ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

А.Н. Смиренская, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 163», г. Чебоксары

 

Аннотация: В статье обозначена роль взрослых в процессе формирования социальных установок у детей в период дошкольного детства, рассмотрены механизмы формирования социальных установок: инструментальное обусловливание, подражание, социальное сравнение. Представлены результаты исследования социальных установок у старших дошкольников по отношению к деньгам, богатству и бедности.

Ключевые слова: социальные установки, инструментальное обусловливание, подражание, социальное сравнение, дошкольный возраст.

Обращение к вопросу изучения особенностей формирования социальных установок у детей дошкольного возраста связан, прежде всего, с происходящими в современном обществе преобразованиями, которые в конечном итоге отражаются на процессе воспитания подрастающего поколения. Так, изменения, происходящие в мире, вносят в жизнь людей все новые правила и требования, которые влияют на формирование установок по отношению к происходящим переменам. Как происходит формирование социальных установок и что понимается под этим термином? Психологами утверждается, что социальные установки, функционируя как когнитивные структуры, содержат и организуют информацию об определенных понятиях, ситуациях и событиях. Понятие «социальная установка» трактуется отечественными психологами как оценивающее отношение человека к определенным явлениям, событиям или предметам окружающего мира, содержащее позитивную или негативную реакцию на что-либо, определенную степень одобрения или неодобрения. Например, содержание социальных установок позволяет объяснить политические предпочтения людей при выборе кандидатов на государственные должности, привлекательность каких-либо идей, значимость фигуры того или иного лидера и т.д. Поэтому, чтобы не подвергаться влиянию мнения большинства, взрослым необходимо быть внимательными к потоку информации, стать более разборчивыми и ответственными при принятии решений.

Из анализа научных источников известно, что сформированные в детстве социальные установки по отношению к тем или иным явлениям общественной жизни, транслируемые взрослыми, могут оказать влияние на поведение детей. Так, И.А. Мейжис, указывая на приобретенный характер социальных установок, приводит описание различных механизмов их формирования. В частности, в детском возрасте начинает формироваться инструментальное обусловливание, которое понимается как процесс, в ходе которого по собственной воле совершаются определенные поступки в ожидании вознаграждения или наказания. Инструментальные установки формируются под воздействием ситуаций одобрения или неодобрения со стороны взрослых, которые дают детям понять, как можно поступать и как нельзя. Это важный момент в воспитании, т.к. поступки, приводящие к положительным результатам, ребенок захочет совершать постоянно. При этом взрослым следует помнить о подкреплении проявлений таких поступков у детей одобрительной улыбкой или похвалой, что может сыграть большую роль в формировании детских социальных установок и системы отношений к объектам социального мира. Часто можно наблюдать детей, которые могут рассуждать по-взрослому, вызывая умиление и восторг у родителей и педагогов. Однако, следует понимать, что такие рассуждения детей часто вызваны элементарным желанием получить похвалу, т.к. выражаемые ими мысли по факту являются отражением тех установок, которые они усвоили от тех же взрослых. К примеру, дети могут рассуждать о пользе каких-либо определенных продуктов питания на основе установок родителей, не понимая при этом истинную их пользу или вред для организма [2].

Еще одним способом формирования социальных установок принято считать подражание. Причем, это касается не только детей, но и самих взрослых. Все мы, так или иначе, учимся на примерах, наблюдая за действиями окружающих, перенимая формы поведения, мысли, чувства других людей, высказанные или выраженные по тому или иному поводу. Однако, следует помнить, что дети подражают взрослым бессознательно и бесполезно им объяснять, например, что мусорить на улице нельзя, если сами взрослые не кидают мелкий мусор в урну. Важно также помнить, что дети, слушая рассуждения взрослых о каком-либо явлении или событии, которое не предназначено для детских ушей, могут принять это за истину [2].

К числу механизмов формирования социальных установок специалисты относят также социальное сравнение, которое понимается как склонность сравнивать себя с другими людьми для определения правильности или неправильности собственных мыслей, чувств и поступков. Это выражается в том, что если наши взгляды на социальную реальность совпадают с взглядами большинства значимых для нас людей, мы можем говорить о точности наших идей и установок [2].

Обратимся далее к результатам исследований коллектива ученых под руководством Н.М. Зыряновой, выполненных на протяжении нескольких десятилетий, где отражены установки старших дошкольников по отношению к деньгам, богатству и бедности. Так, ответы детей о деньгах, полученные в 1992-1998 гг., продемонстрировали: в шесть лет они уже хорошо понимали, что деньги нужно заработать, а для этого надо найти хорошую работу, устроиться на нее и много трудиться. Описывали они и другие источники богатства – часто нереалистичные (клады, сундуки с золотом). В рассказах детей главная роль при достижении богатства отводилась собственным усилиям (старательно и много работать, отлично учиться, получить хорошую профессию и т.п.). В оценке богатых и бедных с 1995-го по 1998-й годы были отмечены изменения. Так, в 1995 г. только 10% детей считали богатых «плохими», остальные отвечали, что богатые или «хорошие», или «бывают хорошие, бывают плохие». А в 1998 г. возросла доля ответов «богатые – плохие» («хороших», «разных» и «плохих» богатых стало поровну). В 1995 г. дети, еще не имея достаточного личного опыта, относились к богатым доброжелательнее. Что касается бедных, большинство детей говорили, что они «хорошие», но со временем количество таких ответов уменьшилось. Ответы «бедные – плохие» в 1995 г. вообще не встречались. Впервые «плохие» бедные появились в рассказах детей в 1998 г., при этом «хороших» бедных стало больше, чем «плохих» и «разных». Таким образом, постепенно богатство начинало восприниматься более негативно, как и бедность, которая лишалась позитивной окраски. Анализ ответов детей в 2009 г. показал, что богатство и бедность стали их меньше интересовать, чем раньше. Дети реже говорили о богатстве и бедности увлеченно, реже рассказывали развернутые истории, почерпнутые из рассказов взрослых или из СМИ. Активного неприятия богатства и богатых они не проявляли, считая, что и те и другие могут быть «разными». Дети стали меньше интересоваться накоплением, темой денег, мало знали о разных видах денег. Работа и собственные усилия стали восприниматься как основные источники богатства [1].

В результате изучения данной темы мы пришли к выводу, что социальные установки подвержены постоянным изменениям на протяжении всей жизни человека: они часто основываются на приобретенном социальном опыте, который очень сильно влияет на поведение как взрослых, так и детей.

 

Список литературы

  1. Зырянова, Н.М. Дошкольники нового века / Н.М. Зырянова, М.С. Егорова, О.С. Алексеева, И.Е. Козлова, А.А. Панкратова, О.В. Паршикова, С.Д. Пьянкова, Ю.Д. Черткова // Образовательная политика. – 2012. – № 6. – С. 54–69.
  2. Почебут, Л.Г. Социальная психология / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. – СПб.: Питер, 2010. – 665 с.