Реализация основных концептов психолого-педагогического проекта «Мать и дитя» с охватом семей, чьи дети не посещают дошкольную образовательную организацию

 

Е.Н. Визгина,

МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна» г.Новочебоксарск

 

Аннотация. В статье представлены аспекты создания группы по работе с семьями, чьи дети не посещают дошкольную образовательную организацию. Группа создана на базе консультационного пункта при дошкольной образовательной организации. Описаны основополагающие составляющие деятельности педагога-психолога, а также обозначены цель, задачи, направления и методы функционирования группы, значимость и устойчивость проекта. Отмечены первые результаты работы по внедрению новой формы психолого-педагогического сопровождения семей на базе дошкольного учреждения.

Ключевые слова: семья, чьи дети не посещают дошкольную образовательную организацию; консультационный пункт; дошкольная образовательная организация; развитие ребенка; поддержка семьи.

Результаты анализа методических рекомендаций Министерства образования и науки России по организации и функционированию в субъектах Российской Федерации консультационного центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций, различных форм и родительской общественности показали, что объемы помощи о ходе реализации подобных форм поддержки семьи при своём разнообразии не велики, информация о них недостаточно систематизирована и частично противоречива [5].

Несмотря на положительную динамику развития дошкольного образования, по-прежнему, остро стоит проблема дефицита мест для детей раннего возраста. Количество детей до 3-х лет, не охваченных дошкольным образованием, превышает 20 тыс. человек [1].

В муниципальном образовании Чувашской Республики – г.Новочебоксарск – на фоне вышеобозначенной проблематики с 2014 года создана и реализуется на базе МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна» модель консультационного пункта с учетом специфики микрорайона и муниципалитета. В 2016 году она получила поддержу Министерства образования Российской Федерации за счёт средств гранта.

В рамках данной модели педагогом-психологом реализуется проект «Мать и дитя».

Целевой аудиторией проекта выступают:

- дети в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, не посещающие дошкольное учреждение, в том числе дети-инвалиды (семьи, в которых воспитываются неорганизованные дети).

- родители (законные представители) детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, не посещающие дошкольное учреждение, в том числе детей-инвалидов.

Нацелен проект на оказание психологической и педагогической поддержки родителям и детям, не охваченным дошкольным образованием, на укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, расширению индивидуального двигательного опыта ребенка, педагогическому просвещению родителей, гармонизации детско - родительских отношений.

Он является своего рода ответом на запрос родителей – предоставить возможность детям, не посещающим дошкольные учреждения, получить своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми, взрослыми и начальное ранее комплексное развитие.

Задачи проекта «Мать и дитя»:

- Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье;

- Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка и дальнейшую адаптацию (социальную, психологическую);

- Обеспечить условия для познавательно-речевого, социального, художественно-эстетического и физического развития детей;

- Создать модель взаимодействия детского сада и семьи, способствующей повышению психолого-педагогической компетентности родителей, благоприятной адаптации ребенка в дошкольном учреждении.

- Просветить - психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Уникальность представленного проекта состоит в том, что создаются благоприятные условия для адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, помощь оказывается квалифицированным специалистом в области детской и семейной психологии, развиваются новые формы взаимодействия семьи и детского сада, происходит личностное развитие детей младенческого и раннего возраста, родители получают просвещение и консультации, чтобы разрешать интересующие их вопросы и трудности по принципу «здесь и сейчас». Формируются группы, клубы по интересам, проводятся занятия согласно графика и плана мероприятий в условиях специально отведенных помещений, сенсорной комнаты, физкультурного и музыкального залов дошкольной организации.

Уже сейчас режим диалоговое окна дает свои результаты в успешности развития детей, функционирования диады «мать и дитя», семьи в целом. Режимы взаимодействия педагога-психолога с семьями носят консультационный, развивающий характер, созданы необходимые условия функционирования проекта в рамках работы консультационного пункта.

Занятия в рамках проекта носят комплексный характер и строятся на основе постоянной структуры. Приходя в группу, детям предоставляется небольшое время для свободной игровой деятельности.  Затем следует традиционный ритуал­ приветствие в кругу. Приветствуют каждого участника группы. Далее педагог-психолог переходит к развивающей части занятия согласно тематического плана на учебный год. Занятия включают упражнения на ­сенсорное развитие, формирование представления об окружающем, обязательно выполняется творческое (продуктивное задание). Педагог-психолог ведет занятия, а все упражнения выполняют родители­ вместе с детьми. Если ребенок покинул занятие, ему дается такая возможность, а мама при ­этом продолжает выполнять задание, просто поглядывает на малыша, контролируя его безопасность. ­Поскольку пребывание ­в группе достаточно длительное, и много увлекательных моментов (игровых, музыкальных, двигательных)­, то даже очень гиперактивные дети снова возвращаются к занятию­ и включаются в деятельность. 

Отдельно следует отметить работу педагога-психолога в условиях сенсорной комнаты. По результатам работы с детьми можно судить, что интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследовательские действия, способствует развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Родители учатся видеть и слышать своё чадо, организовывать для него среду, умело пользоваться игрой как ведущим видом деятельности под началом профессионала, с уклоном на психологические моменты развития.

Дети учатся общаться, поддерживать инициативу, умело обращаться в игровой среде, эмоционально откликаться. Существующие трудности развития решаются сообща, сама группа способна не только сглаживать возникающие ситуации и благоприятствует сплочению коллектива, отклику между детьми и мамами.

Уникальность проекта заключается также в том, что в процессе взаимодействия, родители получают мини-консультации и консультации, позволяющие разрешать трудности. Вопросы, которые задают родители носят смежный характер и затрагивают все сферы развития ребёнка, начиная от медицинских, заканчивая психологическими и юридическими. Это и вопросы детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, особенностей развития, восприятия ребёнком мира и самого себя, вопросы адаптации к средовым и социальным условиям и нормам, вопросы формирования умений и навыков у молодых мам и мам, воспитывающих первенцев, вопросы организационного и правового порядка при поступлении в детский сад и переводе между детскими садами. Остро интересуют вопросы воспитания и развития детей, умениям открывать для них мир и особенности взаимодействия внутри семьи и социуме.

Система наблюдения и анкетирования в рамках проекта позволяет отслеживать ситуацию развития и функционирования семьи, в частности выявлять индивидуальный запрос. При необходимости раздаются тематические памятки, буклеты, информационные листы.

Значимость осуществляемой деятельности педагога-психолога в рамках реализации проекта на базе консультационного пункта:

- Обеспечение доступности дошкольного образования

Дошкольное образование в частности психологическое сопровождение семьи станет доступным всем слоям населения вне зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, материального положения семей.

- Единства и преемственности семейного и общественного воспитания

Предполагает установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга

- Повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов

Предполагает формирование у родителей необходимых психологических, педагогических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребёнком, поддержание важнейших социальных функций семьи: воспитательную, досуговую, коммуникативную; содействие в формировании доброжелательных отношений в детском коллективе и семье.

Устойчивость результатов проекта определяется:

  • целенаправленной, взаимосвязанной работой всех участников психолого-педагогического процесса;

  • закреплением современных педагогических технологий и методик в практике работы с семьей;

  • положительной оценкой родительской общественностью результатов проекта;

  • обмен опытом между образовательными организациями;

  • повышением квалификации специалистов, их готовности работать с семьями, имеющими разнообразные трудности в плане функционирования, в части ограничений в состоянии здоровья и особенностей развития ребенка.

 

Список использованной литературы:

1. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года от 31.08.2016 № 1839-р // Режим доступа: http://government.ru/media/files

2. Демина Е.С., Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Разенкова Ю.А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов / Ю. А. Разенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 2. - с. 35-44

4. Стеркина, Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С 11-16.

5. Стеркина, Р. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования / Р. Стеркина, О. Князева, М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 2013. — №9. - С 14-20.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить