РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СКАЗОЧНЫЙ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ»

Н.Н. Андреева

Чувашский республиканский институт образования, г.Чебоксары

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

     Аннотация. В статье представлена программа, нацеленная на обеспечение развития личности, мотивации, способностей детей дошкольного возрастов в различных видах деятельности с помощью народных и авторских сказок, мультфильмов отечественных и зарубежных режиссёров. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом программа решает задачи пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие [1].

   Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;  задачи образовательных областей; народные, авторские сказки.

    Социально-коммуникативное развитие

1)    Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности через чтение стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», детской сказки в стихах К.Чуковского «Мойдодыр», а также через просмотр и обсуждение мультфильмов Е.Гамбурга «Что такое хорошо и что такое плохо», И.Иванова-Вано «Мойдодыр».

2)    Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками через драматизацию сказки «Гамельнский крысолов» в новом варианте, когда дети в образе любимых сказочных героев находят соответствующие слова и действия, реальные и волшебные ресурсы чтобы отстоять свои цели, интересы и не последовать за опасным Эриком-крысоловом как заворожённые, покидая родной город и родителей.

3)    Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий через слушание и сопереживание героям сказки Л.Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду», через рисование иллюстраций к сказке и просмотр, обсуждение мультфильма О.Чуркина «Крошка енот».

4)    Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания через чтение и сравнение отечественной и зарубежной версий сказки «Три медведя», а также просмотр и обсуждение серий «Подкидыш» (режиссёр Р.Козич) и «Когда все дома» (режиссёр Н.Мальгина) из мультсериала «Маша и Медведь».

5)    Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации через осуществление коллективной постановки русской народной сказки «Репка» с участием детей, родителей и прародителей, с использованием сказочных атрибутов и фольклорной музыки.

6)    Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества через размышления и составление групповых, индивидуальных выводов на основе чувашских народных сказок «Бог и Чёрт», «Мост Азамата», «Рубашка из посконного полотна», «Как чуваши начали пользоваться серпом», «Приметливый портной», «Красавица Плаги», «Вот будет здорово!».

7)    Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе через просмотр и обсуждение нескольких серий мультфильма Е.Головина «Аркадий Паровозов спешит на помощь», а также через постановку в детско-родительской группе сказки-стихотворения для маленьких и для больших А.Барто «Медвежонок-невежа» в классическом варианте (без изменений авторского сюжета) и в новом варианте (Медвежонок превратился в воспитанного сына).

    Познавательное развитие

1)    Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации через проведение «Дня любимой сказки», посвящённого чтению и рассказыванию  любимых сказок детей конкретной группы детского сада.

2)    Формирование познавательных действий, становление сознания через просмотр, обсуждение и создание рисунков по мультфильму «Гора Самоцветов – Жихарка», снятого по уральской сказке.

3)    Развитие воображения и творческой активности через свободное, спонтанное  проигрывание (выражение посредством действия) сказочных историй про жителей таких волшебных стран, как Выдумляндия, Грустиния, Капустилия, Дружбастан, Сладкоедия, Хохотания, Сонляндия (самостоятельно или совместно с заботливыми  родителями).

4)    Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей через создание с помощью заботливых родителей соответствующих презентаций на основе сказочных материалов: «О круге и шаре в сказке «Колобок», «Мы написали сказку о семействе треугольников», «Цвета в сказке В.Катаева «Цветик-семицветик», «Чем отличаются мальчик с пальчик и великан-людоед?», «Сколько всего персонажей в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.Пушкина?», «Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зелёные»,«Откуда Волга началась, расскажет нам чувашская легенда».

   Речевое развитие

1)    Владение речью как средством общения и культуры через проведение конкурса чтецов, посвящённого сказкам в стихах А.Барто, В.Жуковского, П.Ершова, В.Маяковского, С.Михалкова, А.Пушкина, К.Чуковского, др.

2)    Обогащение активного словаря через создание с помощью заботливых родителей письменного словарика для уточнения значения незнакомых слов из сказок, а также их устного повторения время от времени.

3)    Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи через рассказывание и пересказывание народных, авторских сказок индивидуально, в паре, в семье, в группе.

4)    Развитие речевого творчества через проведение конкурса сказочников на тему «Сочиняем зимнюю сказку вместе с мамой и папой».

5)    Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха через интонационный тренинг на основе сказочных формул, через чтение и перечитывание, слушание народных и авторских сказок в семье, в группе.

6)    Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, в том числе через знакомство с разными видами сказок.

7)    Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте через повторное слушание и рассказывание сказок с кумулятивной композицией: таких, как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Бобовое зёрнышко», «За скалочку уточку», «У попа была собака», «Про белого бычка».

   Художественно-эстетическое развитие

1)    Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы через создание с помощью заботливых родителей цитатника для записи любимых цитат из сказок известных авторов и сказок народов мира, а также альбома с изображением любимых сказочных героев и персонажей в виде собственных иллюстраций и рисунков или созданных кем-то картин, иллюстраций, картинок, комиксов и т.п.

2)    Становление эстетического отношения к окружающему миру через фотографирование и видеосъёмку всего сказочного, доброго, волшебного, прекрасного, мудрого и чудесного, что есть вокруг ребёнка и его родителей.

3)    Формирование элементарных представлений о видах искусства через  создание семейных презентаций на темы «Сказка как народное искусство», «Волшебная сказка как искусство», «Сказка как вид народного творчества», «Сказка как источник творчества детей и взрослых», «Сказка как жанр устного народного творчества» и т.п.

4)    Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, например, через оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и сказки братьев Гримм «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Гензель и Гретель», «Госпожа метелица», «Король-лягушонок», «Беляночка и Розочка», «Храбрый портняжка», через сказки народов мира.

5)    Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений через сопереживание сказочным героям и персонажам, сорадование вместе с ними для тонкого понимания внутреннего мира людей.

6)    Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) через сочинение и иллюстрирование собственных сказок, сказочных песен и стихов, через показ сказок в танцевальных движениях и телесных упражнениях, др.

   Физическое развитие

1)    Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) через зарядку со звёздами – Волком и Зайцем и/или Томом и Джерри из мультфильмов «Ну, погоди!», «Том и Джерри», т.е. выполнение разминки и физических упражнений под бодрую музыку.

2)    Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами через физкультурное занятие по сказке «Три поросёнка» на основе проигрывания эпизодов сказки в спортивных упражнениях и подвижных играх.

3)    Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере через «оживление» русской народной сказки «Репка» сначала на фоне танцевальной музыки, а затем на фоне релаксационной музыки для медитаций.

4)    Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) через сочинение здоровьеформирующих сказок, создание книжек и буклетов всей семьёй на тему «Новый год к нам идёт, он здоровье бережёт!»

  

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 08.04.2016).

 

Статья опубликована 

  1.    Андреева Н.Н. Развивающая программа «Сказочный ФГОС для детей и родителей» // Психолого-педагогическое сопровождение образования детей в контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования : сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н.Н. Васильева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – С.76-81.
  2.  Андреева Н.Н. Развивающая программа «Сказочный ФГОС для детей и родителей» // Методическая копилка. Второй Открытый Сказкотерапевтический фестиваль «Её Величество  Сказка» : Сборник статей / отв. ред. Н.А.Хохлова, О.А.Старостина, С.А.Печурина. – Чебоксары, 2016. – С.6-8.