СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Смиренская Анастасия Николаевна, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 163», г. Чебоксары

 

Деятельность всех существующих на сегодняшний момент образовательных организаций, в том числе дошкольных, направлена на социализацию обучающихся. Так, в частности, основное содержание программы в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание: а) условий развития ребенка, которые открывают возможности для его позитивной социализации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; б) развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Вроде все понятно, но в чем сущность термина «социализация»?

Итак, термин социализация (от лат. socialis – общественный) означает, согласно Большому психологическому словарю, процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений [5]. А.И. Ковалева приводит иное понимание этого понятия, трактуя его как двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе [3].

Следует отметить, что в настоящий момент современное общество переживает очередное кризисное время перестройки социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, поэтому очень сложно становится эффективно функционировать в этом обшестве. Это также связано с поколенческим кризисом, когда наши бабушки и дедушки жили в социалистическом обществе, приняв существующие в то время нормы и ценности, а родители нынешних детей являются, в основном, поколением 90-х годов ХХ века, когда в стране произошла коренная ломка всех предыдущих социальных норм. И до сих пор не существует единой системы социальных связей и отношений, которые могли бы оказать позитивное влияние на формирование личности подрастающих поколений. В этой связи особый интерес представляет, на наш взгляд, теория социализации Э. Дюркгейма, согласно которой с каждым новым поколением общество оказывается почти перед tabula rasa (чистой доской), на которой ему предстоит писать заново. Основная функция социализации, по Дюркгейму, заключается в приобщении индивидов к идее «коллективного сознания», что предусматривает установление однородности и целостности общества. Что, в принципе, мы и наблюдаем на сегодняшний момент: нас тоже хотят приобщить к коллективному иммунитету в борьбе с коронавирусом путем установления определенных правил и норм поведения. Ядром концепции социализации Дюркгейма стала теория морали как системы объективных правил поведения. Общественные функции морали Дюркгейм связывал с воспитанием, которое должно быть направлено на формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Примерно об этом же речь идет в трудах отечественных ученых (Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.И. Ковалева и др.), где говорится о том, что общество выставляет эталоны социализации и задает индивидам типические социальные черты (язык, ценности, информация, картины мира, способы поведения и пр.), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Эти эталоны, как правило, примерны, привлекательны и понятны. Их достижение не сложно, оно посильно для многих членов общества. Общество не только типизирует, но и индивидуализирует осваиваемые в процессе социализации одобряемые модели поведения и социальные качества. Данные тезисы нашли свое отражение и в ФГОС ДО.

Одним из ведущих механизмов социализации являются социальные переживания, играя значимую роль в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности. К вопросу исследования социальных эмоций ученые обратились в середине ХХ века, определив их как эмоциональные процессы, которые опосредованы социальными эталонами, и которые следует понимать как постоянное эмоциональное отношение к реалиям социума: нормам и правилам поведения, ценностям, принятым в социуме, значимым историческим событиям и персонажам, произведениям искусства, традициям и др. Развитые социальные эмоции регулируют деятельность человека, определяют широту и характер его отношений с окружающим социумом, оптимизируют процесс его вхождения в новую действительность. Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, их приобретение детьми в процессе вхождения в социум под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками; в результате приобретенные индивидом социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с его эмоциональной сферой, становятся органической частью личности. С другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержательным мотивом ее поведения [2].

Развитие социальных эмоций в онтогенезе проходит ряд этапов. Первоначально социализацию эмоциональной сферы ребенка определяет появление механизмов эмоциональной синтонии и эмоциональной децентрации.

Эмоциональная синтония как эмоциональное заражение появляется в период новорожденности, проходя путь развития от целостной совокупности переживаний безотносительно субъекта переживаний до сложных форм сопереживания дифференцированным объектам общения. Так, согласно исследованиям Г.М. Бреслава, в младенческом возрасте ребенок не различает, кто испытывает эмоциональное переживание – он или кто-то другой. Поэтому его поведение свидетельствует о реальном эмоциональном переживании. С 6 мес. ребенок начинает отделять себя от окружающих его людей и сопереживать их эмоциональным переживаниям (эмоциональный отклик ребенка на неблагополучие матери). К концу 1-го года жизни синтония оформляется как заражение соответствующим эмоциональным состоянием в непосредственном взаимодействии [1].

В дошкольном детстве синтония теряет свое значение, т.к. ребенок уже достаточно независим от непосредственного влияния ситуации, и само по себе эмоциональное состояние даже близкого человека уже не «заражает» его. Состояние другого человека затрагивает ребенка только, если он активно включается в ситуацию возникновения этого состояния, при непосредственном знакомстве с причинами этого состояния. То есть ребенок уже способен поставить себя в положение другого и пережить его успех и неудачи как свои. Данное новообразование названо А.В. Запорожцем как аффективная (эмоциональная) децентрация, в основе которой лежит психологический феномен позиционного эмоционального переключения, осуществляемого изначально в непроизвольной форме [4].

На протяжении своего развития у ребенка появляются новые сложные формы социальных переживаний: сопереживание, сочувствие, содействие другому лицу, необходимые для совместной деятельности и общения. Указанные формы социальных переживаний трактуются Е.И. Изотовой следующим образом: 1) сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, путем отождествления с ним; 2) сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека; 3) содействие – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии [2]. Так, в ФГОС ДО особый акцент сделан на развитии у дошкольников эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Таким образом, можно констатировать, что проявление социальных эмоций возможно во все времена, независимо от сложившейся социально-экономической и политической ситуации в обществе, поэтому их формирование у детей дошкольного возраста приобретает вечную актуальность в целях обеспечения эмоционального благополучия.

 

Библиографический список

  1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – Москва: Педагогика,1990. – 140 с.
  2. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – Москва: Академия, 2004. – 288 с.
  3. Ковалева, А.И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – № 1. – С. 139–143.
  4. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – Москва: Педагогика, 1986. – 176 с.
  5. Социализация [Электронный ресурс] // Большой психологический словарь. – Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/1732-SOTSIALIZATSIYA

Статья опубликована в сетевом издании «Высшая школа делового администрирования», электронный журнал «Вестник дошкольного образования» №91 (166) / 2021, стр.61-63. Свидетельство №1472083161 от 06.11.2021.