Особенности социального интеллекта у старших дошкольников

Смиренская А.Н., педагог-психолог

МБДОУ №163 г. Чебоксары

 

Значимость развития социального интеллекта в детском возрасте обусловлена тем, что он обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в человеческих взаимоотношениях. В исследованиях современных ученых подчеркивается роль социального интеллекта в социальной адаптации человека. Для успешной самореализации в жизни и деятельности важными являются способность эффективно взаимодействовать с окружающими, умение определять и учитывать в своем поведении состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними. Считается, что для полноценной и успешной жизни, для интеграции в современном обществе социальный интеллект очень важен, так как он позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми. На этом основании ученые полагают, что дошкольное образование, вводящее ребенка в мир людей, призвано стать базой становления личности ребенка. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. Образ мира, который формируется и развивается в этот период, позволяет лучше осознать пространство и время своей жизнедеятельности, понять себя и окружающих людей. Социальный интеллект дает основу для познания окружающей действительности и самопознанию, расширяя личностные горизонты. Вероятно поэтому разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, руководствуясь вышеуказанными положениями, включили развитие социального интеллекта в качестве одного из аспектов реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

Обратимся к некоторым теоретическим подходам отечественных ученых к изучению понятия «социальный интеллект».

На наш взгляд, наиболее систематизированный подход к исследованию сущности рассматриваемого термина выполнен И.Ю. Исаевой. В ходе своих научных изысканий она определила социальный интеллект дошкольника как способность выделять существенные характеристики коммуникативной ситуации и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на коммуникативные намерения партнеров по взаимодействию в игре, общении, совместной деятельности для достижения своих или общих предметных или коммуникативных целей. Сущностной характеристикой социального интеллекта являются умственные способности в единстве с эмоциональным компонентом [2].

Характеризуя концепцию социального интеллекта, А.И. Савенков выделил три группы для описания его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Каждая из этих групп представлена автором следующим образом:

1) когнитивные: а) социальные знания – знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей; б) социальная память – память на имена, лица; в) социальная интуиция – оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста; г) социальное прогнозирование – формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей;

2) эмоциональные: а) социальная выразительность – эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль; б) сопереживание – способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм); в) способность к саморегуляции – умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение;

3) поведенческие: а) социальное восприятие – умение слушать собеседника, понимание юмора; б) социальное взаимодействие – способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия – коллективному творчеству; в) социальная адаптация – умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими [3].

И.Ю. Исаева пришла к выводу о том, что социальный интеллект ребенка-дошкольника обладает рядом специфических характеристик. Ядром социального интеллекта следует считать определенный уровень когнитивного и эмоционального развития ребенка, то есть уровень развития социального интеллекта в дошкольном возрасте находится в прямой зависимости от уровня развития общего интеллекта. Перцептивный компонент социального интеллекта включает в себя способность понимать себя (самооценка, рефлексия), окружающих (децентрация, эмпатия), а также саму ситуацию общения и взаимодействия. Прогностический компонент социального интеллекта включает способность предвосхитить (вообразить) варианты развития ситуации коммуникации путем ее анализа, выделения ее существенных признаков и соотнесения их с пониманием себя и других внутри данной ситуации. Следующий поведенческий компонент социального интеллекта ребенка выражается в степени овладения способами общения, коммуникативными умениями и навыками, а также мотивационном компоненте [2].

Применительно к детям дошкольного возраста, с позиции И.Ю. Исаевой, критериями социального интеллекта являются: 1) эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии, децентрации; мотивация коммуникации и взаимодействия); 2) когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению); 3) поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение) [2].

Несмотря на достаточную разработанность теоретических подходов к исследованию социального интеллекта, мы видим неоднозначность выделения критериев и компонентов исследуемого понятия, а также многообразие характеристик каждого из компонентов и его структурных элементов. В этой связи неизбежно возникают трудности определения диагностического инструментария для определения качественных и количественных характеристик социального интеллекта, особенно у детей дошкольного возраста.

Исходя из трех основополагающих компонентов социального интеллекта, а именно – поведенческий, когнитивный, эмоциональный, мы остановили свой выбор на нескольких диагностических методиках. Диагностика была проведена на базе МБДОУ «Детский сад № 163» г. Чебоксары с детьми в возрасте 6-7 лет.

Итак, с целью определения сформированности эмоционального компонента социального интеллекта мы провели индивидуальную беседу с детьми, в ходе которой выявляли степень развития представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним. Содержание беседы разработано Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой и включает в себя 10 вопросов, из которых нас интересовали только девять за исключением первого вопроса об отношении к детскому саду. Эти вопросы авторы методики условно подразделили на три группы. К первой группе отнесены вопросы, которые выявляют общее оценочное отношение и представление ребенка о других детях. Предполагается проявление у детей гуманной позиции, что может свидетельствовать о принятии всех детей и их положительной оценке. Отрицательная оценка сверстника является свидетельством поверхностного, предметно-оценочного отношения к другим детям. Вторая группа вопросов позволила судить об уровне сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки. Ответы на вопросы этой группы способствовали выявлению степени понимания ребенком субъективных состояний сверстника, то есть что он переживает в конкретной смоделированной ситуации, а не его знания о том, какой сверстник (жадный, добрый и т.д.). Третья группа вопросов позволила выяснить уровень сформированности представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания [4]. Итак, по результатам диагностического исследования все дети (100%) продемонстрировали достаточную степень развития представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним. Дети, отвечая на вопросы об эмоциональных состояниях сверстников (обида, грусть, радость, злость) менялись в тоне голоса, в мимике лица, словно их это касалось.

Когнитивный компонент социального интеллекта выявлялся с помощью методики, направленной на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Описание процедуры проведения этой методики представлено в пособии Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Для проведения диагностики нами были подобраны картинки с изображением детей, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей. Было проведено две серии исследования. В первой серии ребенку последовательно показывали картинки детей и просили ответить на вопросы о том, кто изображен на картинке, что он делает, как он себя чувствует и как ребенок догадался об этом. Затем ребенку предлагалось описать картинку. Во второй серии дошкольнику последовательно показывали сюжетные картинки и просили ответить на вопросы о том, что делают дети, как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и пр.), как ребенок догадался об этом, кому из персонажей хорошо, а кому плохо и почему [5]. Итак, по результатам исследования выяснилось, что 100% дошкольников без подсказки взрослого понимают и осознают эмоциональное состояние детей. Лишь один ребенок при определении эмоционального состояния «удивление» назвал это «испугом».

Для подтверждения сформированности когнитивного компонента, мы провели  вторую методику, из пособия под редакцией Н.Е. Вераксы [1], где также выявляли уровень развития понимания сверстника, его эмоционального состояния. В ходе проведения этой методики были использованы картинки, передающие различное эмоциональное состояние детей: встреча веселого мальчика и грустной девочки, игра детей, ссора (драка) детей. Рядом с каждой картинкой представлены два варианта эмоционального состояния детей – веселое и грустное. Итак, по итогам диагностики выяснилось, что 100% детей различают эмоциональные состояния сверстников и ориентируются на него в процессе общения. Следует отметить, что два дошкольника выбрали грустное эмоциональное состояние в серии картинок с изображением играющих в теннис детей. На вопрос «почему?» ответили: «Грустная игра, мяч попадет в лицо».

Поведенческий компонент социального интеллекта выявляли с помощью методики, из пособия под редакцией Н.Е. Вераксы [1]. Были использованы картинки с изображением поступков детей по отношению к сверстникам в различных житейских ситуациях: девочка, поскользнувшаяся на льду; малыш, на которого замахивается мальчик-подросток; девочка, плачущая у сломанной постройки; мальчики, ссорящиеся из-за игрушки. По итогам диагностики выяснилось, что 92% детей выбрали ситуации, где сам персонаж помогает сверстнику (мальчик поднимает упавшую девочку, девочка защищает малыша, мальчик помогает девочке построить башню, дети сами находят выход из конфликтной ситуации в процессе совместной игры). 8% детей выбрали из предложенных вариантов при решении ситуаций помощь взрослого.

Таким образом, уровень развития социального интеллекта у обследованных нами детей можно признать достаточно сформированным, но требующим некоторых корректировок. Способами психолого-педагогического воздействия на процесс развития социального интеллекта у дошкольников могут быть постоянный процесс общения со сверстниками и взрослыми, специально организованная деятельность (тренинги, психогимнастика, беседы и занятия, игровая терапия,  просмотр мультимедийных ресурсов). Следует учесть, что развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте наиболее эффективно осуществляется в рамках специфических для данного возраста видах деятельности: игре, ситуациях события и жизнедеятельности.

 

Литература

  1. Диагностика готовности ребенка к школе / А. И. Булычева, Н. С. Варенцова, Н. Е. Веракса, Н. С. Денисенкова и др. ; под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
  2. Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства : дис. … канд. пед. наук : 13.01.01 / И. Ю. Исаева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 196 с.
  3. Савенков, А. И. Концепция социального интеллекта [Электронный ресурс] / А. И. Савенков. – Режим доступа : http://www.den-za-dnem.ru
  4. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
  5. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 296 с.