Киномарафон этнической толерантности для учащихся старших классов
Н. Н. Андреева,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и практической психологии
Чувашского республиканского института образования, г. Чебоксары
Психологический киномарафон состоит из семи занятий, реализуется в форме кино-видеотренинга, в котором старт – межэтническая нетерпимость, а финиш – принятие многообразия мира.
В настоящее время экраны телевизоров, мониторы компьютеров, дисплеи разных гаджетов (сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, игровые приставки, др.) привлекают к себе усиленное внимание детей, подростков и молодёжи. И, учитывая широкое распространение глобальных телекоммуникационных сетей – кабельное и спутниковое ТВ, Интернет, на сегодняшний день вряд ли телевидение можно назвать только «четвертой властью». Возможности его влияния на психологию современного человека («цифрового человека»), тем более на сознание и поведение формирующейся личности, сложно оценить.
Действительно, любое телевидение, в частности его жанр – кино, образовательное. Главный вопрос в том, чему оно учит. Возможно, снятию эмоционального напряжения и ослаблению излишней агрессивности, значит, повышению толерантности и эмпатичности человека. Данные характеристики объективно востребованы в цивилизованном мире и по-новому актуализированы в 21 веке. Или же наоборот, телевидение учит копированию агрессивного поведения киногероев и моделированию собственной нетерпимости, а также формированию отрицательных установок в отношении того, каким нужно быть в жизни и как решать свои или межэтнические проблемы.
Позитивный образовательный результат во взаимодействии «молодёжь – кино» возможен в условиях целенаправленного управления данным процессом специалистами, а именно педагогами-психологами.
Цель киномарафона – развитие этнической и коммуникативной толерантности, межкультурной сензитивности и эмпатических способностей учащихся старшего школьного возраста через снятие их избыточного психологического напряжения и изменение стереотипов интолерантного поведения методом кино-видеотерапии / кино-видеотренинга.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- совершенствование коммуникативных навыков, обеспечивающих толерантное, бесконфликтное взаимодействие участников киномарафона (общение на основе доверия и взаимоуважения, признания ценности всех участников, принятия личности в целом и терпимого отношения к чужому мнению; осознавание границ толерантности к поведению другого и наличие обратной связи, способствующей самопознанию и самоанализу через активное слушание и «Я-высказывание»; умение понять, почувствовать другого и принимать совместные решения в группе);
- развитие готовности видоизменять свое ролевое поведение в зависимости от ситуаций, норм и правил, принятых в чужой культуре, и повышение уровня толерантного поведения в межэтнических отношениях (социальная восприимчивость и понимание человека другой культуры, отражающего мир и размышляющего о нем по-иному; способность к сопереживанию через принятие себя и других; чувствительность к непрерывно происходящим в другой культуре изменениям);
- осознание многообразия мира, проявлений национальной культуры и личности в этом мире (мультиязычность и мультикультурность; терпимость к различиям; уважение права быть иным во мнении, веровании, поведении; этническая рефлексия и планетарное сознание);
- развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинства других людей независимо от национальной, этнической, религиозной, социальной принадлежности и индивидуальных особенностей (этническая идентичность; признание равенства и уважение прав других; гуманизм и отсутствие отрицательных этностереотипов; навыки и установки для успешного взаимодействия с представителями другой культуры и религии; активность в поисках конструктивного выхода из межнациональных и глобальных конфликтов).
Ожидаемые результаты: изменения в установках социального поведения обучающихся от агрессивно-эгоцентрического к рефлексивно-сензитивному стилю, от межэтнической нетерпимости к принятию многообразия мира.
Этапы реализации кино-видеотренинга
I. Оценка уровня этнической и коммуникативной толерантности, эмпатических способностей учащихся старших классов и выявление «группы риска».
II. Проведение коррекционно-развивающих занятий по программе киномарафона с учащимися «группы риска».
III. Повторное диагностирование учащихся старших классов, включая «группу риска», и сравнение показателей констатирующего и контрольного этапов.
Общая структура занятия
1. Введение в тему (интерактивная форма).
2. Просмотр фильма.
3. Индивидуальная оценка уровня выраженности этнической толерантности киногероев по карте наблюдения.
4. Групповое обсуждение полученных результатов.
5. Рефлексия: что мне дали сегодняшний просмотр фильма и его обсуждение?
6. Обратная связь: проверка осознанного на уровне поведения в жизненных ситуациях (возможна видеосъёмка).
7. Рефлексия результатов самонаблюдения и/или видеосъёмки.
Примечание: 6-й пункт реализуется участниками самостоятельно в межтренинговый период. С 7-го пункта начинается следующее занятие.
Перечень фильмов для киномарафона
1. «Адажио» (мультфильм). Режиссёр: Гарри Бардин. Россия.
2. «Эй, на том берегу!» (мультфильм). Режиссёр: Борис Тузанович. Россия.
3. «Когда Землёю владели динозавры». Режиссёр: Валь Гест. Германия.
4. «Храброе сердце». Режиссёр: Мел Гибсон. США – Великобритания.
5. «Королева воинов». Режиссёр: Билл Андерсон. США.
6. «Сказка странствий». Режиссёр: Александр Митта. СССР – Чехия – Румыния.
7. «Золото Маккенны». Режиссёр: Ли Томпсон. США.
8. «Индиана Джонс и последний крестовый поход». Режиссёр: Стивен Спилберг. США.
9. «Кукушка». Режиссёр: Александр Рогожкин. Россия.
10. «Мусульманин». Режиссёр: Владимир Хотиненко. Россия.
11. «Моя большая греческая свадьба». Режиссёр: Джоэл Цвик. США.
12. «Француз». Режиссёр: Вера Сторожева. Россия.
13. «Армагеддон». Режиссёр: Майкл Бэй. США.
14. «Послезавтра». Режиссёр: Роланд Эммерих. США.
Программа кино-видеотренинга
Занятие 1. Древний человек (homo sapiens) – человек толерантный (homo tolerantis)?
Задачи:
- создать доверительную атмосферу для анализа учащимися собственной толерантности;
- заинтересовать участников в осознанном исследовании межэтнической толерантности.
Содержание:
Зарождение духа толерантности и культуры мира на Земле в первобытном обществе: разнообразие людей украшает и обогащает жизнь. Два пути развития человека: интолерантный и толерантный. Предрассудки о человеке иного племени и пола, причинение вреда и насилия как результаты интолерантного отношения к другим. Готовность к примирению и согласию между племенами, терпимость к инаковости и защита от групповой несправедливости как результаты толерантного отношения к другим. Толерантность как важнейшая ценность современного общества и человечества. Одинаковыми быть нам необязательно!
Киноматериалы:
Основной мультфильм «Адажио» (Г. Бардин).
Дополнительный мультфильм «Эй, на том берегу!» (Б. Тузанович).
Фильм «Когда Землёю владели динозавры» (В. Гест).
Наименование форм работы, упражнений:
- знакомство – тренинговое имя, жизненное кредо, проверка жизненного кредо на толерантность и экологичность;
- телесно-ориентированное упражнение (ТУ) – групповой обряд начала и конца занятия «Самый толерантный круг»;
- разминка – индивидуальные ассоциации о толерантности и этнической толерантности;
- введение в тему – просмотр и выводы по мультфильмам «Адажио», «Эй, на том берегу!»;
- просмотр фильма «Когда Землёю владели динозавры»;
- обсуждение фильма на основе темы занятия;
- знакомство с картой наблюдения «Этническая толерантность киногероев»;
- рефлексия полученного на занятии опыта;
- творческое задание – проверить осознанное на занятии через поведение в жизни (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме);
- ТУ «Самый толерантный круг».
Занятие 2. Кинопродукция как средство изучения межэтнической нетерпимости
Задачи:
- содействовать внедрению толерантного поведения в социальной практике через рефлексию;
- формировать навыки толерантного межэтнического общения;
- обсудить причины возникновения межэтнической нетерпимости;
- оценить этническую толерантность киногероев.
Содержание:
Межэтнические отношения: интолерантные и толерантные, конфликтные и миролюбивые, деструктивные (разрушительные) и конструктивные (двигающие к прогрессу). Проявления межэтнической интолерантности в мире. Причины возникновения этнических конфликтов и межэтнической нетерпимости: размышления и выводы на основе фильма о событиях 13 века. Позиция терпимости и доверия как основа для выбора нынешних и будущих поколений в пользу гражданского мира и согласия между народами.
Киноматериалы:
Основной фильм «Храброе сердце» (М. Гибсон).
Дополнительный фильм «Королева воинов» (Б. Андерсон).
Наименование форм работы, упражнений:
- ТУ «Самый толерантный круг»;
- рефлексия результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
- введение в тему – сказка-басня «Две лягушки» или рассказ А.П.Чехова «Дочь Альбиона»;
- просмотр фильма «Храброе сердце»;
- оценка по карте наблюдения «Этническая толерантность киногероев»;
- обсуждение результатов;
- рефлексия полученного на занятии опыта;
- творческое задание – проверить осознанное на занятии через поведение
в жизни (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме);
- ТУ «Самый толерантный круг».
Занятие 3. Богатство и толерантность – две совместимые ценности?
Задачи:
- содействовать внедрению в жизнь конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций через рефлексию;
- осуществить анализ ценностей, их положительных и отрицательных, близких и отдалённых последствий;
- формировать навыки позитивного отношения к себе идругим;
- оценить этническую толерантность киногероев;
- обсудить необходимые условия для соблюдения принципов толерантности в обществе.
Содержание:
Отказ от монополии на знание истины или мнение, отличное от моего, необязательно ошибочно. Толерантная и интолерантная личность: характеристики и ценности. Нормы и отклонения от толерантного поведения отдельных личностей и социальных групп в повседневных и различных ситуациях социально-психологической напряжённости. Необходимые условия для соблюдения принципов толерантности в обществе: размышления и выводы на основе фильма, или мудрость и терпимость защищают человека не хуже богатства. «Богатство – не худая вещь, но худая вещь – сребролюбие» (Библия). Толерантность по отношению к себе: позитивный внутренний диалог о самом себе на основе самопознания и самоанализа, повышение самооценки через положительную обратную связь и поддержку от группы и пространства. Толерантное отношение к другим: развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, доверие и эмпатия, умение выслушать человека и продуктивно решать конфликты.
Киноматериалы:
Основной фильм «Сказка странствий» (А. Митта).
Дополнительные фильмы: «Золото Маккенны» (Л. Томпсон), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (С. Спилберг).
Наименование форм работы, упражнений:
- ТУ «Самый толерантный круг»;
- рефлексия результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
- введение в тему – «Мои ценности: их последствия»;
- просмотр фильма «Сказка странствий»;
- оценка по карте наблюдения «Этническая толерантность киногероев»;
- обсуждение результатов;
- рефлексия полученного на занятии опыта;
- творческое задание - проверить осознанное на занятии через поведение в жизни (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме)
- ТУ «Самый толерантный круг».
Занятие 4. Кинопродукция как средство изучения этнической толерантности
Задачи:
- содействовать через рефлексию развитию позитивного самоотношения, социальной восприимчивости, способности к эмпатии и доверию;
- формировать навыки положительного отношения к своему народу и к другим этническим группам;
- оценить этническую толерантность киногероев;
- обсудить отрицательные этностереотипы, их развитие в условиях этнической толерантности.
Содержание:
Негативные этностереотипы, их положительные изменения в проявлениях этнической терпимости: размышления и выводы на основе фильма о событиях Второй мировой войны. Формирование устойчивости к этническим конфликтам (на уровне народов и отдельных представителей). Баланс толерантности: позитивное отношение к своему народу (этническая идентичность) и к другим этническим группам (этническая толерантность). Расширение масштабов межкультурного взаимодействия и понимания через коммуникабельность (межэтнический диалог), сензитивность (чувствительность к постоянным изменениям в другой культуре) и толерантность (толерантное сознание и поведение в межэтнических отношениях).
Киноматериалы:
Фильм «Кукушка» (А. Рогожкин).
Наименование форм работы, упражнений:
- ТУ «Самый толерантный круг»;
- рефлексия результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
- введение в тему– цитаты о Великой отечественной войне, рассказ И.Я. Яковлева «На рыбной ловле»;
- просмотр фильма «Кукушка»;
- оценка по карте наблюдения «Этническая толерантность киногероев»;
- обсуждение результатов;
- рефлексия полученного на занятии опыта;
- творческое задание – проверить осознанное на занятии через поведение в жизни (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме);
- ТУ «Самый толерантный круг».
Занятие 5. Все ли терпимо в другой религии? Границы веротерпимости и гуманистическая этика ненасилия
Задачи:
- содействовать на основе рефлексии росту межкультурной сензитивности и межэтнического диалога, повышению уровня толерантного сознания и поведения в межэтнических отношениях;
- формировать навыки гуманистической этики в межконфессиональном диалоге;
- оценить этническую толерантность киногероев;
- обсудить границы веротерпимости человека и уровни межконфессиональной толерантности.
Содержание:
Конфессиональные столкновения как объективно нетерпимое. Жесткая позиция непримиримости и активной физической агрессии к чужим верованиям как субъективно нетерпимое. Парадокс терпимости Платона. Начальный уровень толерантности: добровольное и сознательное подавление чувства неприязни к другому, исходя из позитива и отбрасывая негатив, готовность к межконфессиональному диалогу. Зрелый уровень толерантности: признание разнообразия мировоззренческих подходов и религий, принятие инаковости убеждений другого человека и терпимое отношение к нему как к свободной личности.
Киноматериалы:
Фильм «Мусульманин» (В. Хотиненко).
Наименование форм работы, упражнений:
- ТУ «Самый толерантный круг»;
- рефлексия результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
- введение в тему – «Иная вера: барьеры и ресурсы»;
- просмотр фильма «Мусульманин»;
- оценка по карте наблюдения «Этническая толерантность киногероев»;
- обсуждение результатов;
- рефлексия полученного на занятии опыта;
- творческое задание – проверить осознанное на занятии через поведение в жизни (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме);
- ТУ «Самый толерантный круг».
Занятие 6. Межнациональные «браки заключаются на небесах»: толерантных или интолерантных?
Задачи:
- содействовать через рефлексию признанию разнообразия религий и принятию инаковости верований другого;
- развивать чувство собственного достоинства и формировать умение уважать достоинство человека другой культуры;
- оценить этническую толерантность киногероев;
- обсудить психологические условия оптимальной жизни в бинациональной семье.
Содержание:
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) о вступлении мужчины и женщины в брак и создании семьи (статья 16). Проявления толерантности и нетерпимости во взаимоотношениях будущих супругов разной национальной принадлежности. Нормы толерантного поведения в однонациональных, бинациональных и многонациональных семьях в различных ситуациях (повседневных, напряжённых, конфликтных, кризисных). Психологические условия оптимальной супружеской (семейной) жизни между представителями разных культур.
Киноматериалы:
Основной фильм «Моя большая греческая свадьба» (Д. Цвик).
Дополнительный фильм «Француз» (В.Сторожева).
Наименование форм работы, упражнений:
- ТУ «Самый толерантный круг»;
- рефлексия результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
- введение в тему – «Что следует за свадьбой?»;
- просмотр фильма «Моя большая греческая свадьба»;
- оценка по карте наблюдения «Этническая толерантность киногероев»;
- обсуждение результатов;
- рефлексия полученного на занятии опыта;
- творческое задание – проверить осознанное на занятии через поведение в жизни (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме);
- ТУ «Самый толерантный круг».
Занятие 7. Суть толерантности в планетарном масштабе
Задачи:
- содействовать на основе рефлексии внедрению толерантного поведения в различных ситуациях и развитию готовности видоизменять собственное поведение в зависимости от норм и традиций другой культуры;
- создать психологические условия принятия толерантной и зрелой позиции «Я Мастер»;
- оценить этническую толерантность киногероев;
- обсудить динамику индивидуальных и групповых результатов.
Содержание:
Общая суть толерантности как интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех. Понятие «толерантность» в разных языках. Толерантность как сознательная и зрелая модель взаимоотношения людей, народов и стран в современном мире. Толерантность – норма цивилизованного общества в полиэтническом мире. Поиск конструктивного выхода из глобальных конфликтов: согласованность разных установок через взаимопонимание и сотрудничество, разъяснение и диалог, помощь и содействие.
Киноматериалы:
Основной фильм «Армагеддон» (М. Бэй).
Дополнительный фильм «Послезавтра» (Р.Эммерих).
Наименование форм работы, упражнений:
- ТУ «Самый толерантный круг»;
- рефлексия результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
- введение в тему – «Характеристика состояния «Я Мастер»;
- просмотр фильма «Армагеддон»;
- оценка по карте наблюдения «Этническая толерантность киногероев»;
- обсуждение результатов;
- рефлексия полученного в кино-видеотренинге опыта – индивидуальные ассоциации о толерантности и этнической толерантности (сравнение с исходными вариантами); жизненное кредо (сравнение с исходным вариантом);
- ТУ «Самый толерантный круг».
Таким образом, программа кино-видеотренинга рассчитана на 7 занятий продолжительностью по 3 часа (1 раз в неделю) с учащимися 9-11 классов (не более 15 человек в группе). В случае необходимости можно количество занятий увеличить, подобрать другие фильмы (мультфильмы, ролики, ТВ-программы, др.) по рекомендации ведущего кино-видеотренинга и/или по желанию участников.