Киномарафон этнической толерантности для учащихся старших классов

Н. Н. Андреева,

кандидат педагогических наук,

доцент  кафедры педагогики и практической психологии  

Чувашского республиканского института образования, г. Чебоксары


        Психологический киномарафон состоит из семи занятий, реализуется в форме кино-видеотренинга, в котором старт – межэтническая нетерпимость, а финиш – принятие многообразия мира.

 

В настоящее время экраны телевизоров, мониторы компьютеров, дисплеи разных гаджетов (сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, игровые приставки, др.) привлекают к себе усиленное внимание детей, подростков и молодёжи. И, учитывая широкое распространение глобальных телекоммуникационных сетей – кабельное и спутниковое ТВ, Интернет, на сегодняшний день вряд ли телевидение можно назвать только «четвертой властью». Возможности его влияния на психологию современного человека («цифрового человека»), тем более на сознание и поведение формирующейся личности, сложно оценить.

Действительно, любое телевидение, в частности его жанр – кино, образовательное. Главный вопрос в том, чему оно учит. Возможно, снятию эмоционального напряжения и ослаблению излишней агрессивности, значит, повышению толерантности и эмпатичности человека. Данные характеристики объективно востребованы в цивилизованном мире и по-новому актуализированы в 21 веке. Или же наоборот, телевидение учит копированию агрессивного поведения киногероев и моделированию собственной нетерпимости, а также формированию отрицательных установок в отношении того, каким нужно быть в жизни и как решать свои или межэтнические проблемы.

Позитивный образовательный результат во взаимодействии «молодёжь – кино» возможен в условиях целенаправленного управления данным процессом специалистами, а именно педагогами-психологами.

Цель киномарафона – развитие этнической и коммуникативной  толерантности, межкультурной сензитивности и эмпатических способностей учащихся старшего школьного возраста через снятие  их избыточного психологического напряжения и изменение стереотипов интолерантного поведения методом кино-видеотерапии / кино-видеотренинга. 

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • совершенствование коммуникативных навыков, обеспечивающих толерантное, бесконфликтное взаимодействие участников киномарафона (общение на основе доверия и взаимоуважения, признания ценности всех участников, принятия личности в целом  и терпимого отношения к чужому мнению; осознавание границ толерантности к поведению другого и наличие обратной связи, способствующей самопознанию и самоанализу  через активное слушание и «Я-высказывание»; умение понять, почувствовать другого и принимать совместные решения в группе);
  • развитие готовности видоизменять свое ролевое поведение в зависимости от ситуаций, норм и правил, принятых в чужой культуре, и повышение уровня толерантного поведения в межэтнических отношениях (социальная восприимчивость и понимание человека другой культуры, отражающего мир и размышляющего о нем по-иному; способность к сопереживанию через принятие себя и других; чувствительность к непрерывно происходящим в другой культуре изменениям);
  • осознание многообразия мира,  проявлений национальной культуры и личности в этом мире (мультиязычность и мультикультурность; терпимость к различиям; уважение права быть иным во мнении, веровании, поведении; этническая рефлексия и планетарное сознание);
  • развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинства других людей  независимо от национальной, этнической, религиозной, социальной принадлежности и индивидуальных особенностей (этническая идентичность; признание равенства и уважение прав других; гуманизм и отсутствие отрицательных этностереотипов; навыки и установки для успешного взаимодействия с представителями другой культуры и религии;  активность в поисках конструктивного выхода из межнациональных и глобальных конфликтов).

Ожидаемые результаты: изменения в установках социального поведения обучающихся от агрессивно-эгоцентрического к рефлексивно-сензитивному стилю, от межэтнической нетерпимости к принятию многообразия мира.

Этапы реализации кино-видеотренинга

I. Оценка уровня этнической и коммуникативной толерантности,         эмпатических способностей учащихся старших классов и выявление «группы риска».

II. Проведение коррекционно-развивающих занятий по программе киномарафона с учащимися «группы риска».

III. Повторное диагностирование учащихся старших классов, включая «группу риска», и сравнение показателей констатирующего и контрольного этапов.

Общая структура занятия

1. Введение в тему (интерактивная форма).

2. Просмотр фильма.

3. Индивидуальная оценка уровня выраженности этнической толерантности киногероев по карте наблюдения.

4. Групповое обсуждение полученных результатов.

5. Рефлексия: что мне дали сегодняшний просмотр фильма и его обсуждение?

6. Обратная связь: проверка осознанного на уровне поведения в жизненных  ситуациях (возможна видеосъёмка).

7. Рефлексия результатов самонаблюдения и/или видеосъёмки.

Примечание: 6-й пункт реализуется участниками самостоятельно в межтренинговый период. С 7-го пункта начинается следующее занятие.

 

Перечень фильмов для киномарафона

1.     «Адажио»  (мультфильм). Режиссёр: Гарри Бардин. Россия.

2.     «Эй, на том берегу!» (мультфильм). Режиссёр: Борис Тузанович. Россия.

3.     «Когда Землёю владели динозавры». Режиссёр: Валь Гест. Германия.

4.  «Храброе сердце». Режиссёр: Мел Гибсон. США – Великобритания.

5.  «Королева воинов». Режиссёр: Билл Андерсон. США.

6. «Сказка странствий». Режиссёр: Александр Митта. СССР – Чехия –          Румыния.

7.   «Золото Маккенны». Режиссёр: Ли Томпсон. США.

8. «Индиана Джонс и последний крестовый поход». Режиссёр: Стивен Спилберг. США.

 9. «Кукушка». Режиссёр: Александр Рогожкин. Россия.

10. «Мусульманин». Режиссёр: Владимир Хотиненко. Россия.

11. «Моя большая греческая свадьба». Режиссёр: Джоэл Цвик. США.

12. «Француз». Режиссёр: Вера Сторожева. Россия.

13. «Армагеддон». Режиссёр: Майкл Бэй. США.

14. «Послезавтра». Режиссёр: Роланд Эммерих. США.

 Программа кино-видеотренинга

Занятие 1. Древний человек (homo sapiens) – человек толерантный (homo tolerantis)?

Задачи:

  • создать доверительную атмосферу для анализа учащимися собственной толерантности;
  • заинтересовать участников в осознанном исследовании межэтнической толерантности.

Содержание:

Зарождение духа толерантности и культуры мира на Земле в первобытном обществе: разнообразие людей украшает и обогащает жизнь. Два пути развития человека: интолерантный и толерантный. Предрассудки о человеке иного племени и пола, причинение вреда и насилия как результаты интолерантного отношения к другим. Готовность к примирению и согласию между племенами, терпимость к инаковости и защита от групповой несправедливости как результаты толерантного отношения к другим. Толерантность как важнейшая ценность современного общества и человечества. Одинаковыми быть нам необязательно!

Киноматериалы:

Основной мультфильм «Адажио» (Г. Бардин).

Дополнительный мультфильм «Эй, на том берегу!» (Б. Тузанович).

Фильм «Когда Землёю владели динозавры» (В. Гест).

Наименование форм работы,  упражнений:

  • знакомство – тренинговое имя, жизненное кредо, проверка жизненного кредо на  толерантность и экологичность;
  • телесно-ориентированное упражнение (ТУ) – групповой обряд начала и конца занятия  «Самый толерантный круг»;
  • разминка – индивидуальные ассоциации о толерантности и этнической толерантности;
  • введение в тему – просмотр и выводы по мультфильмам «Адажио», «Эй, на том берегу!»;
  • просмотр фильма «Когда Землёю владели динозавры»;
  • обсуждение фильма на основе темы занятия;
  • знакомство с картой наблюдения  «Этническая толерантность киногероев»;
  • рефлексия полученного на занятии опыта;
  • творческое задание – проверить осознанное на занятии через поведение в жизни  (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме);
  • ТУ «Самый толерантный круг».

Занятие 2. Кинопродукция как средство изучения межэтнической нетерпимости

Задачи:

  • содействовать внедрению толерантного поведения в социальной практике через рефлексию;
  • формировать навыки толерантного межэтнического общения;
  • обсудить причины возникновения межэтнической нетерпимости;
  • оценить этническую толерантность киногероев.

Содержание:

Межэтнические отношения: интолерантные и толерантные, конфликтные и миролюбивые, деструктивные (разрушительные) и конструктивные (двигающие к прогрессу). Проявления межэтнической интолерантности в мире. Причины возникновения этнических конфликтов и межэтнической нетерпимости: размышления и выводы на основе фильма о событиях 13 века. Позиция терпимости и доверия как основа для выбора нынешних и будущих поколений в пользу гражданского мира и согласия между народами.

Киноматериалы:

Основной фильм «Храброе сердце» (М. Гибсон).

Дополнительный фильм «Королева воинов» (Б. Андерсон).

Наименование форм работы, упражнений:

  • ТУ «Самый толерантный круг»;
  • рефлексия  результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
  • введение в тему – сказка-басня «Две лягушки» или рассказ А.П.Чехова «Дочь Альбиона»;
  • просмотр фильма  «Храброе сердце»;
  • оценка по карте наблюдения «Этническая толерантность киногероев»;
  • обсуждение результатов;
  • рефлексия полученного на занятии опыта;
  • творческое задание – проверить осознанное на занятии через поведение

в жизни (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме);

  • ТУ «Самый толерантный круг».

Занятие 3. Богатство и толерантность – две совместимые ценности?

Задачи:

  • содействовать внедрению в жизнь конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций через рефлексию;
  • осуществить анализ ценностей, их положительных и отрицательных, близких и отдалённых последствий;
  • формировать навыки позитивного отношения к себе идругим;
  • оценить этническую толерантность киногероев;
  • обсудить необходимые условия для соблюдения принципов толерантности в обществе.

Содержание:

Отказ от монополии на знание истины или мнение, отличное от моего, необязательно ошибочно. Толерантная и интолерантная личность: характеристики и ценности. Нормы и отклонения от толерантного поведения отдельных личностей и социальных групп в повседневных и различных ситуациях социально-психологической напряжённости. Необходимые условия для соблюдения принципов толерантности в обществе: размышления и выводы на основе фильма, или мудрость и терпимость защищают человека не хуже богатства. «Богатство – не худая вещь, но худая вещь – сребролюбие» (Библия). Толерантность по отношению к себе: позитивный внутренний диалог о самом себе на основе самопознания и самоанализа, повышение самооценки через положительную обратную связь и поддержку от группы и пространства. Толерантное отношение к другим: развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, доверие и эмпатия, умение выслушать человека и продуктивно решать конфликты.

Киноматериалы:

Основной фильм «Сказка странствий» (А. Митта).

Дополнительные фильмы: «Золото Маккенны» (Л. Томпсон), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (С. Спилберг).

 Наименование форм работы, упражнений:

  • ТУ «Самый толерантный круг»;
  • рефлексия результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
  • введение в тему – «Мои ценности: их последствия»;
  • просмотр фильма «Сказка странствий»;
  • оценка по карте наблюдения  «Этническая толерантность киногероев»;
  • обсуждение результатов;
  • рефлексия полученного на занятии опыта;
  • творческое задание - проверить осознанное на занятии через поведение в жизни (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме)
  • ТУ  «Самый толерантный круг».
 

Занятие 4. Кинопродукция как средство изучения этнической толерантности

Задачи:

  • содействовать через рефлексию развитию позитивного самоотношения, социальной восприимчивости, способности к эмпатии и доверию;
  • формировать навыки положительного отношения к своему народу и к другим этническим группам;
  • оценить этническую толерантность киногероев;
  • обсудить отрицательные  этностереотипы, их развитие в условиях этнической толерантности.

Содержание:

Негативные этностереотипы, их положительные изменения в проявлениях этнической терпимости: размышления и выводы на основе фильма о событиях Второй мировой войны. Формирование устойчивости к этническим конфликтам (на уровне народов и отдельных представителей). Баланс толерантности: позитивное отношение к своему народу (этническая идентичность) и к другим этническим группам (этническая толерантность). Расширение масштабов межкультурного взаимодействия и понимания через коммуникабельность (межэтнический диалог), сензитивность (чувствительность к постоянным изменениям в другой культуре) и толерантность (толерантное сознание и поведение в межэтнических отношениях).

Киноматериалы:

Фильм «Кукушка» (А. Рогожкин).

Наименование форм работы, упражнений:

  • ТУ «Самый толерантный круг»;
  • рефлексия  результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
  • введение в тему– цитаты о Великой отечественной войне, рассказ И.Я. Яковлева «На рыбной ловле»;
  • просмотр фильма «Кукушка»;
  • оценка по карте наблюдения «Этническая толерантность киногероев»;
  • обсуждение результатов;
  • рефлексия полученного на занятии опыта;
    • творческое задание – проверить осознанное на занятии через поведение в жизни (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме);
  • ТУ «Самый толерантный круг».

 

Занятие 5. Все ли терпимо в другой религии? Границы веротерпимости и гуманистическая этика ненасилия

Задачи:

  • содействовать на основе рефлексии  росту межкультурной сензитивности и межэтнического диалога, повышению уровня толерантного сознания и поведения в межэтнических отношениях;
  • формировать навыки гуманистической этики в межконфессиональном диалоге;
  • оценить этническую толерантность киногероев;
  • обсудить границы веротерпимости человека и уровни межконфессиональной толерантности.

Содержание:

Конфессиональные столкновения как объективно нетерпимое. Жесткая позиция непримиримости и активной физической агрессии к чужим верованиям как субъективно нетерпимое. Парадокс терпимости Платона. Начальный уровень толерантности: добровольное и сознательное подавление чувства неприязни к другому, исходя из позитива и отбрасывая негатив, готовность к межконфессиональному диалогу. Зрелый уровень толерантности: признание разнообразия мировоззренческих подходов и религий, принятие инаковости убеждений другого человека и терпимое отношение к нему как к свободной личности.

Киноматериалы:

Фильм «Мусульманин» (В. Хотиненко).

Наименование форм работы, упражнений:

  • ТУ «Самый толерантный круг»;
  • рефлексия  результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
  • введение в тему – «Иная вера: барьеры и ресурсы»;
  • просмотр фильма   «Мусульманин»;
  • оценка по карте наблюдения  «Этническая толерантность киногероев»;
  • обсуждение результатов;
  • рефлексия полученного на занятии опыта;
    • творческое задание – проверить осознанное на занятии через поведение в жизни (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме);
  • ТУ  «Самый толерантный круг».

 

Занятие 6. Межнациональные «браки заключаются на небесах»: толерантных или интолерантных?

Задачи:

  • содействовать через рефлексию признанию разнообразия религий и принятию инаковости верований другого;
  • развивать чувство собственного достоинства и формировать умение уважать достоинство человека другой культуры;
  • оценить этническую толерантность киногероев;
  • обсудить психологические условия оптимальной жизни в бинациональной семье.

 Содержание:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) о вступлении мужчины и женщины в брак и создании семьи (статья 16). Проявления толерантности и нетерпимости во взаимоотношениях будущих супругов разной национальной принадлежности. Нормы толерантного поведения в однонациональных, бинациональных и многонациональных семьях в различных ситуациях (повседневных, напряжённых, конфликтных, кризисных). Психологические условия оптимальной супружеской (семейной) жизни между представителями разных культур.

Киноматериалы:

Основной фильм «Моя большая греческая свадьба» (Д. Цвик).

Дополнительный фильм «Француз» (В.Сторожева).

Наименование форм работы, упражнений:

  • ТУ «Самый толерантный круг»;
  • рефлексия  результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
  • введение в тему –  «Что следует за свадьбой?»;
  • просмотр фильма  «Моя большая греческая свадьба»;
  • оценка по карте наблюдения  «Этническая толерантность киногероев»;
  • обсуждение результатов;
  • рефлексия полученного на занятии опыта;
    • творческое задание – проверить осознанное на занятии через поведение в жизни (по желанию сделать видеосъёмку некоторых ситуаций по теме);
  • ТУ  «Самый толерантный круг».

 

Занятие 7. Суть толерантности в планетарном масштабе

Задачи:

  • содействовать на основе рефлексии внедрению толерантного поведения в различных ситуациях и развитию готовности видоизменять собственное поведение в зависимости от норм и традиций другой культуры;
  • создать психологические условия принятия толерантной и зрелой позиции «Я Мастер»;
  • оценить этническую толерантность киногероев;
  • обсудить динамику индивидуальных и групповых результатов.

Содержание:

Общая суть толерантности как интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех. Понятие «толерантность» в разных языках. Толерантность как сознательная и зрелая модель взаимоотношения людей, народов и стран в современном мире. Толерантность – норма цивилизованного общества в полиэтническом мире. Поиск конструктивного выхода из глобальных конфликтов: согласованность разных установок через взаимопонимание и сотрудничество, разъяснение и диалог, помощь и содействие.

Киноматериалы:

Основной фильм «Армагеддон» (М. Бэй).

Дополнительный фильм «Послезавтра» (Р.Эммерих).

Наименование форм работы, упражнений:

  • ТУ «Самый толерантный круг»;
  • рефлексия результатов самонаблюдения (видеосъёмки);
  • введение в тему – «Характеристика состояния «Я Мастер»;
  • просмотр фильма  «Армагеддон»;
  • оценка по карте наблюдения  «Этническая толерантность киногероев»;
  • обсуждение результатов;
  • рефлексия полученного в кино-видеотренинге опыта – индивидуальные ассоциации о толерантности и этнической толерантности (сравнение с исходными вариантами); жизненное кредо (сравнение с исходным вариантом);
  • ТУ «Самый толерантный круг».

Таким образом, программа кино-видеотренинга рассчитана на 7 занятий продолжительностью по 3 часа (1 раз в неделю) с учащимися 9-11 классов (не более 15 человек в группе). В случае необходимости можно количество занятий увеличить, подобрать другие фильмы (мультфильмы, ролики, ТВ-программы, др.) по рекомендации ведущего кино-видеотренинга и/или по желанию участников.