Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми
Платонова Ю.В., педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад 75» г.Чебоксары
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Чем старше становятся наши дети, тем больше проблем у них появляется. Подрастающий ребенок часто сталкивается со страхами, печалями, гневом. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев, которые уже переполняют ребенка? Преодолеть такие беспокойства поможет не что иное, как сказкотерапия.
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – как одно из направлений практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развивать самосознание, становиться самим собой, и строить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. В основе сказки всегда лежит метафора.
В последнее время психологи все чаще используют терапевтические сказки-метафоры для решения психологических проблем детей. Иногда такие сказки напоминают народные или известные авторские сказки, а иногда не имеют никакой литературной ценности, и человеку, не посвященному в процесс психотерапии, кажутся невнятными и малосодержательными. Но независимо от особенностей содержания терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать нечто новое и осуществить желаемые изменения.
В чем сила терапевтических сказок?
Одно из объяснений данного феномена заключается в том, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это понарошку. Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурировании ценностей, взглядов и позиций.
Сознательная и бессознательная психика – это метафорическое обозначение функций левого и правого полушарий мозга. Левое полушарие мозга или то, что мы называем сознательной психикой, отвечает за язык, логику и т.д. Правое полушарие мозга не имеет присущего ему языка в лингвистическом смысле. Его функции – это использование сигналов, приходящих от органов чувств, например зрительные образы, и оно оказывает значительное влияние на поведение человека. Метафорически мы называем его бессознательной частью психики. Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития информация должна быть передана с помощью ярких образов, метафор и сказок.
Метафора – это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации.
Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. Сказки являются прекрасным примером использования метафоры, как литературного, так и терапевтического приема. Написанные или рассказанные красочным, образным языком, они заключают в себе глубокий психологический смысл.
Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста. Применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.
В книге Т.Зинкевич – Евстигнеевой «Сказкотерапия» предлагается схема размышления над сказками, которую активно использую в своей работе.
Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием пяти видов сказок: художественные сказки, дидактические сказки, психотерапевтические сказки, психокоррекционные сказки и медиативные сказки.
В своей работе чаще использую художественные авторские сказки. Занятия провожу один раз в неделю с обязательным закреплением содержания в повседневной жизни. Курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группы. При комплектации групп учитываю индивидуальные особенности детей, проблемы их воспитания и развития. Занятия провожу в кругу на ковре, в спокойной обстановке.
Основные задачи данного цикла:
- сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
- активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;
- развить у детей умение чувствовать и понимать другого;
- воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
- повышать самооценку детей, их уверенность в себе.
Структура занятия:
1.Ритуал «входа» в сказку (создаю настрой на совместную работу);
2.Повторение (вспоминаем то, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились);
3.Расширение (рассказываю детям новую сказку, спрашиваю, хотят ли они помочь кому-либо из героев сказки и пр.);
4.Закрепление (обсуждаем и анализируем с детьми прочитанное);
5.Интеграция (связываем новый опыт с реальностью, говорим в каких ситуациях жизни детей мы можем его использовать);
6.Рефлексия (обобщаем приобретенный опыт, связываем его с уже имеющимся);
7.Ритуал «выхода» из сказки.
Согласно этой структуре занятия можно работать со всеми видами сказок.
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое рассчитано на детей старшей группы.
Сказкотерапевтическое занятие “Добрый Петя”.
Рекомендуемый возраст: старший дошкольный.
Цель: создать благоприятный микроклимат, научить детей анализу и оценке поведения другого человека и самого себя, корректировать такое качество личности, как драчливость.
Основные задачи:
•развитие эмпатии;
•формирование доброжелательного отношения;
•развитие самопознания;
•развитие конструктивных форм взаимодействия;
•гармонизация межличностных отношений.
Ход занятия:
1. Упражнение “Доброе животное”.
Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: “Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!”. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. “А теперь послушаем вместе!”. Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. “Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.”
2. Сказка «Добрый Петя”.
В одном городе жил-был мальчик по имени Петя. Петя очень хотел иметь много друзей. Но он совсем не умел дружить, а умел только драться. Он думал, что только дракой и грубостью можно что-то кому-то доказать или привлечь к себе внимание. Ребята его боялись, и друзей у него почти не было.
Однажды Петя увидел на дороге большую лужу с разноцветными грязными пятнами. Он подошёл поближе, чтобы лучше рассмотреть её. И вдруг проезжающий мимо автомобиль обрызгал его водой с ног до головы. Петя, весь мокрый и грязный, хотел было бежать домой. Но тут заметил, что находится внутри прозрачного большого мыльного пузыря. Сначала Петя очень удивился и принялся его разглядывать. Но потом испугался, потому что понял: выбраться из пузыря он не сможет. Пузырь был очень прочным и никак не хотел лопаться.
А ещё Петю очень расстроило то, что его плохие дела обратно к нему же и возвращаются. Например: пытается Петя кого-нибудь ударить, а пузырь удары ему обратно возвращает. Бросит Петя в кого-нибудь камень, а тот летит обратно — прямо в Петю. - Это что же получается? Я теперь сам себя бить буду?- подумал Петя, и ему стало очень больно и обидно. Как же мне теперь играть с ребятами? — заплакал мальчик. Так он и ходил несколько дней в пузыре. Драться боялся, ведь себя бить больно и неинтересно. Играть одному скучно. А от пузыря никак не мог избавиться.
И вот, уже совсем отчаявшись, Петя сидел на лавочке на детской площадке, и наблюдал, как весело играют дети. Вдруг он увидел очень симпатичную девочку с куклой. Девочка не знала, что Петя любит драться, и не испугалась его, а, наоборот, позвала играть. Петя очень обрадовался её предложению и решил угостить девочку яблоком, которое было у него в кармане. Он протянул ей яблоко, и тут случилось чудо — пузырь лопнул! Петя был просто счастлив. Наконец-то он освободился от этого противного пузыря!
Когда Петя пришёл домой, он увидел на столе два больших яблока.
- Странно, — подумал Петя, — откуда бы им тут взяться? Ведь последнее яблоко я подарил девочке во дворе.
На следующий день Петя опять пошёл во двор к ребятам и дал им свою машинку поиграть. А когда вернулся домой — увидел две новые красивые машинки. И стал Петя замечать, что, как только он сделает кому-то доброе дело, это добро к нему возвращается, да ещё в двойном размере.
С тех пор Петя делал только добрые дела. У него появилось очень много друзей. Он научился дружить со всеми и совсем перестал драться. Ведь в пузырь ему больше не хотелось!
3. Обсуждение и анализирование прочитанного.
– О чем эта сказка? Какие чувства вызывает сказка? Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, обиду? Почему мальчик совершает данный поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Ищет ли он другой способ взаимодействия с окружающими? Обращается ли за помощью к ним?
4. Связь нового опыта с реальностью.
-Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?
5. Рефлексия.
– Если такой ребенок появится в вашей группе, то как вы ему поможете? А если вам самим захочется драться, то что вы будете делать?
Далее дети говорят о том, какое правило они извлекли из сказки, что поняли?
6. Ритуал “выхода” из сказки.
“Речевка”.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Очень радостно, светло!
Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений, учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.
После курса сказочной терапии ребёнок становится заметно спокойней, уверенней в себе, полнее воспринимает мир вокруг себя, отлично формирует и выражает свои мысли.
Список литературы:
1.Маниченко И. В. 50 исцеляющих сказок от 33 капризов. Аудиокнига.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб. Речь, 2013.
3. Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными. Тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. -192с.
4. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2011. – 288 с.