ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ К ПОНИМАНИЮ КОНЦЕПТА «СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО»

 

Смиренская Анастасия Николаевна

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №163»

г. Чебоксары, Чувашская Республика

 

Аннотация: В статье представлено обоснование обращения к вопросу изучения концепта «счастливое детство», представлена трактовка термина «счастье» в современной психологии, рассмотрены особенности понимания счастья старшими дошкольниками. Автором показано влияние особенностей чувашской национальной культуры на понимание образа счастья путем анализа пословиц, поговорок и на примере сказки «Ключи от счастья».

Ключевые слова: счастливое детство, счастье, чувашские пословицы, чувашские сказки, дети старшего дошкольного возраста.

 

В целях обеспечения благополучного и безопасного детства 2023 год объявлен Главой Чувашской Республики О.А. Николаевым Годом счастливого детства согласно Указу №104 от 05 сентября 2022 года. Одним из оснований для издания этого Указа послужило Распоряжение Правительства РФ №122-р от 23 января 2021 года «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года». Так, в соответствии с этим Распоряжением в рамках реализации раздела «Благополучие семей с детьми» предполагается решение ряда задач, среди которых нас интересует формирование культуры семьи с детьми как базовой общественной ценности. Важной является и цель раздела «Всестороннее развитие, обучение, воспитание детей», которая предполагает воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России и национально-культурных традиций.

Что включает в себя концепт «счастливое детство»?

Начнем с психологических исследований, посвященных изучению термина «счастье», которые начались за рубежом в 30-х годах ХХ века, затем продолжились в 70-х годах под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов. Однако, до сих пор нет единого подхода к определению понятия «счастье»: оно может определяться и как эмоциональное состояние, и как моральное сознание, и как осознание удовлетворенности.

На основе анализа множества источников О.И. Торкунова и соавторы выяснили, что в психологии выделяют три принципа обретения человеком счастья: 1) жизненные события влияют на счастье лишь на короткое время, т.к. человек быстро к этому привыкает; 2) выбор жизненных событий человеком для обретения счастья часто зависит от особенностей национальной культуры; 3) уровень счастья зависит от целей самого человека и значимых для него ценностей. В итоге, авторы сошлись во мнении, что счастье следует понимать как психологический феномен, основными характеристиками которого являются: осмысленность жизнедеятельности человека; доминирование позитивного эмоционального состояния; целостное восприятие времени; положительное отношение к себе и к окружающему миру [6].

Аналитический обзор имеющихся источников позволил нам сделать вывод о том, что представление о счастье является значимым как для самого человека, так и для всего общества. У всех людей существует установка на счастье как на желаемое будущее. Каждый человек соответственно своему пониманию счастья выстраивает всю свою последующую жизнь.

С какого возраста начинается осмысленное понимание счастья у человека? Изучением осведомленности детей о счастье впервые занялась группа психологов под руководством Н.М. Зыряновой в рамках проекта по исследованию образа мира у старших дошкольников. Начиная с 90-х годов ХХ века и по сей день ученые изучают влияние социальных факторов на представления детей о разных категориях (семья, брак, кризис, деньги, счастье и т.д.). В итоге был сделан вывод о том, что во все времена представления детей о семейных ролях, количестве детей в семье, о дружбе и любви остаются стабильными и слабо подвержены влиянию социальных изменений. Оказалось, что дети старшего дошкольного возраста считают себя счастливыми, несмотря на кризисы, потому, что в нормальных семьях родители стараются ограждать детей от негативных последствий этих кризисов, сохранять привычный образ их жизни, делать все, чтобы детям жилось хорошо [4].

Как влияют национально-культурные особенности на формирование образа счастья? Для ответа на этот вопрос мы обратились к исследованиям, посвященным изучению концепта «счастье» в чувашской лингвокультуре.

Так, Л.В. Борисова выяснила, что в чувашском языке концепт «счастье» представлен рядом слов: телей, ăраскал (ăрăс), ырă (ырлăх), тивлет, пархатар. Анализ пословиц показал, что в чувашском языковом сознании счастье осмысляется как дар Божий («Телей Турă аллинче»). Важным моментом является то, что считается, если родители были счастливы, это не означает автоматическое обретение счастья их детьми (например, «Телей йăхран йăха куçмасть»). Основными факторами, влияющими на обретение ощущения счастья являются: а) здоровье («Чи пысăк телей – сывлăх»); б) успешный ребенок («Ăннă ача – ашшĕ-амăшшĕн пысăк ырлăх»); в) удача («Ăраскал – пурнăç телейĕ»). Но много пословиц, где говорится о счастье, которое зависит от трудовых усилий («Телее ĕçре шыра», «Ěç асапĕ телей кӳрет» и т.п.) [2].

Особый интерес вызвало исследование Л.В. Борисовой в понимании концептосферы «семья» в чувашском языке. Так, рождение ребенка чуваши, как и другие народы, считали одним из важных событий, многодетность приветствовалась («Пĕр ача ача мар»). Однако, воспитание детей считалось тяжелым трудом («Ача пăхиччен чул касап теççĕ»). Кроме того, предпочтение отдавалось сыновьям («Ывăл ача – çуртшăн, хĕр – ютшăн») [1].

Эти аспекты чувашской культуры нашли свое отражение и в сказках. Нас заинтересовала в связи с темой исследования сказка «Ключи от счастья», в которой повествуется о том, что родители, родившие шесть дочерей, мечтали о сыне, но у них снова родилась дочь, которой они не были рады. Однако, дочь изначально родилась с Божьим даром: она с семи месяцев начала петь и так красиво, что природа замирала, птицы и звери начинали плясать. Но, заметив нелюбовь к себе со стороны родителей, девочка ушла из дома в поисках ключей от счастья. После этого у ее родителей родился долгожданный сын. Но и он вырос настолько самостоятельным, что от скуки ушел из дома в семилетнем возрасте. Три года родители находились в неведении, где их дети, пока гостившие у них путники не рассказали о царице, владеющей ключами от счастья и юном молодце, который живет с ней. Чувашский народ, узнав про это чудо, отправил старика – отца этих детей – к царице, чтобы попросить исполнить их мечты о счастье. Прибыл старик к уже выросшим детям, передал просьбу народа, стоя на коленях, и с того момента царица исполняет желания тех, кто ей верит и доверяет. Мы в этой сказке увидели тенденцию к многодетности, предпочтение детей мужского пола, игнорирование природных задатков у детей, отсутствие воспитания, что, впрочем, не помешало детям самостоятельно обрести себя в этом мире и достичь при этом высокой почести. Вывод: «ключ от счастья» дан человеку при рождении и находится на протяжении жизни в его руках и от него самого зависит, чего он добьется.

Мы обратили внимание на частое упоминание в сказке цифры «7»: «жена ждала седьмого ребенка», «за семьюдесятью семью морями», «седьмая дочь», «ей исполнилось семь месяцев», «прошло семь лет и семь дней», «ветра дуют из-за семи морей». Г.Н. Волков упоминает, что среди чувашей говорят о «семи благах», «семи заповедях». Чаще всего в число семи добродетелей включались трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честность. Чувашский народ расположил добродетели по степени их важности: 1) ум: «Без ума и красавец – урод (буквально: рябой)», «Лучше называй умным, чем красивым», «Если жить с умом, лечиться от болезней не придется», «Пояс завязывай потуже, за мысли свои держись крепче»; 2) труд: «Труд кого угодно приведет в порядок», «Живя без труда, можно лишиться рассудка», «Чувашский ребенок одной ногой в колыбели, другой ногой – на пахоте». Далее следовали здоровье, красота и др. Человек должен обладать этими добродетелями в гармоническом единстве [3]. Их реализация являлась обязательной целью национальной системы воспитания, на что, в принципе, и будет ориентирована реализация программы Года счастливого детства в Чувашской Республике.

Кроме того, Г.Н. Волков указывает на стремление чувашского народа к счастью, которое не мыслилось без стремления к совершенству. Чувашскому народу присуща идея «всестороннего совершенствования личности». Понимание этого совершенства находилось в соответствии с уровнем общественного развития («В народе есть сильнее сильного и умнее умного»).

Следовательно, можно составить этнопсихологический портрет ребенка, который для обретения собственного счастья должен быть: трудолюбивым, здоровым, умным, дружелюбным, добрым, целомудренным, честным. При этом он должен постоянно стремиться к самосовершенствованию.

 

Список литературы

  1. Борисова, Л.В. Концептосфера «семья» в чувашской языковой картине мира / Л.В. Борисова // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 4. – С. 213–220.
  2. Борисова, Л.В. Лингвокультурное поле концептуального ряда «счастье – горе – судьба» / Л.В. Борисова // Вестник Чувашского университета. – 2014. – № 3. – С. 66–72.
  3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
  4. Зырянова, Н.М. Исследование представлений детей старшего дошкольного возраста / Н.М. Зырянова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – № 10. – С. 22–32.
  5. Ключи от счастья. Чувашские народные сказки / Сост. О.Л. Васильева. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2021. – 200 с.
  6. Торкунова, О.И. Понимание счастья как созидательного и деятельностного начала в психологии / О.И. Торкунова, В.Н. Машин, А.А. Свиридов // Территория науки. – 2014. – № 5. – С. 66–71.

Статья опубликована в издании:

Образование и наука в современном контексте: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 28 ноября 2022 г. / гл. ред. М.П.Нечаев. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно – методический центр», 2022. С. 76-79.