Психолого-педагогическое сопровождение детей от 1года до 3 лет с описанием совместного занятия с детьми и родителями
Николаева О.В.
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №96» г. Чебоксары,
1 место в Республиканском конкурсе «Педагог-психолог года Чувашии – 2013»
В возрасте 1,5-3 года ребенок впервые переступает порог дошкольного учреждения. Первое посещение детского сада – главное событие в жизни ребенка. Оно связано с кардинальными изменениями социального контекста – ребенок попадает из семьи в совершенно другую среду – группу детей-сверстников, активность которых регулируют один-два взрослых. Общеизвестно, что степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.
Поэтому оптимизация процесса адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения является одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогами ДОУ. Под адаптацией принято понимать приспособление организма к новым условиям среды. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения становится настоящим испытанием не только для ребенка, но и для членов его семьи. В последние годы наблюдается рост факторов, осложняющих адаптационный период. Среди них, патология беременности и родов, частые соматические и хронические заболевания ребенка, вредные привычки и характерологические особенности родителей, характер межличностных отношений в семье, неправильный режим дня и т.д. Именно поэтому подготовку к поступлению в дошкольное образовательное учреждение считаю необходимо проводить не только с детьми, но и с родителями. В нашем детском саду был разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих условия для успешной адаптации посредством объединения усилий семьи и педагогов.
Цель: эмоциональное благополучие детей в период адаптации к детскому саду
Задачи:
1. Способствовать успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, формировать положительный настрой на посещение дошкольного образовательного учреждения.
2. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
3. Способствовать установлению партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями будущих воспитанников на основе субъектной позиции социального партнерства.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.
2. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
3. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
4. Ослабление адаптационного синдрома при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
Этапы:
1. Диагностический.
Цель: выявление детей с трудностями адаптации и выявление причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность.
Задачи:
- Определение уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению;
- Организация коррекционно-развивающей среды для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период;
- Определение динамики адаптационных возможностей через систему комплексных занятий по данной программе;
- Обеспечение методической и практической поддержки родителей и педагогов.
В начале каждого учебного года проводится индивидуальное консультирование и анкетирование родителей вновь поступивших детей по определению прогноза степени готовности ребенка 1,5-3 лет к дошкольному учреждению и предполагаемого течения процесса адаптации к условиям группы, детского сада и новой ситуации социального взаимодействия в целом. В течение всего периода проводится анализ течения процесса адаптации ребенка с помощью наблюдения, результаты которого фиксируются в листах адаптации. Нами используется несистематическое, сплошное, включенное наблюдение, которое позволяет увидеть полную картину поведения детей в группе, одновременно фиксировать различные стороны их поведения и эмоциональных реакций и быть активным участником совместных действий с детьми. Анализ содержания анкеты, материалов психологического консультирования и наблюдения дает возможность:
- выявить те факторы в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка (например, патология беременности, родов, травмы, перенесенные заболевания, низкий уровень развития общения).
- получить данные о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит педагогам эффективно построить взаимодействие с ребенком, исходя из его индивидуальных особенностей, и это достаточно актуально не только в период адаптации.
На этом этапе проводятся семинары с родителями и педагогами, направленные на оптимизацию совместных усилий, связанных с прохождением адаптации детей к детскому саду. В ходе совместных встреч рассматривается согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в семье и детском саду («Адаптация детей и взаимодействие МБДОУ с семьей», «Чтобы сад был в радость»).
2. Коррекционно-развивающий.
Цель: реализация профилактических, развивающих и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации.
Задачи:
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
- Создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.
С момента поступления ребенка в дошкольное учреждение и на протяжении всего периода адаптации проводится профилактическая работа на снятие напряжения и создания оптимальных условия для эмоционального благополучия детей в детском саду. Нами был разработан комплекс занятий, направленный на снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, развитие внимания, восприятия, речи, воображения, развитие игровых навыков, произвольного поведения. При составлении занятий были использованы материалы книги Ларечиной Е.В. «Развивающие занятия для родителей и детей» [2011]. Занятия проводятся в первые три месяца - сентябрь-ноябрь - два раза в неделю, согласно годовому плану психолога, реализуются через групповую и подгрупповую форму работы с детьми. При необходимости занятия проводятся в течение полугода, так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации.
В ходе работы с детьми используются приемы психогимнастики, пальчиковые и подвижные игры, телесно-ориентированные упражнения. В сюжет каждого занятия обязательно включаются упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Особое внимание при работе с детьми раннего возраста уделяется использованию сказкотерапии. Показ сказок на проблемную тематику и обсуждение сюжетов просмотренных сказок позволяет детям определить модель поведения и найти выход из проблемной ситуации, обогащает эмоциональную сферу ребенка, обучает позитивному восприятию себя и другого человека.
Особое внимание уделяется работе с детьми и их семьями, имеющими трудности адаптации к детскому саду. На базе детского сада создан детско-родительский клуб «Вместе с мамой», который посещают дети и родители с трудностями в адаптации к детскому саду. В основу занятий была взята программа Ларечиной Е.В. «Счастливый малыш» [2011].
Цель деятельности клуба: создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка, эмоционального благополучия в период адаптации к детскому саду. В виду того, что одной из причин трудностей в адаптации ребенка к детскому саду является непонимание родителями процессов воспитания и обучения ребенка в детском саду, сомнения родителей в необходимости для ребенка пребывания в детском саду, отсутствие гармоничных эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком, в ходе совместных занятий с детьми и родителями решаются следующие задачи:
- Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, объединение усилий для развития и воспитания детей;
- Формирование положительного настроя на пребывание ребенка в детском саду;
- Развитие социальных и коммуникативных умений детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и с взрослыми).
- Активизация и обогащение воспитательских умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Обогащение репертуара игр и упражнений на развитие тактильных и эмоциональных контактов матери (отца) и ребенка.
Занятия проводятся два раза в неделю в течение адаптационного периода, продолжительностью 1 час. В процессе проведения занятий психолог играет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. В ходе занятий используется пальчиковая гимнастика, музыкотерапия (музыкально-ритмические игры, хороводы), коммуникативные игры, телесно-ориентированные игры (игровой массаж, игры на коленях, тактильные игры), сказкотерапия (показ сказок, направленные на тревогу, связанную с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив, страх самостоятельности).
Опыт работы показал, что активное включение родителей в совместные занятия с ребенком при участии педагога-психолога и системный подход к сопровождению таких семей оказывается весьма эффективной технологией, работающей на повышение процесса адаптации ребенка в детском саду и укрепление эмоциональных отношений всей семьи в целом.
3. Контрольно-диагностический.
На данном этапе проводится анализ процесса адаптации. В случаях сохранения низкого уровня адаптации, проводится дальнейшая коррекционно-развивающая работа и поддерживающие меры до окончания адаптационного периода в форме индивидуальной и подгрупповой работы. Большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации. В таком случае анализируется история семьи для выяснения причин состояния ребенка, идет работа на выстраивание отношений между воспитателем и ребенком, между ребенком и детьми путем использования коммуникативных игр. Индивидуальная работа с такими детьми основывается на использовании методов игровой терапии, песочной терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, арт-терапии. Детям, умеющим рисовать, предлагается изобразить детский сад, группу, воспитателя. Коррекционно-развивающая работа с помощью игры или беседы направлена на отреагирование своих чувств ребенком, которые возникают в связи с посещением детского сада: выразить страх, тревогу, агрессию, грусть.
По окончании адаптационного периода проводится контроль за нервно-психическим развитием ребенка по эпикризисным срокам. Используется система контроля, разработанная Н.М.Аксариной, К.Л.Печориной, Г.В.Пантюхиной, Э.Л.Фрухт.
Цель: определить уровень развития ребенка, возрастной группы и учреждения в целом.
В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в развитии и поведении ребенка, что позволяет своевременно скорректировать воспитательные шаги, определив для него индивидуально-психологические воздействия.
Конспект совместного занятия с детьми и родителями
«В гости к сказке».
Цель:
· Создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.
· Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятий.
Задачи:
· Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом.
· Развитие социальных и коммуникативных умений детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и с взрослыми).
· Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т.д.), развитие эмпатии.
· Развивать репертуар игр и упражнений на развитие тактильных и эмоциональных контактов матери (отца) и ребенка.
Технологии:
· Коммуникативные игры
· Телесно-ориентированные упражнения
· Сказкотерапия
· Упражнения с дидактическим материалом
· Психогимнастические игры
Материалы и оборудование:
· Игрушки – Курочка и Бабочки.
· Веревка, мячи.
· Канат, мешочки, сенсорная дорожка, туннель.
· Мешочек с кубиками и шариками, фрукты (по желанию для игры «веревочка»).
· Для сказки: персонажи сказки «Как Кенгуреныш стал самостоятельным».
Состав группы: дети 2-3 лет совместно с родителями (мама или папа).
Ход занятия
1. Приветствие.
Цель: организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, снятие напряжения.
Ход: Психолог приветствует малышей и родителей, знакомится со всеми. Предлагает малышам поздороваться ладошками и приглашает поиграть.
«К нам, имя, пришла, с мамой имя пришла. В колокольчик позвенела и дальше отдала».
2. Пальчиковая гимнастика «Курочка и Цыплята»
Цель: развитие мелкой моторики руки, сплочение группы, развивать умение подражать взрослому.
Ход: В гости курочка пришла (Дети здороваются с курочкой).
Хохлатка у сарая, ко-ко-ко,
Цыпляток собирает , ко-ко-ко.
Вы где мои цыплятки? Ко-ко-ко.
Вы где мои ребятки? Ко-ко-ко.
А вот они!
Яркие, пушистые,
Жёлтые комочки –
Маленькие деточки
Нашей пёстрой квочки.
Я возьму тихонечко
Золотое чудо,
Я цыплёнка – лапочку
Обижать не буду.
Вышла курочка гулять, свежей травки поклевать,
А за ней цыплятки, желтые ребятки.
Ко-ко-ко (2 раза), не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука –ам!
Дождевого червяка – ам!
Выпили водицы полное корытце (2 раза).
(Вместе с детьми положить зернышки цыпляткам во двор и оставить их кушать).
3. Игра «Пес Барбос»
Цель: обучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал, развивать координацию движений ребенка, создание положительного эмоционального настроения.
Ход: Вот сидит наш пес Барбос.
В лапы спрятал черный нос.
Ну, Барбос, скорей вставай!
Нас, ребяток догоняй!
4. Игра «Веревочка»
Цель: продолжать создавать обстановку доверия и эмоционального комфорта. Развивать тактильное восприятие. Обучать навыкам взаимодействия со сверстниками.
Ход: (Дети и родители сидят в кругу, перебирают веревочку. Ребенок, на котором остановиться узелок, получает задание).
- Ты, веревочка, крутись, ты, веревочка, вертись.
Узелок, остановись, мне в ладошку попадись.
5. Игровой массаж «Пау-паучина»
Цель: Снятие эмоционального и телесного развития напряжения, создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка.
Ход: Мамы делают массаж своим детям:
- Пау-паучина паутинку шил,
Вдруг закапал дождик – паутинку смыл.
Солнышко вышло, стало припекать.
Пау-паучина трудиться опять.
6. Сказка «Как Кенгурёныш стал самостоятельным»
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т.д.), снятия переживания, тревоги связанное с одиночеством, коррекция страха расставания с мамой, развитие усидчивости и внимательности.
Ход: Показ сказки.
«Дили-дон, дили-дон, к нам приходит сказка в дом,
Облачко поднимается, сказка начинается»
"Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру, потому что у неё родился маленький Кенгурёныш. Поначалу Кенгурёныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгурёнышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгурёныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел есть, кормила его вкусной кашкой с ложечки. Потом Кегнгурёныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгурёныш просыпался и не видел маму рядом с собой. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгурёныш вновь заплакал, мама попыталась его положить в свою сумочку, но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгурёныша не помещались. Кенгурёныш испугался и заплакал ещё сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдёт и оставит его одного. Тогда Кенгурёныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.
Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были ещё дети, они играли, веселились, звали Кенгурёныша к себе, и хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он всё-таки просидел всё время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тёти и спрашивали, почему такой большой Кенгурёныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгурёныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
День за днём в маминой сумке становилось все теснее и неудобнее. Кенгурёнышу хотелось очень побегать на зелёной площадке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгурёныша и сидела всё время с ним. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгурёныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама всё не приходила.
Вдруг в окно Кенгурёныш увидел соседских мальчиков, которые играли в догонялки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгурёныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы, умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу в магазин – ведь Кенгурёныш уже совсем не боится остаться один, без мамы. Он знает, что днём мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придёт к своему любимому Кенгурёнышу".
7. Ритуал прощания
Использованная литература:
1. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. , Бардина Р.И. и др. Психолог в детском саду. -http://dob.1september.ru/2003/05/11.htm
2. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей СПб.: Речь, Сфера, 2011.
3. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006.
4. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. (ред.) Лабиринт души: терапевтические сказки/ Академический проект, 2005
.