Этнопсихологические и этнопедагогические особенности народных воспитательных систем в Чувашии

 

Н.Н. Андреева, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры профессионального развития педагогических работников

БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

 

Этнопсихологические и этнопедагогические особенности народных воспитательных систем в Чувашии

 

Человек – совершеннейшее создание

(Я.А.Коменский) 

Жизнь без нравственного усилия – это сон

(Л.Н. Толстой) 

Народ – великий педагог, великие педагоги народны

(Г.Н. Волков) 

Для достижения реального и возможного

 необходимо стремиться к идеальному и невозможному

(Б.С. Братусь)

 

Природа всегда стремится к совершенству. Человек – дитя природы, следовательно, тоже стремится к совершенству: осознанно или неосознанно. Таким же образом поступает каждый народ, который имеет свою самобытную этнопедагогическую систему. Главной духовно-нравственной целью этнопедагогических воспитательных систем, объединяющих разные народы, является формирование личности, способной строить жизнь, достойную имени человек.

На практике данная цель осуществляется через родительские директивы, сценарные сообщения «Стань человеком, стань человеком», «Оставайся человеком» и общечеловеческие духовно-нравственные императивы «Будь человеком», «Будь Человеком с большой буквы» с ориентацией на главный духовно-религиозный призыв «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», а также через «золотое правило» нравственного поведения людей «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой», то есть достойно, по-человечески, богоугодно, сохраняя доброе и честное имя. Эти внешние стимулы и мотиваторы призваны формировать и развивать у личности универсальную духовно-нравственную установку «становиться лучше» и, как результат, её духовно-нравственную компетентность – готовность и способность становиться лучше.

В формулировке цели «формирование личности, способной строить жизнь, достойную имени человек» заложены три важнейшие духовно-нравственные категории, которые лежат в основе этнопедагогических идей воспитания в человеке человека (Человека с большой буквы). Это:

1) «личность» – человек в системе социально обусловленных, приобретённых, устойчивых характеристик, которые определяют его нравственные поступки, имеющие существенное значение для него самого и окружающих;

2) «человек» – не только индивид с совокупностью всех человеческих качеств, свойственных людям, но и «Человек с большой буквы», то есть конкретный, уникальный человек – индивидуальность, максимально реализующая в собственной судьбе общечеловеческий нравственный закон «Будь человеком»;

3) «жизнь, достойная имени человек» – жизнь нравственная, отвечающая призыву-требованию жить по-человечески, осуществляя не только биологическую и социальную, но также и духовную, мудрую, уникальную, творческую сущность человеческой природы.

Реализация этой высокой цели на фоне современного социально-психологического развития возможна при следующих условиях:

  • Этнопедагогическая воспитательная система продолжает опираться на общечеловеческие, вечные, непреходящие ценности, несмотря на существующие негативные тенденции обесценивания человеческой жизни, то есть человек с его жизнью, правами, свободами был и остаётся «вещью священной», т.е. высшим мерилом, высшей ценностью.
  • Этнопедагогическая воспитательная система способна постоянно обеспечивать осознаваемую трансформацию личности в высших целях через развитие её мотивов в сторону всё большего одухотворения: от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным. К примеру, человеку в жизни приходит понимание, что мудрость и духовное богатство защищают его не хуже материального богатства.
  • Этнопедагогическая воспитательная система базируется не на абстрактной, аскетичной, безжизненной, лицемерной, неискренней системе квазиценностей и отвлечённых идеалов, к примеру, викторианского морализирования (типа «будь кроткой овечкой», «говори «да», даже если тебе не нравится, не подходит», «не высовывайся», «не слишком задумывайся», «сиди смирно», «ladies do not move»), ведущую личность к утрате связи с собственной душой и потере способности адекватно, ясно, чутко реагировать на происходящее, а вытекает из понимания истинной ценности («высшее проявление культуры человека – естественность», которая, к примеру, в национальном характере чувашей отражена в виде простоты и непосредственности).
  • Этнопедагогическая воспитательная система способна осуществлять человеко-центрированный, созидательный, творческий процесс формирования личности, учитывая её ценность и неповторимость, уважая её честь и достоинство. Например, уважение и принятие уникальных способностей, характера, темперамента, мотивации, волевых качеств, социальных установок, эмоций и чувств, самобытности человека на основе «золотого правила» нравственности «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой» способно сформировать в нём ответное положительное, конструктивное принятие и уважение других, себя и жизни в целом.

Этнопсихологические и этнопедагогические особенности воспитательных систем Чувашии предлагаю рассмотреть на примере реализации народного идеала совершенного человека «Лайăх чăваш» («хороший, совершенный чуваш»). Основой этнопедагогической воспитательной системы в Чувашии является народный идеал совершенного человека «Лайăх чăваш» как суммарное, синтетическое представление целей духовно-нравственного воспитания чувашей, усиленное и обогащённое общечеловеческими представлениями. В данном идеале заключается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, даётся высший образец, к которому он должен, может и хочет стремиться. Истоки этого идеала находятся в сказках, мифах, легендах, притчах, былинах, сказаниях, эпосах, пословицах, поговорках, детских прибаутках, считалках, играх, загадках, скороговорках, колыбельных, хороводных и других песнях, частушках,  заговорах, колядках, исторических преданиях, народных приметах, календарных праздниках, традициях, обрядах и др.

Идеал совершенного человека «Лайăх чăваш», как чувашская народная интерпретация общечеловеческого духовно-нравственного императива «Будь человеком», раскрывает его этническую специфику – это семь чувашских благопожеланий «Будь большим, здоровым, красивым, добрым, умным, трудолюбивым, счастливым», которые опираютсяна национальную систему воспитания чувашей «Çичě пил» («Семь благ») – трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честностьЗакономерно, что данная система, как и другие, основывается на семи фундаментальных аксиомах-критериях, описанных основателем этнопедагогики Г.Н. Волковым, являющимся духовным референтом и гордостью чувашской нации:

1) естественность;

2) раннее начало воспитания;

3) его иерархизация;

4) природосообразность;

5) полнота педагогического цикла – трёхпоколенная семья (где «каждый рождается внуком, а умирает дедом»);

6) комплексность подхода к воспитанию;

7) инвентаризуемость опыта и идей народной педагогики.

В целом, чувашский народный идеал «Лайăх чăваш» способен оказать мощное этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение  формирования и развития духовно-нравственной компетентности субъектов современного образовательного процесса в Чувашской Республике, поскольку является собственно этнопедагогической воспитательной системой и естественной, глубинной (народной, семейно-родовой) программой, созидающей в человеке человека (Человека).

С точки зрения антропологического, культурологического, этнопсихологического подходов, духовность (внутренняя сфера бытия личности) и нравственность (внешняя сфера бытия личности) являются сущностными характеристиками личности. Их разрушение ведёт к обесчеловечиванию. Духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, например, к чувашскому народному идеалу совершенного человека «Лайăх чăваш». Нравственность личности отражает её «горизонтальные» устремления в отношении с людьми и обществом, к примеру, согласно обновлённому Э.Эриксоном «золотому правилу», увеличивающему количество добра в окружающем мире, «Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы ему и тебе». Следовательно, мы – люди являемся существами как горизонтального уровня, так и вертикального порядка; мы существуем, живём и горизонтально, и вертикально. В месте пересечения этих двух плоскостей возникает наибольшее, предельное напряжение, которое подводит нас к осознанию духовности, пониманию нравственных заповедей, идеи совершенства. Таким путём формируется высокоразвитая, социально и психологически зрелая личность, способная строить жизнь, достойную имени человек. Она имеет осознаваемое, бодрствующее, не «спящее» чувство духовности, постоянно развивает и совершенствует его, поскольку непрерывная работа духовного начала личности – залог её психологического здоровья и полноценной человечности. Построение духовно-нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе соотносится с поиском и нахождением ответов на многие экзистенциально-гуманистические вопросы: Кто я? Как я живу? Почему так делаю? Зачем так поступаю? Каковы мои убеждения и предубеждения? Чего я хочу от жизни? От себя? От других? Чего хотят другие от меня? Куда двигаться дальше? и др. Как и природа, которая постоянно стремится к росту, развитию, расцвету, созиданию и совершенству, человек также стремится к совершенству, поскольку он – дитя, часть природы.

И это бодрствующее чувство духовности, уходящее корнями в созидающую структуру вселенной и бесконечность, периодически напоминает нам, что «Наша жизнь никогда не станет по-настоящему нравственной, если мы пойдём по простейшему пути подавления любого стремления, которое окажется не по вкусу обществу или нашему собственному супер-ego». Говоря другими словами, необходима сознательная и подсознательная ориентированность личности не на внешнее морализирование, а на внутреннюю духовную естественность – совесть, берущую начало в глубинах коллективного подсознания, созданного механизмом наследственности, и  общего для всего человечества – для всех человеческих существ. Р.Мэй подчеркнул, что высокоразвитые личности ощущают духовность острее, чем средний человек, и используют её для своего дальнейшего развития. Однако, главные задачи любой личности – определить свою уникальную роль в обществе и становиться лучше.

Вертикальное стремление личности к внутреннему совершенствованию и высоте духа в контексте этнопедагогической воспитательной системы«Лайăх чăваш» представим в виде информационной оси («иерархическая лестница»), на ступенях которой располагаются следующие ценности дореволюционных чувашей:

«Земля» – всё, что на ней растёт и живёт, в которую вкладывается много трудо­вых усилий, которая кормит и одевает, является центром народных переживаний и почитания;

«Дети»– подрастающие ра­ботники, активные помощники и опора в старости для родителей, которые способны учиться и впитывать в себя народную мудрость и ум;

«Мать» – родительница и воспитательница, которой нет дороже, хранительница семейного очага и дома, обычаев и традиций, которая наделена непререкаемым авторитетом и достойна почитания;

«Отец» – глава семьи и царь в доме, которого необходимо почитать, хозяин двора и подворья, плотник и пахарь;

«Старцы» – источники народной мудрости, достойные уважения и почитаемые всеми люди;

«Царская администрация» – охранники царских законов, общественного порядка, сборщики государственных платежей, которым необходимо беспрекословно подчиняться;

«Царь» – божий наместник, образ которого достаточно абстрактен, но его необходимо непременно почитать и бояться;

«Церковь» – божий храм, которому надо по-христиански преданно служить, выполняя христианские заповеди, принимая христианские ценности как своеобразное духовно-нравственное миропонимание, устремлённое к общечеловеческим идеалам;

«Бог» – создатель мира, в которого надо верить и которого следует восславлять, храни­тель жизни всех и каждого в отдельности, вызывающий и развивающий чувства любви и благодарности, а также формирующий духовную богобоязнь.

Таким образом, вертикальная структура ценностной картины мира чувашского народа представлена компонентами природного и социального уровня бытия (средний мир) – земля, человек, а также компонентами надсознательного, теологического уровня бытия (верхний мир) – церковь, Бог.

В горизонтальной оси («шкала оценивания») нравственных устремлений «Лайăх чăваш» представлены, во-первых, «нулевая» (нейтральная)  оценка:  описание деятельности человека, действий животных, природных явлений; безоценочная констатация фактов, событий; названия предметов национального быта, утвари, блюд национальной кухни, предметов культа, орудий труда, музыкальных инструментов, национальной одежды, вышивок, украшений, резьбы, плетения, предметов керамики, ткачества; характеристика древних обычаев, традиций, веры, разных ремёсел, форм хозяйства, типов жилищ, хозяйственных построек; этнографические материалы – подлинники народного и современного прикладного искусства и т.д. Во-вторых, – положи­тельная оценка: как надо поступать и вести себя, то, что хорошо – идеалы, ценности, заповеди, поощрения, блага, христианские добродетели, молитвы, благословения, благопожелания, достоинства, нормы и правила поведения в контексте чувашского этикета и народного идеала совершенного человека.В-третьих, – отрицательная оценка: как нельзя поступать и вести себя, то, что плохо – пороки, запреты, порицания, осуждения, наказания, христианские греховные страсти, колдовство, знахарство, гадания, проклятия, наговоры, порча, квазиценности в контексте на­родного антиидеала «Япăх чăваш» (плохой чуваш).

Наложение горизонтальной оси на вертикальную создаёт обобщён­ное представление о духовно-нравственной ценностной картине мира чувашского народа – о системе народного воспитания и обучения, о национальной культуре – на всех уровнях бытия этноса (природном, социальном, теологическом или надсознательном) и в различных формах бытия человека – единичной (личность), особенной (этнические, социальные, исторические, гендерные, возрастные, другие особенности личности), общей (человечество). Тесное и целенаправленное взаимодействие с этнопедагогической воспитательной системой «Лайăх чăваш» способно привести современных представителей чувашского народа к осознанию и развитию собственной духовности и нравственности. Да будет так!

Народный идеал совершенного человека «Лайăх чăваш», образно (метафорично, архетипично) представленный мною в авторской психолого-педагогической концепции в виде могучего, крепкого, многовекового дуба – символа родной Чувашии, имеет следующие структурные элементы.

Корни: звуковые архетипы чувашского языка в виде мантры «ÇЫ+ÇА+ÇУ+ÇӐ+НАЛ+ПУЛ+ТӐР», оказывающие воздействие на бессознательные механизмы самосовершенствования человека в ходе группового или индивидуального исполнения, актуализируя следующие духовно-нравственные, созидательные установки: Çын пул! (Будь человеком!) Çапла пултăр! (Да будет так!) Тăр! (Встань!) Пул! (Будь!) Çăл пултăр! (Пусть/да будет колодец!) Çул пултăр! (Пусть/да будет дорога!) Çын пултăр! (Да будет человек!) И другие, например, çăл! (Спаси!)

Ствол: вербальные стимулы словесного внушения Çын пул! (Будь человеком!) – общечеловеческий нравственный закон, отражающийся в семи благопожеланиях чувашей «Пысăк пул! (Будь большим!) Сывлăхлă пул! (Будь здоровым!) Хитре пул! (Будь красивым!) Ырă пул! (Будь добрым!) Тăнлă пул! (Будь умным!) Ěçчен пул! (Будь трудолюбивым!) Телейлĕ пул! (Будь счастливым!)», и Çапла пултăр! (Да будет так!) – восклицание из языческих молений древних чувашей «Çапла пултăр!» (Да будет так!)  и христианское славословие Богу «Истинно так!».

Ветви: национальная система духовно-нравственного воспитания человека «Çичĕ пил» (семь благ, семь благословений, семь добродетелей), содержащая семь добродетелей чувашского народа: подготовка к труду, развитие ума, забота о здоровье, воспитание доброты, сохранение дружбы, поддержание целомудрия, воспитание честности.

Ветки: чувашские народные сказки, мифы, сказания и легенды как мощное синтетическое средство, содержащее национальную программу реализации совершенного человека через решение задач трудового, нравственного, умственного, эстетического, физического, экономического и этического воспитания.

Листья: основные жанры чувашского фольклора, отражающие национальное мировоззрение и этническую картину мира, которые также определяют черты совершенного человека, параллельно проявляя заботу об их реализации: пословицы, поговорки, песни, стихи, загадки, прибаутки, рассказы, истории, анекдоты, потешки, считалки, басни, побасёнки, остроты, предания, легенды, бывальщины, притчи и др.

Пространство вокруг дуба (земля, воздух, вода, солнце): христианство и, в целом, духовное пространство, устремленное к общечеловеческим ценностям и идеалам (основные духовные принципы: «Будь личностью, способной строить жизнь, достойную человека», «Сохрани доброе и честное имя»), а также нравственное миропонимание (золотое правило: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой»), божественные заповеди (десятисловие Христа и главный евангельский императив: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»).

Оказывается, культ Тангрихана в представлениях древних предков чувашей (булгар и сувар) был связан с почитанием священных густолиственных дубовых рощ, где как старейшину выделяли громадное дерево и располагали возле него капища с кумирами (идолами). Ему в жертву приносили лошадей, быков и мелкий скот. Дуб был также священным деревом древних славян – «Перуновым древом» бога-громовержца Перуна как символ крепости и здоровья. В целом, дерево – важная часть христианского символизма как символ жизни или смерти или жизни и смерти. В христианской иконографии крест часто изображался как дерево жизни. Так, дерево (Древо) – это земной образ божественной сущности.

Интересно, что чувашская народная «педагогика дубрав» воспитывает человека – мужчину на образе героя Юмана («юман» – «дуб»), крепкого телом и нежного душою, потому легко ранимого и добровольно умирающего, не вынося позора загрязненной природы, но умирающего стоя. Четыре этапа проходит в своем развитии это могучее дерево в народной педагогике, то есть четыре возрастных периода мужчины: хунав (дуб-дитя), туйра (дуб-юноша), юман (взрослый дуб) и ват юман (дуб-старец). В этой связи участники образовательных отношений могут войти в царство духовности и мудрости – педагогику дубрав – через рассказы и притчи Г.Н. Волкова под общим названием «Дуб и солнце», как и через следующие народные, авторские метафоры.

 

Народный антиидеал человека «Япăх чăваш»

Народный идеал совершенного человека «Лайăх чăваш»

Метафоричный образ «Дуб»

  • В тень под дубом сядет негодяй – на следующий год верхушка его засохнет.

              (Чувашская мудрость)

 

  • Здоровая дубрава человеческой жизни может поддерживаться только за счёт семейно-родовых древ, или генеалогий. Порча этих древ рано или поздно заканчивается катастрофой для всего народа.

(В.Базарный)

  • За последние десятилетия наблюдается засыхание вершин старых дубов. Наиболее вероятной причиной этого является загрязнение атмосферы.

(А.Данилова, В.Данилов,Т.Иванова)

 

  • Хорош дуб, да дуплист.

(Народная мудрость)

 

  • У кривого дерева и тень кривая.

(Народная мудрость)

  • Крепкий, многовековый дуб, вросший корнями в родную землю, был незабываемым символом родной Чувашии.

                    (Г. Волков)

  • Дубравы с тысячелетними дубами были вместо священных храмов для чувашей, не знавших иных богов, кроме солнца, звёзд, неба, ветра, птиц, цветов, трав и пчёл

(Г. Волков)

 

 

  • Человек – это могучий дуб. Более могучего дуба природа не знает.

(Лотреамон)

 

 

  • У дуба только тело твёрдое, а душа мягкая

(Чувашская мудрость)

 

  • Одиноко растущий старый дуб способен соединить все три уровня мироздания: верхний, средний и нижний. Он является посредником между человеком и божеством, осью мира.

(Чувашская мудрость)

Народный идеал совершенного человека «Лайăх чăваш» может являться основой современных этнопедагогических воспитательных систем в образовательных организациях Чувашской Республики и чувашской диаспоры, так как имеет глубокие духовно-нравственные, общечеловеческие корни и учитывает этнопсихологические черты чувашского народа.

 

Использованная литература

  1. Андреева Н.Н. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты совершенствования И.Я.Яковлевым содержания «Букваря для чуваш». Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – Чебоксары, 1999.
  2. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. – 2-е изд-е, доп. – М.: Пресс-сервис, 1997. – 441 c.
  4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. –144 c.
  5. Сергеева О.Ю. Духовно-нравственная культура – основа формирования личности нового тысячелетия //Инновации в образовательном процессе: Сборник трудов межрегиональной научно-практической конференции. – Чебоксары: Чебоксарский политехнический институт (филиал) ГОУ ВПО МГОУ, 2008. – Вып.6. С.170-173.
  6. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2001. – 864 c.

Комментарии   

 
0 #8 Андреева Надежда 05.07.2021 10:54
В книге 2020 года «Новая земля. Пробуждение к своей жизненной цели» Экхарт Толле уточнил: «Принять – значит позволить себе чувствовать всё, что вы чувствуете в этот момент. Это часть «есть-ности» настоящего момента. Позволяя, вы становитесь таким, какой вы есть: бескрайним и просторным. Вы становитесь целым. Вы больше не фрагмент, каким видит себя эго. В вас проявляется ваша истинная природа, единая с природой Бога. Вот на что указывал Иисус, говоря: «Будьте целыми, как цел Отец ваш Небесный». Перевод «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея 5:48) неверен – исходное греческое слово означает не «совершенный», а «целый».
Цитировать
 
 
0 #7 Андреева Надежда 20.06.2021 15:56
Да! ДА. Да…
Необычная форма служения священника, да?
А цель та же самая: пробуждение духовных сил человека. Успехов и удач нам в этом Человеко-созида ющем деле!
18.06.2021 г.
Цитировать
 
 
0 #6 Ефимова Наталия 20.06.2021 15:54
Да, это так. Нам, психологам, видимо, нужно суметь (помочь) открыть это ощущение связи с Высшей силой, то есть Богом, конкретному человеку, с особенностями его возраста, этноса и индивидуальности.
Но сначала явственно ощутить в себе.
Цитировать
 
 
0 #5 Андреева Надежда 20.06.2021 15:53
Видите? Эта картинка отражает ОЩУЩЕНИЕ связи с Высшим…не объективную СВЯЗЬ, а субъективное ощущение связи с Высшим… Это разница и существенная. Повторю вслед за доктором филологических наук Е.Н. Чернозёмовой о том, что у носителей нового сознания есть ОЩУЩЕНИЕ связи с Высшим. Именно его мы и констатируем в своих включённых наблюдениях за представителями Z, уважаемые коллеги.
Вопрос есть. А понятие «Высший»… «Высшее»… «Высшая» – это однозначно Бог, Божественное, Божественная сила и Божественная мудрость (теософия, теология)??? Как вы думаете?
К понятиям «Высший», «Высшее» (в контексте «ощущение связи с Высшим») я набрала следующие синонимы: Абсолют, Абсолютная истина, Общемировое информационное поле, Вселенский разум, Вселенская мудрость, Духовная сила, Акме, Идеальное, Идеал, «Я-идеальное»…
Соответственно, у всех людей есть ощущение связи с Высшим.
Но вопрос, видимо, в уровне (степени, мере) его выраженности: в этническом, поколенческом, индивидуальном планах.
Цитировать
 
 
0 #4 Ефимова Наталия 20.06.2021 15:51
СПАСИБО, Надежда Николаевна, за такой добросовестно детальный ответ! Пока не уверена, правда (не чувствую), что у поколения Z есть связь с Высшим, но оспаривать не буду это утверждение, понаблюдаю лучше за представителями . А вот то, что без теологии в духовном измерении воспитания не обойтись, мне сейчас понятнее стало. Согласна, что требуется интеграция такого мировоззрения в современность. Один из вариантов такой интеграции, видимо, программа «Истоки», реализуемая в некоторых школах и ДОУ Чувашии под руководством ЧРИО. В нашей школе её тоже реализуют в виде внеурочного курса – дошли пока до 8-го класса. Хотелось бы почувствовать результат… Надеюсь, он есть. В любом случае, надо развивать систему воспитания в образовании в этом направлении.
Ещё раз БЛАГОДАРЮ!
16.06.2021 г.
Цитировать
 
 
0 #3 Андреева Надежда 20.06.2021 15:49
Итак, я вижу диалектическое противоречие «Да, но…» Вполне конструктивное, считаю, в контексте: ДА, современное воспитание (образование) имеет/должно иметь светский характер, НО вопросы = основы духовности и нравственности современной личности не могут полноценно и эффективно решаться без их религиозного (теологического аспекта).
Тем более у представителей Z имеется ощущение связи с Высшим… И это ощущение требует дальнейшего развития – религиозного воспитания. Главная задача которой – суметь воспитать в ребёнке духовные силы. Другой вопрос: способна ли современная семья (родители) решать эту задачу? У них была объективно иная ситуация развития – отсутствие религиозного воспитания.
Народные воспитательные системы, идущие из прошлых поколений, имеющие религиозные корни = основы могут в определённой мере компенсировать этот дефицит.
Крайне важно при этом не проваливаться в прошлое, а интегрировать его в современность с учётом нынешних реалий и требований образовательной политики России.
Наталия Николаевна, благодарю Вас за соразмышление вместе со мной. Оно продвинуло мои мысли дальше… И это развивающая обратная связь, очень ценная для меня. Думаю, любой автор мечтает быть прочитанным…тем более услышанным!
16.06.2021 г.
Цитировать
 
 
0 #2 Андреева Надежда 20.06.2021 15:49
Цитаты (с сокращениями в виде…) из закона Чувашской Республики от 30.07.2013 г. №50 «Об образовании в Чувашской Республике». (Этот закон, естественно, не противоречит ФЗ от 29.12.2012 г. 3273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Ст.4, п.2. Право на образование в ЧР гарантируется независимо от пола, расы…, отношения к религии.

Ст.13, п.2. Орган исполнительной власти ЧР, осуществляющий государственное управление в сфере образования, организует обеспечение государственных образовательных организаций ЧР…учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации…обра зовательных программ НО, ОО, СО образования…
Ст.15, п.4. Внешний вид и одежда обучающихся общеобразовател ьных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер.

Таким образом, закон ориентирует нас на светский характер образовательног о процесса, вне сомнения. Но при этом на уровне НОО есть комплексный курс по выбору и соответствующие учебники, напрямую ориентированные на теологический контент – «Основы религиозных культур и светской этики», введённый Минобрнауки РФ в современную школьную практику с 01.09.2021 года во всех регионах России в рамках образовательной области «Основы духовно-нравств енной культуры народов России».
Цитировать
 
 
0 #1 Ефимова Наталия 20.06.2021 15:45
Надежда Николаевна, я прочитала статью «Этнопсихологич еские и этнопедагогичес кие особенности народных воспитательных систем в Чувашии». Вот мои соразмышления. Дано очень цельное описание идеала совершенного человека чувашского народа. Идеал совершенного человека дан в сущности и в современных ФГОС, и в примерной программе воспитания, на основе которой мы, включая психологов, пишем рабочую программу воспитания для своей школы. Этнический и общечеловечески й идеалы вполне соединимы в области «светских» понятий. Но теологические понятия: «Бог», «Церковь» уже не вписываются в современные государственные документы – ту же программу воспитания. Вопрос: возможно ли полноценное воспитание в современных образовательных учреждениях, и в семьях тоже без теологических понятий (я деликатно подбираю слова)? При этом я помню, конечно, наше обсуждение в этом чате [«Психологи Чувашии. Общение»] в прошлом году вопроса о мировоззрении «с Богом» и «без Бога».
15.06.2021 г.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить