Подходы к организации профилактики деструктивного поведения в молодёжной среде

Т.Н. Удина, директор МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г.Чебоксары, председатель ЧРО ООО «Федерация психологов образования России», член совета управления ЧРО МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»,

Н.С. Васильев, педагог-психолог МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г.Чебоксары


Система образования в России в начале ХХI века призвана решать принципиально новую задачу, а, именно, задачу подготовить молодых людей к жизнедеятельности в условиях информационного общества и глобальной экономики. В процессе непрерывного образования или «образования через всю жизнь» человек в своем мышлении и деятельности должен будет соединять различные, не всегда быстро и легко сводимые друг к другу культурные коды, формы деятельности, ценностные и смысловые ориентиры.

Опираясь на проведенные исследования, многие известные ученые, изучающие феномен современного детства, все чаще заявляют, что дети, рожденные на рубеже XX и XXI века, отличаются от предыдущих поколений детей. По данным, опубликованным психологами Российской академии образования, нынешнее поколение детей младшего школьного возраста проявляет меньшую любознательность и желание действовать, но имеют высокий коэффициент интеллекта и обладают большим объемом памяти. Особенно тревожит психологов дефицит произвольности, самостоятельности у подрастающего поколения. По их данным, примерно четверть детей дошкольного возраста беспомощны в социальной сфере, младшие школьники неспособны разрешать конфликты со своими сверстниками, а около половины подростков в конфликтной ситуации склонны к проявлению агрессивности или деструктивному поведению. Также отмечаются следующие тенденции: с каждым годом все больше рождается детей-левшей, а также увеличивается категория одаренных детей, имеющих таланты в самых разных областях жизни. В связи с этим есть опасения возможного перекоса в развитии ребенка, и, увы, не в пользу развития у него коммуникативных навыков, лежащих в основе его социальной компетентности.

Ученые отмечают, что произошел сдвиг межвозрастных переходов, увеличивший период дошкольного детства и подросткового периода. Например, по многим психофизиологическим показателям сегодняшние первоклассники и даже ученики второго класса соответствуют дошкольникам из поколения детей, рожденных в 60-80-х годах, а современные подростки и молодежь от 13-ти до 25-ти лет как социальная группа – это уже очень неоднородная  группа относительно критерия наличия у ее представителей так называемого «чувства взрослости», которое обеспечивает умение делать самостоятельный выбор в различных жизненных ситуациях и брать на себя ответственность за этот выбор.

Наряду с этим, в последнее двадцать лет происходят значительные изменения в сфере институтов социализации молодежи. Социализирующие функции приобретают одни институты общества и утрачивают другие институты общества. Педагогам и родителям современных детей и подростков зачастую трудно принять тот факт, что развитие и взросление детей в условиях информационного общества индивидуализируется и становится менее предсказуемым, что на каждого ребенка  или подростка все в меньшей степени оказывают воздействие такие привычные институты социализации как семья, детский сад или школа, ровесники. Жизненные реалии указывают на то, что сейчас все в большей степени привычные институты социализации уступают место таким «новым» влияющим феноменам, как социальные сети, интернет-проекты, рекламные продукты всех видов, деструктивные религиозные сообщества, экстремистские и террористические организации и асоциальные молодежные субкультуры. Их влияние бывает несколько завуалированным или растянутым во времени, но от этого не менее значительным, и, зачастую, весьма негативным. Таким образом, все больше усиливается влияние  на молодого человека следующих негативных «посылов»: «Деньги всевластны», «Насилия много, оно в мире естественно», «Насилие может быть интересным и необычным»,«Главное в отношениях мужчин и женщин – это секс», «У нас уже нет реальных героев»,«Не за что любить Родину», «Вокруг чужие, так как у них другая религия»,«Власть и армия не справляются». Это свидетельствует о том, что в современном мире социализация личности молодого человека характеризуется интенсивной сменой детерминант.

Итак,  изменившиеся условия социализации детей, подростков и молодежи в современном мире и новые ФГОС требуют от администраций и педагогических коллективов образовательных организаций модернизировать работу по воспитанию и социализации обучающихся, а также сделать упор на формирование духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, развитие у них критического мышления и осознанности при выстраивании отношений с другими людьми, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, психологической устойчивости  при воздействии негативных факторов социализации.Важно также учитывать и тот факт, что психологические причины деструкций в молодежной среде часто обусловлены семейным неблагополучием или  конфликтом поколений.

Основными целевыми группами, в отношении которых должны проводиться профилактические воздействия по предупреждению деструктивного поведения в молодежной среде на уровне образовательных организаций, являются:

1)обучающиеся общеобразовательных организаций от 14 до 18 лет;

2)обучающиеся профессиональных образовательных организаций от 18 до 30 лет;

3)члены семей обучающихся.

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции или самоуничтожения.

К деструктивным проявлениям поведения, направленным вовне, относятся:

-       уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности,

-       разрушение социума или определенных общественных отношений (террористический акт, война),

-       разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм),

-       разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).

К аутодеструктивным проявлениям поведения относятся:

-       суицид – умышленное физическое уничтожение человеком самого себя и саморазрушение личности,

-       злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ-аддикция: алкоголизм, токсикомания, наркотическая зависимость),

-       патологическая нехимическая зависимость: интернет-аддикция, гэмблинг (патологическую страсть к азартным играм), и другие, приводящие к деструктивным изменениям личности.

С практической точки зрения, можно предложить взять за основу для организации профилактической работы не только известные и апробированные подходы по развитию личностных результатов образования, но и новый подход, основанный на знании основных положений теории поколений. Теорию поколений создали американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991 году. Основой этой теории являются ценности людей представителей среднего класса одного поколения, то есть группы людей, рожденных в определенный временной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Ценности поколений формируются в сознании детей в возрасте до 10-12 лет и под влиянием событий (общественных, политических, экономических, социальных, технологических) и воспитания в семье (что хорошо и плохо, что можно делать и что нельзя). Ребенок в это время не оценивает происходящее, а просто осваивает наиболее эффективные технологии жизни, которые ему предлагает социум. Сейчас в образовательных организациях обучаются представители, так называемого, поколения Z, рожденные после 2000-го года.

Чем может помочь теория поколений? Она поможет научить обучающихся, родителей и других членов семей обучающихся и педагогов, как представителей различных поколений лучше понимать и взаимодействовать друг с другом, что, в первую очередь, положительно скажется на позитивной социализации молодежи и будет решать задачу по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные практики, помогая педагогам и специалистам сопровождения разных профилей объединять профессиональные усилия  на основе единой концепции - теории поколений.

Вариантом организации работы в области профилактики деструктивного поведения в молодежной среде может стать специально разработанная профилактическая программа, направленная на создание наиболее благоприятных  условий  для позитивной социализации подростков поколения Z. Данная профилактическая программа должна реализовываться в образовательной организации  на основе межведомственного и межуровневого подхода. В рамках такойпрофилактической программы должны быть решены следующие задачи:

-       организация и проведение мониторинговых психолого-педагогических исследований по выявлению обучающихся «группы риска» по вероятному деструктивному поведению,

-       внедрение эффективных психолого-педагогических технологий в практику работы специалистов сопровождения различных профилей,

-       усиление междисциплинарного и межведомственного подхода при организации общей профилактической работы в образовательной организации,

-       обеспечение ресурсной базы на уровне образовательной организации для реализации системы профилактических мер в области предупреждения вовлечения подростков в деструктивные практики,

-       развитие новых форм оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи подросткам в образовательной организации на межведомственной и междисциплинарной основе,

-       реализация различных профилактических мероприятий для подростков и членов их семей.

 

Рекомендованная литература

1.     Млодик И.Ю. Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться.-М.:Генезис,2013.

2.     Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно/ М.: ООО АСТ, 2013.

3.     Царенко Н.В. Как понять своего ребенка? Поколение Z и другие/Н.В. Царенко.- Ростов-н-Д/: Феникс,2014.

 

Статья опубликована

Т.Н.Удина, Н.С.Васильев. Подходы к организации профилактики деструктивного поведения в молодёжной среде //Народная школа.– Чебоксары, 2017. – № 4. – С.31-32.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить