Кинотренинг для родителей «Предотвращение самоубийства детей и подростков»

Андреева Н.Н.,

 кандидат педагогических наук,

 доцент кафедры педагогики и практической психологии

Чувашского республиканского института образования

 

Если бы мы называли настоящую причину ухода из жизни,

 звучала бы она примерно так: «Мне не хватало любви».

Любите нас живыми»

(Из спектакля «Трудное детство»)

   Из года в год специалисты констатируют, что самый высокий процент всех самоубийств несовершеннолетних в России связан с семейными, школьными конфликтами и неблагополучием, с боязнью насилия со стороны взрослых, с безразличием и чёрствостью окружающих. Это значит, когда дети и подростки тихо или громко зовут на помощь: «Ау! Есть хоть кто-нибудь, кто может выслушать меня? SOS! Кто сможет мне помочь?», в ответ они получают дефицит родительской любви, бестактность нечутких педагогов, равнодушие интернет-ориентированных сверстников и уходят из жизни так и не услышанными. А в «Декларации прав ребёнка», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи  ООН от 20 ноября 1959 года, просто и мудро записано: «Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании»; «Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь»; «Человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». Получается, современный взрослый мир отвернулся от детей? И этот мир перевёрнутых ценностей (деньги вместо детей, например) требует пробуждения! Чем быстрее, тем лучше для России.

   Эффективным методом пробуждения истинных родительских чувств и созидательных установок к детям является кинотренинг. При умелом использовании он способен дать мощнейший толчок развитию эмоционально-ценностной сферы родителей и законных представителей обучающихся, поскольку нацелен на развитие их культуры переживаний, сопереживаний, ценностных ориентаций. Просмотр и анализ кино-видеоматериалов могут оказать сильное психолого-педагогическое воздействие в целом на душу человека – на его психику и поведение.

   Программа данного кинотренинга направлена на оказание общей профилактической помощи родителям в докризисный период с целью предотвращения возможного суицидального поведения детей. Каким образом? На основе целенаправленного формирования у родителей ответственного отношения к развитию антисуицидальных факторов личности у их детей. К ним относятся: эмоциональная привязанность к родителям, родственникам, близким людям и степень значимости отношений с ними; выраженное чувство долга и обязательность; учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности самоубийства и осуждение, неприятие суицидальных моделей поведения; наличие духовно-нравственных и эстетических критериев в мышлении; уровень религиозности и боязнь греха самоубийства; негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства; концентрация внимания на состоянии собственного здоровья и боязнь причинения себе физического ущерба; наличие актуальных жизненных ценностей и целей; убеждения о неиспользованных жизненных возможностях; наличие жизненных, творческих, семейных, иных планов и замыслов; проявление интереса к жизни; планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни; психологическая гибкость и адаптивность, умение компенсировать негативные личные переживания и использовать методы снятия психоэмоциональной напряжённости.

   Кинотренинг «Предотвращение самоубийства детей и подростков» создаёт условия для подробного анализа антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов личности на основе кино-видеоматериалов, способствуя развитию положительных жизненных установок, созидательной жизненной позиции, комплекса личностных характеристик, психологических особенностей человека и его душевных переживаний, препятствующих осуществлению суицидальных намерений. В случае проблематичности формирования данных факторов в семейных условиях необходима профессиональная работа специалистов (классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, учителей и других в сотрудничестве с педагогами-психологами) как с детьми, подростками, так и с родителями, законными представителями в данном направлении. В целом, кинотренинг нацелен на минимизацию последствий аномии – нарушений в ценностно-нормативной системе современного общества, породивших кризис семьи. С опорой на собственный опыт работы предлагаю следующий тематический план кинотренинговых занятий для родителей и законных представителей обучающихся.

 «Предотвращение самоубийства детей и подростков»:

кинотренинг для родителей

Тема Цели, задачи Наименование форм работы, упражнений
 1. Занятие по фильму «Дотянуться до мамы» (2010). Режиссёр: Ольга Томенко. Продолжительность: 34 минуты. Цели: актуализация  конструктивных воспитательных усилий родителей; формирование умения анализировать собственное поведение для гармонизации детско-родительских отношений.Задачи: проанализировать выраженность у героини фильма антисуицидальных факторов личности (эмоциональная привязанность к матери и отцу, степень значимости отношений с ними, выраженное чувство долга и обязательность, наличие духовно-нравственных и эстетических критериев в мышлении, психологическая гибкость и адаптивность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психоэмоциональной напряжённости). 1.      Психологический разогрев и настрой на работу в кинотренинге.2.      Просмотр фильма.3.      Свободное обсуждение в кругу возникших эмоций, чувств, мыслей, ощущений.4.      Структурированное обсуждение и анализ киноматериалов по антисуицидальным факторам личности Кати.5.      Информирование об основных «языках любви» для детей и способах адекватного родительского контроля. Обеспечение родителей соответствующей  памяткой.6.      Телесно-ориентированное упражнение «Добрые пальцы, ладони, руки».7.      Ответы на вопрос «Что мне дало сегодняшнее занятие?»
2. Занятие по фильму «Талая вода» (2005). Режиссёр: Наталья Иванова. Продолжительность: 19 минут.    Цели: активизация  конструктивных воспитательных усилий родителей; развитие стремления к понимающему, толерантному, доброжелательному, бесконфликтному общению и взаимодействию с подростками.Задачи: проанализировать выраженность у героини фильма антисуицидальных факторов личности (эмоциональная привязанность к бабушке и отцу, степень значимости отношений с ними, концентрация внимания на состоянии собственного здоровья и боязнь причинения себе физического ущерба,  уровень религиозности и боязнь греха убийства/самоубийства). 1.      Настрой на работу с фильмом.2.      Просмотр фильма.3.      Свободное обсуждение в кругу возникших эмоций, чувств, мыслей, ощущений.4.      Структурированное обсуждение и анализ киноматериалов по антисуицидальным факторам личности Светы.5.      Перепросмотр эпизодов и детальный анализ бабушкиных средств общения с внучкой.6.      Обеспечение родителей  памяткой по активному слушанию и эффективному общению с детьми, подростками.7.      Обобщение полученных в группе результатов.8.      Формулирование индивидуальных выводов с ответами на вопрос «Что дало мне это занятие?»

3.Занятие по

1) документальному фильму «Себя убить нельзя» (2014). Студия «Символик видео». Продолжительность: 44 минуты.

2) видео-консультации «Суицид с точки зрения психиатра». Mednauka.net Продолжительность: 8 минут. 

Цели: поддержка  конструктивных воспитательных усилий родителей; развитие стремления к оказанию адекватной родительской помощи  и поддержки своим детям.Задачи: проанализировать выраженность антисуицидальных факторов личности на основе кино-видеоматериалов (учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и осуждение, неприятие суицидальных моделей поведения, негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства, уровень религиозности и боязнь греха самоубийства).

1.Настрой на работу с кино-видеоматериалами.

2.Просмотр документального фильма.

3.Свободное обсуждение в кругу возникших эмоций, чувств, мыслей, ощущений.

4.Структурированное обсуждение и анализ киноматериалов по антисуицидальным факторам личности.

5.Просмотр видео-консультации.

6.Свободное обсуждение  возникших эмоций, чувств, мыслей, ощущений.

7.Обобщение полученных в группе результатов.

8.Формулирование индивидуальных выводов с ответами на вопрос «Что дало мне данное кинотренинговое занятие?»

9.Обеспечение родителей  памяткой по профилактике суицида.

4. Занятие по

1) видеоролику «О жизни за 2 минуты». Prof.com Продолжительность: 3 минуты.

2) видеоролику «Ник Вуйчич». Продолжительность: 5 минут.

3) документальному фильму «Что делает человека уникальным?» (2010). Poisk.Boga.com Продолжительность: 8 минут.     

Цель: использование   конструктивных воспитательных усилий родителей в проектировании положительного жизненного сценария своих детей.Задачи: проанализировать выраженность антисуицидальных факторов личности Ника Вуйчича (наличие актуальных жизненных ценностей и целей, убеждения о неиспользованных жизненных возможностях, наличие жизненных, творческих, семейных, иных планов и замыслов, проявление интереса к жизни, планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни).

1.  Настрой на работу с кино-видеоматериалами.

2. Просмотр двух видеороликов.

3. Свободное обсуждение в кругу возникших эмоций, чувств, мыслей, ощущений.

4. Ознакомление с картой наблюдения, составленной на основе антисуицидальных факторов личности.

5.Просмотр документального фильма – интервью с Ником Вуйчичем.

6. Структурированное обсуждение и анализ фильма по карте наблюдения.

7. Информирование о базовых жизненных позициях личности по Эрику Берну.

8. Разрешения, благопожелания, благословения родителей своим детям.

9.Обеспечение родителей  памяткой (в том числе заключительной памяткой) по психологической помощи и поддержке в семье, безусловной любви и адекватному отношению к ребёнку.

10. Обобщение полученных в группе результатов.

11. Формулирование индивидуальных выводов в рефлексивном кругу с ответами на вопросы «Что мне дало это занятие? К каким выводам я пришёл / пришла в результате участия в кинотренинге?»

12. Домашнее задание для желающих: совместно с членами семьи посмотреть и обсудить документальный фильм Алексея Шамраева «Путь к Олимпу» из цикла «Успешные сироты на ринге жизни» о паралимпийской чемпионке 2014 года (Сочи) Светлане Коноваловой.

 

Заключительная памятка для родителей

  • 2017 год в Чувашской Республике объявлен Годом Матери и Отца. С заглавной буквы написаны в указе священные слова «Мать» и «Отец». Это означает, у нашего повседневного материнского и отцовского «Я» есть, куда тянуться и расти из года в год, не так ли?
  • Ценность материнства и отцовства измеряется отношением повзрослевших детей к постаревшим родителям. Давайте же поможем нашим детям ощущать себя счастливыми людьми и благодарными помощниками своих родителей и в детстве, и в отрочестве, и в юности, и далее по жизни!
  • Знаете, целое десятилетие детства в России начнётся в следующем году и продлится до 2027 года. Соответствующий указ подписал 29 мая 2017 года Президент Российской Федерации.
  • Благодарим Вас за участие в кинотренинге!

  

Статья опубликована

Предотвращение самоубийства детей и подростков (Кинотренинг для родителей) //Народная школа.– Чебоксары, 2017. – № 4. – С.39-40.