Клуб для семей, находящихся в «группе риска» или социально опасном положении «СЕМЕЙНАЯ АРТ-ГОСТИНАЯ»

 

Лауреат VI республиканского Летнего фестиваля-конкурса практической психологии

«Компетентный педагог - счастливый ребёнок»

Авторы методической разработки:

Андреева Н.Е. и Любимова Л.Н. -  педагоги-психологи МБДОУ "Детский сад №114 "Аленький цветочек" г.Чебоксары

Пояснительная записка

Актуальность. Трудная жизненная ситуация – социальное понятие, которое имеет смысл воспринимать именно в этих рамках. Трудная жизненная ситуация – обстоятельства и ситуации (сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и тому подобное), которые объективно ухудшают и нарушают нормальную жизнедеятельность гражданина, которые он не может преодолеть самостоятельно.

Трудная жизненная ситуация – это также ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Трудные жизненные ситуации возникают в процессе жизни у каждого человека. Где можно найти возможность справится с ними? В культурологических и исторических зарисовках, составляющих народную мудрость, – в поговорках и пословицах, в которых мы видим опыт поколений: «Переложи печаль на радость», «Перестань о том тужить, чему не подсобить» – это конструктивные способы поведения. На их фоне проявлялись и деструктивные варианты: «Рвать на себе волосы», «Ломать руки». Сталкиваясь с затруднениями жизни, можно действовать активно: «От напасти не пропасти», «Горе горюй, а руками воюй» – эту народную мудрость мы находим у собирателя русского фольклора В.И. Даля.

Как вести себя в трудных жизненных ситуациях психологи стали изучать лишь во второй половине XX века. Выясняя, как человек может повести себя в трудных жизненных ситуациях, направлению, занимающемуся данными  проблемами личности, дали название «копинг» («coping» – справляться, преодолевать; «Bewaltigung» – переработать нагрузки). С начала 90-х годов данное поведение начинают изучать отечественные психологи. Социально-экономические изменения, которые произошли в 90-х годах в России, положили начало для трансформации национальных и общечеловеческих ценностей культуры и предметно-содержательного, предметно-деятельного контекста формирования личности. Ситуации как феномена и ее различным аспектам посвящены исследования Д. Магнуссона (1983), А.В. Филиппова, С.В. Ковалева (1986), Л.Ф. Бурлачука (1999). Степень научной разработанности проблемы определяется вниманием к разным аспектам социальной поддержки семей с детьми, находящимися в социально опасном положении или в «группе риска» как в масштабах его государства, так и на уровне регионов.

СОП – социально опасное положение. В настоящее время термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» принято рассматривать и понимать как:

  • медицинский – семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;
  • социально-административныйсемья, условия и уровень жизни которой расцениваются как мало-пригодные или непригодные для проживания и развития детей;
  • психолого-педагогический–семья,где нарушены внутрисемейные и внешниесоциальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

 

Семьей в социально опасном положении Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет ту, в которой родители или иные представители несовершеннолетних: не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию; отрицательно влияют на их поведение; жестоко обращаются с ними.

Мы, в клубе «Семейная арт-гостиная» стремимся содействовать воспитанию физически и психологически здоровой личности в тесном взаимодействии с семьями, находящимися в социально опасном положении или относящимися к «группе риска».

«Семейная арт-гостиная» создана с опорой на следующие нормативные правовые документы:

Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

v Закон ЧР от 24.11. 2004 г. №48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике в целях соблюдения защиты прав, свобод и законных интересов ребенка»;

v  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

v Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

v Указ Главы Чувашской Республики от 05.09.2022 г. №104 «Об объявлении в Чувашской Республике 2023 года Годом счастливого детства».

Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года включает в себя  решение задач по профилактике семейного неблагополучия, указывая меры по установлению единого порядка относительно того какие семьи отнести к категории семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении профилактической работы. Министерство образования и науки РФ разработало  «Методические рекомендации о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы» (письмо Минобрнауки России от 01.12.2015 г. №ВК-2969/07). В  них перечисляются основания для признания семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»:

· жестокое обращение с несовершеннолетним (все виды насилия, представляющую угрозу для жизни и здоровья);

· нахождение ребенка в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию и содержанию;

·       неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию  ребенка;

· отрицательное влияние родителей (законных представителей) на поведение несовершеннолетнего своим отрицательным примером.

Мы считаем, что новизна данного проекта находится во взаимодействии между всеми участниками образовательного процесса. Существуют разнообразные формы вовлечения семей в жизнь образовательного учреждения.  Более эффективны в настоящее время нетрадиционные способы: такие как семейная гостиная или клуб, в котором неформальное общение побуждает  взаимодействовать не только педагогов с семьями, но и семьи друг с другом. Практики поддержки, направленные на семьи СОП, следует распространять на разные поколения, опираясь на личностные качества разных членов семьи и качество жизни семьи.

Наш проект направлен на гармонизацию внутрисемейного взаимодействия. Общение в клубе позволяет каждому из участников повысить свою педагогическую и психологическую компетенцию: на занятиях участники высказывают мнение, сравнивают свои позиции и позиции других участников. Занятия «Семейной арт-гостиной» помогают участникам уточнять свои педагогические знания и применять их.

Работа с семьями проходит в несколько этапов.

  • Сбор и анализ информации о неблагополучных семьях.
  • Постановка социального диагноза (выявление типичных проблем семьи, определение причин возникновения рисков попадания в социально опасное положение).

После постановки социального диагноза для конкретной семьи выбираются: 

1. Способы воздействия.

2. План работы.

3. Практическая работа по оказанию помощи.

Мы представляем характеристики типов семей, посещающих наш клуб: 

Многодетная семья – их быт поделен между старшими членами семьи, которыми зачастую являются и старшие дети. У детей возникает депривация, они испытывают недостаток внимания, любви и заботы со стороны родителей. Иногда семья с несколькими детьми характеризуется «коммунальной квартирой», где каждый член семьи живет сам по себе.  

Семья с ребенком с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) – в семье, в которой воспитывается ребенок с особыми образовательными потребностями, требуется еще больше любви, заботы и внимания, как со стороны родителей, так и со стороны государства, педагогов, логопедов, воспитателей. Проблемы социально-педагогической и социально-психологической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, приобретают особую значимость в современном обществе.

Неполная семья – современные рыночные отношения характеризуются полной занятостью, материальным обеспечением и минимальным количеством времени, выделяемым родителем из неполных семей для детей. На воспитание времени не остается. Дети в неполной семье порой испытывают острый недостаток внимания со стороны родителя, формируясь при этом как личности более самостоятельные, познавая мир методом собственных проб и ошибок. Одинокому родителю в процессе воспитания нужно обратить внимание на то, чтобы у ребенка сформировалась правильная самоидентификация. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат отсутствует.

Семьи, с участниками СВО – семьи мобилизованных и добровольцев попали в ситуацию, когда нарушились привычный уклад жизни, устои, произошел крах привычек, надежд и сформированных внутри многих семей планов. Это приводит к постоянному стрессу и напряженности внутри каждого члена семьи. Они нуждаются в юридической, социально-бытовой, психолого-педагогической и информационной помощи, так как переживают страх и тревожные мысли за здоровье и жизнь участников СВО.

Сочетая различные направления при организации занятий, мы старались создать атмосферу игры и проявления творческого потенциала.

Участие в семейном клубе позволили семьям преодолеть следующие проблемы:

• неустойчивость эмоционального-личностных нарушений (импульсивность, повышенный уровень тревожности, страхов, агрессивности, заниженная самооценка);

• отвержение (при одиночестве, стрессе, ПТСР, проявлении депрессии);

• нарушение внутрисемейных межличностных отношений, враждебность к окружающим.

Цели:

v оказывать психолого-педагогическую помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

v минимизировать психоэмоциональные нарушения;

v гармонизировать внутрисемейные детско-родительские отношения через применение творческих ресурсов на занятиях.

Задачи:

РАЗВИВАЮЩИЕ – развивать психические процессы и творческие способности участников через художественную экспрессию, проявляемую в различных формах. Дети учатся рассказывать о своих переживаниях, они открываются, становясь более коммуникабельными и спонтанными; тоже происходит и с родителями.  Кроме этого происходит развитие доверительных отношений по взаимодействию между ДОУ и семьями;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – повысить психолого-педагогическую компетентность участников, обращая внимание родителей на положительный опыт воспитания. Все в «Семейной арт-гостиной» взаимодействуют, побуждая корректно общаться, проявлять эмпатию, бережно относиться к окружающему их пространству и людям, находящимся в нем. Это помогает воспитать нравственно развитую личность,  усвоить этику поведения, сориентировать в системе моральных норм.

КОРРЕКЦИОННЫЕ – помочь и поддержать родителей с целью профилактики дезадаптации детей, регулировать самооценку, улучшить неадекватные формы поведения, проявляя содействие для сплочения семей и предупреждения внутрисемейных конфликтов.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ – помочь получить сведения о семье, микроклимате и особенностях семейной ситуации через арт-терапевтические техники и беседы, используемые на занятиях.

 

Участники проекта: семьи, находящиеся в «группе риска» или в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, воспитатели, специалисты ДОУ.

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год. Занятия проводились один раз в месяц, продолжительностью 30 минут.

Программа «Семейной арт-гостиной» строится на следующих приемах, техниках и технологиях:

витражное рисование,

мандала,

эбру,

кляксография,

коллективное рисование,

коллаж.

Планируемые результаты и способы, формы их определения:

· родители начинают интересоваться содержанием образовательного процесса в ДОУ;

· задают вопросы специалистам и педагогам ДОУ о ребенке, его личности, потребностях и способностях, а также интересах;

·  у родителей формируется конструктивная модель поведения в отношениях с ребенком;

·   установление доверительных отношений между семьей и образовательным учреждением, что поддерживает положительный эмоциональный фон ребенка;

·  метод наблюдения за взаимодействием родителей и ребенка применяется, когда ребенок находится в ДОУ с родителями в утренние или вечерние часы и при взаимодействии на занятиях;

·       анкетирования родителей в начале и в конце реализации проекта «Мой ребенок»;

·       рефлексия по завершению занятия;

·       в завершение проекта создание «Семейной книги».

 

Проект принял участие в городском конкурсе «Лучшие практики работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации» в 2022 году.

Читать текст полностью

Презентация "Семейная Арт-гостиная"