ОДАРЁННАЯ ПИНЕСЛУ – ДЕВУШКА, ИМЕЮЩАЯ ТЫСЯЧИ ДОСТОИНСТВ, И СОВРЕМЕННЫЕ ФГОС

Андреева Н.Н., кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного

образования Чувашского республиканского института образования

В статье представлен анализ характеристик одарённой героини из древнего чувашского мифа «Азан и Пинеслу», обозначены современные образовательные ориентиры для дальнейшего развития её достоинств и способностей.

Ключевые слова: музыкальная одарённость; мотивационный, инструментальный аспекты поведения одарённой личности; предметные (музыка), метапредметные, личностные результаты освоения основных образовательных программ ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО.

***

Одарённость характеризуется высоким уровнем выполнения деятельности (как процесс) и выдающимися достижениями в той или иной области деятельности (как результат). Что касается Пинеслу – красавицы из чувашской мифологии, имеющей тысячи достоинств, то она, прежде всего, музыкально одарена. «Была у землепашца дочь, прекрасная, как сама Юрату. Улыбка её отдавала людям солнечным теплом, а голос звенел, словно соловьиная трель. Бывало, приходит она на берег озера, заплетёт светлые волосы в толстую косу, золотым гребнем расчёсывает и песню напевает: «Ой ты, озеро синеводное, поплещись в берега, нашепчи мне радость…» А потом пойдёт домой. А волны так и бегут, бегут за ней, не желая отстать, потому что любили её. Звали девушку – Пинеслу, что означало: девушка, имеющая тысячи достоинств. Да, много достоинств было у девушки. И самое большое – её песни. Она была певицей. И любили люди её за то, что она своими песнями помогала им жить, побеждать зло, трудности, помогала верить в красивую мечту, будила мысли о великих делах» [1, с.142].

Именно музыкально-песенное, эмоционально-ценностное отношение Пинеслу к явлениям жизни стало началом её становления легендой – девушкой на Луне. Когда богиня Сехметь, старшая дочь владыки вселенной Тангара, пожелала, чтобы певица восхвалила её любовь к богу Пихамбару («Спой мне песню о моей любви. Спой мне о том, как я люблю красавца-бога Пихамбара и бегаю за ним всюду, чтобы хоть на миг встретиться с ним…»), Пинеслу, улыбнувшись богине, ответила сквозь смех: «Не пристало девушке бегать за женихом. Разве парень не побежит сам навстречу девушке, если находит её привлекательной и милой? Разве бывает так, что цветок бежит к пчеле, а не наоборот?» За подобные мысли и вопросы сквозь смех поплатилась Пинеслу. Оскорблённая, мстительная и неуспешная в любви богиня Сехметь наказала её, отправив на Луну держащей коромысло на плечах с полными вёдрами воды. И сотворила это богиня не сама, а через злую мачеху-колдунью и колдунов; да так, что и возлюбленный Пинеслу – Азан не смог помочь своей любимой вернуться на Землю, заблудившись среди многочисленных звёзд. По всей вероятности, согласно данному Лунарному мифу, и в настоящее время страдающая Пинеслу поёт свою любимую песню «Ой ты, озеро синеводное…», чтобы Азан услышал и освободил её от этого бремени-наказания.

Поскольку музыкально-песенные достижения и жизненные результаты этой одарённой девушки имеют не безусловно позитивный характер с точки зрения сохранения земной жизни и социальной успешности, целесообразно проанализировать мотивационный и инструментальный аспекты её поведения. Мотивационный аспект отражает отношение Пинеслу к той или иной стороне действительности, а также к собственной деятельности. Он может быть охарактеризован следующими признаками:

  1. У легендарной девушки выражена повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной действительности (звукам, цвету, озеру, природе) и к определённым формам собственной активности (а) физической: «Краса её сверкала, как дождь грибной в лесу. Ходила она – словно воздух держала на весу»; б) художественно-выразительной: «Улыбка её отдавала людям солнечным теплом, а голос звенел словно соловьиная трель»). Эта повышенная избирательная чувствительность сопровождалась переживанием чувства удовольствия, радости, любви и счастья («И счастлива была Пинеслу. Радовалась любви людей, любви родителей. И радовалась любви своей»). При этом необходимо отметить, что Пинеслу не проявляет повышенной избирательной чувствительности к своей познавательной активности (в). У неё нет ярко выраженной познавательной потребности, которая выражается, к примеру, в повышенной любознательности и предпочтении парадоксальной, противоречивой, неопределённой информации, в неприятии готовых ответов, стандартных, типичных заданий и в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Скорее всего, эта потребность находится в потенциалах девушки и пока ещё «спит», как и многие из тысячи её достоинств. Даже, получив судьбоносное наказание и оказавшись на Луне, девушка не знает и не догадывается,  за что ей досталось подобное («Ой, беда моя, горюшка. Я словно яблочко на половину отрезанное, разлучена с милым навеки вечные. За что, не знаю, не ведаю»). Вместо активизации познания, самопознания и стремления к саморазвитию, творчеству она пассивно ожидает внешней помощи на основе своей традиционной установки «Пусть парень побежит сам навстречу девушке, если находит её привлекательной и милой» и ничего не предпринимает для собственного спасения, изменения неблагоприятного положения вещей.
  2. У одарённой Пинеслу ярко выражен устойчивый интерес к музыкальной сфере деятельности. Она исполняет свои песни и в горести, и в радости, даже будучи на Луне. Вот как описывается этот мотивационный аспект поведения в чувашском мифе: «Тяжко ей стоять. И сидеть – вёдра книзу тянут. Станет ей невмоготу, потихонечку песню запоёт: «Ой ты, озеро синеводное…»; «Настала ночь, и увидела Пинеслу летящего Азана. Вскрикнула от радости и запела свою любимую песню, чтобы Азан услышал: «Ой ты, озеро синеводное…» Можно констатировать высокую увлечённость девушки песнями и  упорную погружённость в любимую стихию.

Инструментальный аспект поведения Пинеслу характеризует способы её деятельности и может быть описан следующими признаками:

  1. У этой одарённой личности имеются такие специфические, уникальные средства деятельности, как доброжелательная, тёплая улыбка, приятный, звонкий голос в общении, лёгкая, летящая походка и др. Данные средства обеспечивают особую, качественно своеобразную продуктивность деятельности: «улыбка её отдавала людям солнечным теплом», «голос звенел словно соловьиная трель», «ходила она – словно воздух держала на весу». Коммуникативно-личностные стратегии (обобщённые модели действий, необходимых для достижения поставленных целей) девушки отличаются красотой, лёгкостью, изяществом, а также – чувством собственного достоинства, искренностью и правдивостью, которые не во всех случаях общения ею выражаются адекватно, к сожалению. Неуспешный случай взаимодействия Пинеслу с богиней Сехметь (когда девушка посмеялась над искренними чувствами богини, доверившей ей свои переживания) является тому подтверждением. Надо полагать, это яркая иллюстрация проявления пределов человеческой одарённости, которая явно уступает гениальности богов.
  2. Лунные способы деятельности Пинеслу в отличие от земных не отличаются успешностью. В её поведении более не наблюдаются такие специфические стратегии одарённого человека, как быстрое освоение какой-либо деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений [2]. Очевидно, что девушка на Луне пребывает в изменённом состоянии психики и поведения. Её музыкальная одарённость, хотя и характеризуется высоким уровнем исполнения песен, не приводит к выдающимся, новым достижениям. Требуется новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности с целью открытия и использования новых приёмов, способов, подходов, закономерностей. Оно могло бы вернуть Пинеслу в благодатную среду, способствующую проявлению её незаурядных способностей и многочисленных достоинств. Однако новаторства в инструментальном аспекте поведения девушки на Луне нет, по крайней мере, на данном этапе: её достоинства, способности, таланты ушли в потенциалы, а на поверхности остались приверженность традициям и стандартам, пассивность, жертвенность и т.п.

В целом, данный миф ориентирует читателей на следующие перспективы: «Пройдёт много веков, и родится в одном чувашском племени великий герой, любимец богов и людей, он будет могуч и умом, и силой. Полетит он к звёздам, разыщет Азана, потом полетит вместе с ним к Пинеслу, и поможет обоим вернуться на землю…» [1, с.146]. А до того времени, значит, нужно Пинеслу потерпеть, да ещё и с тяжестью на плечах. Не радужная перспектива с точки зрения реализации одарённости и склонности «всё делать по-своему»! Для расцвета одарённости человеку необходимо формировать самодостаточную систему саморегуляции и качественно своеобразный индивидуальный стиль деятельности. Конечно, как актуальная, так и потенциальная одарённость Пинеслу – самодостаточная ценность. А потому есть надежда, что её нынешний пассивный способ выживания на Луне всё же трансформируется в рефлексивный способ переработки информации через тщательный анализ проблемы, принятие оптимального решения и соответствующие действия. Для этого Пинеслу необходимо усилить свою познавательную активность и дальше развивать собственную личность, говоря современным языком, на основе усвоения универсальных учебных действий: как познавательных, так и регулятивных, коммуникативных.

Таким образом, этот древний чувашский миф, повествующий об одарённой девушке, имеющей тысячи достоинств, отражает важнейшую закономерность: то, что даровано человеку богами – свыше, при рождении, требует дальнейшего развития, расцвета в активной деятельности. Иначе этот дар, подарок, дарование, одарённость (как генетически обусловленный компонент способностей и внутренние предпосылки для выдающихся достижений) может деградировать, уйти в потенциалы. А потому закономерно, что приоритетными задачами современной системы образования являются предоставление обучающимся возможности получения качественного образования и развития их таланта, выявление и поддержка одарённых детей. Современные дети уже на этапе дошкольного образования оказываются в психолого-педагогических условиях, принимающих детскую одарённость по принципу «одарённым является каждый нормальный ребёнок; нужно вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их».  И у обучающихся общеобразовательных школ имеются реальные шансы на высокие индивидуальные образовательные достижения в соответствии с планируемыми личностными, метапредметными, предметными результатами освоения основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

К примеру, на современных уроках музыки на ступени основного общего образования юная Пинеслу 10-15 лет была бы ориентирована на следующие предметные результаты (кроме личностных и метапредметных):

1) формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2) развитие общих  музыкальных способностей, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов;

3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 

4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса [4].

Поскольку легендарная Пинеслу ещё и музыкально одарена, то в условиях вариативной, обогащённой, индивидуализированной образовательной среды она бы смогла дальше развивать свои незаурядные способности, такие как музыкальность, музыкальный слух, ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство, а также музыкальные ощущения и восприятие, музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальный интеллект, музыкальное чувствование, музыкальное действование и др. [3].

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы на ступени среднего (полного) общего образования Пинеслу должны были бы отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения [5].

Но пока Пинеслу остаётся на Луне, личностные результаты освоения ею основной образовательной программы ФГОС С(П)ОО (например, российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гражданская позиция как активный и ответственный член российского общества, осознающий свои конституционные права и обязанности, уважающий закон и правопорядок и др.) видятся абстрактными и абсурдными. Личность, её одарённость в сильной мере зависима от социального контекста. А потому возникает вывод: хотя земная Пинеслу и обладала признаками одарённости, нет оснований для признания их безусловного наличия у Пинеслу на Луне. Помимо всего прочего, для неё жизненно важна комфортная развивающая образовательная среда.

 

Литература

  1. Юхма М.Н. Древние чувашские боги и герои (Легенды и мифы древней Чувашии). – Чебоксары: «Чувашия»,1996. – 226 c.
  2. Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=roditel_grupp_kinder_3_dopvolor
  1. Музыкальная одарённость http://psyera.ru/5334/muzykalnaya-odarennost
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего  (полного) общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

 ***

Статья опубликована

Андреева Н.Н. Признаки одарённости Пинеслу – девушки, имеющей тысячи достоинств, и современные ФГОС //Совершенствование системы поддержки одарённых детей в условиях реализации ФГОС: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С.26-30.

 

 

 

Комментарии   

 
0 #1 Ефимова Н.Н. 06.06.2024 07:46
Замечательная статья! Оригинальна и продуктивна сама идея: показать, как проявляется детская одаренность, описанная в категориях научной психологии и документах ФГОС, у персонажа народной легенды. Эта статья может быть рекомендована к использованию педагогам-психо логам и учителям-предме тникам, а также преподавателям вузов по направлению подготовки "Психолого-педа гогическое образование"
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить