Индивидуализированный психологический анализ сказок «Дед, баба и луна», «Как ловили Луну»
Уважаемая Екатерина Михайловна!
На мой взгляд, чувашские народные сказки «Дед, баба и луна», «Как ловили Луну» – альтернативные, земные пути развития жизненного сценария героини популярной легенды «Девушка на Луне» – его оптимистическая и пессимистическая версии. В них девушка предстаёт в образе замужней женщины, дожившей с мужем до старости. Так, героини двух сказок осуществили благополучный переход из одной жизненной, возрастной стадии в другую: от девочки к девушке, от девушки к женщине, от женщины к пожилой женщине – старухе.
Оптимистическая версия сказки – «Дед, баба и луна». Когда старик со старухой пытались с помощью кочерги вытащить из колодца якобы упавшую туда луну, они не смогли это сделать. Однако, увидев в небе настоящую луну, обрадовались, что помогли ей и спасли её (Довольные пошли домой. Стали жить-поживать и добро наживать). В пессимистической версии сказки – «Как ловили Луну» старик со старухой отлетели в разные стороны, потому что кочерга за сруб колодца зацепилась, её деревянный черен оторвался, и кочерга упала в воду (Подымаясь с земли, старик увидел на небе Луну и сказал с досадой и сожалением: – Ах ты шельма! Хотел на стену повесить, чтобы в избе светила, так нет – улетела). Прислушайтесь, пожалуйста, к себе, Екатерина Михайловна, какой сказочный конец Вам ближе.
Таким образом, в сказочном фонде чувашского народа есть жизнеутверждающее продолжение легенды о девушке на Луне, которая не смогла в своё время обрести жениха и счастье в семейной жизни, потому что ушла в мир иной – в небо, на Луну, покинув Землю без борьбы за свою жизнь со злыми, тёмными силами. Это жизнеутверждающее продолжение – две анализируемые сказки. Тем они и прекрасны!
В целом, по-моему, в психоаналитическом смысле сказки «Дед, баба и луна», «Как ловили Луну» рассказывают о том, как старик со старухой совершили символический коитус, то есть занимались любовью (в первой сказке) и сексом (во второй) в скрытой форме, то есть на неосознанном уровне. Для того чтобы увидеть сказочный подтекст, «написанный» невидимыми чернилами между видимых строк, я перевела тексты Ваших сказок на язык психоанализа, создав словарь символов. И вот что в результате получилось.
Словарь символов
Луна олицетворяет женское, а именно женственное, любовное, эротически-сексуальное, не материнское начало женщины.
Вода символизирует целостное (эротическое и материнское) женское начало.
Земля – это женское начало.
Небо – это мужское начало.
Колодец по форме и глубине напоминает женское влагалище, матку.
Кочерга символизирует фаллос – пенис в эрегированном состоянии.
Черен от кочерги также олицетворяет пенис, но без эрекции.
Психологический анализ сказки «Дед, баба и луна»
Чувашская народная сказка «Дед, баба и луна» |
Психоаналитическая версия сказки, называющейся «Дед, баба и любовь» или «Как дед и баба занимались любовью» |
Жили-были дед да баба. Жили они дружно, ладно. |
Жили-были старик со старухой в супружеской любви и гармонии. |
Как-то вечером пошла старуха по воду. Заглянула в колодец и увидела луну… |
Как-то вечером баба ощутила сексуальное влечение и зов тела своего, пожелавшего близости с мужем, его любви и ласки… |
Прибежала в избу, старику рассказывает, что беда – луна в колодец провалилась. |
Запыхавшаяся и смущённая (в её - то немолодом возрасте почувствовать сексуальный позыв – стыд, беда – что люди скажут!), она всё же выразила своё желание мужу, не стала скрывать. Ведь и вправду искренне любили друг друга старик со старухой. |
Старик взял кочергу и вместе со старухой пошёл выручать луну. |
На сексуальный призыв жены старик ответил взаимностью, ощутив эрекцию. |
Опустил он кочергу в колодец, а кочерга возьми и зацепись за сруб. Сломалась кочерга. |
Ввёл фаллос во влагалище, а он оказался спазматически пленённым, и эякуляция наступила слишком быстро. |
А старик со старухой отлетели в разные стороны. Увидел старик на небе луну… |
Поскольку коитус неожиданно быстро закончился, раздосадованный старик посмотрел в глаза старухи и увидел в них не осуждение и досаду, а настоящую любовь и благодарность. И его любовь возвысилась… |
Обрадовались старики, что помогли луне, спасли её и довольные пошли домой. |
Порадовались старики за себя, что занимались не просто сексом, а любовью. Что любят они друг друга по-настоящему: и телесно, и душевно. |
Стали жить-поживать и добро наживать. |
Тем и мудры, счастливы в жизни. |
Психологический анализ сказки «Как ловили Луну»
Чувашская народная сказка «Как ловили Луну» |
Психоаналитическая версия сказки, называющейся «Как занимались сексом» |
В одной маленькой глухой деревушке жили старик со старухой. |
В одной маленькой глухой деревушке жили старик со старухой. |
Как-то в день Пасхи, под вечер, старуха пошла набрать воды из колодца. Заглянула в колодец и увидела в нём Луну. |
Как-то в день Пасхи, под вечер, когда пост, воздержание и скудность повседневных связей переходит в праздничную щедрость, старуха ощутила сильное сексуальное желание. |
Удивилась старуха тому, что Луна сошла с неба и в колодец упала, испугалась и побежала в избу старику рассказывать. |
Из-за привычно пониженного либидо по причине пожилого возраста, старуха удивилась этому пробуждению своей сексуальности и даже испугалась. Но подавлять или скрывать её не стала, выразила мужу своё желание. |
Старик взял кочергу и вместе со старухой вышел ловить Луну. |
На сексуальный призыв жены старик ответил стойкой эрекцией, и они занялись сексом. |
Опустил он кочергу в колодец, дёрнул, а кочерга возьми да за сруб зацепись. |
Старик ввёл фаллос во влагалище, начал половой акт. Но он оказался спазматически пленённым. |
Тянут-потянут вместе со старухой – никак вытащить не могут. Поднапряглись из последних сил, и тут деревянный черен оторвался от кочерги, кочерга упала в воду, а старик со старухой отлетели в разные стороны. |
|
Подымаясь с земли, старик увидел на небе Луну и сказал с досадой и сожалением: – Ах ты шельма! Хотел на стену повесить, чтобы в избе светила, так нет – улетела. |
Старик с досадой и сожалением сказал: – Ах ты шельма! Хотел совершить полноценный половой акт как настоящий мужик. Да видно наше время вечно живого секса, увы, ушло. |
Н.Н.Андреева, психолог-консультант, сказкотерапевт, член Чувашского регионального отделения Федерации психологов образования России, кандидат педагогических наук, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.