Уроки психологии в начальной школе: первые итоги эксперимента
В 2010 году начались уроки психологии в одном из 3 классов МАОУ «СОШ №40 с углубленным изучением предметов г. Чебоксары». Обоснование смысла изучения психологии в школе, а также результаты изучения первичных представлений учащихся о психологии, их готовности изучать психологию как учебный предмет представлено в наших публикациях (1, 2).
Преподавание предмета в выбранном классе ведется на основе учебно-методического комплекса, разработанного под руководством И.В. Дубровиной (3, 4). За два года обучения – в 3 и 4 классе – ученики ознакомились с тем, что изучает психология, рассмотрели вопрос, зачем нужно её изучать. Далее были пройдены разделы «Ощущения», «Восприятие», «Память», «Воображение», «Внимание», «Мышление», «Речь». Уроки проводились в соответствии с методическими рекомендациями авторов учебно-методического комплекса, в которых обращается внимание на соблюдение принципов научности, связи теории с практикой, наглядности, доступности, самостоятельности и активности, поощрения любознательности и др. Учитель психологии (школьный психолог) также учитывала особенности этого класса в целом и особенности каждого ученика, продумывая сценарий очередного урока. В условиях отсутствия пока ещё рабочей тетради в данном комплексе учителю приходилось разрабатывать собственные варианты раздаточного материала для работы на уроках.
Начиная экспериментальный курс «Психология», мы поставили вслед за авторами УМК общую цель преподавания - формирование у школьников психологической культуры как части общей культуры личности. Мы понимаем, что к концу второго года обучения психологии у младших школьников трудно выявить личностное качество под названием «психологическая культура», однако уже можно выявлять и оценивать результаты изучения нового предмета по уровню усвоения психологических понятий, по их адекватному использованию в различных ситуациях, по взаимодействию научно-психологических понятий с житейскими понятиями в семантическом пространстве личности ученика.
С целью изучения эффективности обучения младших школьников психологии в условиях конкретной школы мы провели исследования в мае 2012 года, то есть в период завершения 4-го года школьного обучения и 2-го года изучения предмета.
В исследовании участвовали ученики 4-го экспериментального (22 чел.) и 4-го контрольного класса (19 чел.). В контрольном классе уроки психологии не проводились.
В процедуре обследования использовались два метода:
1. Вербальный ассоциативный тест.
2. Метод незавершенных предложений, или свободного определения понятия.
В первом диагностическом задании 4-классникам предлагалось в течение 2-х минут записывать в своих тетрадях слова-ассоциации на слово «душа». Выбирая данную методику, мы исходили из того, что слово «душа» является житейским понятием, используемым часто в жизни людьми для обозначения психики – объекта изучения психологии. Нас интересовал вопрос, насколько научные понятия с психологическим содержанием усвоены младшими школьниками, и взаимодействуют ли они теперь с житейскими понятиями, ассоциируемыми со словом «душа».
Во втором задании дети давали своё определение в виде завершения незаконченных положений «Психология – это…», «Психолог – это…». Такое задание тоже даёт возможность увидеть, насколько житейские представления, полученные детьми интуитивно в ходе взаимодействия с учителем психологии и школьным психологом, а также из других жизненных ситуаций, перестроились под влиянием знаний, полученных осознанным путем на уроках психологии.
Рассмотрим полученные нами результаты.
Из Таблицы 1 видно, что ученики экспериментального класса имеют большие, чем в контрольном классе, показатели по четырём выявленным параметрам. У школьников, изучавших психологию, больше слов-ассоциаций на стимульное слово «душа» - 8,3 и 2,8 соответственно. Можно предположить, что это результат большей активности учеников в отношении к слову «душа» в разных её смыслах, его многогранного осмысления и эмоционального переживания. И такая многогранность, возможно, стала следствием изучения «души», «внутреннего мира» на уроках психологии.
В экспериментальном классе, мы видим далее, было дано немного больше ассоциаций с психологическим содержанием – 1,9 на одного ученика, у контрольного класса – 1,4. На наш взгляд, следующий показатель – разнообразие ассоциаций с психологическим содержанием ещё более выражено показывает влияние прорабатываемого на уроках психологии материала на ментальность учеников. У учащихся 4-го экспериментального класса чаще встречались слова, обозначающие разные психические явления – эмоции и чувства, характер, качества личности. Характерно и то, что в экспериментальном классе прозвучали слова более общего порядка, составляющие базу изучения психических явлений – «психология», «внутренний мир», что для нас является свидетельством начавшейся у младших школьников перестройки житейского опыта в научный под влиянием полученного учебного материала по психологии.
Анализируя ассоциации школьников на слово «душа», мы выявили интересный факт, тоже свидетельствующий, по-нашему мнению, о важных позитивных изменениях в личностном опыте учащихся. Известно, что в подростковом возрасте происходит важное личностное изменение – осознание себя представителем человечества (родовое понятие «человек») и открытие собственного внутреннего мира, отличающегося от внутренних миров других людей. Это событие приводит к осознанию и переживанию уникальности своей личности, что первоначально переживается как «моя душа». У наших участников эксперимента в обоих классах выявились ассоциации слова «человек» со словом «душа». При этом дети экспериментального класса немногим чаще называли слово «человек», чем дети контрольной группы - 0, 8 на одного ученика и 0,5 соответственно. Этот факт, вероятно, можно рассматривать как большую приближенность учеников первой группы к личностным изменениям в подростковом возрасте.
Таблица 1
Результаты теста вербальных ассоциаций на слово «душа»
Класс |
Общее количество ассоциаций (среднее значение по классу) |
Количество ассоциаций с психологическим содержанием (среднее значение по классу) |
Разнообразие ассоциаций с психологическим содержанием (кол-во наименований) |
Количество ассоциаций «человек» (среднее значение по классу) |
4 кл. – эксперименталь-ный |
8,3 |
1,9 |
23 |
0,8 |
4 кл. – контрольный
|
2,8 |
1,4 |
13 |
0,5 |
В Таблице 2 представлены результаты выполнения 4-классниками задания по собственному определению слова «Психология». Почти все учащиеся экспериментального класса (91%) дали адекватное определение психологии как науки: «Психология - это наука, которая изучает…». Приведем примеры: «…наука, которая изучает внутренний мир человека, способности, интересы, ощущения», «…наука, которая изучает человека, его психику», «…наука о душе, о чувствах, о человеке», «…это изучение законов, по которым возникает и развивается человек». В контрольном классе только 11% определили психологию как науку. Большинство учеников этого класса отождествляют психологию с каким-то видом практической деятельности, выражая это на своём языке. Примеры высказываний: «…это проверка человека, как он думает об окружающих» (диагностическая деятельность); «…это помощь окружающим. Это удачный выход из какой-либо ситуации» (консультативная деятельность); «…это когда людей учат спокойствию. Если человек нервничает, его успокаивают» (психотерапевтическая деятельность); «…это наше чувство. С помощью психологии мы можем контролировать наш характер» (развивающая деятельность). Данные определения интересны сами по себе, так как раскрывают достаточно многообразные и адекватные представления младших школьников о видах практики психологов. Однако школьники, изучавшие психологию в течение 2-х лет, увидели её не только в практическом, но и в теоретическом плане, что поднимает их на более высокий уровень знаний о психологии и психических явлениях.
Таблица 2
Результаты завершения предложения «Психология – это…»
|
Определение психологии как |
|||
Класс |
науки |
психики |
профессии |
вида практической деятельности |
4 кл. – экспериментальный (22 чел.) |
20 (91%) |
2 (9%) |
- |
- |
4 кл. – контрольный (19 чел.) |
2 (11%) |
- |
2 (11%) |
15 (78%) |
Различия в показателях двух классов проявились и в определениях слова «психолог» (Таблица 3). В экспериментальной группе 36% определили психолога как человека, изучающего психологию (а некоторые ученики добавили в определение психолога момент применения знаний), и 45% - как человека, помогающего решить проблемы. В контрольной группе соотношение «теоретических» и «практических» определений психолога иное – 11% и 41%.
Таблица 3
Результаты завершения предложения «Психолог – это…»
Класс |
Человек, изучающий психологию (применяющий знания) |
Человек, помогающий решить проблемы |
Учитель психологии |
Врач, лечит людей |
Не ответили |
4 кл. – экспериментальный (22 чел.) |
8 (36%) |
10 (45%) |
3(14%) |
1(5%) |
- |
4 кл. – контрольный (19 чел.) |
2 (11%) |
8 (41%) |
1(5%) |
6 (32%) |
2 (11%) |
Эту картину дополняет и то, что в экспериментальной классе 3 человека определили психолога как учителя психологии, и 1 человек как врача, а в контрольном классе 1 человек рассматривает психолога как учителя и 6 человек - как врача, то есть как человека, лечащего людей. Таким образом, и в этом случае мы видим влияние уроков психологии на учащихся экспериментальной группы, проявившееся в большей адекватности определений психолога, соединяющего теоретические знания с жизненной практикой.
Полученные нами данные вместе с тем показали, что учащиеся экспериментального класса, превышая по ряду показателей учащихся контрольного класса, всё же мало пока используют в своих высказываниях те понятия, которые изучались на уроках психологии в течение двух лет. Очевидно, что большая часть учебного материала остаётся для наших учеников пока на уровне первичных, неконкретизированных и не до конца понятных знаний. Этот факт побуждает нас провести детальный анализ нашей методики преподавания. Одно из решений создавшейся ситуации мы видим в разработке рабочих тетрадей в дополнение к используемым учебникам, что позволит нам более эффективно реализовать принципы научности и практичности, доступности, наглядности и развития школьников в преподавании психологии.
Литература
1. Ефимова Н.Н. Преподавание психологии в школе: социокультурный смысл // Социокультурная среда как фактор развития ребёнка: Сб. науч. трудов. М.; Чебоксары: Чебоксарский филиал ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2010. С. 75-84.
2. Ефимова Н.Н. Исследование готовности учащихся к преподаванию психологии в школе // Изучение психологии в школе: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. И.В.Дубровиной. М.:УРАО «Психологический институт»; СПб.: Нестор История, 2011. С.183-188.
3. Преподавание психологии в школе, 3 – 11-й классы: Учеб.-метод. пособие/ Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007.
4. Психология: Учебное пособие для начальной школы. III-IVклассы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стер. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007.
Статья опубликована в издании "Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова": Научно-практический журнал. -Москва; Чебоксары: Чебоксарский филиал ФГБОУ ВПО "МГГУ им. М.А.Шолохова, 2012. - №9. С.72-76.