Психолого-педагогическое сопровождение детей от 1года до 3 лет с описанием совместного занятия с детьми и родителями

 

Николаева О.В.

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №96» г. Чебоксары,

1 место в Республиканском конкурсе «Педагог-психолог года Чувашии – 2013»

 

В  возрасте 1,5-3 года ребенок впервые переступает порог дошкольного учреждения. Первое посещение детского сада – главное событие в жизни ребенка. Оно связано с кардинальными изменениями социального контекста – ребенок попадает из семьи в совершенно другую среду – группу детей-сверстников, активность которых регулируют один-два взрослых. Общеизвестно, что степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Поэтому оптимизация процесса адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения является одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогами ДОУ. Под адаптацией принято понимать приспособление организма к новым условиям среды. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения становится настоящим испытанием не только для ребенка, но и для членов его семьи. В последние годы наблюдается рост факторов, осложняющих адаптационный период. Среди них, патология беременности и родов, частые соматические и хронические заболевания ребенка, вредные привычки и характерологические особенности родителей, характер межличностных отношений в семье, неправильный режим дня и т.д. Именно поэтому подготовку к поступлению в дошкольное образовательное учреждение считаю необходимо проводить не только с детьми, но и с родителями. В нашем детском саду  был разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих условия для успешной адаптации посредством объединения усилий семьи и педагогов.

Цель: эмоциональное благополучие детей в период адаптации к детскому саду

Задачи:

1.      Способствовать успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, формировать положительный настрой на посещение дошкольного образовательного учреждения.

2.      Повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

3.      Способствовать установлению партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями будущих воспитанников на основе субъектной позиции социального партнерства.

Ожидаемые результаты:

1.      Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.

2.      Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

3.      Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

4.      Ослабление адаптационного синдрома при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

Этапы:

1.    Диагностический.

Цель: выявление детей с трудностями адаптации и выявление причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность.

Задачи:

  •      Определение уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению;
  •   Организация коррекционно-развивающей среды для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период;
  • Определение динамики адаптационных возможностей через систему комплексных занятий по данной программе;
  •  Обеспечение методической и практической поддержки родителей и педагогов.

В начале каждого учебного года  проводится индивидуальное консультирование и анкетирование родителей  вновь поступивших детей по определению прогноза степени готовности  ребенка 1,5-3 лет к дошкольному учреждению и предполагаемого течения процесса адаптации к условиям группы, детского сада и новой ситуации социального взаимодействия в целом. В течение всего периода проводится анализ течения процесса адаптации ребенка с помощью наблюдения, результаты которого фиксируются в листах адаптации. Нами используется несистематическое, сплошное, включенное наблюдение, которое позволяет увидеть полную картину поведения детей в группе, одновременно фиксировать различные стороны их поведения и эмоциональных реакций и быть активным участником совместных действий с детьми.  Анализ содержания анкеты, материалов психологического консультирования и наблюдения дает возможность:

- выявить те факторы в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка (например, патология беременности, родов, травмы, перенесенные заболевания, низкий уровень развития общения).

- получить данные о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит педагогам эффективно построить взаимодействие с ребенком, исходя из его индивидуальных особенностей, и это достаточно актуально не только в период адаптации. 

На этом этапе проводятся семинары с родителями и педагогами, направленные на оптимизацию совместных усилий, связанных с прохождением адаптации детей к детскому саду. В ходе совместных встреч  рассматривается согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в семье и детском саду («Адаптация детей и взаимодействие МБДОУ с семьей», «Чтобы сад был в радость»).

2.         Коррекционно-развивающий.

Цель: реализация профилактических, развивающих и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации.

Задачи:

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
  • Создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

С момента поступления ребенка в дошкольное учреждение и на протяжении всего периода адаптации проводится профилактическая работа на снятие напряжения и создания оптимальных условия для эмоционального благополучия детей в детском саду. Нами был разработан комплекс занятий, направленный на снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, развитие внимания, восприятия, речи, воображения, развитие игровых навыков, произвольного поведения. При составлении занятий были использованы материалы книги Ларечиной Е.В. «Развивающие занятия для родителей и детей» [2011]. Занятия проводятся  в первые три месяца - сентябрь-ноябрь - два раза в неделю, согласно годовому плану психолога, реализуются через групповую и подгрупповую форму работы с детьми. При необходимости занятия проводятся в течение полугода, так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации.

В ходе работы с детьми используются приемы психогимнастики, пальчиковые и подвижные игры,  телесно-ориентированные  упражнения. В сюжет каждого занятия обяза­тельно включаются упражнения на эмоции и эмоциональ­ный контакт. Особое внимание при работе с детьми раннего возраста уделяется использованию сказкотерапии. Показ сказок на проблемную тематику и обсуждение сюжетов просмотренных сказок позволяет детям определить модель поведения и найти выход из проблемной ситуации, обогащает эмоциональную сферу ребенка,  обучает позитивному восприятию себя и другого человека.

 Особое внимание уделяется работе с детьми и их семьями, имеющими трудности адаптации к детскому саду. На базе детского сада создан  детско-родительский клуб «Вместе с мамой», который посещают дети и родители с трудностями в адаптации к детскому саду. В основу занятий была взята программа Ларечиной Е.В. «Счастливый малыш» [2011].

Цель деятельности клуба: создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка, эмоционального благополучия в период адаптации к детскому саду. В виду того, что одной из причин трудностей в адаптации ребенка к детскому саду является непонимание родителями процессов воспитания и  обучения ребенка в детском саду, сомнения родителей в необходимости для ребенка пребывания в детском саду, отсутствие гармоничных эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком,  в ходе совместных занятий с детьми и родителями решаются следующие задачи:

-  Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, объединение усилий для развития и воспитания детей;

-  Формирование положительного настроя на пребывание ребенка в детском саду;

- Развитие социальных и коммуникативных умений детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и с взрослыми).

- Активизация и обогащение воспитательских умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

- Обогащение репертуара игр и упражнений на развитие тактильных и эмоциональных контактов матери (отца) и ребенка.

Занятия проводятся два раза в неделю в течение адаптационного периода, продолжительностью 1 час. В процессе проведения занятий психолог играет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. В ходе занятий используется пальчиковая гимнастика, музыкотерапия (музыкально-ритмические игры, хороводы), коммуникативные игры, телесно-ориентированные игры (игровой массаж, игры на коленях, тактильные игры), сказкотерапия (показ сказок, направленные на тревогу, связанную с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив, страх самостоятельности).

Опыт работы показал, что активное включение родителей в совместные занятия с ребенком при участии педагога-психолога и системный подход к сопровождению таких семей оказывается весьма эффективной технологией, работающей на повышение процесса адаптации ребенка в детском саду и укрепление эмоциональных отношений всей семьи в целом.

3.      Контрольно-диагностический.

На данном этапе проводится анализ процесса адаптации. В случаях сохранения низкого уровня адаптации, проводится дальнейшая коррекционно-развивающая работа и поддерживающие меры до окончания адаптационного периода в форме индивидуальной и подгрупповой работы. Большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации.  В таком случае анализируется история семьи для выяснения причин состояния ребенка, идет работа на выстраивание отношений между воспитателем и ребенком, между ребенком и детьми путем использования коммуникативных игр. Индивидуальная работа с такими детьми основывается на использовании методов игровой терапии, песочной терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, арт-терапии.  Детям, умеющим рисовать, предлагается изобразить детский сад, группу, воспитателя. Коррекционно-развивающая работа с помощью игры или беседы направлена на отреагирование своих чувств ребенком, которые возникают в связи с посещением детского сада: выразить страх, тревогу, агрессию, грусть.

По окончании адаптационного периода проводится контроль за нервно-психическим развитием ребенка по эпикризисным срокам. Используется система контроля, разработанная Н.М.Аксариной, К.Л.Печориной, Г.В.Пантюхиной, Э.Л.Фрухт.

Цель: определить уровень развития ребенка, возрастной группы и учреждения в целом.

В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в развитии и поведении ребенка, что позволяет своевременно скорректировать воспитательные шаги, определив для него индивидуально-психологические воздействия.

 

Конспект совместного занятия с детьми и родителями

«В гости к сказке».

Цель:

·      Создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

·      Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятий.

Задачи:

·      Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом.

·      Развитие социальных и коммуникативных умений детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и с взрослыми).

·      Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т.д.), развитие эмпатии.

·        Развивать репертуар игр и упражнений на развитие тактильных и эмоциональных контактов матери (отца) и ребенка.

Технологии:

·      Коммуникативные игры

·      Телесно-ориентированные упражнения

·      Сказкотерапия

·      Упражнения с дидактическим материалом

·      Психогимнастические игры

Материалы и оборудование:

·    Игрушки – Курочка и Бабочки.

·    Веревка, мячи.

·    Канат, мешочки, сенсорная дорожка, туннель.

·    Мешочек с кубиками и шариками, фрукты (по желанию для игры «веревочка»).

·    Для сказки: персонажи сказки «Как Кенгуреныш стал самостоятельным».

 Состав группы: дети 2-3 лет совместно с родителями (мама или папа).

Ход занятия 

1.      Приветствие. 

Цель: организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, снятие напряжения.

Ход: Психолог приветствует малышей и родителей, знакомится со всеми. Предлагает малышам поздороваться ладошками  и приглашает поиграть.

 «К нам, имя, пришла, с мамой имя пришла. В колокольчик позвенела и дальше отдала».

2.      Пальчиковая гимнастика  «Курочка и Цыплята»

Цель: развитие мелкой моторики руки, сплочение группы, развивать умение подражать взрослому.

Ход: В гости курочка пришла (Дети здороваются с курочкой).

Хохлатка у сарая, ко-ко-ко,

Цыпляток собирает , ко-ко-ко.

Вы где мои цыплятки? Ко-ко-ко.

Вы где мои ребятки? Ко-ко-ко.

А вот они!

Яркие, пушистые,

Жёлтые комочки –

Маленькие деточки

Нашей пёстрой квочки.

Я возьму тихонечко

Золотое чудо,

Я цыплёнка – лапочку

Обижать не буду.

Вышла курочка гулять, свежей травки поклевать,

А за ней цыплятки, желтые ребятки.

Ко-ко-ко (2 раза), не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука –ам!

Дождевого червяка – ам!

Выпили водицы полное корытце (2 раза).

(Вместе с детьми положить зернышки цыпляткам во двор и оставить их кушать).

3. Игра «Пес Барбос»

Цель: обучать детей слушать текст  и быстро реагировать на сигнал, развивать координацию движений ребенка, создание положительного эмоционального настроения.

Ход: Вот сидит наш пес Барбос.

В лапы спрятал черный нос.

Ну, Барбос, скорей вставай!

Нас, ребяток догоняй!

4. Игра «Веревочка»

Цель: продолжать создавать обстановку доверия и эмоционального комфорта. Развивать тактильное восприятие. Обучать навыкам взаимодействия со сверстниками.

Ход: (Дети и родители сидят в кругу, перебирают веревочку. Ребенок, на котором остановиться узелок, получает задание).

- Ты, веревочка, крутись, ты, веревочка, вертись.

Узелок, остановись, мне в ладошку попадись.

5. Игровой массаж «Пау-паучина»        

Цель: Снятие эмоционального и телесного развития напряжения, создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка.

Ход: Мамы делают массаж своим детям:

- Пау-паучина паутинку шил,

Вдруг закапал дождик – паутинку смыл.

Солнышко вышло, стало припекать.

Пау-паучина трудиться опять.

6. Сказка «Как Кенгурёныш стал самостоятельным»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т.д.), снятия переживания, тревоги связанное с одиночеством, коррекция страха  расставания с мамой, развитие усидчивости и внимательности.

Ход: Показ сказки.

«Дили-дон, дили-дон, к нам приходит сказка в дом,

Облачко поднимается, сказка начинается»

"Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру, потому что у неё родился маленький Кенгурёныш. Поначалу Кенгурёныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгурёнышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгурёныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а  когда хотел есть, кормила его вкусной кашкой с ложечки. Потом Кегнгурёныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

   Но иногда маленький Кенгурёныш просыпался и не видел маму рядом с собой. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать, пока мама не  приходила к нему и не клала его опять  в свою сумочку. Однажды, когда Кенгурёныш вновь заплакал, мама попыталась его положить в свою сумочку, но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгурёныша не помещались. Кенгурёныш испугался и  заплакал ещё сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдёт и оставит его одного. Тогда Кенгурёныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.

   Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были ещё дети, они играли, веселились, звали Кенгурёныша к себе, и хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он всё-таки просидел всё время в маминой сумочке. Весь вечер к ним  с мамой подходили взрослые дяди и тёти и спрашивали, почему такой большой Кенгурёныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгурёныш совсем испугался  и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

   День за днём в маминой сумке становилось все теснее и неудобнее. Кенгурёнышу хотелось очень побегать на зелёной площадке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так  страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгурёныша и сидела всё время с ним. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгурёныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама всё не приходила.

   Вдруг в окно Кенгурёныш увидел соседских мальчиков, которые играли в догонялки.  Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгурёныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы, умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

   Теперь мама может  каждое утро ходить на работу в магазин – ведь Кенгурёныш уже совсем не боится остаться один, без мамы. Он знает, что днём мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придёт к своему любимому Кенгурёнышу".

7. Ритуал прощания

 

Использованная литература:

1.      Венгер Л.А., Агаева Е.Л. , Бардина Р.И. и др. Психолог в детском саду. -http://dob.1september.ru/2003/05/11.htm

2.      Ларечина Е.В.  Развивающие занятия для родителей и детей СПб.: Речь, Сфера, 2011.

3.      Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006.

4.      Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. (ред.) Лабиринт души: терапевтические сказки/ Академический проект, 2005

.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить