Родителям будущих первоклассников
Каждый год первого сентября тысячи первоклассников с замиранием сердца переступают порог школы. Пройдут годы и со временем в душе каждого из них останутся воспоминания о школе. У кого-то они будут светлые и радостные, у кого-то совсем наоборот… Предлагаю поговорить о том, почему школьный след такой разный, и что мы, родители, должны знать и можем сделать для того, чтобы школьные годы оставили в душе нашего малыша теплые воспоминания.
1. «Наш внутренний малыш», или понять истинные причины наших тревог
Для каждого родителя начало школьной жизни сына или дочери - волнительный момент. Перед ним встаёт множество вопросов, требующих решения: что лучше, то, что школа рядом или то, что она престижна; какую программу выбрать; как сложатся отношения ребенка с учителем, с одноклассниками; как он справится с программой или с замком в дверях квартиры и др.
Чаще всего внутренним состоянием родителя в это время руководит невидимый малыш, который сам «прожил школу», имеет свой опыт, свои убеждения, ожидания. Родители, сами того не замечая, стараясь избежать тех проблемных ситуаций, с которыми столкнулись в свое время, навязывают детям свои тревоги, страхи. Например, передо мной сидит мама будущего первоклассника. Она переполнена тревожными эмоциями, готова во всем контролировать, опекать его, чуть ли не сидеть на уроках рядом с сыном. Мне хочется понять, чем вызвана ее тревога: сын активный, любознательный, диагностика показала высокий уровень интеллектуального развития. При беседе выясняется, что ее собственные родители были заняты, не заметили ее трудностей в начале школьной жизни, что сказалось тогда на результатах учебы, а также на ее отношениях с одноклассниками. Маме очень хочется уберечь своего сына от подобных проблем, при этом она не замечает, что навязывает сыну проблемы совсем иного рода, как инфантильность, несамостоятельность, безответственность, неорганизованность…
Итак, если у вас есть страхи, тревоги, связанные со школой - просто необходимо разрешить их со специалистами в области психологии. И помните, у вашего ребенка все проходит по-другому, он самостоятельная отдельная от вас личность, с характерными только для него индивидуальными особенностями, и необязательно, что его школьные трудности будут такие же, как и у вас, они могут быть совсем другого рода.
2. Понимать мотивацию ребенка, стимулировать учебную мотивацию
Как показывает статистика, все дошкольники, за редкими исключениями, хотят «идти в школу». У каждого свои ожидания от изменения статуса дошкольника на ученика: кто-то давно мечтает о красивом портфеле со всеми его принадлежностями как у старшего друга во дворе, а кому-то обещали купить сотовый телефон, кто-то рад, что наконец не придется мучительно ожидать окончания тихого часа в детском саду, кто-то, не имея адекватных отношений со сверстниками, мечтает о новых друзьях, перед которыми можно похвастать своими «крутыми» игрушками и таким образом стать интересным для других, кто-то мечтает о пятерках и медалях, а кто-то хочет много узнать, многому научиться, чтобы получить хорошую профессию…
А вы знаете, почему ваш малыш хочет идти в школу? Можете поговорить с ним и в ходе беседы узнаете о тех потребностях, которые важны для него, реализацию которых он связывает со школой, т. е. вы узнаете о его мотивации.
А теперь ответим на вопрос, почему важно понимать мотивацию ребенка. Этим мы затронем важную проблему готовности детей к обучению в школе.
Учеба в школе будет доставлять удовольствие ученику только в том случае, когда присутствует учебная мотивация, т.е. когда хочется много узнать и многому научиться. Мы сейчас говорим именно про учебу, а не про общение, игры и другие грани школьной жизни, которые несомненно присутствуют и накладывают свой отпечаток на школьные годы.
Что же делать, если мотивация другая?
Во-первых, задуматься над теми проблемами, которые стоят за потребностями ребенка. Например, почему не складываются отношения со сверстниками, почему для ребенка на первый план выходят оценки и медали, может быть он не уверен в безусловной любви близких взрослых, и ему приходится доказывать это право на любовь, или он стал зависим от оценки, от похвалы?
Во-вторых, прививать интерес к самому процессу познания. Как это сделать?
· вместе с малышом открывать «тайны» окружающего мира, вместе удивляться природным явлениям, вместе искать ответы на вопросы в книжках (и дома, и в библиотеках), всеми своими эмоциями демонстрируя, насколько это увлекательно. Неоценимым в этом общении является проживание позитивных чувств: радости и состояния успешности, получаемые в ходе интеллектуального труда, когда в последующем срабатывает желание еще и еще раз прожить эти же чувства.
· использовать знания в повседневной жизни, например, забивая гвоздь молотком, обсудить вопрос о том, почему используется металлический молоток, а не деревянный. При этом, оставив для будущего разрешения загадку о строении, можно сказать: «Секрет строения металла и дерева ты узнаешь подробнее, когда будешь внимательно учиться в школе, когда познакомишься с удивительными науками, как биология, химия, физика»
· строить планы по применению полученных знаний и умений для достижения других целей, например, в профессии, т. е. говорить, о том, «где и для чего будут использоваться, применяться полученные знания и умения».
Таким образом, вы привьете положительное эмоциональное отношение к знаниям как ценности, а также и к самому процессу приобретения знаний.
3. Не оберегать от трудностей, а помочь получить опыт успешного их преодоления. Готовность к обучению в школе – это готовность трудиться.
Наличие учебной мотивации, несомненно, облегчает процесс вхождения ребенка в школьную жизнь, но не гарантирует отсутствия трудностей другого порядка. Нам, родителям, хочется уберечь наших детей от трудностей. А надо ли? Ведь главная задача воспитания детей - это подготовка их к успешной самостоятельной взрослой жизни.
Давайте подумаем, бывают у нас, взрослых людей, проблемы, трудности в работе, в семье, в общении… «Да, да»,- ответит каждый из нас. Жизнь не бывает без проблемных ситуаций, которые то и дело встают перед нами, поэтому важно не их отсутствие как таковых, а отношение к ним. Спокойное, взвешенное отношение, за которым стоит поиск путей решений, а не страх перед ситуацией и не паника. Итак, важно не отсутствие проблем в учебе у наших детей, а накопление опыта успешного их преодоления.
4. Уверенность в возможностях ребенка. Понимание, поддержка.
Для успешного преодоления трудностей, в частности учебных, необходимо понять причины их возникновения. Такими причинами могут быть проблема самоорганизации, проблемы с вниманием, памятью, мышлением, особенности темперамента, индивидуального развития, тревожность и т.д. Понимание причины трудностей и знание путей их разрешения, и, самое главное, уверенность в возможностях, способностях малыша- это залог успеха наших детей в любой области деятельности. Наши дети хотят быть успешными, но веру в себя они черпают из нашей веры в них. Помните, пока еще в этом возрасте уверенность малыша тесно связана и зависима от уверенности родителей в нем, от отношения родителей к его возможностям и способностям.
Иногда нам трудно найти слова поддержки, потому что сами их не слышали в детстве от родителей. Вспомните ситуацию, когда вам нужна была такая помощь со стороны родителей. Подумайте, какие чувства вы тогда испытывали, какие слова близких взрослых хотели бы услышать ,чтобы почувствовать себя в безопасности, сильным и уверенным. Это будут те слова, которых ждут от нас наши дети в минуты затруднений.
5. Научить ребенка брать на себя ответственность за результаты своего труда, способствовать развитию самодисциплины, самоконтроля, самоорганизации.
Но не стоит путать понимание и поддержку с гиперопекой или суперконтролем, в результате которого ребенок теряет инициативу, самостоятельность: самодисциплину, самоконтроль, самоорганизацию, т. е. ответственность за свои обязанности.
Предлагаю ответить на вопрос: Что делать, чтобы облегчить вхождение нашего малыша в школьную жизнь и при этом способствовать его самостоятельности?
1) Организуйте рабочее место для малыша, это место он не должен ни с кем делить и за порядок отвечает полностью сам. Вы, главное, будьте рядом и подскажите в первые 2-3 раза (а может и больше), как это лучше сделать, научите этот порядок поддерживать.
2) С середины августа перейдите на учебный режим дня, прежде всего начинайте со своевременного утреннего подъема, тогда легче будет перейти и на своевременный отбой. Человеку необходимо 3-4 недели, чтобы привыкнуть к чему-либо новому, в том числе и к распорядку дня. Определив примерно время выполнения домашнего задания, предлагайте малышу за рабочим столом самостоятельное занятие, доставляющее ему положительные эмоции, чтобы рабочее место и время выполнения домашней работы к началу учебного года ассоциировались с приятными воспоминаниями.
3) В течение особенно первой учебной четверти приучайте ребенка своевременно, придерживаясь режима дня, садиться за домашнюю работу, чередовать умственную деятельность с физической активностью. Автоматизированный распорядок дня снимет напряжение при организации пока непривычной школьной жизни.
4) Развивая самостоятельность, еще в августе научите разогревать еду, открывать, закрывать квартиру, собирать портфель и т. д., прививайте конкретные необходимые навыки.
5) Заведите правило - доводить начатое дело до конца, таким образом вы будете способствовать воспитанию целеустремленности, организованности, усидчивости.
6) Поддерживайте стремление малыша пробовать свои силы, стремление научиться чему-либо, без страха ошибиться. Этим вы будете способствовать воспитанию решительности, самостоятельности, направленности на успех.
7) Оставьте ребенку право ошибиться, учите спокойно анализировать причины неудач, помогите выработать внутренние критерии к качеству своего труда. Таким образом вы будете способствовать развитию самоконтроля, ответственности. Все мы знаем, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Страх ошибиться отнимает инициативу, «сковывает руки, ноги».
8) Отмечайте у ребенка даже маленькие примеры успешного преодоления возникших трудностей, этим вы будете вдохновлять, придавать силы и веру в себя. Не сравнивайте успехи одного ребенка с успехами другого, это способствует формированию всем знакомого комплекса неполноценности.
9) Способствуйте развитию умения общаться, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Учите обращаться с просьбой, просить и предлагать помощь. Без таких элементарных навыков малышу будет одиноко, а учителю в большом классе трудно сразу понять, в чем нуждается ученик.
10) Продумывайте меню, правильное питание также поможет более эффективно использовать интеллектуальные возможности. Например, дети-сладкоежки часто бывают невнимательными, гиперактивными. Поэтому включайте в меню обязательно рыбу, мясо, творог, яйца, печень, овощи, крупы. Эти продукты необходимы для полноценной работы мозга.
Если коротко, то родителям будущих первоклассников можно сказать следующее:
1. Помните о «Вашем внутреннем малыше», или поймите истинные причины своих тревог.
2. Узнайте мотивацию ребенка, стимулируйте учебную мотивацию.
3. При возникновении трудностей, найдите причины их возникновения и помогите малышу получить опыт успешного их преодоления. Помните, готовность к обучению в школе – это готовность трудиться.
4. Сохраняйте в любых ситуациях уверенность в возможностях ребенка. Он нуждается в вашем понимании и поддержке.
5. Научите ребенка брать на себя ответственность за результаты своего труда, способствуйте развитию самодисциплины, самоконтроля, самоорганизации.
В итоге, хочется поздравить всех родителей будущих первоклассников с замечательным событием. Ваш ребенок взрослеет, у него начинается новый этап в жизни! Счастье иметь детей, радость видеть, как они растут! Поможем своей поддержкой нашим детям стать успешными, уверенными в себе счастливыми людьми. Пусть школа им запомнится увлекательным путешествием в мир знаний и верными друзьями на всю жизнь.
Автор: Софронова Н.В.
Комментарии
Да будет так!
RSS лента комментариев этой записи