Гендерное мастерство женщины (тезисы)

Андреева Н.Н.

«Семья учит семейным отношениям, мать – тому, как быть  матерью,  но никто не обучает женщину быть самой собой.  Об этом она должна позаботиться сама, обогащаясь жизненным опытом, используя предоставляющиеся благоприятные возможности, осмысливая факты, раскрывающие её  изначальную  сущность. Твоя душа принадлежит не обществу, а только тебе»
А.Менегетти

Гендерное мастерство женщины – это становление женщины самой собой: естественной и настоящей.

Путь становления гендерного мастерства женщины: от гендерной социализации и идентичности к гендерной индивидуализации и мастерству.

Результат гендерной индивидуализации и мастерства: ресакрализация первозданного начала в женщине, когда Женщина не типичная, а с индивидуально-личностными особенностями, естественная (биологическая детерминированность женщины) и настоящая (социальная детерминация женщины). Она способна в полной мере реализовать своё инстинктивное женское начало и индивидуальную женственность через гибкое отношение к половым ролям и гендерным стереотипам. Она умеет черпать ресурсы из образа мужского (другого, не противоположного) пола и разносторонне реализоваться, учитывая собственные потребности, интересы и переживания. Она желает и может сотрудничать с Мужчиной, взаимопонимая, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга, тем самым приобретает целостность личности и зрелые отношения, осознанное родительство и счастливое материнство.

Инструментом на данном пути является осознанная и творческая работа над собой (над собственным женским «Я» и своей уникальной человеческой сущностью).

Суть работы: САМО (познание + оценка + понимание + принятие + сохранение + регуляция + управление + исцеление + уважение + реализация) и другие аутопроцессы, актуализирующиеся в течение всей жизни женщины через комфортно-дискомфортные, экологично-неэкологичные сигналы её внутреннего и внешнего мира. Задача женщины - гармонизировать свои внутренние  побуждения (фемининные архетипы) и внешние поступки (социо-культурные стереотипы).

Методы работы: например, тренинг гендерного мастерства женщины; библиотерапия по книге К.П. Эстес «Бегущая с волками»; кино-видеотренинг на основе художественного фильма «Когда Землёй владели динозавры» (режиссёр В.Гест) и мультфильма «Кот, который гулял сам по себе» (режиссёр А. Снежко-Блоцкая»); свободные самоописания и арт-терапевтическое творчество на тему «Женское и Мужское»; психологическая инициация женщины через реальные и символические путешествия, народные сказки, перформансы, драматические миниатюры с использованием функциональной музыки и другие ритуалы посвящения.

Примеры архетипических образов Женщины, обладающей гендерным мастерством: Дикая, Первозданная Женщина - образ природосообразного человека, инстинктивной самости женщины и её глубокой интуиции. Изида – древний образ многогранной и  целостностной женщины, противоположной современному социо-культурному мифу «Мадонна и Блудница». Пресвятая Дева-Мать, Богородица – божественный образ для мужского поклонения и  служения женщине, душе и духу одновременно, символ Священной Матери.

Таким образом,  гендерное мастерство или становление женщины самой собой, то есть настоящей и естественной -  это многоплановый процесс. Он включает в себя и биологическое (генотипические влияния на физические и физиологические свойства женского организма, его обусловленность природной средой), и социальное начало (общественно-средовые влияния на психику и поведение женщин, их обусловленность культурой, религией, общечеловеческими представлениями). При этом в полоролевом мастерстве женщины особо выделяется не столько социально-психологический, сколько индивидуально-психологический аспект её становления и совершенствования от гендерной социализации и идентичности к гендерной индивидуализации и мастерству.

Чем большей духовной зрелости и гендерного мастерства достигает человек, тем меньшую роль для него играют половые различия, так как процесс гендерной индивидуализации включает в себя  установление равновесия между анимой и анимусом, то есть женским и мужским началом внутри личности. Таким образом возникает внутриличностная гармония и  целостность, которая проявляется вовне в межличностной гармонии и взаимопонимании между женщинами и мужчинами. И это не социальная  декларация равенства полов, а истинные взаимоотношения, взаимодополняющие и взаимообогащающие, в по-настоящему просветлённом обществе мужчин и женщин. Мужчина и Женщина здесь не «сильный» и «слабый» или «противоположный» пол, не ущербные «половинки», далёкие друг от друга, как Марс и Венера. Они - две цельные и самодостаточные личности, каждая со своими сильными и слабыми сторонами, являющиеся друг для друга другим полом, дополняющим недостающее, как неотъемлемые и взаимообогащающие части бесконечной Вселенной под названием Человек. Тем Настоящая женщина и Настоящий мужчина прекрасны! И к этим идеалам стоит стремиться.

 

Естественная женщина

Настоящая женщина

природное начало женщины (врождённые свойства в ней)

социальное начало женщины (приобретённые качества  в ней)

  • имеет врождённую экологию женщины и здоровую, не раненую самость (к примеру, глубокую  интуицию и здоровые инстинкты);
  • природосообразна, сохраняет в себе Дикую, Первозданную Женщину (Волчицу) и действует по общим волчьим правилам жизни;
  • черпает ресурсы из Медведя –архетипического образа анимуса в женщине или образа  мужчины, устаналивая при этом равновесие между анимой и анимусом внутри личности;
  • умеет духовно странствовать по жизни с животными и растениями, черпает мудрость и силу из сокровищницы самой природы и эволюции женского архетипа;
  •  наделена божественными дарами – архетипами древнегреческих богов и богинь и также иными фемининными и маскулинными архетипами;
  • «трёхцветная» Женщина (альбедо, рубедо, нигредо) и Королева, интегрирующая в себе все четыре стихии: вода, земля, воздух, огонь (или все пять первоэлементов: огонь, вода, металл, земля, дерево);
  • умеет поддерживать чистоту реки собственной творческой  жизни ;
  •  молочная мама, кормящая ребёнка грудью столько, сколько необходимо и другое.
  • осознаёт свой потенциал, не искалечена цивилизацией и не исчезла в недрах   технократического  мира как низшее существо и слабый пол, а является уникальной, самоактуализирующейся личностью со здоровыми потребностями и духовными ценностями;
  • её социализация  означает  не генетическое программирование устаревших социально-религиозных догм, предрассудков, табу или современных стереотипов и шаблонов гендерного поведения,  не потерю природосообразного и индивидуального в себе, а их целенаправленное приобретение и развитие;
  • не следует стихийно законам общества, а осознанно сама устанавливает правила, отстаивая собственную уникальность и особенность, имеет индивидуальную жизненную задачу, оставаясь верной своей цели  (себе и своему женскому началу);
  • создаёт моду (индивидуальный стиль), а не следует ей;
  • не считает себя чем-то хуже мужчины, имеет самоуважение и гордится тем, что она – женщина, использует женские качества и энергии для исцеления планеты и построения общества, где мужчины и женщины смогут жить в гармонии;
  • для неё  Мужчина -  не  противоположный пол, а дополняющий (то есть другой пол, дополняющий недостающее в Женщине, тем самым обогащая её);
  •  психологически инициирована и т.д.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Андреева Н.Н.,Терентьев В.К. А что следует за свадьбой? (Семейный            опыт духовного воспитания личностей) //Семья. Государство. Общество. Сборник  научных статей. – Москва – Чебоксары, 2009.С.14-19. 
  2. Андреева Н.Н., Терентьев В.К. Великое путешествие по реке жизни. Эссе. – Чебоксары: «Клио», 2003.С.69-72
  3. Андреева Н.Н., Терентьев В.К. Великое путешествие по реке жизни. Часть 2.  Река под рекой. – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006.
  4. Андреева Н.Н., Терентьев В.К. Великое путешествие по реке жизни. Часть 3. Социальный заплыв. – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2007.
  5. Андреева Н.Н. Гендерное мастерство женщины: психологические аспекты.  //Нелинейный мир. Десятая междисциплинарная  научная  конференция. Тезисы докладов  /Под ред. проф. И.С.Емельяновой. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005. С.9.
  6. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. 
  7. Болен Д.Ш. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь. М.: ООО Изд-ий дом «София», 2005.
  8.  Болен Д.Ш. Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин. М.: ООО Изд-ий дом «София», 2005.
  9.  Грэй Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. М.: ООО Изд-ий дом «София», 2004.
  10. Ефимкина Р.П., Горлова М.Ф. Психологическая инициация женщины //Семейная психология и семейная терапия. №4.2000.С. 92-110.
  11. Калинаускене В., Тышкевич А. Искусство Возвращения Королевы. – СПб.: «Береста», 2001.
  12. Марез Т. Женское и мужское. Книга 1. Раскрытие тайны женского начала. К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2001.
  13. Марез Т. Мужское и  женское. Книга 2. В  поисках мужественности. К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2001.
  14. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: ЭКСМО – Пресс, 2002.
  15. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001.
  16. Скалли Н. Золотой котёл, или Странствия с тотемными животными. М.: ООО Изд-ий дом «София», 2004.
  17. Хоуп М. Сущность женщины: Её Сила, тайна, архетипы. Её Богиня. М.: ООО Изд-ий дом «София», 2006.
  18. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2001.

Тезисы опубликованы:

  1. Андреева Н.Н. Гендерное мастерство женщины: психологические аспекты //Нелинейный мир. Десятая междисциплинарная  научная  конференция. Тезисы докладов /Под ред. проф. И.С.Емельяновой. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005. С.9.
  2. Андреева Н.Н. Гендерное мастерство женщины // Вестник Чебоксарского филиала Московсого государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова. Научно-практический журнал №7. – Чебоксары, 2010.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить