Ступеньки доброты. Опыт использования педагогом-психологом сказки в формировании нравственных чувств у дошкольников
Краснова С.Г.
кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и практической психологии
БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии, г. Чебоксары, РФ
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Статья посвящена актуальной теме – формированию доброты у дошкольников. Действенным средством в решении этой задачи является использование сказок, позволяющих детям глубоко впитать модели межличностных взаимоотношений в социальном окружении.
Ключевые слова
Доброта, духовно-нравственное развитие, эмоциональная сфера, сказка.
***
Формирование доброты у детей связано с проявлениями эмоций радости, сопереживания к успеху и неудаче, заботы и внимания об окружающих. Бытует мнение, что для достижения успеха в любой деятельности не нужна доброта, но нужны напористость, а порой и агрессия. С другой стороны, многие считают, что доброта – это всепрощение, а иные считают, что угостил конфетой или подарил кому-либо что-либо, значит – добрый человек, что приводит к искажению представлений о добре и доброте.
Понятие «добро» – философско-эстетическое, означающее намеренное и искреннее стремление человека к осуществлению блага, полезного деяния по отношению к конкретному человеку или своему социальному окружению. В житейском смысле этот термин мы привыкли употреблять для оценки всего того, что вызывает у нашего окружения положительной оценки нашим действиям, которая ассоциируется со счастьем, радостью, ярко выраженными положительными эмоциями.
Доброта – это приобретенное качество человека, на основе существующих в цивилизованном обществе нравственных норм. Следовательно, о доброте мы можем говорить как о высочайшей нравственной ценности, как о вершине духа человека. Доброта приобретается человеком в процессе социализации и воспитания. Отсюда, современный ребенок должен прийти к доброте через духовно-нравственное воспитание, которое целенаправленно формирует у него чувство собственного достоинства, обогащая его эмоционально-чувственную сферу.
Духовно-нравственное и эмоциональное развитие всегда были в сфере внимания педагогов и психологов, поскольку являются основой психологического и социального благополучия ребёнка. Однако в последнее время эти вопросы приобрели особую остроту в связи с повышением агрессивности в обществе, снижении чувствительности, сопереживания к другим людям. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Как правило, вопросы духовно-нравственного развития решаются педагогами непосредственно в ходе образовательного процесса, поэтому эмоциональное развитие детей, сегодня рассматривается как сфера деятельности педагогов-психологов, хотя такое деление совершенно условное.
Уровни духовно-нравственного и эмоционального развития дошкольников являются показателями компонентов целостного социального развития детей. Эмоции насыщают духовно-нравственную сферу личности ребенка, определяют ее направленность на оценку происходящих событий и явлений действительности. Поэтому мы говорим, что детство имеет большое значение в становлении базовых, положительно направленных свойств личности именно с позиции проявления эмоций, точнее, их модальности. Чем выраженнее и чаще повторяются эмоциональные состояния заботы, сочувствия, внимательности, сострадания у детей, тем больше вероятность их закрепления в структуре личности и перерастания в устойчивые качества личности – доброту. В становлении таких базовых свойств личности действенным средством являются сказки. В них скрыт огромный психолого-педагогический потенциал возможностей духовно-нравственного и эмоционального развития личности детей. Сказки как средства психолого-педагогического воздействия на детское сознание позволят без искусственности и наигранности сформировать у детей, в процессе воспитательных мероприятий, столь необходимые стороны доброты личности.
В качестве примера мы хотим представить конспект воспитательного мероприятия в подготовительной к школе группе на тему «Ступеньки доброты» проведенного по сказке Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево». Автором является Долгова Светлана Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 45 «Журавлики» г. Новочебоксарск.
Это занятие нацелено на духовно-нравственное развитие дошкольников через насыщение эмоционального опыта детей средствами моделирования художественного произведения. Занятие способствует формированию эмпатических способностей, а именно различению оттенков эмоциональных состояний, активизации личностно-осознанных суждений о нравственных поступках героев; стремления к конструктивному межличностному взаимодействию и, в итоге – на развитие у детей понятий добра и доброты.
До проведения занятия автор рекомендует ознакомить детей со сказкой американского писателя Шела Сильверстайна «Щедрое дерево» и затем провести беседу по содержанию произведения. Ресурсное обеспечение: предполагает салфетки по числу детей, макеты дерева, пять кругов различных цветов: красного, бордового, фиолетового, коричневого и черного, магнитная доска, набор магнитов, цветные полоски разной длины и ширины (ступеньки), яблоки по числу детей, горшочки, семена яблок, музыка П. Чайковского «Щелкунчик». В ходе занятия могут быть применены следующие методические приемы: ритуалы вхождения и выхода из сказки, игровые упражнения, моделирование ситуаций, вопросы, мотивирующие размышления, ритмопластические упражнения, коллективное задание (с распределением действий), рефлексия, ритуал завершения.
В начале занятия, поприветствовав детей педагог-психолог, предлагает выполнить «Я люблю … . И это здорово!». Она настрой на конструктивное принятие каждого участника группы. Все участники игры встают в круг, и каждый по очереди сообщает, о том, что он любит. Все остальные участники хлопают в ладоши и, поддерживая его, хором говорят: «И это здорово!» Последним в игре участвует взрослый, сообщая, что он любит сказки. Далее предлагается игра «Любите ли вы сказки?» с вопросом «Что в них такого интересного?» (дети отвечают по желанию). Педагог-психолог отмечает, что любит сказки, потому что в них много мудрости и волшебных сил: радости, счастья, ума, смелости, добра, веселья, которыми можно поделиться. Затем следует ритуал вхождения в сказку. Для этого детям необходимо овладеть волшебной силы. В разных сказках есть волшебные предметы, которые помогают главным героям. И для обретения волшебной силы помогут яблоки. Дети выбирают яблоко, которое больше всего нравится, и выбирают место на импровизированной поляне.
Педагог-психолог объясняет, что сказка «Щедрое дерево», в которую они попали, состоит из нескольких частей, из разных встреч Мальчика с Яблоней. Попробуем представить каждую часть и разыграть ее. На столе лежат части яблони и модели (круги) разных цветов, с помощью будет изображаться отношение Мальчика к Яблоне, а из полосок разных цветов совместно выкладываются ступеньки Доброты на протяжении всей сказки. В ходе выкладывания Яблони педагог-психолог задает уточняющий вопрос о содержании первой части сказки, чувства героев сказки, какой цвет подошел бы для обозначения эмоций (чувств). Например, дети могут выложить красный круг (части Яблони красного цвета), а педагог-психолог выкладывает первые ступеньки на магнитной доске, на обеих лестницах в красный цвет. В ходе выполнения задания уточняется что, красный цвет теплый, добрый, характеризуется активностью, победоносностью и объясняется, что Мальчик в этой части очень любит Яблоню, но напоминает, что в следующую встречу мальчик обижает Яблоню, забирает у нее все яблоки(дети убирают яблоки с яблони).
Психолог предлагает выбрать цвет, который может показать первое проявление черствости Мальчика.Дети выбирали бордовый цвет, объясняя, что мальчик еще не такой жестокий, он еще любит свою Яблоню. На вопрос: «Изменилось ли отношение Яблони к Мальчику» ответ детей был красный. Дети выкладывают бордовый круг в модели эмоций (чувств мальчика), педагог-психолог добавляет ступеньки на лестницах, напоминая сказку: «После этого Мальчик долго не появлялся. Яблоня тосковала, грустила, ждала его. Но однажды …Может быть, кто-то хочет продолжить сказку? Дети продолжили сказку: «Мальчик захотел построить себе теплый дом и яблоня, проявляя щедрость души, разрешает спилить ветки и построить дом. Педагог-психолог предлагает изобразить это на нашей яблоне(дети убирают ветки с Яблони) и выбрать круг того цвета, чтобы показать угасание любви Мальчика к Яблоне? Резюме детей и взрослого:Фиолетовый - цвет, который темнее бордового. Мальчик больше не любит Яблоню, только требует от нее, а взамен ничего не дает (дети выкладывают фиолетовый круг, соответствующие ступеньки появляются на доске). Для обозначения чувств яблони дети выбирают снова красный. Далее приводится продолжение сказки «Прошло много времени… Чего же не хватало мальчику для полного счастья? Дети вспомнили о лодке для того, чтобы уплыть далеко и быть счастливым. И на этот раз Яблоня щедро дарит ему свой ствол (дети убирают ствол Яблони).
Цвет для обозначения эмоций (чувств)Мальчика выбирается коричневый (речь идет о черствости), потому что мальчик отобрал у Яблони все, что у нее было (дети выкладывают круг коричневого цвета, соответствующие ступеньки появляются на доске). Для Яблони дети снова выбрали красный цвет и прокомментировали, что она была счастлива помощью своему другу.
Педагог-психолог обратила внимание на то, что остался один, черный круг и обратилась с вопросом: «Что нам расскажет он о мальчике». На что дети ответили: «О том, что у мальчика в душе пустота, у него не осталось ни капли доброты и любви к Яблоне. Но снова на предложение выбора полоски для обозначения чувств Мальчика к Яблоне, назвали красный цвет(дети выкладывают черный круг, соответствующие ступеньки появляются на доске).
Педагог-психолог обратилась к детям: «А как вы думаете, сохранила ли Яблоня свою любовь к Мальчику на протяжении всей сказки?». Дети ответили, что она была так счастлива, и даже тогда, когда Мальчик, уже старый, сел на ее пенек отдыхать.
Дети обращают внимание на получившиеся лесенки и делятся своими эмоциями (чувствами). Резюмируя, педагог-психолог отметила, что яблоня не потеряла свою доброту и любовь к мальчику на протяжении всей сказки. Ее огромная любовь и безграничная доброта делала ее счастливой, а Мальчик опускался все ниже и ниже по лестнице доброты, и, несмотря на то, что он получал много любви и доброты, его душа черствела, и он не мог чувствовать себя счастливым, потому что сам не дарил любовь и доброту. Недаром говорят, что по-настоящему нам принадлежит то, что мы даем другим людям. Нельзя стать счастливым только получая Добро и Любовь. Что же может сделать всех счастливыми? (предположения детей). Счастливым сможет стать и тот, кто сумеет поделиться своей силой любви, доброты с теми, кто рядом.
Далее дети выражают всю доброту и щедрость по отношению к Яблоне в мимике и пластике (звучит музыка П. Чайковского «Щелкунчик», дети изображают). Затем следует ритуал выхода из сказки. Несмотря на то, что сказка «Щедрое дерево» закончилась грустно детям предлагается бумажный пакетик с обычными семенами для того, чтобы посеять семена яблони. Если семечки, а потом и появившейся расточек, будут окутаны теплом, любовью, внимательным уходом, то непременно вырастет яблонька, которая подарит вам много радости (дети сажают в горшочек семена яблока).Затем детей просят задуматься и решитьчему же научила каждого из нас эта мудрая сказка?
Занятие завершается благодарностью педагога-психолога за совместное путешествие в сказку за доброту и отзывчивость детей. В конце дети встают и ладошки прикладывают к доброму любящему сердцу для того, чтобы они впитают в себя все, чем хочется поделиться: радостью, добром, любовью, теплом и нежностью.
Работая психологом, говорит Светлана Геннадьевна, я научилась многому и продолжаю учиться, по сей день, ставлю перед собой новые профессиональные задачи. Стремлюсь совершенствовать свои профессиональные знания, изучать новые технологии, и расширять свой арсенал профессиональных возможностей, придумывать и создавать пособия и материалы, находить ответы на волнующие вопросы, и снова задавать себе новые. И самое главное, стремлюсь быть рядом с детьми, помогаю родителям и педагогам раскрыть их безграничные возможности, развить их способности и таланты, а в случае необходимости, и справиться, с появляющимися трудностями.
Когда речь идет о развитии духовно-нравственной сферы детей, важно чтобы передаваемая информация резонировала с внутренней составляющей педагога-психолога и не было противоречия с моделями его поведением. Важно создавать ту атмосферу, которая созвучна и соответствует содержанию проводимой работы. Это значит, необходим постоянный собственный духовный рост педагога-психолога.
«В работе для меня приоритетны задачи эмоционального и духовно-нравственного развития, гармоничной социализации к окружающему миру», – продолжает Светлана Геннадьевна. Но я понимаю, что именно в семье ребенок получает такой первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Семья, являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. А значит, в ситуациях, когда родители воспитанников сталкиваются с трудностями в воспитании своего малыша, моей актуальной. Работая с различными детьми, я все чаще убеждаюсь, что большинство детских проблем корнями уходят в детско-родительские отношения. Реалии современной жизни таковы, что многие родители, стараясь улучшить финансовое положение семьи, забывают о необходимости постоянной эмоциональной близости с ребенком и заботе о его духовно-нравственном развитии. И как следствие, не имея эмоциональной поддержки самых значимы взрослых, малыши чувствуют себя беззащитными перед «большим миром», испытывают трудности в понимании и принятии этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили, и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи. Отсюда недоверие к окружающему миру. Повторяются именно те модели поведения, которые они видят у отца и матери, не всегда пригодные для подражания детьми. Следовательно, моя работа призвана отчасти восполнить пробелы семейного воспитания.
Мои профессиональные качества оказали огромное влияние на формирование моих личностных способностей, состояние души, моя уникальная возможность ощутить профессиональное счастье, от того, «что я делаю, то, что я люблю, и люблю, то, что я делаю». интереснейшие, яркие профессиональные открытия, самые настоящие «фейерверки волшебства», являются результатом работы с детьми. Без доброты, любви к детям невозможно в них сформировать это чувство. Настоящая доброта проявляется в гармонии мыслей, эмоций, поступков, в противостоянии злу, прощении, помощи другому. Формирование такой личности происходит в дошкольном возрасте. Емко по этому поводу написал В.А. Сухомлинский: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство...»
Литература
- Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб.: ООО «Речь», 2000.
- Краснова, С. Г. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / С. Г. Краснова – Чебоксары: «Новое время», 2008.
- Сильверстайн Ш. Щедрое дерево / Пер. с англ. М. Дубровской // Мы разные – но мы дружим! М.: Рудомино, 2003.