Реализация профилактических мероприятий по охране и укреплению зрения у детей общеразвивающего детского сада (опыт МБДОУ “Детский сад № 206” г. Чебоксары - проект “Посмотри на мир другими глазами”)

 

Авторы: заведующий Кадирова Елена Владимировна,

педагог-психолог Визгина Елена Николаевна,

учитель-логопед Кузнецова Марина Алексеевна,

старший воспитатель Розова Ольга Вячеславовна

МБДОУ “Детский сад № 206” г. Чебоксары

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее ФГОС). По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе через применение здоровьесберегающих технологий.

«Глаза - окошко в сердце», - говорят в народе, и это действительно так. Только здоровые глаза могут быть чистыми и ясными. Глядя в глаза, мы не только узнаем о мыслях и чувствах человека, но и видим его состояние здоровья. Яркие лучистые глаза - признак хорошего здоровья.

Однако, уже с четырех лет орган зрения испытывает нагрузки, соизмеримые со школьными (занятия лепкой, рисованием, конструированием в детском саду, в группах дошкольной подготовки).

Вот почему так важно в этот период не перегружать зрительные мышцы и систематически проводить профилактические мероприятия.

Подчеркивая важность решения этой задачи, в детском саду № 206 было решено разработать и внедрить поэтапно проект “Посмотри на мир другими глазами”.

Проект включал три этапа: предварительный, основной и завершающий.

Целью проекта послужило охрана и укрепление зрение у детей дошкольного возраста через формирования представлений, умений и навыков в области сохранения зрения, как у дошкольников, так и у их родителей (законных представителей). Педагоги повышали квалификацию, изучая литературу в области здоровьсбережения, упражнения и методики по охране зрения, далее происходило внедрения их в образовательный процесс, а также реализация в свободной деятельности детей.

В качестве основного социального партнера выступила БУ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница» Минздрава Чувашии в лице главного врача Дмитрия Арсютова и медицинского персонала, имеющего профильное образование.

В МБДОУ «Детский сад № 206 «Антошка» г. Чебоксары в 2018 году были созданы условия через организацию “Пункта охраны зрения” с применением офтальмотренажеров для реализации профилактических мероприятий по охране и укреплению зрения детей дошкольного возраста в рамках проекта Минздрава Чувашии «Здоровое зрение». В 2019 году составлена картотека игр и упражнений, включая применение тренажера В. Ф. Базарного.

Подобный подход позволил добиться высокой результативности воспитательно-образовательного процесса, сформировал у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.  Мероприятия позволили сохранить зрение детей дошкольного возраста, а в 8% случаев наблюдаемых детей даже улучшить.

Список литературы:

1. Мишин М.А., Тюбекина З.И. Дидактические игры и упражнения с активизацией зрения на занятиях тифлопедагога // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001.- № 2. – С.12-14.

2. Подколзина Е.Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности / Е.Н. Подколзина // «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения». - 2005. - №5. - С.15-19.

3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 201 с.

Приложение:

Консультации для родителей

по профилактике нарушений зрения

 

«Как уберечь зрение ребенку? Зрительная гигиена»

Плохая наследственность и экология, приобретенные или врожденные заболевания – это всего лишь небольшой перечень причин, влияющих на остроту зрения вашего малыша. Коррекции эти причины, к сожалению, поддаются плохо. Однако их доля влияния на остроту зрения не так уж и высока, как это кажется родителям.

Существует и другой ряд причин, виновных в ухудшении зрения вашей крохи: длительные игры за компьютером, многочасовые просмотры супер мультиков, очень раннее развитие любящими мамами, огромные перегрузки в образовательных школах, длящее часами чтение книг не качественной полиграфии. Эти причины приводят к ухудшению детского зрения гораздо чаще и большего количества детей. Однако все эти перечисленные причины родители могут скорректировать.

Чтобы не пришлось, потом лечить зрение ребёнку необходимо соблюдать определённые предупредительные меры. Все мы помним, что лучше лечения может быть только профилактика. А вдруг момент упущен и постепенно начало ухудшаться зрение малыша, что необходимо делать, чтобы остановить этот процесс.

Офтальмологи комплекс предупредительных мер называют зрительной гигиеной. Все свои рекомендации они условно разделили на группы определённых факторов риска.

1. Телевизор.

Общая продолжительность просмотра телевизора детьми до 7 лет не может быть больше 30-40 минут в день. Детям старшего возраста  разрешается просмотр телепередач не более 3 часов в день. 5 диагоналей экрана таким должно быть расстояние  от ребёнка до телевизора. Например, диагональ экрана 72 см, значит, расстояние должно быть не менее 3,5 метра. Вы можете посадить ребёнка  на таком расстоянии в своей квартире. Вероятнее всего вам нужен маленький телевизор. И помните, что только в рекламных целях изготовители пишут, что их телевизор  жидкокристаллический или плазменный, электронно-лучевой или ламповый никак не влияют на  переносимость зрительных нагрузок.

2. Компьютер.

Никакого компьютера до школы, так в один голос кричат все офтальмологи.  Но в нашем современном компьютеризированном мире использование его запретить очень трудно. Однако ограничить время за компьютером просто необходимо. Если в семье есть наследственность, то необходимо сохранять твердость принятых решений. Если  нет никаких наследственных причин для ухудшения зрения, то рекомендуемое за компьютером время для ребёнка 7-9 лет  приблизительно 15 минут в день. Если ребёнок старше 10 лет – не более 1,5 часа. Необходимо обязательно делать перерывы,  в которых нужно делать упражнения гимнастику для глаз.

3. Чтение.

Необходимо соблюдать расстояние от глаз до книги при чтении, оно  должно быть не менее 33 см. Освещение книги должно быть хорошим и сверху и слева. К полиграфическим изданиям, особенно если ребенок маленький необходимо соблюдать строгие требования: на черном или цветном фоне буквы не должны быть белыми, фон неяркий, большие поля, шрифт только с засечками.

4.  Слишком усердное раннее развитие и/или учебные нагрузки.

Мой ребёнок самый лучший, так считает каждая мама. И это естественно. Но меру нужно знать во всём. Малоподвижные виды деятельности, такие как чтение и рисование, должны чередоваться с двигательными активными упражнениями на воздухе. Это касается всех детей и малышей садиков, и младших школьников. Первоклашки испытывают большую зрительную нагрузку, находятся в постоянном стрессовом состоянии. Чем могут родители помочь малышу. Во-первых, не нужно ругать ребёнка за оценки. Во-вторых, обследование офтальмологом нужно проводить после каждой четверти. В-третьих, дома обязательно необходимо соблюдать зрительную гигиену. Любящим мамам необходимо знать, что при рождении ребёнок имеет низкую остроту зрения и к единице она поднимается только у семилетних детей. Это является одной из причин, почему в первый класс набирают с семи лет. Каждый ребёнок в своём развитии индивидуален и если есть в семье плохая наследственность, то консультации офтальмолога должны стать постоянными.

5. Неправильный режим дня.

Речь идёт о правильном соотношении зрительно нагружающих занятиях и подвижных видах деятельности. Запомните, что ребёнок до 9 лет должен гулять не менее 3часов., не менее 10 часов должен спать. Необходимы занятия спортом плавание, гимнастика.

6.  Питание бедное полезными веществами.

Когда ребёнок попеременно смотрит то вдаль, то вблизи у него работают аккомодационные мышцы, которые ещё очень слабы и требуют питания богатого полезными веществами. Все как один офтальмологи рекомендуют кушать морковь. Нужно делать салатики со сметаной или с маслом, тушить морковь, потому что без жиров каротин не усваивается. Так же рекомендуется кушать чернику, абрикос, апельсин, хурму, помидоры, рябину и облепиху.