Пост о днях минувших, но не утративших актуальность сегодня
Мифтахутдинова Дина Ринатовна,
педагог-психолог ГАПОУ ЧР
«Канашский транспортно-энергетический техникум»
Минобразования Чувашии,
победитель Республиканского конкурса "Педагог-психолог года Чувашии-2019"
В марте 2020 года начнётся новый профессиональный конкурс для педагогов-психологов Чувашии. Проводит и организует конкурс Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики совместно с БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. Победителю республиканского этапа предстоит ответственная миссия – представить свой родной край на Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России – 2020». В текущем 2019 году этот конкурс проводился в тринадцатый раз и стал рекордным по числу участников: 66 педагогов-психологов представляли свой субъект Российской Федерации. Мне, как победителю регионального этапа, выпала честь представлять нашу Чувашскую Республику.
Цель этой публикации – помочь коллегам окунуться в атмосферу конкурса, рассказать об его этапах и о том, что конкурс – не только испытание, а новый интересный этап нашей профессиональной деятельности.
Готовясь к участию во Всероссийском конкурсе, я не думала о результатах. Необходимо было достойно представить себя, свою работу, техникум, город и, конечно же, Чувашию. На протяжении всего периода я говорила себе: «Я просто распространяю свой опыт. И всё».
Мои волнения и переживания давно позади, а какие же впечатления оставил конкурс?
Есть плюсы и минусы. С одной стороны, это возможность поделиться опытом работы, показать себя, а с другой, это нервное напряжение и сильное эмоциональное выгорание. Но мы же психологи! Кто, если не мы, должны знать, как во время участия в конкурсе быть уверенным! Но уверенность куда-то всё время «уходит», а волнение, дрожь в ногах и в голосе атакуют.
После участия в Чувашии, а затем и на уровне России я сделала для себя, наверное, главный вывод: любой конкурс – это рост профессионального мастерства и подъём на следующую ступеньку! Преодоление каждой ступени – толчок для нового старта. Любой конкурс – это азарт и всплеск разных эмоций, присущих человеку. Конкурс профессионального мастерства – это общение с коллегами, изучение их опыта и возможность раскрыться самой, проявить себя. Это стимул к самоанализу и самообразованию.
Для жюри конкурс начинается с «Визитной карточки» и «Характеристики профессиональной деятельности педагога-психолога». Для участников с данных испытаний начинается их нелёгкий путь вперёд – к победе в конкурсе. К заочному этапу педагоги-психологи, решившие принять участие, должны подготовить пакет документов: характеристику, а также видеоролик, представляющий педагога-психолога и рассказывающий о его опыте реализации психолого-педагогической практики. На мой взгляд, участникам конкурса следует заранее знакомиться с видеоматериалами прошлых лет и не только с теми, которые прошли в финал конкурса, но и с теми, которые были последними в списке. Ведь даже в них найдётся свежая идея, которую, возможно, не удалось реализовать автору.
Очный этап конкурса включал в себя «Профессиональный квест» и «Мастер-класс». В задании «Профессиональный квест» участник должен подготовить документ «Психологическое заключение» на основе анализа данных протокола психодиагностического обследования. Возрастной диапазон конкурсант выбирает сам. Так как я работаю со студентами, мною был выбран протокол психодиагностического обследования подростка. По моему мнению, в данном этапе важна структурированность написания психологического заключения, где указывается вся необходимая информация: Ф.И.О., возраст обследуемого, краткие выводы по протоколу индивидуального психодиагностического обследования, планируемые направления деятельности, рекомендации по взаимодействию с ребёнком и т.д.
Мастер-класс – один из самых волнительных конкурсных ситуаций. Это публичное выступление перед коллегами и членами Экспертной комиссии в своей подгруппе, демонстрирующее опыт реализации психолого-педагогической практики. Регламент: 15 минут на выступление конкурсанта (включая самоанализ) и 5 минут для ответов на вопросы членов комиссии. Хочу сказать: от вас никто не ожидает авторских программ, от вас ожидают оригинального и точного их применения, а также точного соответствия требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и других нормативных документов, по которым мы работаем в образовательных организациях.
В целом, в данном конкурсном испытании подчеркну мысль о том, что важен РЕЗУЛЬТАТ. В самоанализе вы, конечно, можете сообщить, что для достижения того самого глобального, итогового результата нужна не одна встреча с клиентом и не одно 12-минутное занятие, а значительно больше, но у жюри должно остаться ощущение, что здесь и сейчас всё было не напрасно, что хоть на шаг вы стали ближе к цели.
Прекрасным завершением конкурса стало награждение участников, лауреатов, призёров, а также торжественный концерт в Кремлёвском дворце. Несмотря на то, что в конкурсе психологов мы были соперниками, всё равно поддерживали друг друга и были не просто коллегами, но и друзьями. Хочется отметить, что при подготовке к конкурсным испытаниям участники обращали больше внимание на такие критерии, как оригинальность и эксклюзивность, для этого имеет смысл ознакомиться с работами предыдущих лет.
Подводя итог своим впечатлениям, хочется сказать, что участие в прошедших конкурсах точно не стало для меня бесполезным. Если сравнивать с той, какая я была, и какая я стала, то есть значительные изменения.
Хочется выразить благодарность за оказанное доверие и помощь в подготовке к конкурсу Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.
Конечно, мое участие и достижения не состоялись бы, если бы не было поддержки моего коллектива и моих любимых студентов! Огромную благодарность хочется выразить администрации КанТЭТ в лице директора Ильсура Ринатовича Назмутдинова и заместителя директора по УВР Даниловой Татьяны Мефодьевны.
Неоценимую поддержку и вдохновение в период прохождения конкурсных испытаний оказали мне Андреева Надежда Николаевна, Алексеева Галина Викторовна, Удина Татьяна Николаевна, Самсонова Гульнара Хайдаровна, Горелова Александра Юрьевна. Спасибо всем психологам Чувашской Республики, которые писали слова поддержки в приложении Viber. Очень важно чувствовать поддержку на расстоянии!
И в заключении хочется сказать, если Вам предложили участвовать в конкурсах профессионального мастерства, – участвуйте! Конкурс – это неожиданные открытия, уникальный опыт, новый взгляд на себя и свою профессию. Конкурс – это профессиональное совершенствование: готовясь к каждому новому испытанию, конкурсант проделывает огромную аналитическую работу – обязательно с пользой для своего профессионального развития. И это не зависит от того, стал педагог-психолог в конкурсе победителем или нет. А ещё, конечно, это большой плюс к аттестации! Удачи!
Страница участницы Конкурса "Педагог-психолог России-2019" Д.Р.Мифтахутдиновой
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи