Возрождение духовности через диалог поколений (духовно-рефлексивная практика)
Андреева Н.Н., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и практической психологии
Чувашского республиканского института образования,
е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
«Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш.
Охраняйте же это сокровище»
(И.Я.Яковлев «Духовное завещание чувашскому народу»)
В статье раскрыта такая форма психолого-педагогической работы с семейно-родовой историей, как духовно-рефлексивная практика: её цели и ожидаемые результаты, ход и особенности работы. Также обозначены основные направления осуществления многосторонней связи поколений и другие формы работы с семейно-родовыми корнями.
Ключевые слова: духовно-рефлексивная практика, духовность, рефлексия, метод направленной ассоциации, сценарные сообщения, родительские директивы, благопожелания и заветы предков, жизненное кредо.
***
Данная практика является формой психолого-педагогической поддержки участников современного образовательного процесса в реализации духовно-нравственных заповедей И.Я.Яковлева «Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережёте семью, обережёте детей и создадите опору для мирного и спокойного труда». Духовно-рефлексивная практика также является возможностью прочувствовать в учебной ситуации формулу – логическую цепочку, открытую основателем этнопедагогики и этнопедагогики чувашского народа Г.Н.Волковым: «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа». В целом, эта духовно-рефлексивная практика направлена на решение задач развития и формирования базовых национальных ценностей воспитанников и обучающихся согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», прежде всего, ценности семьи (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).
Цели духовно-рефлексивной практики: психолого-педагогическая работа с ветвями семейно-родового древа, то есть с историей своей семьи и рода, с жизненным опытом своих родителей и прародителей на основе метода направленной ассоциации
1) для развития этнического самосознания (этнического «я-образа») от ощущения кровного родства к чувству духовного единения прошлых, нынешних, будущих поколений;
2) для укрепления веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Глоссарий:
Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, при котором главными мотивационно-смысловыми регуляторами её жизнедеятельности являются высшие человеческие ценности. Это также объединяющие начала этноса, выраженные в виде моральных ценностей и традиций.
Рефле́ксия (от лат. слова reflexio – обращение назад) – обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, в частности, на результаты собственной активности, а также их переосмысление. Это процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышление о самом себе. Это осознание того, как воспринимают и оценивают человека его окружающие. Самонаблюдение, соотнесение, самоанализ – все вместе ведут к развитию рефлексии.
Метод направленной ассоциации – в данной практике ведущий предлагает участникам высказать ассоциации, предположения, родительские и прародительские директивы, сценарные сообщения, благопожелания на заданные образы родственников.
Ожидаемые результаты духовно-рефлексивной практики:
- более осознанный этнический «я-образ» на основе «разговора с предками»;
- оживление семейно-родовой генетической памяти;
- возобновление духовной связи прошлых, нынешних и будущих поколений (предков, современников, потомков);
- осознание себя в диалоге с живой историей народа и земли, в ряду поколений, населявших эту землю;
- актуализация духовно-нравственных чувств и переживаний, потребностей и ценностей;
- лучшее понимание собственных поступков, черт характера, жизненного сценария, судьбы;
- формирование готовности простить ошибки прошлым поколениям и передать нынешним, будущим поколениям лучшее духовное наследство без повторений этих ошибок;
- трансформация от кровного родства (зова предков) к духовному триединству прошлого, настоящего, будущего (возрождённому диалогу поколений);
- чувство этнической общности и положительной психической идентификации с этой общностью.
Особенности работы:
- использование функциональной музыки и стихотворения «Зов предков» или видеоролика «Интервью с Богом» для актуализации содержания индивидуального, семейно-родового, этнического и коллективного бессознательного;
- активизация семейно-родовых ценностей чувашей (преданность семье, почитание родителей, послушание старшим, уважительное отношение и сострадание к старым, поклонение перед прошлым, преданность памяти предков, признание непререкаемости их авторитетов);
- уважительное, внимательное исследование истории семьи и рода от первого лица;
- анализ полученного опыта (телесного, эмоционального, ментального, интуитивного и другого);
- отслеживание динамики жизненного кредо участников;
- составление программы самосовершенствования и духовного развития своей семьи на основе благопожеланий и заветов предков;
- осознание стратегии жизнетворчества в отличие от стратегии жизнеисчерпания: не отказ, а принятие в себе семейно-родовых и национальных корней во имя расцвета Древа Жизни.
Подготовка: ведущий должен быть опытным, поскольку эта практика может вызывать у её участников сильные эмоции и чувства.
Ход духовно-рефлексивной практики:
Зов предков
Мне звуки слышатся из глубины веков,
Что жизнь наших предков охраняли
Той мудростью народной простоты,
Которая и без конца, и без начала…
Гортанный голос неосознанной тоски,
К чему ты так протяжно призываешь?... (Н.Н.Андреева)
1) Я (меня зовут)… Моё жизненное кредо (мой жизненный девиз) на данном этапе…
2) Я (имя матери или отца)… О дочери (о сыне) я хочу рассказать… Ей (ему) я хочу пожелать…
3) Я (имя бабушки или дедушки с маминой или с папиной строны)… О дочери (о сыне) я хочу рассказать… О радостях и горестях своей судьбы могу поведать… В жизни я поняла такую мудрость… Своим родственникам (детям, внукам, правнукам) и всем людям хочу выразить следующие благопожелания…
4) Я (имя прабабушки или прадедушки с маминой или с папиной строны)… О своих детях, в частности, о дочери (сыне) я хочу рассказать… Мои главные ошибки в жизни – это… Мои жизненные достижения – это… Судьба помогла мне понять такую мудрость, как… Детям, внукам, правнукам, праправнукам и всем далёким потомкам нынешних и будущих поколений хочу выразить следующие благопожелания и заветы (духовное завещание)…
5) Я (собственное имя участника)… Теперь моё жизненное кредо (мой жизненный девиз) звучит так… Оно изменилось и дополнилось следующим содержанием… Я получил (-а) подкрепление ощущения счастья / несчастья, поскольку… Cвоим детям и будущим поколениям я желаю… Да будет так!
6) Участники по кругу отвечают на вопрос «Что мне дала эта практика?» для осмысления результатов духовно-рефлексивной практики «Диалог поколений».
7) Каждый участник составляет индивидуальную программу самосовершенствования на основе сценарных сообщений (директив), благопожеланий и заветов предков: а) для собственного духовно-нравственного развития; б) для духовно-нравственного развития своей семьи. В неё также вписывается обновлённая формулировка жизненного кредо.
Примечание: поскольку данная работа требует достаточного уровня развития самосознания человекав и в ходе её выполнения затрагивает глубинные, бессознательные слои личности и актуализирует обширное психологическое содержание, большая часть которого объективно не может быть вербализована (выражена словами), его рекомендуется использовать с 14-15-летнего возраста участников (старший подросткоый возраст). С участниками моложе указанного возраста можно проводить 1,2,5,7 пункты упражнения. Ведущий помогает участникам рассказать семейно-родовые истории с помощью направляющих и уточняющих вопросов, поддерживающих и ободряющих фраз, активного и внимательного, эмпатического и принимающего слушания.
Основные направления осуществления многосторонней связи поколений, их преемственности:
- Ежедневная и ежеситуативная передача потомкам (нашим детям, внукам, правнукам и другим людям) обобщённого жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями.
- Соблюдение ритуалов и традиций предков, вписывая их в контекст нынешнего времени, как продолжение старых добрых обычаев.
- Почтительное отношение к благословениям и благопожеланиям, верность заветам и ценностям прошлых поколений, продолжение потомками дел, начатых предками.
Другие формы работы с семейно-родовой историей:
- Рассказывание семейных историй.
«Ни один из нас не будет жить вечно. А вот истории – будут. Для того чтобы история продолжала жить, нужна хоть одна живая душа, которая могла бы её поведать, – и тогда само звучание освящённых временем слов вызовет к жизни великие силы любви, милосердия и духовной щедрости» (К.П.Эстес)
- Построение генеалогического древа, составление геносоциограммы.
«Здоровая дубрава человеческой жизни может поддерживаться только за счёт семейно-родовых древ, или генеалогий. Порча этих древ рано или поздно заканчивается катастрофой для всего народа» (В.Ф.Базарный)
- Ведение дневников, семейной летописи, составление биографических и автобиографических очерков, эссе, сочинение стихов, создание художественных произведений.
«Связь поколений возлагает на каждое поколение моральную ответственность за свои действия в определённый исторический период» (Г.Н.Волков)
«Когда жизнь диктует, необходимо записывать» (Н.Н.Андреева)
- Составление семейных альбомов из старых фотографий, накопление современных фото-, аудио-, видеоматериалов.
«Человек рождается чьим-то внуком и умирает дедом» (Г.Н.Волков)
«А если повезёт, то человек рождается чьим-то правнуком, правнучкой и умирает прадедом, прабабушкой!» (Н.Н.Андреева)
- Участие в различных тематических конкурсах.
«К примеру, я имею в виду конкурс детских рисунков «Наши предки», конкурс народных историй «О любви», конкурс «Мамины, бабушкины сказки», творческий конкурс замещающих семей «Семейный очаг», конкурс детских сочинений «Письмо деду», конкурс сочинений «Отец. Отчество. Отечество», конкурс декоративно-прикладного творчества «Семья – ковчег спасения», конкурс фотографий «Искусство быть семьёй», конкурс видеотворчества «Семейный кинематограф» и многие другие – по душе» (Н.Н.Андреева)
- Бережное хранение и передача потомкам семейных реликвий и ценностей (картин, книг, икон, украшений, наград, предметов одежды, орудий труда, сувениров, талисманов, амулетов, монет), также иных свидетельств о жизни и деятельности наших предков, оставшихся в наследство (устных, письменных, вещественных, архитектурных, других).
«Умение хранить и чтить прошлое – один из признаков культуры» (В.В.Николаев)
«Сила потомков в связи с предками; чем глубже и прочнее эта связь, тем сильнее народ» (Г.Н.Волков)
«Традиции – связующая нить предков и потомков; нарушение этой нити ведёт к духовному вакууму, социально-ценностной дезориентации, невостребованности молодых людей в жизни. Как результат – рост соиальной апатии и социальных болезней: алкоголизма, наркомании, беспризорности, преступности» (Т.В.Никифорова)
«Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет её в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный» (И. Я. Яковлев)
«В подсознательном зарождаются огромные жизненные силы и побудительные мотивы. Чем глубже мы проникаем в подсознание, тем больше мы обнаруживаем материала, общего для многих индивидуумов. Возьмём, например, французов или американцев. И те и другие хранят в своём подсознании много такого, что они сами непосредственно не переживали, но усвоили из своей национальной культуры. Это в определённой степени связано с их национальной историей, но попало в подсознание какими-то более сокровенными путями, чем через школьные классы и учебники. В примитивных обществах, где коллективное сознание сильнее, весьма сложно определить, где кончается опыт предков и начинаются вновь приобретённые навыки» (Р.Р.Мэй)
«Сценарные сообщения или директивы: Будь сильным, Стремись к совершенству, Старайся изо всех сил, Поторапливайся, Радуй меня (или других)» (К.Э.Рудестам)
«Духовность человека – это самая глубинная сущность человека, смысл его жизни, совокупность нравственных чувств и переживаний, его совесть. Духовность – особое эмоционально-нравственное состояние личности, ориентированное на принятие абсолютных ценностей, таких как: Истина, Красота, Добро» (И.В.Дубровина)
Духовно-нравственные законы
- Закон Правды.
Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.
2. Закон Добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.
3. Закон Заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.
4. Закон Любви.
Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь её.
5. Закон Милосердия.
Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо – не забывай о них.
6.Закон Памяти.
Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.
7. Закон Уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.
8. Закон Старости.
Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.
9. Закон Свободы.
Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.
10. Закон Чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, достоинстве.
Задание: какие ещё формы работы с семейно-родовой историей Вы можете предложить (что принято в Вашей родительской, собственной семье?)
Материалы опубликованы
Андреева Н.Н. Диалог поколений (духовно-рефлексивная практика) //Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур: сб. материалов Междунар.науч.-практ.конф. / сост. и отв. ред. А.С.Егорова. Чебоксары: «Новое Время», 2016. С.304-309.