ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ЧЬИ ДЕТИ НЕ ПОСЕЩАЮТ ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА (РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МАТЬ И ДИТЯ»)

 

Е.Н. Визгина,

МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна» г.Новочебоксарск

Аннотация: В статье представлены аспекты реализации проекта «Мать и дитя» по психолого-педагогическому сопровождению семей, чьи дети не посещают дошкольную организацию, на базе консультационного пункта. Обозначены цель, задачи, направления и методы оказания профессиональной поддержки семьям. Отмечены первые результаты работы по сопровождению семей.

Ключевые слова: консультационный пункт, семья, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), сопровождение.

 

Разработки по функционированию консультационных центров при дошкольных организациях, чьими клиентами являются семьи с детьми, не посещающими детский сад, в том числе с детьми с ОВЗ – зачастую разрознены. Объемы имеющейся информации велики, разнообразны, но не систематизированы и частично противоречивы. Анализ практического опыта образовательных организаций по созданию и функционированию консультационных пунктов (центров) это подтверждает [1]. 

Между тем современные научные представления об уникальности первых лет жизни ребенка, зависимости его развития от социальных условий и окружающей среды выводят педагогику раннего детства на новый уровень [3;11]. Следовательно, работа по психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми раннего и дошкольного возраста имеет глубинную ценность. 

На фоне вышеобозначенных проблем в городе Новочебоксарск с 2014 года начал функционировать консультационный пункт «Семье и детям» на базе МБДОУ «Детский сад №1» г.Новочебоксарск с учётом потребностей-запросов населения, их социальных характеристик и портретов. Педагогом-психологом Визгиной Е.Н. в рамках работы консультационного пункта стал реализовываться проект «Мать и дитя» с опорой на методическую разработку Ларечиной Е.В. и сопровождением семей, чьи дети не посещают дошкольную организацию. 

Актуальность данного проекта заключается в том, что он является ответом на запрос родителей – предоставить возможность детям, не посещающим дошкольные учреждения, получить своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми, взрослыми и начальное ранее комплексное развитие. Особенно аспект социализации и адаптации важен для семей с детьми, имеющими ограничения в состоянии здоровья. Предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, по организации и проведения занятий, которые включает в себя работа вместе с мамой для детей раннего дошкольного возраста, работа с песком, сказкотерапия. 

Основная идея работы – в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога (диагностика, консультирование, работа с семьёй индивидуально и в группах, проведение занятий с применением арт-терапевтических технологий, символдрамы, песочной терапии). Проект включает реализацию нескольких авторских методик - Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева (сказкотерапия), Е.В. Ларечиной, А.С.Роньжина; Н.Е. Вераксы (программа «От рождения до школы»); Е.А. Стребелева (методика работы с детьми в нарушениями интеллекта); Большебратская Э.Э. (методика по песочной терапии); Е.В.Свистунова, Е.В.Горбунова (арт-терапия в работе с детьми) [2;40]. 

Цель проекта: обеспечение доступности образования, поддержка и оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов. Задачи проекта: оказание всесторонней помощи родителям, оказание содействия в социализации, в обеспечении условий для развития детей, не посещающих детский сад; - своевременное диагностирование проблем в развитии у детей раннего возраста. 

На протяжении 2014-2017 гг. родители получали помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, консультации, диагностику и коррекционную помощь. Совместные занятия с педагогом-психологом позволяли успешности социализации ребёнка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми. 

Надежными показателями сформированности адаптивных механизмов стали хорошее настроение ребенка, проявляемые им чувства бодрости, радости, уверенности. Родители научились замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, умению уважать желания и потребности малыша. Все результаты удалось фиксировать путём анкетирования, наблюдения, сбора отзывов (анонимного характера), диагностики развития. Уже сейчас в совместную игру включаются ребятами, имеющие особенности развития (синдром Дауна), в перспективе планируется создавать смешанные группы, с включением детей с особенностями развития. Подбирать для них индивидуальный маршрут и помогать в социализации. Родители детей с нормой и особенностями развития учатся взаимному принятию и сотрудничеству. Помогает этому психологическая атмосфера, технологии применяемые педагогом-психологом с ориентиром на сплочение, коммуникацию (совместная деятельность, позаботься о ближнем и т.д.). 

Результатом реализации проекта выступают продукты, основными из которых является дополнение модели консультационного центра в дошкольной образовательной организации, реализация мероприятий психолого-педагогического сопровождения «Мать и дитя», обладающие следующими достоинствами: - учет специфики микрорайона, муниципалитета; - реализация на базе любой образовательной организации края, страны; - возможность для ребенка получить необходимую помощь как опосредованно, через родителей, так и непосредственно самому; -возможность для родителя решить имеющиеся проблемы в семье, устранить препятствия на пути воспитания и развития своего ребенка. 

 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года от 31.08.2016 № 1839-р // Режим доступа: http://government.ru/media/files 

2. Разенкова Ю.А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов / Ю. А. Разенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 2. – С.35-44 

3. Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. – С.11-16.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить