Духовные уроки чувашской природы

Андреева Н.Н.,

 кандидат педагогических наук,

 доцент кафедры педагогики и практической психологии

Чувашского республиканского института образования

 

В статье отражены возможности сказки о природе в духовном развитии личности. Использование данных материалов рекомендуется в программе «Социокультурные истоки» («Истоки») для общеобразовательной школы.

Ключевые слова: духовность, духовное мироощущение и мировосприятие, духовное развитие личности, духовные уроки природы.

***

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России природа является базовой национальной ценностью. Усвоение и принятие данной ценности учащимися в контексте «эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание» [1, с.19] в ходе педагогически организованного процесса способствует их духовно-нравственному становлению. Следовательно, наша чувашская природа также активизирует развитие духовности детей «как служение Отечеству в широком смысле этого слова» [2, с. 6]. Интересно, каковы естественные возможности природы родной земли в формировании духовного мироощущения и мировосприятия подрастающей личности? Я полагаю, высокие при определённом настрое души. К примеру, однажды после общения с волжской природой Марпосадского района у меня возникла сказка «Ландшафтное чудо».

Из глубин самой Матери-Природы вытекал Родник. Чистый, как роса, и холодный, как лёд. Он бежал ручейком по вековым оврагам, заросшим деревьями да травами, мимо полей и лесов, деревень и прудов. Он спешил навстречу с Волгой. Так было, так есть и так будет.

Удивительно, что Ручей нёсся, то поднимаясь, то опускаясь, как само дыхание Земли. Вблизи одной деревеньки на пригорке он даже изливался водопадом! А ведь это ландшафтное чудо Чувашии! И перед трогательной встречей с мощными волжскими водами он спускался с высоты прибрежья, словно переходил из верхнего мира в средний, а потом и в нижний с его камнями да песками, рыбами да ракушками… Так было и так есть.

Я это видела собственными глазами и ощущала всеми уголками души. А рядом, вместе и близко шёл любимый человек. Так было, так есть и да будет так!

Этот родниковый Ручей был чудотворным. Всем людям, кто испытывал трепетные чувства при встрече с ним, он помогал открывать глаза на неочевидные вещи. И тогда человек начинал видеть и понимать в них не только явное, но и скрытое, не только поверхностное, но и глубинное, не только умное, но и мудрое. Настоящее чудо! Так есть и да будет так!

Мне ведомы три истории о встрече с Чудо-ручьём.

Как-то один человек неожиданно для себя стал победителем международной электронной лотереи. Он был счастлив и считал себя заслуженным победителем, достойным огромных денег. Но вскоре победитель столкнулся с неизбежной необходимостью уплаты значительной суммы денег лотерейной фирме за оказываемые ею услуги. Пригорюнился, призадумался тот победитель да отправился на встречу с Ручьём. Побродил, посидел рядом с ним и ощутил такое умиротворение и покой, будто с самой вечностью встретился. Да и услышал внутри себя: «Всё гениальное просто! Сейчас это значит, что победитель не должен быть обременён своей победой. Победитель может только радоваться своей победе. Если, конечно, это настоящая победа…» Тут и стало всё сразу понятно ему! С лёгким сердцем победитель вернулся домой и не стал никуда отправлять свои деньги. Так было, так есть.

У Чудо-ручья, дарующего просветление, женщина оказалась из-за мужа – пьяницы и некрофила, умеющего всё разрушать и отравлять: любовь, радость, здоровье, жизнь и особенно близких ему людей – дочери и жены… Горячими слезами выплакалась женщина у Ручья. Холодной водой умыла она лицо. А после покрепче завязала глаза платком и увидела правдивую глубину происходящего с ней в её жизни. «Я – не я. Происходящее со мной будто происходит не со мной! Я живу понарошку. Я живу и сплю, защищаясь. Я в забытьи от страхов и опасностей, от отчаяния и беспросветности. И никак не могу проснуться, чтобы по-настоящему крепко и сильно защитить себя и дочь! Мой муж медленно уничтожает меня. Он похож на ящик Пандоры, а наши отношения – на чемодан без ручки… Да, сейчас я чётко вижу, что у меня в руках ящик Пандоры без ручки! Мне его и нести тяжело, и бросить жалко. Ведь внутри этого ящика живут не только беды, пороки и зло, но и надежда на лучшее! Да, мне плохо рядом с мужем, но без него, кажется, ещё хуже!.. Я боюсь остаться одна в этой жизни. И у нас с ним дочь, а дочери нужен отец. Да и воспитана я так, чтобы быть верной и преданной женой, пока смерть не разлучит нас… Было как-то, я ушла от мужа, понимая, что наша любовь изжила себя. Значит, тогда у моего Пандорика ещё была ручка! Но… Я же вернулась к нему обратно. Стало быть, он мне нужен?!.. Да, я привязана к этому человеку. Я даже чувствую зависимость от этого разрушительного человека! И где же мне взять сил, чтобы дальше тянуть за собой такой ящик?!» Озаряющий ответ не заставил себя ждать: «Бог мой, я хочу с Тобою вместе нести свой багаж без ручки. Помоги мне в этом, Господи, прошу!» Бог услышал её, потому что женщина вернулась в семью с чувством разделённого бремени, с ощущением божественной защищённости и с тёплым предчувствием нарастающего освобождения. Легко и свободно ей стало дышать, она и задышала свободно и легко! Даже вспомнила себя – весёлую девочку-хохотушку с блестящими, улыбчивыми глазами. И ясно поняла: через какое-то время её семья обязательно станет счастливой – именно такой, о какой она мечтала в детстве! С ящиком Пандоры или без. Так было и да будет так!

Деревенский мальчик лет пяти запустил бумажный кораблик по Ручейку и побежал рядом с ним в полном восторге от своей игры. Когда кораблик всё же обогнал его и уплыл далеко, мальчик, помахав ручкой, закричал: «Пока, пока, кораблик! Скажи Боженьке, пусть мой папа сделает мне шестьсот тысяч таких корабликов! И пусть всегда он будет запускать их со мною вместе! Ещё я хочу, чтобы моя мама тоже была здесь! Пусть она будет каждый раз меня хвалить и повторять, какой я самый лучший сыночек в мире! Пока, пока кораблик!»… И в это самое мгновение родители мальчика, как всегда загруженные взрослыми делами да заботами, друг друга  вдруг спросили: «А где же наш сыночек?» и тут же побежали к Чудо-ручью… Встретив сына, мама крепко-крепко обняла его и поцеловала в голову и в ручки, а папа сделал для сына кораблик с парусом из твёрдой щепки и дубового листика. И все трое были в полном восторге от его движения по Ручью! Так было, так есть и да будет так!

Уважаемые читатели, что вы почувствовали на фоне этой сказки и какие уроки получили? Если нечто похожее на гармонию внутреннего мира и способность выходить за его пределы для гармонизации своих отношений с окружающим миром, то это и есть духовность как качественная характеристика сознания и самосознания личности. Она предполагает постоянный, динамичный труд души – её тонкие движения с тончайшим дыханием и обострённым восприятием родной природы в целях духовного совершенствования и самосовершенствования.

В данной сказке отражена летняя природа Чувашии. Дело в том, что в нашем климатическом поясе лето – это маленькая жизнь длиною в 92 дня. Это особенное мировидение, которое ярко и сочно, тепло и комфортно, естественно и природосообразно отражает, как мы эту мини-жизнь проживаем – достойно человека разумного, духовно зрелого или нет. И, думаю, не зря в это время года дети находятся в условиях, естественных для роста и развития, – за пределами образовательных организаций на лоне природы рядом с самыми близкими по духу и крови людьми. Именно в летнее время актуализируется духовное развитие личности в отличие от её организованного духовно-нравственного воспитания – процесса, характерного для уклада школьной жизни, определяющей урочную, внеурочную, внешкольную деятельность обучающихся. А потому лето – это время духовных уроков природы, в частности, время духовных уроков чувашской природы. Главное – видеть и чувствовать их, ощущать и воспринимать, понимать и принимать во имя духовного развития личности. Да будет так.

А в сентябре отдохнувших учащихся я бы спросила: «Что вы почувствовали и поняли во время этих летних каникул? Чему вас научила чувашская природа этим летом?» Я бы с радостью и благодарностью приняла их устные и письменные ответы, рисунки и фотографии, стихи и сказки, видеосюжеты и другие продукты творчества. Главное – услышать душевные порывы и духовные устремления каждого обучающегося. И да будет так.

 

Литература

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – Москва : Просвещение. – 2009. – 24 с.
  2. Кузьмин, И.А. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования  в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения / И.А. Кузьмин, Л.П.Сильвестрова, М.Е.Соколова. – Москва : Издательский дом «Истоки». – 2014. – 144 с.

Статья опубликована

1. Андреева Н.Н. Духовные уроки чувашской природы //Народная школа. – Чебоксары, 2017. – № 3 (150). – С.32-33.
2. Андреева Н.Н. Духовные уроки чувашской природы // 1917-2017: уроки столетия в Чувашской Республике: сборник сообщений, докладов и научных статей VI Региональных Рождественских образовательных чтений (г. Чебоксары, 16 декабря 2016 г.) / под общ. ред. Д.Н.Нестеренко и С.П.Русскова. – Чебоксары : Чувашская митрополия; ЧРИО, 2017. – С.21-24.



 

Комментарии   

 
+1 #1 Надежда 06.06.2017 06:29
БлагоДарю тех, кто дал мне устную обратную связь на данную статью. В результате возник следующий ход мыслей, который адресую образовательным организациям, ведущим не формальную, официальную, поверхностную, а настоящую, истинную, задушевную работу по духовно-нравств енному воспитанию обучающихся, ориентированную на самих обучающихся.


...И, думаю, не зря в это время года дети находятся в условиях, естественных для роста и развития, – на лоне природы рядом с самыми близкими по духу и крови людьми. За пределами образовательных организаций – своеобразных храмов духовно-нравств енного воспитания личности – у них актуализируется «летнее», «природное» духовное развитие. А потому лето – это время духовных уроков природы, в частности, время духовных уроков чувашской природы. Главное – видеть и чувствовать их, ощущать и воспринимать, понимать и принимать, осмысливать и интегрировать во имя непрерывного духовного развития личности. Да будет так!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить