«Счастливые дети в счастливой семье». Тренинг для родителей дошкольников
Шидловская Татьяна Геннадьевна
педагог-психолог
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 98 «Ёлочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики.
Победитель
республиканского Летнего фестиваля практической психологии
по теме «Повышение родительской компетентности и
формирование ответственного, позитивного родительства»,
занявшая III место
Пояснительная записка.
Часто неправильное воспитание ребёнка в семье приводит к очень тяжёлым последствиям: ребёнок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом. Повышенная эмоциональность ребёнка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребёнка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.
Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринуждённости в отношениях, бодрости и настроения – многое из перечисленного воспитывается в семье.
В последние годы одним из наиболее распространённых поводов для обращения родителей за помощью к психологу является потеря взаимопонимания с детьми. Основная причина такого рода беспокойства родителей:
- отношение с собственными детьми стали формальными, т.е. переросли в межличностные взаимодействия типа «мать – дочь, отец – сын», но не более того, исчезли обыкновенное взаимопонимание, теплота отношений и радость общения. А ведь взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Родителями создаётся опредёленная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребёнка. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается опредёленная зависимость: принятие и любовь порождают в ребёнке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, а явное отвержение ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Однако в последнее время групповые методы работы с семьёй завоевывают всё большую популярность. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей. Позволяют получить обратную связь (от взрослых и от детей), взглянуть на свою семью с иной точки зрения.
О важности проведения психологической работы с семьёй свидетельствует и тот факт, что большинство родителей в динамичной, насыщенной жизни не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком, соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно на развитии ребёнка.
Выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются родители, это:
1) нехватка времени на общение с ребёнком;
2) недостаточность психических знаний об особенностях детского развития;
3) непонимание причин того или иного поведения ребёнка;
4) затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия.
Таким образом, необходимо направить свою профессиональную деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений посредством организации тренингов с родительской и детско-родительской группами.
Взаимосвязь детско-родительских отношений проявляется через:
- расширение возможностей понимания своего ребёнка;
- совместную деятельность;
- проживание опыта в группе;
- рефлексию и возможность получения обратной связи.