Обновлённые испытания XV республиканского конкурса «Педагог-психолог года Чувашии – 2019»

Андреева Надежда Николаевна, 

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры профессионального развития педагогических работников Чувашского республиканского института образования,

член правления Чувашского регионального отделения Федерации психологов образования России

и жюри республиканского конкурса «Педагог-психолог года Чувашии»

 

                              Красиво, интересно, убедительно 

                              Идут по конкурсной дороге победители!

                              Пусть ваш азарт энергией искрит

                              И нас, коллег, огнём волшебным одарит!

                                    (Н.Н. Ефимова, педагог-психолог)

Современная жизнь характеризуется динамичностью, изменчивостью. Данная тенденция отражается во всех сферах жизнедеятельности человека, включая конкурсы профессионального мастерства. В частности, она ярко проявилась в республиканском конкурсе 2019 года «Педагог-психолог года Чувашии», начиная с разработки Положения согласно обновлённому Положению о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2018», который опирается на требования профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Так, новейшими конкурсными испытаниями для психологов сферы образования Чувашской Республики стали: «Характеристика профессиональной деятельности участника», «Мастер-класс», «Профессиональные кейсы», «Профессиональный квест» вместо традиционных: эссе «Я – педагог-психолог», «Первичное интервью (консультирование) участников образовательного процесса, находящихся в трудной жизненной ситуации». Также «Визитная карточка» поменяла формат, осуществив переход от опоры на личные возможности конкурсанта к демонстрации видеоролика, рассказывающего об опыте реализации лауреатом психолого-педагогической практики или инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений. Неизменным конкурсным заданием в этом году осталось только «Открытое занятие с участниками образовательного процесса», поскольку оно было направлено на реализацию важнейшей задачи – распространение передового опыта работы педагогов-психологов образовательных организаций ЧР на всех образовательных уровнях. В целом,  участники XV республиканского конкурса «Педагог-психолог года Чувашии – 2019» прошли профессиональное крещение по шести конкурсным заданиям заочного и очного этапов. И они оказались мощным испытанием для сильнейших! Главным победителем  обновлённого конкурса стала Мифтахутдинова Дина Ринатовна, педагог-психолог ГАПОУ ЧР «Канашский транспортно-энергетический техникум» Минобразования Чувашии.

Традиционно ежегодный конкурс «Педагог-психолог года Чувашии» проводится в целях повышения профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала педагогов-психологов,  а также повышения престижа многопрофильного комплексного психолого-педагогического и медико-социально-правового сопровождения в системе образования Чувашской Республики.  Надо заметить, умелое решение профессионально-управленческих задач создания конкурсных условий для самореализации специалистов, выявления талантливых педагогов-психологов, их поддержка и поощрение дали  свои плодотворные результаты. Победитель республиканского конкурса «Педагог-психолог года Чувашии – 2018», педагог-психолог БОУ ЧР «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии Горелова Александра Юрьевна достойно представила нашу республику на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2018» и стала его лауреатом. Она, по сути, открыла новейшую дорогу сильнейшим педагогам-психологам Чувашии на российском уровне  профессионального мастерства. Низкий поклон и благодарность Александре Гореловой!

Как показал опыт, сделать это нелегко: как в финансовом плане (внешние ресурсы), так и в психологическом (внутренние ресурсы). Конкурсантам и особенно победителям, представляющим Чувашию на уровне России, следует быть психологически готовыми к тому, что конкурс является современным обрядом посвящения специалиста с древними стадиями инициации «Старая жизнь – Смерть – Новая жизнь». Следовательно, посвящение в зрелого, инициированного и умудрённого мастера-профессионала для них означает принесение в жертву «прошлого Я» во имя приобретения «нового Я».  (Подробно об этом я написала в статье «Конкурс «Педагог-психолог года» как архетипическая ситуация посвящения: юнговский подход», опубликованной на страницах данного журнала в 2008 году).

Известно, кто морально-психологически готов, тот вооружён. И, естественно, заряжен на победу – прежде всех, над собой, а затем и над другими участниками. Любой конкурс, тем более конкурс профессионального мастерства, для каждого участника – это движение вверх и вперёд. Следовательно, личностно значимо и диалектически необходимо участвовать и побеждать в профессиональных конкурсах. Это замечательная возможность выйти из зоны стабильности и комфорта в зону новейших испытаний, профессионального развития и личностного роста.  И это отличный шанс в сжатые сроки пройти обряд инициации и перейти из одного уровня профессионализации в другой – более компетентный, обновлённый, успешный. В этой связи, думаю, ежегодное официальное объявление конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог года Чувашии» Министерством образования и молодёжной политики ЧР психологи образовательных организаций могут метафорически воспринимать в качестве повторяющейся, архетипической ситуации призыва их собственной души к трансформации – изменению в высших, позитивных целях, проходя через достойное испытание и возрождение.

Успешность участия в конкурсе и трансформации в профессионально-личностной сфере педагога-психолога предполагает, с одной стороны, рефлексивный анализ и отработку слабых сторон, прошлых упущений, недостатков, с другой, – анализ и наращивание сильных сторон, достоинств, способностей в области профессиональных знаний и умений. Опираясь на позицию эксперта-наблюдателя (члена жюри) и учитывая итоги нынешнего конкурса, будущим конкурсантам на этапе подготовки рекомендую:

  • рассматривать, оценивать и анализировать собственную предконкурсную деятельность по баллам и критериям оценки конкурсных заданий в позиции «Я объективный наблюдатель за собой»;
  • постоянно держать в голове требования профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и ФГОС общего образования при постановке целей, задач конкурсной деятельности и подборе психолого-педагогических приёмов, методов, методик, технологий, пр.;
  • усилить глубину и оригинальность содержания своей профессиональной деятельности в устной форме, а также глубину и аргументированность, грамотность раскрытия психологической проблемы и собственного мнения в письменной форме;
  • актуализировать профессиональный понятийный аппарат и целенаправленно тренировать научность содержания собственных ответов, убедительность и красочность речи;
  •   актуализировать знания о требованиях к структуре документа «Психологическое заключение» и целенаправленно тренироваться в его подготовке на основе анализа данных протоколов психодиагностического обследования;
  • тренировать умение анализировать и обобщать результаты своей деятельности по чёткому, структурированному алгоритму (фазы, этапы, процедуры, выводы);
  • наращивать собственную нестандартность мышления, эмоционально-поведенческую спонтанность и способность к импровизации.

Обновлённые условия республиканского конкурса «Педагог-психолог года Чувашии – 2019» потребовали высокого уровня профессиональной и творческой активности также и от его организаторов, мотивируя их к эффективному выполнению своих обязанностей и даже раскрытию скрытого потенциала, на мой взгляд. Мне хочется отметить слаженность и оперативность работы  организационного комитета конкурса, в состав которого вошли сотрудники БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, руководитель и члены Чувашского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», представители Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики. И, конечно, выражаю искреннюю благодарность коллегам – членам жюри за высокий профессионализм и компетентную оценку уровня подготовки конкурсантов.

Наша жизнь постоянно меняется,  а потому будут меняться и конкурсные задания.  Однако неизменным остаётся инициированность педагога-психолога, прошедшего конкурсные испытания; возможно, не единожды. Каковы её признаки? Это:

  • психологическая и физическая готовность к испытаниям;
  • духовно-психологическое взросление;
  • выход на новый уровень сознания и самосознания, их расширение и обогащение;
  • креативные поведенческие паттерны, связанные с неограниченным спектром профессиональных и социальных ролей, а также с созданием новых;
  • социальное признание и самопризнание: «Состоялся как психолог!»

Так, уважаемые конкурсанты и победители? С благодарностью и восхищением желаю вам новейших открытий и достижений, как в конкурсной, так и в повседневной профессиональной деятельности!

 

 Статья опубликована

Андреева Н.Н. Обновлённые испытания XV республиканского конкурса «Педагог-психолог года Чувашии – 2019» //Народная школа. – Чебоксары, 2019. – № 3 (162). – С.31-32.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить