«Счастливые дети в счастливой семье». Тренинг для родителей дошкольников

 

Шидловская Татьяна Геннадьевна

педагог-психолог

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 98 «Ёлочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики.

Победитель

республиканского Летнего фестиваля практической психологии

по теме «Повышение родительской компетентности и

формирование ответственного, позитивного родительства»,

занявшая III место

 

Пояснительная записка.

Часто неправильное воспитание ребёнка в семье приводит к очень тяжёлым последствиям: ребёнок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом. Повышенная эмоциональность ребёнка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребёнка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринуждённости в отношениях, бодрости и настроения – многое из перечисленного воспитывается в семье.

В  последние  годы  одним  из  наиболее  распространённых  поводов  для  обращения родителей  за  помощью  к  психологу  является  потеря  взаимопонимания  с  детьми. Основная причина такого рода беспокойства родителей: 

  • отношение  с  собственными  детьми  стали  формальными,  т.е.  переросли  в межличностные  взаимодействия  типа  «мать – дочь,  отец – сын»,  но  не  более  того,  исчезли обыкновенное взаимопонимание, теплота отношений и радость общения. А ведь взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения  с  другими  людьми,  которые  передаются  из  поколения  в  поколение.  Родителями создаётся  опредёленная  атмосфера  общения  в  семье,  где  с  первых  дней  жизни  малыша происходит  становление  его  личности.  Контакты  со  взрослыми  решающим  образом определяют направление и темпы развития ребёнка. Между поведением родителей и поведением детей  прослеживается опредёленная зависимость: принятие и любовь порождают  в  ребёнке  чувство безопасности и способствуют гармоничному  развитию  личности, а явное отвержение ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Традиционно  психологическая  помощь  семье  оказывается  в  рамках индивидуальной  психологической  консультации.  Однако  в  последнее  время  групповые методы  работы  с  семьёй  завоевывают  всё  большую  популярность.  Групповые  эффекты дают  возможность  снять  ощущение  единственности  и  уникальности  собственных трудностей.  Позволяют получить обратную связь (от взрослых  и от детей),  взглянуть на свою семью с иной точки зрения.

О  важности  проведения  психологической  работы  с  семьёй  свидетельствует  и  тот факт,  что  большинство  родителей  в динамичной, насыщенной жизни не  имеют  возможности  уделять  достаточно  времени  общению  со  своим  ребёнком,  соответственно, и культура  семейного  общения  постепенно  сужается,  что  не  может  не  сказываться  на  качестве детско-родительских отношений и, соответственно на развитии ребёнка.

 Выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются родители, это:

1) нехватка времени на общение с ребёнком; 

2)  недостаточность психических знаний об особенностях детского развития;

3)  непонимание причин того или иного поведения ребёнка;

4)  затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия.

      Таким образом, необходимо направить свою профессиональную деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений посредством организации тренингов с родительской и детско-родительской  группами.

      Взаимосвязь детско-родительских отношений проявляется через:

  • расширение возможностей понимания своего ребёнка;
  • совместную деятельность;
  • проживание опыта в группе;
  • рефлексию и возможность получения обратной связи.

Текст работы