Групповая драматизация сказки как метод совершенствования коммуникативной компетентности участников образовательного процесса

Андреева Н.Н.

  Одним из важнейших психолого-педагогических условий эффективной и успешной реализации требований ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО является формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности (родителей и законных представителей обучающихся) – особенно в сфере общения и взаимодействия. Необходимо целенаправленное повышение коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса, то есть уровня их коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков (компетенций), эмоционально-чувственного и социального опыта в сфере делового общения. Федеральные государственные образовательные стандарты помогают нам, педагогам-психологам, в психологическом сопровождении данной деятельности, поскольку обозначили современные ориентиры в формировании и развитии коммуникативной компетентности личности. Они следующие:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на становление таких коммуникативных характеристик выпускника начальной школы, как доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. В контексте преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования данные характеристики выпускника дополняются следующими коммуникативно-личностными свойствами: уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов (ФГОС основного общего образования); уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать (ФГОС среднего (полного) общего образования).

2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают следующие коммуникативные характеристики: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. На основной и средней (полной) ступенях общего образования они обогащаются формированием коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (ФГОС ООО), навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности (ФГОС С(П)ОО).

3. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающие коммуникативные универсальные учебные действия: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, относящиеся к коммуникативным УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, имеющие отношение к коммуникативным УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

   Поскольку цель и основной результат образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, познавать и осваивать мир, возникают закономерные вопросы: Каким образом можно усилить эффективность и успешность освоения обучающимися конкретно коммуникативных УУД? Как следует дальше развивать и совершенствовать коммуникативные УУД и компетенции других участников образовательного процесса? Исходя из опыта работы, предлагаю: 1) использовать метод групповой драматизации авторских, народных сказок; 2) мониторинг промежуточных, итоговых результатов осуществлять через наблюдение за участниками и экспертные оценки наблюдателей, через анализ и самоанализ участников.

   Драматизация сказки – не формальное проигрывание сказочного сюжета, а его ценностно-смысловое проживание в ситуации сотрудничества всех участников для реализации всего богатства межличностных отношений, ориентированных на конструктивный, положительный результат. Это сознательное обучение, основанное на поддержании интереса и мотивации, чувств и эмоций участников драматизации сказки в атмосфере доверия и творчества, в которой интересы и потребности проявляются живым, естественным образом. Анализ результатов драматизации сказки – проведение участниками параллелей и восстановление сходства, подобия между прожитым сказочным сюжетом и реальными жизненными, учебно-профессиональными ситуациями, их фрагментами. Это количественно-качественная оценка и самооценка выраженности коммуникативных универсальных учебных действий и компетенций у участников драматизации: как у ведущих, так и у ведомых, как у активных, так и у пассивных. При этом в совместном обсуждении важно понять истинные мотивы действий персонажей в ходе драматизации: то, что они делали друг с другом, а не то, что они при этом декларировали.

   На занятиях с педагогами по совершенствованию коммуникативных компетенций методом групповой драматизации сказки я работаю следующим образом.

Драматизация сказки  Д.Соколова «Бунт против  короны»

   Цели: формировать адекватное представление у педагогических и руководящих работников (или у обучающихся подросткового и старшего школьного возраста, у родителей,) о собственных коммуникативных умениях и способностях; мотивировать их к эффективному общению в проблемно-конфликтной ситуации.

   Задачи: 1) драматизировать сказку «Бунт против короны» до достижения положительного коммуникативного результата;

2) вести наблюдение за особенностями проявления коммуникативных универсальных учебных действий у Короля и Принца с помощью карт наблюдений;

3) анализировать полученные результаты (промежуточные/итоговые, негативные/позитивные) с опорой на экспертные оценки наблюдателей и ведущего группы, а также на мнение других участников, поддерживая и поощряя их умения эффективно, успешно общаться и разрешать конфликт через стратегию сотрудничества;

4) провести параллели между сказочными и жизненными ситуациями, событиями, сделать групповые выводы;

 5) дать индивидуальные ответы на рефлексивный вопрос «Что мне дало это упражнение?»

   Инструкции и ремарки: Сегодня мы с вами будем общаться и взаимодействовать на основе сказки, которая  написана Дмитрием Соколовым и называется «Бунт против короны». Почему на основе сказки, а не реальной ситуации? Потому что в сказках мы можем использовать те внутренние и внешние ресурсы, которые в жизни, возможно, и не используем. А нам сейчас именно это и нужно.

         Прослушайте, пожалуйста, сказку, так, как это умеют делать дети, сопереживая и сорадуясь героям. А после ознакомления со сказкой каждый из вас назовёт образ, в котором готов драматизировать её, то есть «оживлять», осуществлять постановку. Образ вы можете взять из сказки, а можете самостоятельно придумать. Он может быть главным или второстепенным, одушевлённым или неодушевлённым, чем-то похожим на вас или совсем не похожим. Договорились? (Ведущий группы читает сказку Д.Соколова «Бунт против короны»).

         Итак, как вы поняли, данная сказка имеет деструктивный, негативный конец. Король не смог передать корону Принцу – единственному наследнику престола. Отец и сын не договорились, наоборот, из-за конфликта разошлись в разные стороны света. Наша групповая цель совершенно другая: в течение пяти минут нам необходимо общаться и взаимодействовать с нашим Принцем таким образом, чтобы он реально пожелал взять корону в свои руки. А каким образом мы добьёмся этого результата, зависит от наших коммуникативных умений, способностей и талантов.

         Теперь друг за другом назовите ваши сказочные образы. (К тем, кто не сразу готов озвучить индивидуальный образ, ведущий группы снова возвращается в конце знакомства или предлагает поработать одним из четырёх наблюдателей. В случае возникновения повторяющихся образов, например, три Принца или два Короля, драматизация осуществляется как через основное Я (ego), так и через вспомогательные Я (alterego, внутренний голос, одна из субличностей или граней Я и т.п.). Помните, пожалуйста, что все сказочные персонажи волшебные, а потому в случае необходимости могут трансформироваться и превратиться в кого угодно или во что угодно. Это означает, что в ходе нашей драматизации от вас потребуется максимальная гибкость и спонтанность в мышлении и поведении, импровизация, а также готовность взять на себя персональную ответственность за групповой результат и развернуть действие в сторону его достижения.

        Здесь у нас сказочное пространство (ведущий группы указывает на просторную часть помещения, предназначенную для активного и свободного общения). Сказочные образы находят и занимают в нём свои места. Наблюдатели будут работать письменно за пределами сказочного пространства, используя специальные карты наблюдения за коммуникативными универсальными учебными действиями главных героев. Главного сказочника-режиссёра у нас нет, каждый образ действует свободно, самостоятельно и спонтанно, то есть с персональной ответственностью. Но у нас есть общая для всех цель. Напоминаю, в течение пяти минут нам нужно общаться и взаимодействовать с Принцем таким образом, чтобы он действительно пожелал взять корону (то есть взрослость и ответственность, готовность стать королём и власть или что-то другое,  личностно значимое) в свои руки. Цель всем ясна или что-то нужно уточнить?

         Принц, Вы не подыгрывайте сказочным персонажам, то есть действуйте и реагируйте естественно, неумышленно. Можете играть согласно Вашим интересам и потребностям, можете вести бунтующе-протестное поведение, если ощущаете соответствующую необходимость. Согласитесь взять корону тогда, когда на самом деле почувствуете свою готовность к этому. Договорились?

     А сейчас давайте встанем в круг и представимся друг другу в сказочных образах: «Я – Принц»,  «Я – Любимая Игрушка Принца», «Я – Золотая Корона», «Я – Чучело» и так далее.

         Теперь все хлопнем в ладоши трижды, и наша сказка начнётся.

      Группа осуществляет драматизацию своей версии сказки в течение пяти минут. Затем ведущий группы фиксирует полученный (промежуточный или итоговый) результат, задав Принцу уточняющий вопрос: «Принц, здесь и сейчас Вы готовы взять корону в свои руки?» В зависимости от ответа главного героя далее следует анализ либо достигнутого,  либо не достигнутого, их причин. В случае отрицательного результата, после краткого анализа причин неуспеха, группа продолжает драматизацию сказки в течение дополнительных трёх минут. Третья попытка тоже возможна: от трёх минут до времени, необходимого для достижения поставленной цели. После достижения положительного результата в драматизации выполняются третья, четвёртая, пятая задачи данного упражнения.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ №1

за коммуникативными универсальными учебными действиями Короля

 

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия КОРОЛЯ

 

Оценка их реализации

Эффективная и успешная

Неэффективная и неуспешная

Степень выраженности

Высокая

Средняя

Низкая

В.

С.

Н.

1.

Владение разными вербальными (словесными) и невербальными  (бессловесными) средствами общения

 

 

 

 

 

 

2.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества с Принцем (сыном)

 

 

 

 

 

 

3.

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения

 

 

 

 

 

 

 

Аргументы (качественный анализ):

Дата_____________

Наблюдатель______________ (подпись)

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ №2

за коммуникативными универсальными учебными действиями Короля

 

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия КОРОЛЯ

 

Оценка их реализации

Эффективная и успешная

Неэффективная и неуспешная

Степень выраженности

Высокая

Средняя

Низкая

В.

С.

Н.

1.

Умение не только слушать, но и слышать, услышать Принца (сына)

 

 

 

 

 

 

2.

Умение договариваться с другими людьми, находить общее решение

 

 

 

 

 

 

3.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

 

 

 

 

 

 

Аргументы (качественный анализ):

Дата_____________

Наблюдатель______________ (подпись)

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ №3

за коммуникативными универсальными учебными действиями Принца

 

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия ПРИНЦА

 

Оценка их реализации

Эффективная и успешная

Неэффективная и неуспешная

Степень выраженности

Высокая

Средняя

Низкая

В.

С.

Н.

1.

Умение не только слушать, но и слышать, услышать Короля (отца)

 

 

 

 

 

 

2.

Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос

 

 

 

 

 

 

3.

Ориентация на партнёров по общению

 

 

 

 

 

 

 

Аргументы (качественный анализ):

Дата_____________

Наблюдатель______________ (подпись)

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ №4

за коммуникативными универсальными учебными действиями Принца

 

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия ПРИНЦА

 

Оценка их реализации

Эффективная и успешная

Неэффективная и неуспешная

Степень выраженности

Высокая

Средняя

Низкая

В.

С.

Н.

1.

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёров по общению

 

 

 

 

 

 

2.

Учёт разных мнений и умение обосновать собственное

 

 

 

 

 

 

 

3.

Способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу в ситуации конфликта интересов

 

 

 

 

 

 

 

Аргументы (качественный анализ):

Дата_____________

Наблюдатель______________ (подпись)

 

Список Интернет-ресурсов

1.      Cоколов Д. Бунт против короны. http://skazkoterra.ru/upload/library/enowhole.htm

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=959

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего  (полного) общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

  

 

 

Комментарии   

 
0 #29 MarcusSnurb 29.08.2018 17:49
это все, что нужно!!!


--------
http://3filma.net/4501-gogol-nachalo-5.html


Браво, мне кажется, это блестящая фраза


--------
https://moskva.fulledu.ru/vuzi/institut-servisa-g-moskva-filial-rossiyskogo-gosudarstvennogo-universiteta-turizma-i-servisa/about/


Вы попали в самую точку. Мысль отличная, поддерживаю.


--------
перейти по ссылке


У всех личные отправляются сегодня?


--------
мужские Nike Janoski цена


Поздравляю, замечательный ответ...


--------
аккаунты odnoklassniki


Вы не правы. Давайте обсудим это.


--------
блог об инвестициях


Авторитетный ответ, познавательно.. .


--------
Вентильный электропривод


Это было и со мной.


--------
сюда


Раньше я думал иначе, спасибо за объяснение.


--------
фотограф Татьяна Виноградова


Меня тоже волнует этот вопрос. Подскажите, где я могу найти больше информации по этому вопросу?


--------
носки для девушек
Цитировать
 
 
0 #28 Randallflole 28.08.2018 16:04
Отличное сообщение, поздравляю )))))


--------
перейти по ссылке


Вы не правы...конкрет но не правы


--------
клей для ОСБ


По моему мнению Вы не правы. Я уверен. Пишите мне в PM, поговорим.


--------
печать документов без наценки


Жаль, что сейчас не могу высказаться - вынужден уйти. Но освобожусь - обязательно напишу что я думаю.


--------
не видит устройства ноутбук Toshiba


Бесподобная фраза, мне очень нравится :)


--------
перейти по ссылке


Подтверждаю. Я согласен со всем выше сказанным.


--------
wow gold farming


Всё выше сказанное правда. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM.


--------
www.wowgirlsblog.com


Я удалил это вопрос


--------
недорогие гостиницы


Конечно. Всё выше сказанное правда. Можем пообщаться на эту тему. Здесь или в PM.


--------
http://kinotorrent.club/films2018/7127-ipotechnaya-lyubov-2018.html


Не плох мне понравилось,но думал што лутший.


--------
http://serialshit.net/serials2018/837-styd-italiya-1-sezon.html
Цитировать
 
 
0 #27 Victorkance 27.08.2018 08:07
Спасибо за поддержку.


--------
https://www.allstick.ru/naklejki_na_stenu/gorod/Kurgan.html


Полностью разделяю Ваше мнение. Мысль отличная, согласен с Вами.


--------
disaster during volcanic extraction


тоска


--------
irish setter puppies for sale


Могу предложить зайти на сайт, где есть много статей на интересующую Вас тему.


--------
Цветочницы


проржался норм


--------
Испытание свай и грунтов


Бутафория выходит, какая то


--------
Составные насосы


Приветик Прохожая!!!!


--------
Тормозной клапан


Классс=)


--------
тут


постоянно что-то горит


--------
Где в Кирове будет концерт


Я думаю, Вы найдёте верное решение. Не отчаивайтесь.


--------
нужны права на квадроцикл
Цитировать
 
 
0 #26 HenryNourb 26.08.2018 07:48
Присоединяюсь. Это было и со мной. Можем пообщаться на эту тему.


--------
бесплатная музыка mp3


Бутафория выходит, какая то


--------
скачать музыку на телефон


Да делали


--------
mp3 скачать бесплатно


Какая интересная мысль..


--------
улиточный крем стоимость


Это отличная идея


--------
ремонтные работы


Прошу прощения, что я Вас прерываю, но мне необходимо немного больше информации.


--------
где купить бланк медкнижки


Я извиняюсь, но, по-моему, Вы допускаете ошибку. Могу отстоять свою позицию. Пишите мне в PM, поговорим.


--------
asic bitmain antminer l3 504mh s отзывы


С ЗДРАВОМ ПО ЖИЗНИ!


--------
эвакуатор алматы кз


НАДО ГЛЯНУТЬ)))


--------
ссылка


Великолепная мысль


--------
фотообои земля
Цитировать
 
 
0 #25 GregorySaunc 25.08.2018 20:25
круто!


--------
замена окна на пластиковое цена


Да вы талант :)


--------
фильтр воздушный салона ВАЗ


Согласен, очень хорошее сообщение


--------
https://androidmag.org/p212992609-pristavka-pro-amlogic.html


Это просто бесподобное сообщение ;)


--------
Пантеон Керама Марацци


Я считаю, что Вы допускаете ошибку. Давайте обсудим.


--------
тут


Да, действительно. Я присоединяюсь ко всему выше сказанному. Давайте обсудим этот вопрос.


--------
https://kogda.online/data-vyhoda/serial/igra-prestolov-8-sezon.html


Замечательно, очень хорошая информация


--------
http://industserial.online/39-sverhestestvennoe-supernatural-2005.html


А вы сами так пробовали делать?


--------
hofer telefonnummer


Говорить по этому вопросу можно долго.


--------
скачать музыку с вк


Полностью разделяю Ваше мнение. Это отличная идея. Готов Вас поддержать.


--------
музыка онлайн
Цитировать
 
 
0 #24 ManuelDribe 22.08.2018 20:15
По моему мнению Вы допускаете ошибку. Пишите мне в PM.


--------
юридическая помощь иркутск


Фууууу...


--------
копровые установки характеристики


Я думаю, что Вы не правы. Я уверен. Могу отстоять свою позицию. Пишите мне в PM, обсудим.


--------
фотообои 3д для кухни каталог


Абсолютно с Вами согласен. Мне нравится эта идея, я полностью с Вами согласен.


--------
Спутниковое Телевидение Малага


Мне очень жаль, ничем не могу Вам помочь. Но уверен, что Вы найдёте правильное решение. Не отчаивайтесь.


--------
Спутниковое Телевидение Эстепона


Вы ошибаетесь. Предлагаю это обсудить. Пишите мне в PM.


--------
бази відпочинку на федотової косі


Мне нравится эта фраза :)


--------
компания Фасад


Бесподобный топик


--------
Посуда


Какие нужные слова... супер, отличная фраза


--------
лечение при кисте матки


Как это можно определить?


--------
заговор от лишая читать
Цитировать
 
 
0 #23 Leroyevows 20.08.2018 07:45
Мне очень жаль, что ничем не могу Вам помочь. Но уверен, что Вы найдёте правильное решение.


--------
удаление деревьев


Должен Вам сказать это — грубая ошибка.


--------
купить подгузники


К сожалению, ничем не могу помочь. Я думаю, Вы найдёте верное решение. Не отчаивайтесь.


--------
светящиеся воздушные шары


супер,давно так не смеялс


--------
интернет заработок без


Спасибо за поддержку, как я могу Вас отблагодарить?


--------
ортопедический массажный коврик для детей для ног


Я извиняюсь, но, по-моему, Вы ошибаетесь. Пишите мне в PM, пообщаемся.


--------
ремонт металлических браслетов часов


Вы ошибаетесь. Предлагаю это обсудить.


--------
заработок в интернете


Я извиняюсь, но, по-моему, Вы не правы. Могу отстоять свою позицию. Пишите мне в PM.


--------
инвестиции в онлайне
Цитировать
 
 
0 #22 RichardRic 16.08.2018 08:01
Могу рекомендовать Вам посетить сайт, на котором есть много информации на интересующую Вас тему.


------
стабилизаторы напряжения для дома | https://msk-stabilizator.ru/
Цитировать
 
 
0 #21 RichardRic 16.08.2018 07:59
Замечательно, полезное сообщение


------
3 фазный стабилизатор напряжения 15квт | https://msk-stabilizator.ru/
Цитировать
 
 
0 #20 Darrylpouby 16.08.2018 07:49
блин ржачно пипец )))


-------
perth phone numbers | https://virtual-local-numbers.com/
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить