ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Краснова Светлана Гурьевна,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии

постдипломного образования

БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский  институт образования» Минобразования Чувашии

Орлова Светлана Фридриховна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга», г. Шумерля

 

Реализация ФГОС НОО предполагает активное участие  педагога-психолога в образовательном процессе. В этом процессе создание социально-психологических условий, обеспечивающих психическое и социальное здоровье детей, рассматривается в качестве приоритетной задачи педагога-психолога. Особенно это касается детей с ОВЗ, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, имеют психологические особенности, отличающие их от детей из полноценных семей. Попадающие в эти учреждения дети, как правило, имеют отклонения в физическом и психическом развитии, у них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к правонарушениям и употреблению наркотиков. К тому же у них не выработаны социальные навыки, они нервозны, добиваются внимания и в то же время его отторгают, переходя на агрессивность. Они не умеют быть внимательными к окружающим. Все это является результатом недостающей родительской любви, отсутствия положительных эмоций. У них часто выявляются хронические заболевания, по причине ограниченного круга общения формируется неадекватное поведение, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и замечаний. Уже в доме ребенка такие дети недоверчивы и вялы, не привязываются к взрослым. Они замкнуты и печальны, нелюбознательны, у них плохо развита речь и им сложно самостоятельно планировать и контролировать свои действия.

В связи с этим важнейшей задачей является выявление психических состояний детей, что отчасти позволит создать базу для научно-обоснованного подхода к разработке комплекса воспитательно-педагогических, психопрофилактических, и психокоррекционных мероприятий, направленных на преодоление деформирующего влияния сиротского образа жизни.

В психологической литературе наибольшее внимание психическим состояниям уделено в работах Н.Д. Левитова, В.А. Ганзен, Л.В. Куликова, А.О. Прохорова. Теоретические подходы к изучению психических состояний детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, отражены в исследованиях В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, И.И. Мамайчук, О.Г. Климиной.

Особенности формирования некоторых свойств личности под влиянием социально-психологических факторов изучались А.М. Прихожан (2000), С.Н. Ениколоповым (2002), В.Н. Астаповым (2004), Е.Н. Голенищевой (2005). Согласно исследованиям [3], [5], роль психических состояний в процессе становления личности связана с формированием личностных свойств: она заключается в способности психических состояний при многократном повторении перерастать в черты личности.

Анализ механизма актуализации психических состояний показал, что существенным фактором  психического состояния детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, является оптимизация межличностных отношений детей в  образовательном процессе [1], [2], [4]. В связи с этим, мы предполагаем, что в младшем школьном возрасте необходимо создание психолого-педагогических условий для формирования положительных межличностных отношений в образовательном процессе как фактора оптимизации психических состояний.

Ведущим условием установления педагогом взаимоотношений с детьми является создание атмосферы, в которой у детей поддерживается вера в себя, вырабатывается инициативность, самостоятельность, активность, ответственность. С этой целью педагогу необходимо  овладеть особой психологической компетентностью, умело использовать педагогический интрументарий.

Нами были изучены типичные психические состояния детей-сирот, детей с ОВЗ и оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях Чувашии. В исследовании участвовали воспитанники младшего школьного возраста (учащиеся 1-4 классов) в количестве 148 человек. Для экспериментального исследования психических состояний детей нами были использованы: опросник психических состояний (авт. А.О. Прохоров), методика «Кактус» (авт. М.А. Панфилова),  цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (авт. А.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг), методика диагностики уровня школьной тревожности (авт. Филиппс).

В результате исследования были получены следующие результаты. Типичными состояниями  младших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, являются радость, веселость (100%), тревога (83%), апатия (68,1%), скука, печаль (66,4%), страх (58,1%), огорчение (43,7%).  Радость и веселье рассматриваются как подкрепляющие для детей на всех возрастных этапах развития состояния. Уменьшение или увеличение количества актуализации таких состояний зависит от конкретной ситуации.

Высокий процентный результат состояния тревоги связан с тем, что начальный этап школьного обучения несет большое количество изменений во всех аспектах жизни ребенка. Повышение тревожности в младшем школьном возрасте, с одной стороны, считается нормальной реакцией, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако высокий уровень тревожности, характерный для воспитанников интернатного учреждения, приводит к постоянному беспокойству, утомляет ребенка, мешает эффективному обучению, установлению отношений с другими людьми. В связи с этим важнейшей задачей педагога-психолога является коррекция тревожности у детей.

Отметим, что у 83% воспитанников младшего школьного возраста выявлен высокий уровень тревожности. Об этом свидетельствует  использование в рисовании темного цвета, штриховки (по методике «Кактус»). 74,7 % воспитанников испытывают чувство одиночества, у них выявлена заниженная самооценка, неуверенность в своем будущем. Лишь 33,2% детей  нарисовали кактус в окружении других комнатных растений и использовали в рисунке яркие цвета, свидетельствующие о благоприятном психическом состоянии.

Изучение уровня школьной тревожности показало, что страх ситуации проверки знаний характерен 64% воспитанников. У 43% детей актуализируются страхи в отношениях с учителями. Переживание социального стресса выявлено у 56% испытуемых, у 48% – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и у 46% – страх самовыражения.

Далее в таблице приведены процентные результаты психических состояний в соотношении с цветовыми стимулами.

Таблица. Сравнительные показатели процентов встречаемости психических состояний детей младшего школьного возраста (по цвето-рисуночному тесту диагностики психических состояний младших школьников, разработанному А.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг)

 

Цвет

      Состояние

       %

1.

красный

   радость, активность

      100

2.

желтый

    легкость, искренность

      100

3

зеленый

     внимание, сосредоточение

      96,6

4.

синий

      азарт

      66,5

5

голубой

      бодрость

      41,6

6.

оранжевый

      дружелюбие,

         -

7.

розовый

    мечтание, фантазирование

         -

8.

коричневый

       сочувствие, сострадание

      16,6

9.

черный

       усталость

      16,6

          

Полученные результаты свидетельствуют о том, что дружелюбие, сочувствие, сострадание не характерны детям, воспитывающимся в интернатных учреждениях. Для их оптимизации коррекционная работа должна быть нацелена на изменение уровня коммуникативной и социальной компетенции, их межличностных отношений в социальном окружении.

Результаты проведенного исследования выводят на необходимость создания условий для расширения сферы социальных контактов, обогащения социальной среды воспитанников детских домов, обогащения их позитивными стимулами. Разнообразные контакты воспитанников детских домов помогают оценить себя как личность, обогащают их социальный опыт, улучшая психическое состояние и формируя  терпимость к поведению других людей.

На основе более тщательного изучения психических состояний детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, могут быть определены направления диагностической, психотерапевтической работы, воспитательного и психокоррекционного воздействия, разработки и внедрения развивающих и обучающих программ по оптимизации их психических состояний.

 

        Литература:

1. Дубровина, И.В. Психическое  развитие  воспитанников детского дома  /  И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. –  М.: Просвещение, 1990. – 136 с.

2. Климина,  О.Г.  Школьные  трудности  воспитанников  детских  домов // Начальная школа. – 2004. – № 2.   

3. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека /  Н.Д. Левитов – М., 1995. –  342 с.

4. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 456 с.

5. Прохоров, А.О., Генинг, Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии – 1998. –  № 4. –  С.42-53.

6. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.