СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ПОВЫШЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Андреева Н.Н.
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры профессионального развития педагогических работников,
Чувашский республиканский институт образования,
Россия, г. Чебоксары
Аннотация
В статье представлены научно-практические решения для развития конфликтологического направления системы образования России в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Ключевые слова
Требования профессионального стандарта «Педагог» к конфликтологическим компетенциям воспитателей и учителей; требования ФГОС общего образования к конфликтологическим компетенциям детей и обучающихся; психологическая (коммуникативная, конфликтологическая) компетентность педагогов; конфликтологическое мышление, конфликтологическая культура поведения, конструктивная коммуникация в конфликте;обучающиеся поколения Z.
Существующее состояние дел по развитию конфликтологического направления в российском образовании, инновационного по своей сути и важного по своей значимости, имеет проблемный характер.
Практика показывает, что сложились, как минимум, две противоречивые ситуации, которые требуют своевременных, эффективных научно-практических решений:
1) между современными требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [1] к конфликтологическим компетенциям педагогических работников и их реальной способностью предупреждать и разрешать конфликты в образовательной среде;
2) между необходимостью формирования конфликтологических компетенций детей и обучающихся согласно требованиям ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования [2,3,4,5] и реальной профессионально-личностной готовностью и способностью воспитателей, учителей достигать этих целевых ориентиров и образовательных (личностных, метапредметных) результатов.
Статья опубликована
Андреева Н.Н. Стратегическая задача повышения конфликтологической компетентности педагогов //Наука и образование: стратегическое развитие: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием (28 декабря 2019 г.), Кемерово [Электронный ресурс] /Научное издательство Science Pro; редкол.: Е.В.Обухова (отв.ред.) [и др.]. – Кемерово, 2019. – С.93-99.