ОДАРЁННАЯ ПИНЕСЛУ – ДЕВУШКА, ИМЕЮЩАЯ ТЫСЯЧИ ДОСТОИНСТВ, И СОВРЕМЕННЫЕ ФГОС
Андреева Н.Н., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного
образования Чувашского республиканского института образования
В статье представлен анализ характеристик одарённой героини из древнего чувашского мифа «Азан и Пинеслу», обозначены современные образовательные ориентиры для дальнейшего развития её достоинств и способностей.
Ключевые слова: музыкальная одарённость; мотивационный, инструментальный аспекты поведения одарённой личности; предметные (музыка), метапредметные, личностные результаты освоения основных образовательных программ ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО.
***
Одарённость характеризуется высоким уровнем выполнения деятельности (как процесс) и выдающимися достижениями в той или иной области деятельности (как результат). Что касается Пинеслу – красавицы из чувашской мифологии, имеющей тысячи достоинств, то она, прежде всего, музыкально одарена. «Была у землепашца дочь, прекрасная, как сама Юрату. Улыбка её отдавала людям солнечным теплом, а голос звенел, словно соловьиная трель. Бывало, приходит она на берег озера, заплетёт светлые волосы в толстую косу, золотым гребнем расчёсывает и песню напевает: «Ой ты, озеро синеводное, поплещись в берега, нашепчи мне радость…» А потом пойдёт домой. А волны так и бегут, бегут за ней, не желая отстать, потому что любили её. Звали девушку – Пинеслу, что означало: девушка, имеющая тысячи достоинств. Да, много достоинств было у девушки. И самое большое – её песни. Она была певицей. И любили люди её за то, что она своими песнями помогала им жить, побеждать зло, трудности, помогала верить в красивую мечту, будила мысли о великих делах» [1, с.142].
Именно музыкально-песенное, эмоционально-ценностное отношение Пинеслу к явлениям жизни стало началом её становления легендой – девушкой на Луне. Когда богиня Сехметь, старшая дочь владыки вселенной Тангара, пожелала, чтобы певица восхвалила её любовь к богу Пихамбару («Спой мне песню о моей любви. Спой мне о том, как я люблю красавца-бога Пихамбара и бегаю за ним всюду, чтобы хоть на миг встретиться с ним…»), Пинеслу, улыбнувшись богине, ответила сквозь смех: «Не пристало девушке бегать за женихом. Разве парень не побежит сам навстречу девушке, если находит её привлекательной и милой? Разве бывает так, что цветок бежит к пчеле, а не наоборот?» За подобные мысли и вопросы сквозь смех поплатилась Пинеслу. Оскорблённая, мстительная и неуспешная в любви богиня Сехметь наказала её, отправив на Луну держащей коромысло на плечах с полными вёдрами воды. И сотворила это богиня не сама, а через злую мачеху-колдунью и колдунов; да так, что и возлюбленный Пинеслу – Азан не смог помочь своей любимой вернуться на Землю, заблудившись среди многочисленных звёзд. По всей вероятности, согласно данному Лунарному мифу, и в настоящее время страдающая Пинеслу поёт свою любимую песню «Ой ты, озеро синеводное…», чтобы Азан услышал и освободил её от этого бремени-наказания.
Поскольку музыкально-песенные достижения и жизненные результаты этой одарённой девушки имеют не безусловно позитивный характер с точки зрения сохранения земной жизни и социальной успешности, целесообразно проанализировать мотивационный и инструментальный аспекты её поведения. Мотивационный аспект отражает отношение Пинеслу к той или иной стороне действительности, а также к собственной деятельности. Он может быть охарактеризован следующими признаками:
- У легендарной девушки выражена повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной действительности (звукам, цвету, озеру, природе) и к определённым формам собственной активности (а) физической: «Краса её сверкала, как дождь грибной в лесу. Ходила она – словно воздух держала на весу»; б) художественно-выразительной: «Улыбка её отдавала людям солнечным теплом, а голос звенел словно соловьиная трель»). Эта повышенная избирательная чувствительность сопровождалась переживанием чувства удовольствия, радости, любви и счастья («И счастлива была Пинеслу. Радовалась любви людей, любви родителей. И радовалась любви своей»). При этом необходимо отметить, что Пинеслу не проявляет повышенной избирательной чувствительности к своей познавательной активности (в). У неё нет ярко выраженной познавательной потребности, которая выражается, к примеру, в повышенной любознательности и предпочтении парадоксальной, противоречивой, неопределённой информации, в неприятии готовых ответов, стандартных, типичных заданий и в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Скорее всего, эта потребность находится в потенциалах девушки и пока ещё «спит», как и многие из тысячи её достоинств. Даже, получив судьбоносное наказание и оказавшись на Луне, девушка не знает и не догадывается, за что ей досталось подобное («Ой, беда моя, горюшка. Я словно яблочко на половину отрезанное, разлучена с милым навеки вечные. За что, не знаю, не ведаю»). Вместо активизации познания, самопознания и стремления к саморазвитию, творчеству она пассивно ожидает внешней помощи на основе своей традиционной установки «Пусть парень побежит сам навстречу девушке, если находит её привлекательной и милой» и ничего не предпринимает для собственного спасения, изменения неблагоприятного положения вещей.
- У одарённой Пинеслу ярко выражен устойчивый интерес к музыкальной сфере деятельности. Она исполняет свои песни и в горести, и в радости, даже будучи на Луне. Вот как описывается этот мотивационный аспект поведения в чувашском мифе: «Тяжко ей стоять. И сидеть – вёдра книзу тянут. Станет ей невмоготу, потихонечку песню запоёт: «Ой ты, озеро синеводное…»; «Настала ночь, и увидела Пинеслу летящего Азана. Вскрикнула от радости и запела свою любимую песню, чтобы Азан услышал: «Ой ты, озеро синеводное…» Можно констатировать высокую увлечённость девушки песнями и упорную погружённость в любимую стихию.
Инструментальный аспект поведения Пинеслу характеризует способы её деятельности и может быть описан следующими признаками:
- У этой одарённой личности имеются такие специфические, уникальные средства деятельности, как доброжелательная, тёплая улыбка, приятный, звонкий голос в общении, лёгкая, летящая походка и др. Данные средства обеспечивают особую, качественно своеобразную продуктивность деятельности: «улыбка её отдавала людям солнечным теплом», «голос звенел словно соловьиная трель», «ходила она – словно воздух держала на весу». Коммуникативно-личностные стратегии (обобщённые модели действий, необходимых для достижения поставленных целей) девушки отличаются красотой, лёгкостью, изяществом, а также – чувством собственного достоинства, искренностью и правдивостью, которые не во всех случаях общения ею выражаются адекватно, к сожалению. Неуспешный случай взаимодействия Пинеслу с богиней Сехметь (когда девушка посмеялась над искренними чувствами богини, доверившей ей свои переживания) является тому подтверждением. Надо полагать, это яркая иллюстрация проявления пределов человеческой одарённости, которая явно уступает гениальности богов.
- Лунные способы деятельности Пинеслу в отличие от земных не отличаются успешностью. В её поведении более не наблюдаются такие специфические стратегии одарённого человека, как быстрое освоение какой-либо деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений [2]. Очевидно, что девушка на Луне пребывает в изменённом состоянии психики и поведения. Её музыкальная одарённость, хотя и характеризуется высоким уровнем исполнения песен, не приводит к выдающимся, новым достижениям. Требуется новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности с целью открытия и использования новых приёмов, способов, подходов, закономерностей. Оно могло бы вернуть Пинеслу в благодатную среду, способствующую проявлению её незаурядных способностей и многочисленных достоинств. Однако новаторства в инструментальном аспекте поведения девушки на Луне нет, по крайней мере, на данном этапе: её достоинства, способности, таланты ушли в потенциалы, а на поверхности остались приверженность традициям и стандартам, пассивность, жертвенность и т.п.
В целом, данный миф ориентирует читателей на следующие перспективы: «Пройдёт много веков, и родится в одном чувашском племени великий герой, любимец богов и людей, он будет могуч и умом, и силой. Полетит он к звёздам, разыщет Азана, потом полетит вместе с ним к Пинеслу, и поможет обоим вернуться на землю…» [1, с.146]. А до того времени, значит, нужно Пинеслу потерпеть, да ещё и с тяжестью на плечах. Не радужная перспектива с точки зрения реализации одарённости и склонности «всё делать по-своему»! Для расцвета одарённости человеку необходимо формировать самодостаточную систему саморегуляции и качественно своеобразный индивидуальный стиль деятельности. Конечно, как актуальная, так и потенциальная одарённость Пинеслу – самодостаточная ценность. А потому есть надежда, что её нынешний пассивный способ выживания на Луне всё же трансформируется в рефлексивный способ переработки информации через тщательный анализ проблемы, принятие оптимального решения и соответствующие действия. Для этого Пинеслу необходимо усилить свою познавательную активность и дальше развивать собственную личность, говоря современным языком, на основе усвоения универсальных учебных действий: как познавательных, так и регулятивных, коммуникативных.
Таким образом, этот древний чувашский миф, повествующий об одарённой девушке, имеющей тысячи достоинств, отражает важнейшую закономерность: то, что даровано человеку богами – свыше, при рождении, требует дальнейшего развития, расцвета в активной деятельности. Иначе этот дар, подарок, дарование, одарённость (как генетически обусловленный компонент способностей и внутренние предпосылки для выдающихся достижений) может деградировать, уйти в потенциалы. А потому закономерно, что приоритетными задачами современной системы образования являются предоставление обучающимся возможности получения качественного образования и развития их таланта, выявление и поддержка одарённых детей. Современные дети уже на этапе дошкольного образования оказываются в психолого-педагогических условиях, принимающих детскую одарённость по принципу «одарённым является каждый нормальный ребёнок; нужно вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их». И у обучающихся общеобразовательных школ имеются реальные шансы на высокие индивидуальные образовательные достижения в соответствии с планируемыми личностными, метапредметными, предметными результатами освоения основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
К примеру, на современных уроках музыки на ступени основного общего образования юная Пинеслу 10-15 лет была бы ориентирована на следующие предметные результаты (кроме личностных и метапредметных):
1) формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса [4].
Поскольку легендарная Пинеслу ещё и музыкально одарена, то в условиях вариативной, обогащённой, индивидуализированной образовательной среды она бы смогла дальше развивать свои незаурядные способности, такие как музыкальность, музыкальный слух, ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство, а также музыкальные ощущения и восприятие, музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальный интеллект, музыкальное чувствование, музыкальное действование и др. [3].
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы на ступени среднего (полного) общего образования Пинеслу должны были бы отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения [5].
Но пока Пинеслу остаётся на Луне, личностные результаты освоения ею основной образовательной программы ФГОС С(П)ОО (например, российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гражданская позиция как активный и ответственный член российского общества, осознающий свои конституционные права и обязанности, уважающий закон и правопорядок и др.) видятся абстрактными и абсурдными. Личность, её одарённость в сильной мере зависима от социального контекста. А потому возникает вывод: хотя земная Пинеслу и обладала признаками одарённости, нет оснований для признания их безусловного наличия у Пинеслу на Луне. Помимо всего прочего, для неё жизненно важна комфортная развивающая образовательная среда.
Литература
- Юхма М.Н. Древние чувашские боги и герои (Легенды и мифы древней Чувашии). – Чебоксары: «Чувашия»,1996. – 226 c.
- Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=roditel_grupp_kinder_3_dopvolor
- Музыкальная одарённость http://psyera.ru/5334/muzykalnaya-odarennost
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
***
Статья опубликована
Андреева Н.Н. Признаки одарённости Пинеслу – девушки, имеющей тысячи достоинств, и современные ФГОС //Совершенствование системы поддержки одарённых детей в условиях реализации ФГОС: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С.26-30.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи