Опыт реализации городского проекта психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Радость моя!»

 

Победитель  (III место) VI республиканского Летнего фестиваля-конкурса практической психологии

«Компетентный педагог – счастливый ребёнок»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №40 «Радость» города Новочебоксарск Чувашской Республики

 

Автор: Илларионова Ксения Евгеньевна, педагог-психолог

 

Методическая разработка

«Опыт реализации городского проекта

психолого-педагогического сопровождения семей,

воспитывающих детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья «Радость моя!»

 

Актуальность. В практической деятельности возникает необходимость организации комплексного психолого-педагогического сопровождения семей с учетом взаимодействия всех смежных специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, логопедов.

Психолого-педагогическая целесообразность. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что взаимодействующий с ним родитель все время старается понять его чувства, поддержать его точку зрения, помочь выполнить необходимые действия. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Новизна. Разрабатывая идею нашего проекта, на первое место по значимости мы поставили задачу формирования детско-родительских отношений как основы психического здоровья ребенка и залога эффективной работы по коррекции имеющихся трудностей развития.

Направленность практики – профилактическая, развивающая работа.

Цель – поддержка родительского потенциала семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности, и создания условий для обогащения детско-родительского конструктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности и в едином пространстве эмоционально-личностного общения.

Задачи проекта (развивающие):

1. Способствовать принятию родителями особенностей развития ребенка, исключая позиции отрицания и гиперболизации проблемы (представления о бесперспективности развития ребенка).

2. Обогащать детско-родительские отношения опытом диалогического, эмоционально-насыщенного общения, направленного на поддержку творческой инициативы ребенка и активной родительской позиции.

3. Поддерживать личностную самооценку родителей в связи с возможностью увидеть результаты своих усилий в успехах ребенка, в осознании его возможностей и наличии позитивных перспектив развития.

4. Осуществлять профилактику эмоционального выгорания родителей, трансформируя воспитательно-образовательный процесс, реализуемый родителями по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к самим себе.

Задачи проекта (организационные):

1. Разработка содержания детско-родительских встреч как образовательных ресурсов, ориентированных на развитие творческого потенциала и удовлетворение эмоционально-личностных и познавательных  потребностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

2. Обобщение опыта реализации апробированных приемов, методов, технологий работы.

3. Оценка эффективности апробированной модели психолого-педагогического сопровождения.

Целевая группа: семьи воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: воспитанники старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и их родители.

Сроки реализации: 2022-2023 учебный год.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование ценностного отношения к совместной деятельности с ребенком как основы развития конструктивных межличностных взаимоотношений.

2. Расширение опыта родителей в организации различных видов детской деятельности.

3. Формирование у родителей конструктивных стратегий развития детей с объективным учетом их актуальных возможностей, имеющихся позитивных перспектив.

4. Создание эффективного апробированного методического ресурса психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Читать текст полностью

Презентация разработки