Преподавание психологии в школе: социокультурный смысл

 

В настоящее время урок психологии не входит в число обязательных дисциплин общего образования. Психология преподается пока как дополнительный, экспериментальный предмет лишь в тех школах, где в ней видятне просто увлекательную область знаний, но и значительный потенциал позитивных изменений в личности учащихся, и шире - в образовательном и социокультурном пространстве.

Цель данной статьи – показать социокультурный смысл введения психологии в школьное образование, а также ответить на вопрос, в какой мере наш социум – российский ирегиональный (в Чувашии) – готов к такой инновации.

Почему психология до сих пор не стала равноправным учебным предметом в школе? Ответ на этот вопрос можно найти в работах И.В. Дубровиной (3, 4), Н.Ю. Стоюхиной (5), где освещена история преподавания психологии в российских общеобразовательных школах.

В 1804 – 1819 гг. психология была включена в программу средней школы в составе группы философских дисциплин: философии, нравственной философии, логики, права, эстетики. Этот период закончился исключением психологии из школьных программ из-за ряда причин: слабое развитие самой науки, не было подготовленных учителей, учебников. Главной же из причин стала неподготовленность самих учащихся и общества в целом к усвоению этой дисциплины.

Вторая попытка включения психологии в число школьных дисциплин повторилась в 1906 году. К тому времени в России появились свои научные группы, которые интенсивно развивали психологическую науку. У учащихся появился интерес к урокам психологии, так как полученные знания давали ответы на некоторые жизненно важные вопросы. Однако по-прежнему было мало подготовленных специалистов для преподавания, да и самому предмету в школе отводился статус второстепенного, который «можно не учить». Данный период «прихода психологии в школы» завершился в 1917 году. После Октябрьской революции в связи с упразднением гимназий и реорганизацией средней школы психология исчезла из учебных программ. «Преподавание психологии не входило в цели новой советской школы» (5, с. 44).

В школах Советского Союза психология как учебный предмет в старших классах вновь появилась в 1947 году. Самым удачным среди других был признан учебник известного отечественного ученого Б.М. Теплова. Несмотря на то, что новый предмет воспринимался с интересом, и к тому же была более подготовлена методическая база, третий период преподавания психологии в школе закончился в 1958 году, когда прошла очередная реорганизация общего образования.В СССР был взят курс «на укрепление связи школы с жизнью», что в те времена трактовалось как необходимость экономике страныкадров рабочих специальностей.

С 1983 года до конца 1980-х годов психология пришла в школы в виде новой дисциплины для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». Этот предмет был очень востребован учащимися, так как в его содержание входило обсуждение вопросов из реальной жизни. От естественно-научной направленности предыдущего послевоенного этапа данный этап отличался насыщенностью социальным и духовным содержанием, а также использованием новых методов преподавания: ролевые игры, анкетирование, тестирование, анализ случаев и др. Слабостью курса «Этики и психологии…» была неопределённость научной платформы (между этикой, социологией, психологией), а также во многом – беспомощность в решении сущностных вопросов жизни семьи из-за давления идеологических установок «доперестроечного времени». В 1992 году после выхода нового закона «Об образовании» преподавание данного предмета не вошло в учебные планы школ.

С начала 1990-х годов по настоящее время идёт новый этап в истории введения психологии в школьное образование. В число обязательных дисциплин психология не включена, и всё же школьники различного возраста имеют возможность осваивать психологические знания на факультативах, в кружках, в виде элективных курсов в рамках профильного обучения и т.д.

Мы считаем, что сейчас в России складывается достаточно благоприятная социокультурная ситуация для введения урока психологии в число обязательных школьных учебных предметов.

Во-первых, в настоящее время идет процесс гуманизации образования на фоне общей демократизации общества. Всё чаще звучат понятия «человек», «личность», «общество», «культура». Формируемые и внедряемыев России образовательные стандарты предполагают освоение учащимися универсальных учебных действий, в число которых входят действиясамопознания, саморегуляции и самоопределения, а также коммуникативные, социально направленные действия (6).Фактически речь идёт о формировании психологической компетентности у школьников на всех ступенях образования.

Во-вторых, можно отметить достаточно высокий уровень развития российской психологической науки, интегрированной в мировую психологию. Это даёт возможность обогатить содержание преподаваемого предмета.

В-третьих, уже можно утверждать, что в современной России достаточно развита и практическая психология в виде оказания консультативной, коррекционной, терапевтической, реабилитационной помощи населению. Отчасти с этими видами деятельности психолога школьники вместе со своими родителями знакомятся, взаимодействуя с психологической службой в своей школе. Таким образом, учащиеся имеют более адекватные представления о психологии и о профессии психолога, а значит, более готовы к изучению психологии на уроках.

В-четвёртых, уже работающих в школах педагогов-психологов можно рассматривать в качестве кадрового петенциала, как будущих учителей психологии. Кстати, именно школьные психологи сейчас берут на себя ответственность вести занятия по психологии для учащихся на правах дополнительного предмета.

В-пятых,преподавание психологии в школе уже достаточно основательно проработано методически. Начиная с 1990-х годов в России изданы и продолжают издаватьсяучебники и методические пособия различных авторов и авторских коллективов. Назовём лишь некоторые, наиболее известныеиздания:

·Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова - «Психологическая азбука» (для начальной школы) (1);

·И.В.Вачков, М.Р.Битянова – «Я и мой внутренний мир: Психология для старшеклассников»;

·О.В.Хухлаева – «Тропинка к своему Я» (для 1-4, 5-6 и 7-8 классов);

·А.В. Микляева – «Я – подросток: Программа уроков психологии» (для 7, 8 и 9 классов);

·Авторский коллектив под редакцией И.В. Дубровиной- «Психология» (для 3-11 классов) (3).

Каков же социокультурный смысл систематического преподавания психологии в школе?

Авторы различных учебников по-разному формулируют цели обучения психологии. Наиболее точна, с нашей точки зрения формулировка И.В. Дубровиной, утверждающей, что уроки психологии направлены на формирование у школьников психологической культуры как части общей культуры личности (3).

Культура, как известно, определяется как совокупностьматериальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе истории. Считается, что общую культуру современного человека составляют экологическая культура, юридическая, экономическая, гражданская, художественно-эстетическая, культура здоровья и т.д.

В отечественныхнаучных исследованиях разрабатывается понятиеи изучается феномен психологической культуры. Так, Т.Е. Егорова термин «психологическая культура» определяет как системно-организованное, многокомпонентное, многофункциональное психическое образование (2). Данная система представляет собой структурно-функциональное единство когнитивного, эмоционально-ценностного, процессуально-деятельностного и ценностно-смыслового компонентов. Автором исследования доказывается, что так понимаемая психологическая культура определяет качество взаимодействия человека с собой, с другими людьми, природой и антропогенной средой. «При этом системообразующим выступает ценностно-смысловой компонент, определяющий целостность феномена» (2, с.5).

И.В. Дубровина, обосновывая необходимость целенаправленного формирования психологической грамотности и шире – психологической культуры у школьников, утверждает, что дети, выросшие в психологически безграмотной среде и не получившие знаний психологии в школе чаще всего попадают в «зону риска» (4). У них выше вероятность возникновения девиаций, в том числе – суицидов, делинквентного поведения, невротических симптомов и др.

Ещё одним важным аргументом в пользу преподавания психологии в школе для нас является утверждение Н.Ю.Стоюхиной: «Психология – это единственный учебный предмет, органически сочетающий научные знания о психике с гуманистической личностной направленностью. Реализовать потенциал психологии через преподавание не просто, но необходимо» (5, с. 34).

Мы согласны с авторами учебников по психологии, которые пишут о недостаточностиизучения психологических явлений в форме отдельных занятий, тренингов, факультативов на психологическую тематику. Недостататочным является и преподавание других предметов, каждый из которых так или иначе связан с психологией. Формирование психологической культуры требует систематизированного, концептуально выстроенного курса.

Из известных учебников по психологии, предназначенных для школ, наибольшую привлекательность для нас имеет комплект учебников, созданных под руководством И.В. Дубровиной. Этому курсу присущи: возрастно-психологическая обоснованность,целостность и структурность тематики, научность в сочетании с практической ориентированностью, дидактическая и методическая проработанность, изначальная ориентация учителя на гуманистический смысл преподавания психологии и обогащение предложенных учебно-методических материалов собственными творческими находками. С 1998 года в Москве действуют и продолжают открываться школьные экспериментальные площадки, где с 3-го класса преподается психология по данным учебникам. Об эффективности инновационного урока и самого учебного материала свидетельствуют сообщения в сборнике материалов не только учителей психологии, которыми становятся в большинстве случаев педагоги-психологи, но идиректоров школ (4).

Приступая к региональному образовательному эксперименту по преподаванию психологии в школах Чувашии, мы провели в одной из них – СОШ №40, г. Чебоксары - пилотажное исследование. Целью исследования было выявление мотивационной и когнитивной готовности учащихся и учителей к нововведению.

Методом анкетирования (анонимно) было опрошено 6 учителей – начальной, основной и старшей ступени. Все выразили позитивное отношение к идее уроков психологии в школе. Свои ответы учителя аргументировали так:

-психология учит:

•управлять своими эмоциями, справляться со стрессом

•правильно оценивать свои поступки

•общаться между собой и со старшими, решать конфликты

•справляться с жизненными трудностями

- психология помогает:

•определиться в выборе будущей профессии

•определиться в различных жизненных ситуациях

- уроки психологии помогут психологу:

•отслеживать ход и достижения психического развития детей

•видеть психологические проблемы учащихся и учителей, предупреждать их появление.

Анкетирование (анонимное) было проведено также среди учащихся 7, 9 и 10 классов.

Таблица 1

Результаты ответа учащихся на вопрос об отношении

к введению урока психологии в их школе - к-во уч. (%)

Вариант ответа

7 кл.

9 кл.

10 кл.

Всего

А) «Хорошо, я хочу изучатьпсихологию»

22 (88)

21(72)

10(72)

53(78)

Б) «Мне не хочется изучать этот предмет»

1(4)

4(14)

2(14)

7(11)

В) «Я не знаю, хочу ли я изучать этот предмет»

2(8)

4(14)

2(14)

8(11)

Всего респондентов:

25

29

14

68

 

Результаты, приведенные в Таблице 1, показывают, что значительное большинство опрошенных школьников хотят изучать психологию в виде урока в расписании – 53 чел. из 68.

Далее мы выяснили, чем аргументируют учащиеся свое желание или нежелание изучать психологию. Результаты представлены в Таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Позитивные смыслы уроков психологии для учащихся

(аргументы «за»)

7 класс

9 класс

10 класс

•Дисциплинирует поведение – 15 чел.

•Учитуправлять эмоциями – 7 чел.

•Учит пониманию других – 3 чел.

•Учит общению – 3 чел.

•Повышает успеваемость в учёбе – 2 чел.

•Учит быть порядочным –1 чел.

•Учит пониманию других – 10 чел.

•Учит пониманию себя – 5 чел.

•Готовит к жизни – 5 чел.

•Интересная наука – 5 чел.

•Учит общению – 3 чел.

•Развивает личность – 3 чел.

 

•Учит пониманию других – 6 чел.

•Учит общению – 4 чел.

•Учит пониманию себя – 3 чел.

•Интересная наука – 3 чел.

•Развивает личность – 1 чел.

•Учитуправлять эмоциями – 1 чел.

•Учит решать проблемы –1 чел.

 

Таблица 3

Негативные смыслы уроков психологии для учащихся

(аргументы «против»)

 

7 класс

9 класс

10 класс

всего

Перегруженность другими

учебными предметами

-

3

2

5

Необходимость не для всех

1

3

1

5

Неверие в силу воздействия

(«это ничего не изменит»)

1

1

-

2

Подозрение учителя в личной выгоде

(«дополнительные часы для заработка»)

-

-

1

1

 

Мы видим, что аргументы «за» в целом совпадают с замыслами авторов учебников психологии для школьников. Ответы учащихся – особенно 9 и 10 классов - соответствуют научной трактовке психологической культуры. Аргументы «против», на наш взгляд, не должны игнорироваться. Они, скорее всего, сигнализируют о возникших у наших респондентов психологических проблемах, источником которых для детей является семейная и образовательная среда. Предполагаемое нами обучение психологии как раз и призвано постепенно развивать у школьников способность к осознаванию, анализу и решению возникающих проблем.

Методом свободного определения мы выявили, как понимают слова «психология» и «психолог» учащиеся 3, 7, 9 и 10-х классов.

Так, 3-классники (20 чел.) в большинстве случаев понимают под словом «психология»:

•урок, на котором учат (вежливости, добру, дружелюбию, спокойствию, толерантности, неравнодушию), развивают ум – 13 чел.;

•профессию (когда помогают при страхах, душевных переживаниях, решить проблему) – 3 чел.

Психологом они называют чаще всего врача (лечит, избавляет от стрессов, лечит словом, а не лекарствами) – 8 чел., далее – учителя (даёт знания по психологии) – 5 чел.

Для 7-классников (25 чел.) психология предстаёт как:

•наука (о поведении человека, о душе, об особенностях, о характере, о способах общения, мышления, о человеческих чувствах, о справедливости, уважении друг к другу и др.)- 19 чел.

•сеанс релаксации – 2 чел.

Психолога учащиеся 7 классов трактуют чаще всего как человека (добрый, светлый, хороший), который помогает решить проблемы – 15 чел. Остальные назвали психолога специалистом (занимается психологией, разбирается в людях, дает тесты и определяет душу человека, занимается поведением человека)- 5 чел., врачом (лечит от душевных болезней) – 3 чел., учителем (учит добру, вежливости, уважать друг друга) – 2 чел.

Учащиеся 9 и 10 классов (45 чел.) чаще всего трактуют психологию как науку о душе, о внутреннем мире, о состояниях человека, о поведении, о мыслях и чувствах– 38 чел. Интересен ответ одного учащегося- «предмет ни о чём». Психолог им чаще видится как специалист, ученый в области психологии – 23 чел.

Итак, наши данные показывают, что наши школьники к 7-му классу стихийно приходят к адекватной трактовке психологии как одной из наук и в общем верно определяют область её изучения. Учащиеся начальных классов часто путают психолога с врачом или учителем.

Желая узнать, как школьники понимают и относятся к самому предмету психологии – психике, внутреннему миру, мы предложили им тест вербальных ассоциаций, в котором стимульным словом стало более употребимое в повседневной жизни слово «душа».

Выяснилось, что у 3-классников душа ассоциируется чаще всего с различными эмоциями и чувствами (радость, страх, неравнодушие, спокойствие, восхищение, уважение, сострадание) – 12 чел. В 7 случаях были ассоциации человеком и человечеством. 6 чел. дали ответы «мама», «папа», 5 – «доброта», «добрая». Были даны также ассоциации: «цветы», «солнце, звезда», «хороший, чудесный», «любовь», «жизнь», «дух», «дружба», «тело», «мозг».

У 7-классников были во многом схожие ответы, но сменились места слов-ассоциаций по частоте встречаемости: «доброта, добро, добрая» – 14 чел., «чувства, эмоции, настроение, переживания» – 7 чел, «радость, хорошее настроение, радостная, весёлая» – 7 чел., «красивая, прекрасная» - 6; «любовь, любимая» – 4.

В этом возрасте появились и негативно-оценочные ассоциации: «плохая, злая, злорадная» – 8 чел; «завистливая, мстительная» – 2, «дьявол, сатана» - 2 «смерть, умершая, мертвая» - 4 чел.

У учащихся 9 и 10 классов наиболее частыми ассоциациями были «человек» (17), «добро, доброта» (15), «сердце» (11), «любовь» (10), «чистая, светлая» (9), «радость, счастье» (9), «жизнь» (7), «открытость, искренность» (7), «внутренний мир (5).

Итак, учащиеся различных возрастов душу воспринимают как реально существующую, они её чувствуют в себе и других. Проявления души школьники видят в переживании различных эмоций и чувств человеком, в особенностях характера, в позитивнойили негативной энергии, которую содержит душа человека. Важно, что в большинстве случаев дети отмечали позитивный, а не негативный заряд душевной энергии, что обнаруживает преимущественную установку на психическое здоровье учащихся.

Наше исследование показало, к сожалению, что учащиеся пока не приписывают душе качеств активности, способности изменяться, развиваться.

В целом наше предварительное исследование показало, что учащиеся школы внутренне готовы к психологическому образованию как мотивационно, так и когнитивно (по уровню исходных, во многом ещё житейских знаний). Мы полагаем, что систематическое обучение психологии повысит психологическую культуру школьников, и как следствие, поможет стать учащимся подлинными творцами свого варианта счастья.

Литература

1.Вачков, И. В. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. М.: «Ось – 89», 2008.

2.Егорова, Т.Е. Становление психологической культуры: теория, эксперимент, практика. Автореф. …д.психол.н. Ярославль, 2007.

3.Преподавание психологии в школе, 3 – 11-й классы: Учеб.-метод. пособие/ Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007.

4.Психология – учебный предмет современной общеобразовательной школы: Сб. статей / Под ред. И.В. Дубровиной, А.М. Костантиновой. М., 2007.

5.Стоюхина, Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория практика: Учеб. пособие / Н.Ю. Стоюхина. – М.: Флинта, МПСИ, 2009.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. М., 2010.

 Ефимова Н.Н. Преподавание психологии в школе: социокультурный смысл //Социокультурная среда как фактор развития ребенка: Сборник научных трудов. - Москва; Чебоксары: Чебоксарский филиал ГОУ ФПО "МГГУ им. М.А.Шолохова", 2010. С. 75-84.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить