Психологическая профилактика и коррекция компьютерной зависимости в подростковом и юношеском возрасте
Краснова С. Г., кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и практической психологии
БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
Понятие «компьютерная зависимость» предполагает чрезмерную привязанность человека к избыточному времяпрепровождению за компьютером. По медицинским показателям компьютерная зависимость не рассматривается как психическое расстройство, но возможности выработки чрезмерной привязанности к компьютеру не вызывают сомнения. Самым чувствительным возрастом для формирования компьютерной зависимости являются подростковый и юношеский. В этих возрастах формируется понятие о добре и зле, милосердии и жестокости, заботы и равнодушии, дружбе и предательстве, любви и ненависти и они могут быть выработаны искаженно. В этом возрасте имеется ряд противоречивых особенностей - это потребность в совете и одновременно нежелание обратиться к взрослому, противоречие между желаниями и нехваткой жизненного опыта для их осуществления. Стремление активно изменять себя вступает в противоречие с привычками и желаниями и в результате формируется неорганизованность, недисциплинированность, неуравновешанность, неудовлетворенность. С этих позиций профилактика и коррекция компьютерной зависимости приобретает особую остроту.
Для профилактики и коррекции компьютерной зависимости необходимо рассмотреть психологическую сущность этого явления: разновидности зависимости, причины ее возникновения, симптомы проявления и возможные пути решения.
В числе типов компьтерной зависимости выделяется: киберсекс (любовь к порносайтам), виртуальные знакомства, игры на деньги, ролевые онлайн-игры и интернет-сёрфинг (бездумное перелистывание страниц интернета). Преимущественно просиживанию часами за компьютером подвержены подростки, молодежь и в основном представители мужского пола и особенно компьютерным играм. Это обусловлено ее динамичностью, непрерывностью. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в существующем только для него сложном и динамичном процессе и именно это затягивает в игру, несмотря на необходимость выполнения обязательств в социуме. Пройти игру для молодого человека становиться смыслом жизни. В сети игрок создает своего персонажа, т.е. себя, выдавая себя придуманного за себя реального, действующего по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности своего пространства, безнаказанности и большого количества участников подталкивает играющего принимать решения, которые не имеют отношения к реальной жизни. В ходе компьютерных игр молодые люди получают эмоции, которые не могут испытать в реальной жизни. Виртуальные герои созданы для доставления удовольствия играющему. Компьютерная игра удовлетворяет невыполнимые желания. В ней подросток всегда сильный, успешный, может получить власть над миром, не прикладывая усилий и даже если проиграл, он может переиграть или просто выключить компьютер. Это особенно важно для подростков, болезненно переживающих за свои неудачи и неуспешность. Наибольшую опасность составляют так называемые «стрелялки», поскольку оказывают негативное влияние на психику молодых людей и способны спровоцировать неконтролируемую агрессию, жестокость.
Одними из важнейших причин формирования компьютерной зависимости являются свойства характера человека. Зависимый от компьютера молодой человек чувствителен и раним, обидчив, может иметь высокую тревожность, низкую самооценку, стрессоустойчивость, чаще всего не умеет строить отношения со сверстниками и противоположным полом и самоутверждается в компьютерной игре. Важнейшей причиной формирования компьютерной зависимости являются также особенности воспитания и взаимоотношений в семье. Это может быть излишняя забота или завышенные требования к детям и, вытекающий отсюда, «комплекс неудачника». Следует отметить, что компьютерная зависимость может возникать и как следствие психических отклонений и заболеваний: депрессии или шизофрении. В таких случаях необходима помощь психиатра или психотерапевта.
При выработке стойкой зависимости большинство их уже не в состоянии справиться. Поскольку в реальной жизни возникают трудности, проблемы и они не решаются с помощью нажатия кнопок клавиатуры, появляется раздражительность, агрессивность, быстрая утомляемость, пропадает желание общения с окружающими. Такие подростки часто играют подолгу без свидетелей. Для игроков компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то отрезка их тяга не замещается, то у них появляется психофизиологическое состояние, схожее с ломкой. Зачастую последствием компьютерной зависимости становится замедление общего развития, снижение социального интеллекта, оскудение жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов. При особо выраженной компьютерной зависимости молодой человек может быть полностью социально дезадаптированным.
Взрослым необходимо понимать, что компьютерная зависимость – это настоящая аддикция, которая имеет свои симптомы и этапы формирования.
Физические симптомы компьютерной зависимости связаны со значительным снижением остроты зрения, возникновеним синдрома «сухого глаза», расстройством режима питания, пищеварительной системы, снижением аппетита, опорно-двигательного аппарата, деформацией позвоночника, сколиозом, карпальным синдромом, (туннельное поражение стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц), головными болями, болями в спине. Кроме того, компьютерная зависимость замедляет обмен веществ, утомляет мозг, истощает нервную систему.
Как и с другим любым видом зависимости, самое главное - осознать проблему и начать её решать. Вернуть зависимого снова в реальную жизнь иногда бывает сложно. При невозможности решения проблемы, рекомендуется обратиться к психотерапевту, который проанализирует проблему, исключит другие заболевания и найдёт правильный выход из ситуации.
Для психологической профилактики и коррекции важно знать этапы выработки компьютерной зависимости.
1. На первом этапе формирования зависимости в ходе игры возникает понимание, что существует вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко улучшить свое психическое состояние.
2. Затем устанавливается зависимый ритм, который выражается в определенной последовательности и частоте обращений к средствам зависимости.
3. На третьем этапе формируется зависимость как компонент личности. Но на этом этапе еще возможен контроль над своим пристрастием.
4. Этап полного доминирования зависимого поведения, которое полностью определяет стиль жизни. У игроков на этом этапе игра становится стилем жизни, главной ее целью.
5. На последнем этапе наблюдается угасание игровой активности. Здесь подросток или юноша держат дистанцию с компьютером, но, полностью оторваться от него не в силах. Этот этап может носить затяжной характер, однако, следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр.
Вычислить первые признаки компьютерной зависимости не сложно. Самостоятельно диагностировать наличие компьютерной зависимости можно с помощью всевозможных тестов, найдя их в литературе. Первым делом должно насторожить количество времени, которое человек проводит в сети. Пять часов в сутки - это уже тревожный симптом.
Взрослым необходимо знать о признаках интернет-зависимости. Это:
- потеря способности контролировать время, проводимое за компьютером;
- возникновение состояния отмены при прекращении посещения сети (бессонницы, раздражительности, ухудшение настроения, головные боли);
- постепенное, но стойкое увеличение количества времени, которое проводится за компьютером;
- потеря интереса к другим способам времяпрепровождения, которые раньше доставляли удовольствие;
- невозможность прекратить посещения сети интернет при том, что есть понимание того, что надо сокращать время.
Достаточно отметить у подростка или юноши хотя бы три из перечисленных пунктов для того, чтобы заподозрить проблему.
Как преодолеть самостоятельно, без обращения к специалисту, компьютерную зависимость? Этот вопрос, как правило, встает перед родителями зависимого подростка или юноши. Если же зависимый сам захотел преодолеть это пагубное пристрастие – то можно считать, что половина проблемы решена. Ведь на преодоление возражений и осознание проблемы уходит много времени и сил, а в данном случае все эти сложности уже позади.
Итак, что же делать? Преодоление компьютерной зависимости должно начинаться с преодоления внутреннего сопротивления. Если взрослые видят и понимают, что подросток чрезмерно увлекся компьютером, то, сам зависимый не в состоянии осознать проблему. В такой ситуации крики, угрозы, уговоры, просьбы не помогут. Необходимо постараться начать разговор с ним, основываясь на реальные факты в ситуации, и когда у него будет хорошее настроение. Рекомендуется отметить, сколько полезной информации вы сами почерпнули благодаря интернету, и лишь затем рассказать о негативном влиянии компьютера, симптомах компьютерной зависимости, как она развивается, насколько разнообразна. Если ваши попытки оказались безрезультатными, обратитесь к специалисту (психологу, психиатру, психотерапевту), или попросите того, чье мнение для него имеет значение. Важно, чтобы он чувствовал в вас союзника, а не врага. Если ваша цель достигнута, и человек с зависимостью от компьютера решил ее преодолеть, тогда необходимо сделать все, чтобы помочь ему. Необходимо поставить перед собой три задачи и направить максимум усилий для их достижения.
1. Проанализировать, какие психологические проблемы лежат в основе компьютерной зависимости, почему подросток или юноша предпочитает виртуальный мир реальному. Это могут быть проблемы в семье, с родителями, несчастливая любовь, неуверенность в себе, сложности в учебе. При выявлении проблемы, необходимо устранить его (поднять самооценку, постараться наладить обстановку в семье, ликвидировать проблемы в учебе и т. д.).
2. Научить контролировать время работы за компьютером. В этом могут помочь таймер, специальные программы, регулирующие время, прогулки с друзьями, хобби. На определенное время следует отказаться от использования компьютера и интернета и если не получится, при слишком сильной зависимости, необходимо постепенно уменьшать время, проводимое за компьютером.
3. Свободное время постарайтесь заполнить чем-то интересным и полезным. Это могут быть походы, курсы вождения, концерты, выходы на природу, тренажерный зал: вариантов может быть множество. Вспомните, чем этот молодой человек увлекался прежде, или предложите что-то новое, увлекательное с целью переключения на другой вид деятельности, что поможет справиться проблемой. При этом необходимо, чтобы он чувствовал поддержку близких.
Если вышеназванное не дало эффекта, то возможно применение методов психотерапии и психофармакотерапия. Если первое подразумевает лечение без медикаментов, то второе предполагает прием психотропных средств (антидепрессанты и противотревожные препараты).
Взрослым необходимо знать, что работа с навязчивыми состояниями заключается не в борьбе с ними, но в решении проблем формирования новых социальных связей, интересов. Как было отмечено, важна работа с причинами возникновения этих проблем. Если выяснилось, что молодому человеку не хватает общения, следует помочь в этом в реальной жизни. Застенчивому подростку или юноше рекомендуется записаться на курсы формирования коммуникативной компетентности, повышения самооценки и т.д. Также может понадобиться семейная психотерапия, поскольку у большинства зависимых нарушены семейные взаимоотношения и поэтому успех лечения компьютерной зависимости у них зависит от налаживания взаимоотношений в ней, в возможности осознания и исправления родителями своих промахов в воспитании детей.
Важное значение для профилактики компьютерной зависимости имеет выработка личностных свойств подростков. Выделяются следующие компоненты психологической устойчивости личности: стойкость, стабильность, уравновешенность, сопротивляемость. В выработке этих свойств личности большое значение имеет личный пример родителей, педагогов, готовность и способность доводить начатое дело до конца, единство требований в семье и в образовательной организации.
Для преодоления компьютерной зависимости может использоваться как индивидуальная, так и групповая психотерапия. Групповая психотерапии действенна в связи с тем, что у большинства, страдающих компьютерной зависимостью, как нами было отмечено, присутствуют трудности в построении межличностных отношений, социальной адаптации, а групповая работа будет способствовать налаживанию этих отношений. Страдающий компьютерной зависимостью, никогда не согласится, что он зависимый, но если он увидит других с подобными симптомами, захочет ее преодолеть.
Психокоррекция компьютерной зависимости имеет следующие этапы работы с компьютерозависимым поведением. На первом этапе подросток еще не готов к изменениям, может не осознавать и принимать свою проблему. Ему необходимо информировать о пользе и вреде компьютера и интернет-сетей, о симптомах компьютерной зависимости и о том, что данная проблема успешно преодолевается. Целью второго этапа является осознание проблемы. После такой проработки молодые люди, осознающие наличие у них компьютерной аддикции, ощущают подавленность, и поэтому здесь необходимо не только осознание зависимости, но выработки уверенности в возможность преодоления проблемы. Третий этап – собственно психокоррекция и терапия, которое предполагает изменение поведения и преодоление зависимости, а также отрицательных эмоциональных реакций, возникающих при этом.
На четвертом этапе происходит коррекция семейных и социальных отношений. К нему переходят тогда, когда молодые люди уже могут контролировать свое поведение, однако на этом этапе риск возвращения к проблеме существует и, чтобы его исключить, необходимо восполнить свободное от компьютера время, например, общением с друзьями, каким-то увлечением, посещением секций и т.д.
Последний этап связан с преодолением последствий. Проблема компьютерной зависимости может исчезнуть, но последствия остаются. Это могут быть и проблемы в сфере развития личности, трудности в общении с родственниками и проблемы в учебе. Все это тоже нужно исправлять и помощь психолога и психотерапевта здесь не будет лишней.
Итак, резюмируя вышесказанное, сделаем следующие выводы.
Компьютерная зависимость – это навязчивое желание человека к избыточному времяпрепровождению за компьютером. Выделяется несколько диагностических признаков, указывающих на наличие чрезмерной зависимости от компьютера: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, нежелание отвлечься от компьютера, невозможность остановиться, возникновение раздражения при вынужденном отвлечении и др. Выявлены источники возникновения, этапы формирования компьютерной зависимости молодежи. К ним отнесены особенности эмоционально-личностной сферы и особенности воспитания в семье. Наиболее выражено отрицательное влияние компьютерной зависимости на выработку социальных качеств личности. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая дезадаптация, развивающаяся на основе вытеснения объективной реальности виртуальной. Самым надежным средством профилактики компьютерной зависимости является комплекс воспитательных мероприятий, включающий оптимизацию детско-родительских отношений, структурирование жизнедеятельности, организация досуга подростков и молодежи, проведение комплекса тренинговых занятий, направленных на повышение самооценки, выработку коммуникативной компетентности. В запущенных случаях компьютерной зависимости необходимо обращение к психотерапевту и психиатру.
Рекомендуемая литература
1. Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков. Автореферат дисс. канд. пед. наук. – Ярославль. 2011. – 23с.
2. Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: диссертация канд. псих. наук. Москва, РГБ, 2003. – 171 с.
3. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет- зависимостью / А. Ю. Егоров, Н. А. Кузнецова, Е. А. Петрова // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. – 2005. – №2. – С. 20-27.
4. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. – Кемерово, 1999. – URL: http://www.flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2 - 05.07. 2002.
5. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дисс. канд. мед. наук (13.04.2004) / Лоскутова В.А. – Новосибирск, 2004. – 22 с.
6. Менделевич, В. Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова // Вестник клинической психологии. – 2003. – № 2. – С. 153-158.
7. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика : Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. –Днепропетровск «Пороги», 2006.
Статья опубликована
Краснова С.Г. Психологическая профилактика и коррекция компьютерной зависимости в подростковом и юношеском возрасте //Народная школа. – 2017. – № 6(153). – С.81-84.