись с тем, что не всегда просто достичь согласия с другими специалистами при обсуждении того, какую категорию 6+, 12+, 14+, 16+, 18+ нужно присвоить тому или иному медиапродукту. Проблема возникает при обсуждении художественной ценности продукта и того, какое воздействие он оказывает на психику ребенка. Авторы не всегда могут услышать точку зрения психологов, которые, с учетом возрастной психологии, объясняют долгосрочные последствия воздействия определенной информации на психику ребенка.

Давайте для примера рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал «Маша и медведь». Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Именно этот образ, воплощенный, в том числе, и в искусстве. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?

Давайте немного поговорим о том, что дети видят на экране. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается. В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний - ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям? Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.

Возвращаясь к началу разговора: я хочу подчеркнуть, что проблема правильной сертификации медиапродукции сейчас очень актуальна. Психологи должны, в сотрудничестве с другими специалистами, защищать детей от неконтролируемого медийного контента.

Матвеева Лидия Владимировна
доктор психологических наук, профессор, профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Комментарии к статье на сайте Психологической газеты

Бараева Рита Владимировна
Редко вступаю в полемику, но тут не могу: несколько родителей обратились ко мне поводу этого мультика после таких "анализов" его сути. Какая чепуха! Маша, как и обыкновенный средний современный ребенок эгоцентричен, слишком активен, любопытен и креативен. Медведь - опытный родитель, любящий, оберегающий и не мещающий, терпеливый как воспитатель. Мультик для родителей полезен. А для деток - красивый, радостный, динамичный, предупреждающий о последствиях поступка, показывающий отношения. Так можно любую классическую сказку разобрать по косточкам и запретить как развратно-неправильно-ничего-не несущую. бестолковых родителей не учли: запрещают смотреть детям этот мультик. Спасибо и автору в том числе.
25.05.2016 12:11:05
 
Фомичева Анна Александровна
Рита Владимировна, вы говорите, что Маша - "обыкновенный средний современный ребенок эгоцентричен, слишком активен, любопытен и креативен" и это нормально. А мультик полезен для родителей. Вы думаете, что родители этот мультик смотрят вместо программы "Новости"? Очевидно, что смотрят мультик именно дети. Дети воспринимают мультипликационных героев как ролевые модели. Если мы, предлагая такие модели, тем самым сообщаем ребенку - "будь, деточка, эгоцентричным, это абсолютно нормально!" стоит ли удивляться, что из них потом вырастут эгоцентричные взрослые.
25.05.2016 12:58:14
 
Бараева Рита Владимировна
Зря все же написала. Всего в меру - лучшее мерило во всем. Это про количество времени за теликом и самыми раззамечательными мультфильмами. Родителям бы стоило вместе смотреть, раз уж детки ТАКОЕ! смотрят и доступно объяснять происходящее (в понятийном и моральном поле семьи). Пример для детей - все же Мама, Папа и совсем близкие. В мультфильме есть модели раз - личн - ного поведения. Подражай кому нравится. А мультфильмы с героями без приемлемых половых признаков и вообще человеческих черт, совершающими непонятные (иногда неадекватные) поступки лучше? в "Маше" все же лес лесом, звери на зверей похожи, отношения - уж как выстраиваются... Ну, сколько людей, столько и мнений. Но мне кажется - не оберегание, а объяснения ребенку МИРА, его событий, морали, законов и прочего, вот главное. "Маши" среди детей появляется вовсе не как результат просмотра именно этого мультфильма, увы... Но далее полемизировать нет смысла, как мне кажется.
25.05.2016 13:36:23
 
Бараева Рита Владимировна
Да, спасибо за отклик.
25.05.2016 13:37:21
 
Фомичева Анна Александровна
Я с Вами всецело согласна, что объяснять нужно. К сожалению, практика жизни другая - детям с года просто ставят мультфильмы родители, которые от детей устают. Ставят и уходят заниматься своими делами. Причем это обычные родители, не маргинальные - так поступают очень очень многие. К сожалению, факт.
25.05.2016 17:49:30
 
Чупров Леонид Федорович
Рита Владимировна, слегка сочувствую Вам. Даже Занков и то описал несколько способов сочетания живого слова учителя и наглядности. Почему не помнят этого Ваши оппоненты - не знаю. Вы правы в том, что семья это не "есть и ночевать"(с) ребенка, а чуть большее. Именно в семье задаются эталоны отношений к другим. Именно родители (вспомним В. Маяковского) "Что такое хорошо и что такое плохо". Я Вас поддерживаю. Потому, что Вы правы в этом диспуте.
26.05.2016 12:36:54
 
Селиванова Наталья Борисовна
Ознакомилась с дискуссией по данной теме. Развела руками, а как же разобраться родителям в противоречивых взглядах специалистов? Что же мы родителям предлагаем??? И отметила, то же, что и мультфильм... Поняла, что понятие о нормах поведения ребенка уже размыты и у взрослого человека - "обыкновенный средний современный ребенок". Согласна, что сейчас это "обыкновенно", но необходимо посмотреть перспективу такого "Обыкновенного" поведения... Пример того, что наглядность и слово должны присутствовать, конечно, замечательный. Но слово и наглядность должны нести единый смысл, в противном случае зрительный канал восприятия сильнее. Работаю детским психологом и вижу ОГРОМНОЕ количество проблем у родителе с детьми как поведенческих, соответственно и моральных. Хочется констатировать, что те родители, которые применяют рекомендации о родительской цензуре в информационном мире дошкольника, отмечают, что через месяц поведение ребенка меняется в положительную сторону. Очень жаль, что отказались от опыта , который работал в стране много лет о том, что с экрана необходимо нести добро и правильную модель поведения, а если показывали ошибки, то обязательно и то как их надо исправить.
06.06.2016 00:25:54
 


Обсуждение мультфильма на сайте Психологической газеты

 

Источник

Комментарии   

 
0 #27 abba-trans.com 03.06.2018 18:01
Аренда автобуса в воскресенске

http://abba-trans.com/page/arenda-avtobusa-v-voskresenske/
.
Цитировать
 
 
+1 #26 Надежда 28.08.2016 11:22
"Позитивная свобода состоит в спонтанной активности всей целостной личности человека. ...Пример спонтанности - маленькие дети. Они способны чувствовать и думать на самом деле по-своему, эта непосредственно сть выражается в том, что они говорят, в том, как себя ведут. Я уверен, что та привлекательнос ть, какую имеют дети для большинства взрослых (кроме разного рода сентиментальных причин), объясняется именно спонтанностью детей. Непосредственно сть глубоко трогает каждого человека, если он ещё не настолько мёртв, что уже не способен ощутить её. В сущности, нет ничего привлекательнее и убедительнее спонтанности, кто бы её ни проявлял: ребёнок, художник или любой другой человек".

(Э.Фромм. "Бегство от свободы", 1941)
Цитировать
 
 
+1 #25 Анастасия 24.08.2016 17:05
На мой взгляд, образ Маши при первой встречи с животными не представляет никакой опасности. Поскольку, человек не настолько обратно эволюционировал , чтоб быть рядом. Мы люди, общество представляем для них и опасность и благо (помощь). Им свойственно от нас прятаться, убегать – инстинкт самосохранения. Таковы законы природы. Возьмем к примеру фильм французского режиссера Люка Жаке «Девочка и лисенок».
Динамика м/ф умеренно динамично, в отличии от м/ф «Том и Джерри».
Во-вторых, Маша не выбегает к зверям с ружьем, автоматом, рогаткой… Наоборот, на ее лице игривость, любопытство, загадочность, азарт: «А кто здесь обитает?». Маша как двигатель движения в спокойной лесной самобытной жизни, где каждого обитателя заводит игрой и проказами. Кто-то скажет: «Здесь присутствует назойливость, пренебрежением личным пространством». Тогда где понятие игра – как основной вид деятельности ребенка дошкольника. Игры могут быть не только одиночными, но и сюжетно-ролевыми.
Медведь в образе любящего родителя, но в тоже время Маша вмешивается в личную жизнь медведя. Выход есть, построили индивидуальный домик для Маши, здесь она встречает гостей, занимается делами…
Детский мир как «губка», ребенок впитывает все, что видит и манеры поведения, стиль общения.. Но, мы взрослым, должны донести до ребенка информацию о правилах и нормах поведения в обществе. При этом соблюдая принцип «свободой развивающей личности».
Каждый родитель, должен продуманно, дифференцирован но подходить к выбору м/ф, начиная от просмотра «Ну, погоди!», где волк держит в лапе сигарету…
По сути, так можно и разложить и м/ф «Ежик в тумане», вывернуть на изнанку. Надумал еж ночью отправиться в гости, не сидится дома….
Цитировать
 
 
+1 #24 Наташа Сиврук 23.08.2016 20:32
В последнее время воспитателям детских садов приходится сталкиваться с искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой стороны агрессивность и зашкаливающая демонстративнос ть. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя не управляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат.Наблюдае тся какая - то эмоциональная неразвитость. С самого раннего возраста таких детей "гипнотизируют" голубым экраном. Появившийся мультсериал "Маша и медведь" безусловно на ура был принят многими родителями и дети в восторге. По рассказам родителей дети могут смотреть бесконечно, хотя все серии знают наизусть.
Да существуют разногласия по поводу содержательной части, разыгрываемых сюжетов, образов, действий героев. Хочется акцентировать внимание, коли мы говорим о пользе медиопродуктов для детей, что все решает доза и правильная организация просмотра, с комментарием взрослого. Что бы не страдало здоровье ребенка физическое и психическое. И возможно поведение и поступки детей будут желаемыми.
Цитировать
 
 
+1 #23 Надежда 21.08.2016 13:33
Сегодня вместе с детьми с удовольствием посмотрела по телевизору серии "Репетиция оркестра", "Усатый-полосат ый" и "Один дома". Превосходные! (Дети реагировали спокойно). И не только в моём эмоциональном восприятии, но и в рациональном. По-моему, только эти три серии (из 58, созданных с 2009 года) являются достойными ответами на негативную оценку и критику данного российского мультсериала :)
Его режиссёры, сценаристы - психологичные ребята, а потому их сериал - в развитии (со всеми закономерными + и -). Задорно они прошли путь от "Первой встречи" до "Усатого-полоса того" и даже до "Одного дома". Это, считаю, лонгитюдный мастер-класс для детей от 0 до 12, а также для взрослых, сохранивших "Золотого Ребёнка"! (Наталия, благодарю Вас за зрелую, аргументированн ую точку зрения).
В ходе этого просмотра поняла, что реплику Маши, обращённую Тигру, "Да не борись же ты с ребёнком!" можно рассматривать в качестве обновлённой, усовремененной, в соответствии с новыми реалиями, установки "Спокойствие, только спокойствие. Дело-то житейское!"

Спасибо всем за научно обоснованные мнения! Но это не завершение, а потому обсуждение продолжится, думаю.

Знаю, что многие робеют "научно" выражать своё мнение и "молчат", как Медведь. А если активизировать в себе заводную Машу, то...
(Для чего? У каждого найдётся свой ответ, возможно, осознаваемый не сразу).
Цитировать
 
 
+1 #22 Наталия 13.08.2016 08:54
Так вот, если развитие ребенка шло благоприятно, то в нем сохранен (не подавлен) «Естественный ребенок», сформирован адекватный ситуациям «Послушный ребенок» ( это когда реально нужно дисциплинироват ь себя), далее «Заботливый Родитель» ( помогающий и снисходительный к другому человеку, когда ему реально нужна помощь), «Контролирующий Родитель» (справедливо требовательный) и, наконец, «Взрослый» - умный, рассудительный, ответственный, эффективный в делах, а в целом - мудрый и отвечающий за все ситуативные проявления. В детстве каждому ребенку необходим Заботливый Родитель, который с любовью растит «Золотого Ребенка», и при этом, конечно же, «обозначает границы дозволенного поведения». Этот сложный процесс в своих категориях изложен в работах Э. Берна и его последователей (условные и безусловные поглаживания, явные и скрытые послания).
Очень хорошо это показано у гуманистов-псих ологов, а на русском языке прекрасно изложено Ю.Б.Гиппенрейте р в её книге «Общаться с ребенком. Как?» (умение слушать ребенка, выражать недовольство через «Я-сообщения», 4 зоны разрешений и запретов). И, по-моему, это очень точно уже в художественной форме показано авторами мультфильма «Маша и Медведь».
Видя отрицательную реакцию некоторых психологов-колл ег, педагогов и родителей на этот мультфильм, понимаю, что нужен совместный просмотр его уже не только с детьми, но и со взрослыми, не принявшими ценность «Естественного, Золотого Ребенка».
Цитировать
 
 
+1 #21 Наталия 13.08.2016 08:52
Теперь хочу высказаться о пресловутых стилях взаимодействия взрослых (родителей, педагогов) с детьми, а в терминологии Э.Берна, о коммуникации людей в различных эго-состояниях.
Всё-таки следует различать ситуативное, или коммуникативное эго-состояние, которое проявляется во взаимодействии с другими «здесь-и-сейчас », и личностное эго-состояние, которое составляет структуру личности. Ситуативные состояния проявляются в коммуникациях адекватно или неадекватно, что обусловлено мерой социализации и зрелости личности.
Состояния (и соответствующее поведение) «Ребенок», «Родитель», «Взрослый» формируются, как известно, постепенно в ребенке и именно в этой последовательно сти. У зрелой личности в конечном итоге должно сформироваться состояние «Взрослый», которое уже не только ситуативно проявляется в коммуникациях (адекватно или неадекватно), но и становится Центром управления коммуникации «здесь-и-сейчас », а также деятельности и жизни в целом. По терминологии Надежды, автора эссе «Этнопсихологич еские особенности управления в России или «игры, в которые играют» современные россияне», как я понимаю, это состояние (позиция) называется «Мастер». У других психологов, в том числе у Папуша М. П. (ст. «Что делать с Эриком Берном»- Спасибо, Софья, за ссылку!) эта управляющая структура называется «мета-позиция».
Цитировать
 
 
+1 #20 Наталия 13.08.2016 08:51
Здравствуйте, коллеги! Интересная дискуссия разгорелась по поводу мультсериала "Маша и Медведь", и меня она не оставила равнодушной. По-моему, это замечательный мультсериал, сочетающий элементы уходящего времени и современность, объединяющий разные поколения в проживании событий и в совместных делах и играх. Маша – это "Золотой Ребенок", не задавленный "Контролирующим Родителем" Медведя (слава Богу!) и, с другой стороны, не вытесненный гиперопекающим Заботливым Родителем (тоже слава Богу!). У Медведя, ставшего настоящим старшим другом и даже приёмным отцом Машеньке (согласна, Софья, с вашей аналогией ), ситуативно проявляются и категоричность КР, и детские эмоции обиды, бунта (это - негативные проявления состояния Адаптивного Ребенка). Но в конечном итоге - к концу каждой серии - он возвращается к адекватному, позитивному Заботливому Родителю. Согласна с Надеждой, предлагающей поточнее и повторно просмотреть окончания мультфильмов.
Цитировать
 
 
+1 #19 Софья 11.08.2016 06:19
Предлагаю также изучить внимательно сложную, но интересную, на мой взгляд, статью с говорящим названием "Что делать с Эриком Берном (Послесловие переводчика, чувствующего необходимость превысить свои права и обязанности)" на сайте КОРНИ http://evolkov.net/PorshnevBF/Papush.M.What.do.with.E.Berne.html
Цитировать
 
 
0 #18 Софья 10.08.2016 23:56
Следующий уровень - хотят, но не умеют работать, учиться или (это наше добавление) умеют, но не хотят. Тогда учить и мотивировать соответственно (у Столяренко - популяризация). И только следующий уровень предполагает демократию - хотят и умеют работать, учиться. Есть еще 4 уровень, почитайте кому интересно, что он допускает.
Вывод: Каждый из 3 известных стилей взаимодействия эффективен в определенной ситуации. Плох тот стиль, который является доминирующим при любых условиях.
А учителю и родителям сегодня продолжают активно навязывать только демократический подход... Вот вам и Маша, от которой дети с ума сходят, как сказала моя знакомая про свою дочь. Или их с ума сводят?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить