Наши партнёры

22.07.16 - Влияние современных мультфильмов на детей

 

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию


Лидия Владимировна Матвеева, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы «Психология массовых коммуникаций», изучающей проблему воздействия СМИ на психику человека и проблему психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве. Она возглавляет Комиссию по мониторингу за исполнением ФЗ 436 при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте России по правам ребенка. Лидия Владимировна поделилась с «Психологической газетой» своими размышлениями о том, какое воздействие оказывает на психику ребенка популярный мультипликационный сериал «Маша и медведь»:

- Психологи, входящие в экспертную группу, которая оценивает медиапродукцию в соответствии с законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", столкнулись с тем, что не всегда просто достичь согласия с другими специалистами при обсуждении того, какую категорию 6+, 12+, 14+, 16+, 18+ нужно присвоить тому или иному медиапродукту. Проблема возникает при обсуждении художественной ценности продукта и того, какое воздействие он оказывает на психику ребенка. Авторы не всегда могут услышать точку зрения психологов, которые, с учетом возрастной психологии, объясняют долгосрочные последствия воздействия определенной информации на психику ребенка.

Давайте для примера рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал «Маша и медведь». Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Именно этот образ, воплощенный, в том числе, и в искусстве. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?

Давайте немного поговорим о том, что дети видят на экране. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается. В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний - ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям? Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.

Возвращаясь к началу разговора: я хочу подчеркнуть, что проблема правильной сертификации медиапродукции сейчас очень актуальна. Психологи должны, в сотрудничестве с другими специалистами, защищать детей от неконтролируемого медийного контента.

Матвеева Лидия Владимировна
доктор психологических наук, профессор, профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Комментарии к статье на сайте Психологической газеты

Бараева Рита Владимировна
Редко вступаю в полемику, но тут не могу: несколько родителей обратились ко мне поводу этого мультика после таких "анализов" его сути. Какая чепуха! Маша, как и обыкновенный средний современный ребенок эгоцентричен, слишком активен, любопытен и креативен. Медведь - опытный родитель, любящий, оберегающий и не мещающий, терпеливый как воспитатель. Мультик для родителей полезен. А для деток - красивый, радостный, динамичный, предупреждающий о последствиях поступка, показывающий отношения. Так можно любую классическую сказку разобрать по косточкам и запретить как развратно-неправильно-ничего-не несущую. бестолковых родителей не учли: запрещают смотреть детям этот мультик. Спасибо и автору в том числе.
25.05.2016 12:11:05
 
Фомичева Анна Александровна
Рита Владимировна, вы говорите, что Маша - "обыкновенный средний современный ребенок эгоцентричен, слишком активен, любопытен и креативен" и это нормально. А мультик полезен для родителей. Вы думаете, что родители этот мультик смотрят вместо программы "Новости"? Очевидно, что смотрят мультик именно дети. Дети воспринимают мультипликационных героев как ролевые модели. Если мы, предлагая такие модели, тем самым сообщаем ребенку - "будь, деточка, эгоцентричным, это абсолютно нормально!" стоит ли удивляться, что из них потом вырастут эгоцентричные взрослые.
25.05.2016 12:58:14
 
Бараева Рита Владимировна
Зря все же написала. Всего в меру - лучшее мерило во всем. Это про количество времени за теликом и самыми раззамечательными мультфильмами. Родителям бы стоило вместе смотреть, раз уж детки ТАКОЕ! смотрят и доступно объяснять происходящее (в понятийном и моральном поле семьи). Пример для детей - все же Мама, Папа и совсем близкие. В мультфильме есть модели раз - личн - ного поведения. Подражай кому нравится. А мультфильмы с героями без приемлемых половых признаков и вообще человеческих черт, совершающими непонятные (иногда неадекватные) поступки лучше? в "Маше" все же лес лесом, звери на зверей похожи, отношения - уж как выстраиваются... Ну, сколько людей, столько и мнений. Но мне кажется - не оберегание, а объяснения ребенку МИРА, его событий, морали, законов и прочего, вот главное. "Маши" среди детей появляется вовсе не как результат просмотра именно этого мультфильма, увы... Но далее полемизировать нет смысла, как мне кажется.
25.05.2016 13:36:23
 
Бараева Рита Владимировна
Да, спасибо за отклик.
25.05.2016 13:37:21
 
Фомичева Анна Александровна
Я с Вами всецело согласна, что объяснять нужно. К сожалению, практика жизни другая - детям с года просто ставят мультфильмы родители, которые от детей устают. Ставят и уходят заниматься своими делами. Причем это обычные родители, не маргинальные - так поступают очень очень многие. К сожалению, факт.
25.05.2016 17:49:30
 
Чупров Леонид Федорович
Рита Владимировна, слегка сочувствую Вам. Даже Занков и то описал несколько способов сочетания живого слова учителя и наглядности. Почему не помнят этого Ваши оппоненты - не знаю. Вы правы в том, что семья это не "есть и ночевать"(с) ребенка, а чуть большее. Именно в семье задаются эталоны отношений к другим. Именно родители (вспомним В. Маяковского) "Что такое хорошо и что такое плохо". Я Вас поддерживаю. Потому, что Вы правы в этом диспуте.
26.05.2016 12:36:54
 
Селиванова Наталья Борисовна
Ознакомилась с дискуссией по данной теме. Развела руками, а как же разобраться родителям в противоречивых взглядах специалистов? Что же мы родителям предлагаем??? И отметила, то же, что и мультфильм... Поняла, что понятие о нормах поведения ребенка уже размыты и у взрослого человека - "обыкновенный средний современный ребенок". Согласна, что сейчас это "обыкновенно", но необходимо посмотреть перспективу такого "Обыкновенного" поведения... Пример того, что наглядность и слово должны присутствовать, конечно, замечательный. Но слово и наглядность должны нести единый смысл, в противном случае зрительный канал восприятия сильнее. Работаю детским психологом и вижу ОГРОМНОЕ количество проблем у родителе с детьми как поведенческих, соответственно и моральных. Хочется констатировать, что те родители, которые применяют рекомендации о родительской цензуре в информационном мире дошкольника, отмечают, что через месяц поведение ребенка меняется в положительную сторону. Очень жаль, что отказались от опыта , который работал в стране много лет о том, что с экрана необходимо нести добро и правильную модель поведения, а если показывали ошибки, то обязательно и то как их надо исправить.
06.06.2016 00:25:54
 


Обсуждение мультфильма на сайте Психологической газеты

 

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить