Профилактика эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений: групповое арт-терапевтическое занятие «Метафорическая прогулка с психологом»
Т.Н. Абрамова, педагог-психолог,
Н.Г.Баусова, педагог-психолог,
Л.А. Ивакова, педагог-психолог,
Н.А. Никитина, педагог-психолог,
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Содружество» г. Чебоксары
Сегодня существует объективная необходимость и целесообразность в разработке, организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику профессионального истощения и профессиональной дезадаптации, проявляющихся в синдроме эмоционального выгорания. Это нужно, во-первых, самим педагогам, если они обнаружили отвращение или утрату интереса к своей деятельности; или, обнаружили, что устали, не получают прежних эмоций и вдохновения от собственной жизни. Во-вторых, это нужно администрации школы, если они наблюдают падение качества профессиональной педагогической деятельности, ухудшение климата в коллективе и взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Представленное здесь практическое профилактическое групповое арт-терапевтическое занятие с педагогами «Метафорические прогулки с психологом» было разработано и апробировано в 2019-2020 учебном году в рамках муниципальной профилактической программы «Душевные ресурсы», которая была реализована в городе Чебоксары Чувашской Республики при грантовой поддержке Союза охраны психического здоровья. Основанием для разработки занятия послужили результаты психодиагностического обследования педагогов школ города на предмет выраженности и распространенности профессионального (эмоционального) выгорания и профессиональной деформации. По результатам обследования «высокий» и «крайне высокий» уровень профессионального выгорания показали 63,8% педагога. «Эмоциональное истощение» (угнетенность, апатия, эмоциональная опустошенность, высокая утомляемость) отмечалось у 58,4% педагогов; «деперсонализация» (выраженность черствого, формального отношения с участниками образовательного процесса, ощущения несправедливого к себе отношения с их стороны) отмечалась у 61,1% обследованных педагогов. К сожалению, педагоги, оказавшиеся в «группе риска» эмоционального истощения, даже не осознают, что с ними происходит. Они лишь испытывают растущее напряжение, раздражение, усталость и неприязнь к тем, с кем призваны работать (ученикам, родителям, коллегам).
Цель занятия: профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных организаций посредством работы с метафорическими образами.
Ожидаемые результаты
- повышение осознанности и личной ответственности педагогов за свое состояние и психологическое здоровье.
- осознавание своего актуального эмоционального состояния, осознавание неэффективных и эффективных способов поведения, а также своих нереализованных, фрустрированных психологических потребностей
- психоэмоциональная разрядка, снятие напряжения, пробуждение творческого потенциала и психологического ресурса для преодоления СЭВ
- более ясное понимание себя и конструктивных способов совладания с профессиональными стрессами.
- повышение позитивной коммуникации между педагогами (участниками группы), повышение уровня доверия и безопасности общения.
В 2019-2020 учебном году данное практическое профилактическое групповое занятие прошло свою апробацию в школах г. Чебоксары. В нем приняли участие более 220 педагогов. По результатам участия в занятии, около 70% педагогов к концу занятия отметили улучшение своего текущего эмоционального состояния; 88% педагогов отметили важность и полезность проделанной работы. На вопрос «В чем вы видите пользу для себя от этого занятия» были такие ответы: «Узнала, что нахожусь в прекрасном эмоциональном состоянии», «услышала полезную информацию», «умение работать совместно», «творческая разрядка», «чаще собираться с коллективом», «эмоциональная разрядка», «умение ценить свои возможности, заняться собой и своим здоровьем», «узнала, что такое эмоциональное выгорание», «может немного позволяет понять свое общее психоэмоциональное состояние», «ценить мелочи, которые наполняют твою жизнь счастьем», «рисунок робота, оценка себя», «понимание своего текущего состояния, индивидуальный разбор ситуаций», , «вспомнила свои цели, желания; что в дальнейшем будет исполнено», «я узнала чуть больше о себе», «говорили не только о работе».
«Что вам понравилось на занятии?» - «общение с коллегами», «эмоции (положительные)», «рисунки, образы роботов», «понравилось грамотное ведение занятия, открытость каждого, доверчивое выражение своего мнения», «рисовать», «возможность высказаться о своем роботе», «интересный подход к выявлению проблем», «теория, разбор ситуаций (картин)», «лучше узнала коллег; понимание их эмоционального состояния, а также своего. Интерпретация результатов. Карточки ассоциативные», «все понравилось, особенно выбирать свой ресурс (ресурсная карта)».
В методологической основе занятия «Метафорическая прогулка с психологом» лежит принцип «метафоризации». Метафора (греч. «перенос») — это некий образ, который приводит к новому пониманию или видению. Она позволяет выразить феномены внутреннего опыта и внутреннего мира человека. Метафора чем-то схожа с ассоциацией (ассоциативная психология), однако отличается тем, что ассоциации «свободны» от привязки к какой-либо теме, они просто появляются и движутся свободным потоком. Метафора же «всегда нуждается в фокусе – теме: про что мы сейчас ищем метафору? Про своё состояние? Про наше представление об устройстве мира? Про наш сегодняшний день? Про мои отношения с кем-то?». В нашем случае, это – тема эмоционального выгорания.
Метафоры открывают доступ к трудновербализируемым чувствам, переживаниям, смыслам, дают возможность для понимания и самоосознавания, способствуют раскрытию творческого потенциала, повышают творческую активность личности и творческое отношение к преодолению жизненных трудностей.
Описание практики: сценарий занятия.
Вступление.
Ведущий: «Добрый день, сегодня у нас с вами необычное занятие – «Метафорическая прогулка с психологом». Общая тема: профилактика эмоциональное выгорания. Работа будет состоять из нескольких этапов. Сначала мы составим образное представление об эмоциональном выгорании, затем с помощью метафорических карт представим конкретный образы и обсудим их. Мы также поговорим о возможных ресурсах для каждого из вас».
Ведущий: «Еще расскажу вам о правилах работы группы: 1. Выключите, пожалуйста, мобильные телефоны. 2. «Закон микрофона»: одномоментно говорит только один человек. 3. Нет – оценочным суждениям и комментариям работы участников. 4. Правило конфиденциальности. Любые обсуждения людей и событий на группе возможны только в рамках этой группы. 5. Правило актуального общения. Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются текущие, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе».
Этапе 1: ведущий организует знакомство участников «Представьтесь, пожалуйста, назвав свое имя, озвучьте свои ожидания от сегодняшней встречи», а затем организует погружение в тему: «Я вам предлагаю поиграть в ассоциации: Какой образ у вас возникает, когда вы слышите термин «эмоциональное выгорание»?» Участники дают ответы. Затем ведущий их обобщает: «Мы их запомним, позже мы вернемся к ним».
Этап 2: ведущий начинает интервенцию: «Сейчас продолжим работу с образами, используя метафорические карты. Перед вами колода метафорических карт «Роботы». Соберите робота, который у вас ассоциируется с состоянием эмоционального выгорания». Инструкция участникам: собрать такого робота из трёх частей, приклеить их на бумагу и разрисовать цветными карандашами. На этапе 2 организуется обсуждение: «Расскажите, какой Ваш робот? А какие общие признаки у этих роботов?». Участники дают ответы. Далее психолог обобщает ответы, подводя к тому, что эмоциональное выгорание имеет общие признаки: «1) Человек не хочет общаться 2) Общий сниженный фон настроения 3) Имеют место психосоматические проявления 4) Есть ощущение профессиональной неуспешности»
Этап 3: после актуализации образа эмоционального выгорания, ведущий дает краткую информацию о признаках, симптомах и стадиях синдрома эмоционального выгорания (далее, СЭВ); о факторах, влияющих на возникновение и формирование СЭВ и профессиональной деформации личности; о существующих способах профилактики и преодоления СЭВ (примерный информационный текст см. Приложение 1).
Этап 4: ведущий предлагает снова обратиться к метафорическим картам: «Каким будет ресурсный, профессионально уверенный Робот-профессионал? Выберите, пожалуйста, карты, соберите Робота на листе и разукрасьте его».
Этап 5: организуется обсуждение: «Расскажите об этом Роботе. Какие общие признаки у всех этих роботов? Чем отличаются ресурсный и эмоционально выгоревший роботы? Что есть в вас от каждого из них?» Затем ведущий резюмирует: «Итак, подводя итог этой работы, можно сделать вывод, что каждый из вас может находиться и в состоянии эмоционального выгорания и в уверенном, ресурсном состоянии».
Этап 6: ведущий предлагает участникам поработать с другой колодой и выбрать Ресурсную карту, предварительно разложить колоду карт на полу или на большом столе: «Снова обратимся к метафорическим картам. Итак, посмотрите на эти изображения. Выберите свою ресурсную карту. Пусть это будет некий мостик. Что поможет именно вам перейти из выгоревшего состояния в ресурсное? О чем она вам говорит? Как улучшить то, что не нравится?»
Этап 7: ведущий организует «эмоциональный отклик» участников группы и опрос с целью получения обратной связи: «Что интересного, что полезного Вы получили на сегодняшней встрече? Что нового вы узнали о себе? Оправдались ли ожидания?»
Практическое профилактическое групповое арт-терапевтическое занятие с педагогами «Метафорические прогулки с психологом» могут проводить педагоги-психологи и другие специалисты, владеющие теоретической базой по психологии, навыками работы с МАК «Роботы» и ресурсными МАК, навыками ведения групповых занятий со взрослыми, стаж работы специалиста - не менее 1 года.
Список литературы
- Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения: в помощь школьному психологу: / О.И. Бабич /под ред. А.В. Перепелкиной. - Волгоград.: Учитель, 2014. - 122 с.
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержание, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. -368 с.
- Суворова О.В. Методологические основы деятельности психолога образования: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению «Психолого-педагогическое образование». – М.:РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 240 с.