ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА “ВМЕСТЕ”, ОРГАНИЗОВАННОГО НА БАЗЕ МБДОУ “ДЕТСКИЙ САД №206” Г. ЧЕБОКСАРЫ
Е.В. Кадирова, заведующий,
Е.Н. Визгина, педагог-психолог,
М.А. Кузнецова, учитель-логопед,
О.В. Розова, старший воспитатель
МБДОУ “Детский сад № 206” г. Чебоксары,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: В статье расписаны направления деятельности и результаты консультационного центра на базе детского сада, также освещены вопросы оказания психолого-педагогической помощи просветительского, информационного, методического характера.
Ключевые слова: консультационный центр, психолого-педагогическое сопровождение, семья, дети, не посещающие детский сад.
EXPERIENCE CONSULTING CENTER “TOGETHER", ORGANIZED ON THE BASIS OF MBDOU "KINDERGARTEN NO. 206" CHEBOKSARY
E.V. Kadirova, zaveduyushchij,
E.N.Vizgina, pedagog-psiholog,
M.A. Kuznecova, uchitel'-logoped,
O.V. Rozova, starshij vospitatel'
MBDOU “Detskij sad № 206” g. CHeboksary,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Abstract: The article describes the activities of the consulting center on the basis of a kindergarten, also highlights the issues of providing psychological and pedagogical assistance of an educational, informational, methodological nature.
Keywords: counseling center, psychological and pedagogical support, family, children who do not attend kindergarten.
***
На фоне кризиса современного семейного воспитания в муниципальном образовании Чувашской Республики (г. Чебоксары) в 2018 году возникла необходимость реализации проекта семейной гостиной «Матрешка», которая стала платформой для организации на базе МБДОУ «Детский сад №206» г. Чебоксары в 2020 году консультационного центра «Вместе» с реализацией проекта «Семье и детям» со следующим целевым назначением: создание эффективной модели консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, позволяющей оперативно и адресно реагировать на меняющиеся потребности микросоциума с учётом специфики микрорайона, муниципалитета, региона. Консультационный центр был создан и продолжает функционировать с ориентацией на запросы населения, прежде всего, на удовлетворение потребности родителей и законных представителей в информированности об особенностях развития их детей дошкольного возраста от 0 до 3-х лет без взимания платы.
МБДОУ «Детский сад № 206» г. Чебоксары в 2021 году в рамках Национального проекта «Образование» стало победителем конкурсного отбора на предоставление в 2021 году грантов из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию проектов, обеспечивающих создание инфраструктуры центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, реализующих программы психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, в рамках реализации мероприятия «Реализация организационно-методических моделей и стандарта в дошкольном образовании путем актуализации нормативно-методической и методологической базы, а также экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения» ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной пограммы Российской Федерации «Развитие образования».
Работа центра строится на основе интеграции деятельности специалистов различных профилей: старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Старший воспитатель осуществляет методическое руководство консультационного центра, ведет контроль и учет работы педагогического персонала. Педагог-психолог консультирует родителей, проводит обследование детей с целью определения динамики их психического развития. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь родителям с целью профилактики речевых нарушений или их коррекции. Учит применять специализированные приемы по исправлению нарушений звукопроизношения, проводит логопедическое обследование детей для определения уровня их речевого развития. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре оказывают консультацию по запросам родителей.
Методы работы консультационного центра, используемые в деятельности специалистов:
- индивидуальные и групповые консультации для родителей, обучающие игровые сеансы;
- анкетирование родителей (определение индивидуальных потребностей);
- разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;
- организация «Дня открытых дверей» для родителей, в том числе через ZOOM-технологии;
- проведение специалистами мастер-классов, семинаров-практикумов, тренингов, круглых столов для родителей;
- проведение совместных с родителями праздников и досуга, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;
- формирование библиотеки и видеотеки для семейного самообразования;
- организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте.
Специалисты консультационного центра предоставляют рекомендации по запросам родителей, в том числе для решения вопросов адаптации, социализации ребенка в среде и ознакомление родителей с особенностями развития малышей в раннем возрасте, а также укреплению здоровья. С сентября 2021 года группу посещают 5 семей. Благодаря грантовой поддержки в рамках Национального проекта “Образования” консультационный центр стал охватывать больше семей, нуждающихся в квалифицированной консультационной помощи психолого-педагогического характера, в том числе дистанционно.
Родители могут сделать запрос на консультацию по телефону, лично, через электронную почту и на сайте ДОУ. В детском саду созданы условия для работы консультационного центра «Вместе». В ДОУ функционируют музыкальный зал, физкультурный зал, плавательный бассейн, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, экологическая лаборатория, автогородок, спортивная площадка, театральная студия, творческая мастерская, медицинский кабинет, центр охраны зрения.
Работа деятельности консультационного центра проводится по следующим направлениям:
Аналитическая деятельность:
- изучение и анализ состояния и результатов оказания методической, психолого-педагогической помощи родителям, определение направлений её совершенствования; обеспечение статистической и аналитической отчётности по осуществляемым видам деятельности.
Информационная деятельность:
- ознакомление родителей (законных представителей) с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях; ознакомление родителей (законных представителей) с опытом работы педагогов образовательной организации, передовым семейным опытом; информирование родителей (законных представителей) о новых направлениях образования детей дошкольного возраста, о содержании образовательных программ, учебно-методических комплексах, видеоматериалах, рекомендациях специалистов разных направлений в соответствии с запросами родителей (законных представителей).
Организационно – методическая деятельность:
- изучение запросов родителей по вопросам воспитания и обучения детей; формирование системы методической, психолого-педагогической, диагностической информации по запросам родителей, создание видеотеки и библиотеки современных учебно- методических материалов; разработка индивидуальных программ развития детей (по запросам родителей); составление перспективного плана индивидуальной работы с семьёй на основе выявленных потребностей; информирование родителей о времени, месте и тематике работы консультационного центра.
Консультационная деятельность:
- популяризация новейших педагогических и психологических достижений;
- консультирование родителей вопросам: возрастные, психофизиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста; профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей раннего и дошкольного возраста; воспитание, обучение и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении; социализация детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад; успешная адаптация детей при поступлении в детский сад или школу; выбор образовательной программы.
Организационно-досуговая деятельность:
- проведение совместных досугов и развлечений.
В результате реализации Проекта будут получены следующие показатели:
- расширен доступ к услугам дошкольного образования детей возраста от 0 до 3-х лет, детей из малоимущих семей, детей-сирот, детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
-повысится удовлетворенность населения качеством услуг детский сад от 98% до 100%;
- обеспечится максимальная мобильность деятельности консультационного центра, через использование дистанционных форм онлайн консультирования.
В результате реализации данного проекта планируется получить следующие продукты: методические рекомендации «Интерактивный подход в психолого-педагогическом сопровождении семей», буклеты и видеофильм по результатам работы 2021 года.
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности по данному проекту может быть рекомендован для работы в других дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.
Таким образом, такая форма работы позволяет выявить и охватить своевременной квалифицированной помощью семьи, имеющие детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих детский сад, с различными запросами психолого-педагогического характера.
Литература
Левшина Н. Консультационные центры как средство сопровождения дошкольного семейного образования / Н. Левшина, Л. Санникова, С. Юревич // Управление ДОО. - С.25-30.