Формирование у детей представлений о сохранении и укреплении здоровья через реализацию психопрофилактических упражнений по охране зрения (на базе общеразвивающего детского сада)

 

Визгина Елена Николаевна,

педагог-психолог  МБДОУ “Детский сад № 206” г. Чебоксары,

член Федерации психологов образования России,

Чувашское региональное отделение

 

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране, сохранению и укреплению здоровья ребенка.

При этом зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в период от 1-го до 5-го года жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, его преломляющая сила и вес глазного яблока, что сказывается на способности глаза видеть предметы четко - остроте зрения. Острота зрения равняется 1,0 (т.е. норма), формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. Так, при рождении большинство детей склонны к дальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается число детей с нормальным зрением. Однако от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения у детей бывает и близорукость. Кроме того, в 2-3-х летнем возрасте наиболее активно формируется совместная работа обоих глаз, поэтому именно в этом возрасте может возникнуть косоглазие.

Как же ненавязчиво познакомить детей с ролью зрения в их жизни и основными правилами его охраны? Как сформировать у детей и их родителей  потребность, мотивацию систематически проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление зрения детей дошкольного возраста?

Вопросы сохранения здоровья, здоровьесберегающие технологии являются ключевыми в части реализации принципов ФГОС, и выполнения санитарных требований и норм в дошкольном образовании. Педагог-психолог, как один из участников образовательных отношений, в чью компетенцию входит сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников и реализация психологических аспектов воспитания, в рамках проектной деятельности через реализацию мероприятий профилактической направленности способен формировать мотивацию участников образовательных отношений в части укрепления здоровья.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер. Необходимо, чтобы она представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности, реализовалась в форме игры, упражнений. Эти упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности.

Ведь ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию мотивационной сферы ребенка. 

В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведе­ние определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными жела­ниями. Как отмечал Л. С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познавае­мой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается пе­реход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных же­ланий, к мотивам-намерениям, связанным с самоконтролем. Примерно к семилетнему возрасту у большинства дошкольников появляются доминирующие мотиваторы. К концу дошкольного возраста ребенок начинает оценивать себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения уже постоянно, а не от случая к случаю. 

Здесь важна роль педагога в части благополучия формирования мотивов и закрепления их через комплексы игр и упражнений. Так, в МБДОУ “Детский сад № 206” педагогами, включая педагога-психолога, была составлена и адаптирована картотека упражнений по профилактике нарушений зрения у детей дошкольного возраста.

Все упражнения условно разделяются на несколько групп: упражнения для активизации работ мышц глаза; глазодвигательные упражнения; упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения; комплексы упражнений для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

Рассмотрим примеры игр и упражнений из картотеки.

Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз игры «Лабиринт» и «Весёлый контур». В игре «Лабиринт»Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту. В игре «Веселый контур», где применяется прием зашумления, детям нужно  найти предметы.

В практике педагога-психолога активно используется техника “Релаксация”. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения  проводится мышечная релаксация.

 Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

«Ресницы опускаются… Глаза закрываются…Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем… Наши глазки отдыхают, засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена, а расслаблена она…Губы чуть приоткрываются…Так приятно расслабляются… (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко. Мы чудесно отдыхаем. Сном волшебным    засыпаем…

Пальминг (автор: Уильям Бейтс «Улучшение зрения без очков»).

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз.Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

1. Потереть ладони друг о дружку. Закрыть веки, затем закрыть глаза ладонями. «Смотреть» до упора вправо и влево, не открывая при этом глаза. Повторить упражнение 10-15 раз.

2. Точно так же, как в первом упражнении, «смотреть» с закрытыми веками, но на этот раз по диагонали, по правой и по левой. Упражнение повторить 10-15 раз.

3. Теперь «смотрим» вверх-вниз. Упражнение повторить 15-20 раз.

4. Веки закрыты, делать глазными яблоками круговые движения, сначала в одну, затем - в другую сторону. Упражнение повторить по 10-15 раз в каждую сторону.

5. Веки глаз закрыты. Сесть, расслабиться, потереть переносицу тыльной стороной ладони. Продолжительность упражнения - две - три минуты.

 6. Веки глаз закрыты. Мягко «постучать» по бровям указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Продолжительность упражнения - 1 -2 минуты. Все вышеперечисленные упражнения улучшают кровообращение глаз, тем самым, делая их здоровее и выносливее.

Цветотерапия также оказывает психолого-терапевтическое воздействие в процессе профилактике нарушений зрения у детей дошкольного возраста.

Упражнения восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.

Упражнение «Цветовые пятна»

Детям предлагается смотреть на зрительные ориентиры (цветные пятна) по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных объектах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах):

красный - стимулирует детей в работе, это сила внимания;

-оранжевый илижелтый -соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость;

-синий, голубой или зеленый– действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.

Упражнение «Волшебное превращение»

Упражнение способствует расслаблению глаз, дает полноценный отдых.
Внимательно всматриваемся в середину фигуры. Попытаемся сосредоточить свое внимание на цвете, при этом спокойно и глубоко дышим. Продолжаем пристально всматриваться в фигуру до тех пор, пока вокруг нее не появится светящаяся кромка. И когда эта кромка станет светиться ярче, переведем взгляд на чистую белую страницу рядом и пристально посмотрим на нее. После каждого такого «цветного» упражнения необходимо сделать пальминг.

В комплексе используются телесно-ориентированные техники. Например, - в профилактике утомления глаз по методике Ковалева В.А.

1. Массаж активных точек лица.

Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине.Движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву «с». Время -15 сек. Затем выполняются потирание переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и надбровные дуги снизу ближе к переносице.

2. Тренажер «Флажок» можно применить для тренировки аккомодации (аккомодация глаза — способность ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза). Дети следят за флажком, передвигая его от себя и к себе.

Таким образом, практика показывает, что профилактические компоненты и упражнения могут дать свой результат при тесном сотрудничестве всех участников образовательных отношений. А условно верные “сформированные мотиваторы” помогут не только сохранить здоровье у дошкольников в части охраны зрения, но и улучшить его.

Подобный подход позволил в рамках проекта «Посмотри на мир другими глазами» на базе детского сада №206 «Антошка» г. Чебоксары добиться высокой результативности воспитательно-образовательного процесса, сформировал у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Для оценки эффективности проведенных профилактических мероприятий проводилось наблюдение за воспитанниками подготовительной к школе группы. Мероприятия позволили сохранить зрение детей дошкольного возраста, а в 8% случаев наблюдаемых детей даже улучшить.

 

Использованные источники

1. Ильин Е.П. Мотивация в период дошкольного детства // http://value-psychology.com/motivatsiya-v-period-doshkolnogo-detstva/

2. Мельникова Е.В. Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушений зрения у детей // https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/11/17/ispolzovanie-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-v

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить