22.07.16 - Влияние современных мультфильмов на детей
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
Лидия Владимировна Матвеева, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы «Психология массовых коммуникаций», изучающей проблему воздействия СМИ на психику человека и проблему психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве. Она возглавляет Комиссию по мониторингу за исполнением ФЗ 436 при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте России по правам ребенка. Лидия Владимировна поделилась с «Психологической газетой» своими размышлениями о том, какое воздействие оказывает на психику ребенка популярный мультипликационный сериал «Маша и медведь»:
- Психологи, входящие в экспертную группу, которая оценивает медиапродукцию в соответствии с законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", столкнулись с тем, что не всегда просто достичь согласия с другими специалистами при обсуждении того, какую категорию 6+, 12+, 14+, 16+, 18+ нужно присвоить тому или иному медиапродукту. Проблема возникает при обсуждении художественной ценности продукта и того, какое воздействие он оказывает на психику ребенка. Авторы не всегда могут услышать точку зрения психологов, которые, с учетом возрастной психологии, объясняют долгосрочные последствия воздействия определенной информации на психику ребенка.
Давайте для примера рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал «Маша и медведь». Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Именно этот образ, воплощенный, в том числе, и в искусстве. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?
Давайте немного поговорим о том, что дети видят на экране. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается. В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.
Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.
Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний - ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.
Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям? Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.
Возвращаясь к началу разговора: я хочу подчеркнуть, что проблема правильной сертификации медиапродукции сейчас очень актуальна. Психологи должны, в сотрудничестве с другими специалистами, защищать детей от неконтролируемого медийного контента.
Обсуждение мультфильма на сайте Психологической газеты
Комментарии
http://abba-trans.com/page/arenda-avtobusa-v-voskresenske/
.
(Э.Фромм. "Бегство от свободы", 1941)
Динамика м/ф умеренно динамично, в отличии от м/ф «Том и Джерри».
Во-вторых, Маша не выбегает к зверям с ружьем, автоматом, рогаткой… Наоборот, на ее лице игривость, любопытство, загадочность, азарт: «А кто здесь обитает?». Маша как двигатель движения в спокойной лесной самобытной жизни, где каждого обитателя заводит игрой и проказами. Кто-то скажет: «Здесь присутствует назойливость, пренебрежением личным пространством». Тогда где понятие игра – как основной вид деятельности ребенка дошкольника. Игры могут быть не только одиночными, но и сюжетно-ролевыми.
Медведь в образе любящего родителя, но в тоже время Маша вмешивается в личную жизнь медведя. Выход есть, построили индивидуальный домик для Маши, здесь она встречает гостей, занимается делами…
Детский мир как «губка», ребенок впитывает все, что видит и манеры поведения, стиль общения.. Но, мы взрослым, должны донести до ребенка информацию о правилах и нормах поведения в обществе. При этом соблюдая принцип «свободой развивающей личности».
Каждый родитель, должен продуманно, дифференцирован но подходить к выбору м/ф, начиная от просмотра «Ну, погоди!», где волк держит в лапе сигарету…
По сути, так можно и разложить и м/ф «Ежик в тумане», вывернуть на изнанку. Надумал еж ночью отправиться в гости, не сидится дома….
Да существуют разногласия по поводу содержательной части, разыгрываемых сюжетов, образов, действий героев. Хочется акцентировать внимание, коли мы говорим о пользе медиопродуктов для детей, что все решает доза и правильная организация просмотра, с комментарием взрослого. Что бы не страдало здоровье ребенка физическое и психическое. И возможно поведение и поступки детей будут желаемыми.
Его режиссёры, сценаристы - психологичные ребята, а потому их сериал - в развитии (со всеми закономерными + и -). Задорно они прошли путь от "Первой встречи" до "Усатого-полоса того" и даже до "Одного дома". Это, считаю, лонгитюдный мастер-класс для детей от 0 до 12, а также для взрослых, сохранивших "Золотого Ребёнка"! (Наталия, благодарю Вас за зрелую, аргументированн ую точку зрения).
В ходе этого просмотра поняла, что реплику Маши, обращённую Тигру, "Да не борись же ты с ребёнком!" можно рассматривать в качестве обновлённой, усовремененной, в соответствии с новыми реалиями, установки "Спокойствие, только спокойствие. Дело-то житейское!"
Спасибо всем за научно обоснованные мнения! Но это не завершение, а потому обсуждение продолжится, думаю.
Знаю, что многие робеют "научно" выражать своё мнение и "молчат", как Медведь. А если активизировать в себе заводную Машу, то...
(Для чего? У каждого найдётся свой ответ, возможно, осознаваемый не сразу).
Очень хорошо это показано у гуманистов-псих ологов, а на русском языке прекрасно изложено Ю.Б.Гиппенрейте р в её книге «Общаться с ребенком. Как?» (умение слушать ребенка, выражать недовольство через «Я-сообщения», 4 зоны разрешений и запретов). И, по-моему, это очень точно уже в художественной форме показано авторами мультфильма «Маша и Медведь».
Видя отрицательную реакцию некоторых психологов-колл ег, педагогов и родителей на этот мультфильм, понимаю, что нужен совместный просмотр его уже не только с детьми, но и со взрослыми, не принявшими ценность «Естественного, Золотого Ребенка».
Всё-таки следует различать ситуативное, или коммуникативное эго-состояние, которое проявляется во взаимодействии с другими «здесь-и-сейчас », и личностное эго-состояние, которое составляет структуру личности. Ситуативные состояния проявляются в коммуникациях адекватно или неадекватно, что обусловлено мерой социализации и зрелости личности.
Состояния (и соответствующее поведение) «Ребенок», «Родитель», «Взрослый» формируются, как известно, постепенно в ребенке и именно в этой последовательно сти. У зрелой личности в конечном итоге должно сформироваться состояние «Взрослый», которое уже не только ситуативно проявляется в коммуникациях (адекватно или неадекватно), но и становится Центром управления коммуникации «здесь-и-сейчас », а также деятельности и жизни в целом. По терминологии Надежды, автора эссе «Этнопсихологич еские особенности управления в России или «игры, в которые играют» современные россияне», как я понимаю, это состояние (позиция) называется «Мастер». У других психологов, в том числе у Папуша М. П. (ст. «Что делать с Эриком Берном»- Спасибо, Софья, за ссылку!) эта управляющая структура называется «мета-позиция».
Вывод: Каждый из 3 известных стилей взаимодействия эффективен в определенной ситуации. Плох тот стиль, который является доминирующим при любых условиях.
А учителю и родителям сегодня продолжают активно навязывать только демократический подход... Вот вам и Маша, от которой дети с ума сходят, как сказала моя знакомая про свою дочь. Или их с ума сводят?
RSS лента комментариев этой записи