Психологические возможности театра в работе педагога-психолога с субъектами образовательного процесса

 

Андреева Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук,

 доцент кафедры профессионального развития педагогических работников

Чувашского республиканского института образования

(направление педагогики и практической психологии)  

***

Посвящается Году театра в Российской Федерации

В моей жизни был такой  случай.  Во время  спектакля на сцене я почувствовал такой контакт со зрительным залом, как будто там сидел только один человек – мой друг. Казалось, скажи я тогда: «Встаньте – и все встали бы. Тогда я и понял, что такое призвание актёра»

(Александр Абдулов)

 

Действительно, велико воздействие театрального искусства, как и кино, на психику человека. Особое влияние оно оказывает на эмоционально-поведенческую, мотивационно-ценностную сферу личности и группы, создавая различные эффекты индивидуального, коллективного восприятия и понимания происходящего на сцене.

   Для адекватного и корректного применения возможностей театра в работе педагога-психолога необходимо ответить на вопрос: чем принципиально отличаются друг от друга классический и психологический театры? В этой связи, первое – это зрелищное искусство изображения драматических произведений на сцене, второе – психотерапевтический метод исцеляющего творчества через воспроизведение разнообразных сцен и ситуаций из жизни клиента. Так, театр в традиционном смысле – массовое зрелище, а в психологическом – метод психотерапии для определённой группы участников в условиях психологически безопасной и комфортной среды.

   В институте практической психологии «Иматон» (г. Санкт-Петербург) проводятся арт-терапевтические мастерские «Психологический театр в практике специалистов помогающих профессий», основанные на театрализованной форме оказания психологической помощи клиентам с использованием танцевальной терапии, театральных игр, психологических постановок, сценических действ и ритуалов, тематических спектаклей-импровизаций, технологий плейбек-театра и других способов творческого самовыражения.

   Каковы эффекты данного психологического театра?

  • Коррекция настроения и коммуникативных нарушений личности
  • Коррекция поведения и личностных особенностей
  • Гармонизация детско-родительских и супружеских отношений
  • Работа с зависимостями и травмами
  • Профилактика эмоционального «выгорания» и профессиональной деформации
  • Развитие личного и профессионального потенциала
  • Повышение своей жизненной эффективности в личных и профессиональных отношениях
  • Формирование коллектива и команды
  • Формирование навыков импровизации и спонтанности
  • Освоение практики театральной игры.

   Следовательно, метод психологического театра при умелом использовании его ресурсов позволяет решать довольно широкий спектр индивидуальных и групповых проблем и задач, в том числе субъектов образовательного процесса, а именно педагогических работников, родителей и законных представителей обучающихся. Он помогает взрослым сделать значимые шаги на пути к положительным изменениям в собственном внутреннем мире, стереотипах поведения, жизненном сценарии. В результате налаживается общение и взаимопонимание, оздоравливаются отношения, раскрывается внутренний потенциал, гармонизируются эмоциональные и телесные аспекты личности. В целом, психологический театр помогает взрослому человеку сознательно совершенствовать свой внутренний мир. Каким образом? На сцене (в специально оборудованном или отведённом месте)  отражая его внешнюю, внутреннюю реальность и тем самым активизируя способность:

1)    со стороны взглянуть на своё «Я» (в позиции стороннего «Я – зритель» или включённого «Я – наблюдатель»);

2)    по-новому открывать своё «Я» во всём многообразии ролей и образов, обстоятельств и ситуаций (в позиции «Я – другой»).

   Как показывает практика, в просветительской и консультативной работе педагогов-психологов со взрослыми участниками образовательных отношений также помогают театрализованные методы психодрамы и социодрамы.

   В психодраме человек (клиент) исполняет роль главного героя в «пьесе» (постановке, драме, сюжете, ролевой игре), содержанием которой являются его собственные проблемы, ограничения, фобии, внутренние конфликты, жизненные ситуации, др. Другие «актёры» (члены группы) исполняют роли персонажей его реальной жизни на основе спонтанного поведения и естественных актёрских способностей человека. В отличие от настоящего театра, в психодраме нет заранее придуманного сценария, но есть драматическая импровизация, нацеленная на исследование и решение заявленной психологической проблемы. По сути, психодрама – это спонтанный театр, помогающий человеку посмотреть на свою проблему через призму расширенного ролевого репертуара, а не через бинокль стандартных социальных ролей: и в настоящем времени, а не в прошлом или будущем. При том, по мнению создателя психодрамы Якоба Леви Морено, «разница между обычным театральным зрителем и зрителем психодрамы сравнима с разницей между человеком, который смотрит на извержение вулкана в кино, и человеком, который наблюдает его, находясь у самого подножия вулкана» [1, с. 150].

   Социодрама – разновидность психодрамы, для которой характерна общая групповая тема. А потому в социодраме участники исследуют не личные проблемы каждого, но имеют дело с социокультурными проблемами, которые влияют на всех присутствующих. К примеру, ролевые игры используются, чтобы исследовать своё отношение к жестокости и насилию, экстремизму и терроризму, общению между родителями и детьми, конфликтам между учителями и обучающимися. С помощью спонтанных, творческих действий участники изучают своё восприятие этих проблем, свою реакцию на них, а также связанные с ними эмоции и чувства, способы поведения, чтобы повысить существующий в группе уровень взаимопонимания.

   Обучение психодраме и социодраме осуществляется в четырёх институтах Москвы, объединённых в «Федерацию психодраматических тренинговых институтов России». Это: Институт Гештальта и Психодрамы, Институт Групповой Психотерапии и Социального Проектирования, Институт Групповой и Семейной Психологии и Психотерапии, Институт Психодрамы и Ролевого Тренинга.

  В настоящее время в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся психологи образовательных организаций Чувашии широко применяют психологические возможности техники драматизации (разыгрывания какого-либо сюжета) в арт-терапии, сказкотерапии, кинотерапии, мультфильмотерапии, библиотерапии, символдраме, гештальт-терапии, транзактном анализе, а также в игровой, песочной, музыкальной, танцевально-двигательной, телесно-ориентированной терапии и т.д. Они используют методы драматической психоэлевации (кукольного театра, куклотерапии), маскотерапии и клоунтерапии с целью разрешения разнообразных психологических проблем детей и подростков. Уверена, психологи сферы образования нашей республики в ближайшей перспективе будут глубже и глубже осваивать профилактические, развивающие, коррекционные, терапевтические и творческие возможности таких ресурсных направлений, как драматерапия (театротерапия), имаготерапия (образно-ролевая драматерапия), костюмотерапия, шляпотерапия, карнавалотерапия, средневековый театр (мистерия), комедия дель арте (площадный,  уличный театр), театр абсурда, театр импровизации, пантомима, работа с большими куклами, драматизация снов, фантазий, страхов, сказок, мифов, легенд и т.п. Действительно, психологические возможности терапевтического театра и драматерапевтических групп помощи, поддержки безграничны! Главное то, что при использовании техник театрализации и театротерапии происходит расширение сознания и диапазона поведенческих стратегий обучающихся разного возраста, отработка новых, более креативных способов их взаимодействия с миром.

   Каковы основные коррекционно-развивающие задачи, которые могут быть решены с помощью драматерапии для воспитанников и обучающихся? Они следующие:

  • Улучшение нарушенных психических состояний, процессов, функций, свойств
  • Формирование и развитие социальных отношений, закрепление этических норм
  • Осознание собственных телесных и поведенческих действий
  • Развитие телесно-двигательной пластичности, эстетичности
  • Развитие спонтанности, импровизационности
  • Развитие многогранности личности и возможности стать иным, другим
  • Формирование и использование возможностей «вернуться назад» и «сходить вперёд», «переиграть» жизненные ошибки, ситуации, события
  • Развитие и совершенствование способности к «режиссуре» собственной жизни.

   В своей психологической практике с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) Чувашской Республики я использую технику драматизации в сочетании с методами кино-видеотерапии, мультфильмотерапии, артсинтезтерапии, сказкотерапии, танцедвигательной терапии, гештальт-терапии, транзактного и сценарного анализа. В этой статье хочу поделиться авторской техникой невербальной, танцевально-двигательной импровизации и драматизации «Белая органза», которая основана на действии психологического механизма идентификации человека с вещью (тканью), символизирующей явление (материнство). Данную технику я применяю в арт-терапевтическом практикуме для матерей обучающихся «Возможности артсинтезтерапии в гармонизации детско-материнских отношений». В практикуме могут принять участие и женщины-педагоги, которые желают усовершенствовать свою позицию «Я – мама». Цель: активизировать конструктивные воспитательные усилия матерей и законных представительниц обучающихся с помощью артсинтезтерапии для нормализации и гармонизации взаимоотношений с детьми.

 

Структура арт-практикума  «Возможности артсинтезтерапии

в гармонизации детско-материнских отношений»

 

   I.  Введение в практикум. Настрой участниц арт-терапевтического практикума на творческую, преимущественно невербальную работу с собственной родительской позицией «Я – мама».

   II.  Видеотерапия. Просмотр видеоматериалов без обсуждения для актуализации  проблематики современных детско-материнских отношений:

  • Просмотр притчи «Злой лук» (читает психолог Анастасия Булгакова).
  • Просмотр социальной рекламы  «МКБ. Новогодняя сказка».

  III. Арт-терапия. Творческое самовыражение участниц в техниках индивидуального рисования и группового коллажа на фоне функциональной музыки:

  • Индивидуальное рисование (на листе бумаги формата А4) после остановленного просмотра социальной рекламы «МКБ. Новогодняя сказка» для отреагирования актуализированных чувств и эмоций участниц на фоне песни «Мама, будь всегда со мною рядом» в исполнении вокального ансамбля «Индиго».
  • Создание группового коллажа из индивидуальных рисунков (на едином пространстве листа ватмана формата А1) в микрогруппах для объединения различных случаев личного опыта, похожего на то, которое имеется у каждой участницы на фоне песни «Ты и Я» в исполнении Джо Дассен.  
  • Дополнение группового коллажа картинками, словами и фразами, вырезанными из газет и журналов с целью активной трансформации проблем в задачи, деструктивных переживаний в конструктивные решения на фоне инструментальной музыки «Плач ветра» Эннио Морриконе и «Лунное танго» Ричарда Клайдерман.
  • Организация горизонтальной выставки из групповых коллажей в центре свободного пространства помещения.

   IV. Танце-двигательная терапия. Творческое самовыражение участниц с помощью танцевально-двигательной техники «Белая органза» вокруг горизонтальной выставки из групповых коллажей на фоне функциональной музыки:

  • Поочередное индивидуальное или парное, групповое, спонтанное взаимодействие каждой из участниц с длинной, тонкой, жёсткой, прозрачной тканью матово-белого цвета, символизирующей материнскую чистоту и любовь, твёрдость и нежность, на фоне песен «Only time», «It’s in the rain», «Even in the shadows», «How can I keep from singing?», «The spirit of Christmas past», «We wish you a merry Christmas», «Wild child» в исполнении Эния.
  • Достижение такого эмоционально и телесно-ориентированного группового результата, когда каждая участница чувствует себя увереннее и спокойнее, зная, что она не одинока в своих материнских переживаниях и проблемах, что другие мамы тоже испытывают подобные радости и горести, и вследствие этого они способны как к сопереживанию и пониманию её ситуаций, так и к совместному сорадованию и сотрудничеству в них.
  • Рефлексия индивидуальных и групповых результатов арт-терапевтического практикума в динамике, начиная с просмотра видеоматериалов и завершая актуальным состоянием «здесь и теперь».
  • Благопожелание педагога-психолога участницам новейших открытий и добрых достижений во взаимоотношениях со своими детьми.

   С целью распространения передового опыта работы педагогов-психологов образовательных организаций на всех уровнях образования Чувашии с  применением техник театрализации и театротерапии Чувашское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» при инициативе и экспертно-методической поддержке кафедры профессионального развития педагогических работников (направление педагогики и практической психологии) БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии и организационном сопровождении МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содружество» г. Чебоксары проводит II республиканский Летний фестиваль практической психологии на актуальную тему, посвящённую Году театра в России: «Коррекционно-развивающие возможности театра и кино в работе педагога-психолога с детьми и взрослыми». Фестиваль проводится в два этапа: заочный (с 25 июня по 25 августа 2019 года) и очный (06 сентября 2019 года). Для участия в фестивале педагогу-психологу необходимо направить методическую разработку в виде описания организационно-педагогических условий и сценария одного коррекционно-развивающего занятия с участниками образовательных отношений (обучающимися, их родителями и законными представителями, педагогическими работниками) в объёме не менее 4 и не более 7 страниц (без приложений) на электронный адрес МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..Положениео II республиканском Летнем фестивалепрактической психологии опубликовано на сайте «Психология образования в Чувашии» [2].

   Уважаемые педагоги-психологи Чувашии, приглашаю вас принять участие в этом фестивале творческих идей и профессиональных находок, который является отличной возможностью проведения инвентаризации наработанного вами опыта в обозначенном направлении, а также его тиражирования среди коллег во благо всех участников образовательных отношений.

 

         Литература и электронный ресурс

Рудестам К. Групповая психотерапия. –  СПб.:  Питер Ком, 1999. – 384 с.

 

Положение о II республиканском Летнем фестивале практической психологии 

 

Статья опубликована

Андреева Н.Н. Психологические возможности театра в работе педагога-психолога с субъектами образовательного процесса //Народная школа. – Чебоксары, 2019. – № 4 (163). – С.27-30.

 

Пьеса в двух действиях

«СтароНовогодняя сказка»

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить