Программа коррекции и профилактики профессионального выгорания учителей средствами арт-терапии
С.Г.Сидорова, выпускница курсов профессиональной переподготовки
по специальности «Психология»,
Н.Н. Андреева, научный руководитель, доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного образования Чувашского республиканского института образования, кандидат педагогических наук
Программа коррекции и профилактики профессионального выгорания учителей средствами арт-терапии
Цель предлагаемых арт-терапевтических занятий: укрепление психологического здоровья и профилактика профессионального выгорания учителей на основе предупреждения и преодоления возможных последствий психологического напряжения, поддержания оптимального эмоционального состояния в условиях профессиональной деятельности.
Программа рассчитана на пять занятий, направленных на работу с негативными проявлениями трёх основных компонентов психологического выгорания педагогов – эмоциональное истощение (одно занятие), деперсонализация (три занятия), редукция профессиональных достижений (одно занятие). Оптимальное число участников 10-12 человек. Содержание занятий может быть реализовано также в индивидуальной работе с педагогом. Продолжительность каждого занятия 1-1,5 часа. Частота проведения: 1 раз в неделю.
Предварительная работа предполагает проведение диагностического обследования педагогического коллектива по опроснику эмоционального выгорания К.Маслач, С.Джексон (русскоязычная версия Н.Водопьяновой, Е.Старченковой «Профессиональное выгорание») и последующее индивидуальное информирование каждого учителя о результатах. Рекомендуется также следующий диагностический инструментарий: методика «Эмоциональное выгорание» В.Бойко; опросник «Эмоциональные барьеры в межличностном общении» В.Бойко; опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н.Водопьяновой, М.Штейн. Целесообразно проведение семинара-практикума с информированием педагогов о специфике синдрома профессионального выгорания («эмоционального выгорания», «эмоционального сгорания», «психического выгорания», «психологического выгорания»), его причинах и симптомах проявления, о возможных последствиях для здоровья и жизни человека.
Структура арт-терапевтических занятий:
1. Вводная часть – «разогрев»: шеринг (вербализация чувств в начале занятия), упражнения-разминки, настраивающие на работу.
2. Основная часть – действие: упражнения на выработку практических навыков, информирование.
3. Заключительная часть – обмен чувствами и рефлексивный анализ: шеринг (вербализация чувств в конце занятия), рефлексия.
Тематический план занятий
Тема |
Цели и задачи |
Наименование форм работы, упражнений |
Моё настроение
|
Цели: саморегуляция эмоциональных состояний; формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний как методов коррекции и профилактики эмоционального выгорания.
Задачи: уменьшить ощущение эмоционального перенапряжения; снизить чувство усталости, опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов; снять психоэмоциональное напряжение.
|
Вводная часть Цели и задачи программы. Принципы работы арт-терапевтической группы. Шеринг. Самооценка эмоционального состояния «здесь и сейчас». Распределение по цветовым зонам в зависимости от преобладающего настроения.
Основная часть Работа в подгруппах с разным эмоциональным фоном: упражнение «Рисунок и коллаж настроения». Индивидуальное рисование «Моё настроение». Поиск и нахождение партнёра по рисунку. Обмен впечатлениями в общем кругу. Индивидуальное рисование «Моё настроение»: повтор упражнения. Повторный поиск и нахождение партнёра по рисунку. Обмен впечатлениями в общем кругу: некоторые участники могут поменять цвет своего настроения. Заключительная часть Шеринг. Рефлексия по итогам занятия. |
Рисуем в кругах и мандалах
|
Цели: исследование ролевых взаимоотношений в группе и влияния членов группы на индивидуальный опыт.
Задачи: исследовать межличностные взаимоотношения, конфликты, лидерство; пронаблюдать способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений и разрешения конфликтных ситуаций; способствовать преодолению поведенческих стереотипов, развитию эмоциональной и поведенческой гибкости; актуализировать позитивные, конструктивные отношения к коллегам по работе и к людям в целом.
|
Вводная часть Шеринг. Упражнение «Броуновское движение».
Основная часть Индивидуальная работа: выбор одного или нескольких кругов любого размера (диаметром от 3 до 30 см из плотной бумаги). Дарение выбранных кругов друг другу. Парная, групповая работа на основе бережного отношения к пространству и чувствам других: дорисовывание чего-либо в кругах других участников, предварительно договорившись об этом с ними. Написание добрых слов и пожеланий около понравившихся рисунков с согласия авторов. Зарисовывание оставшегося свободного пространства в круге узорами, символами, значками и т. п. Обсуждение впечатлений в общем кругу.
Заключительная часть Шеринг. Рефлексия по итогам занятия. Домашнее задание: изготовление арт-подарка. |
Мой арт-подарок
|
Цели: исследование межличностных отношений, индивидуальных потребностей, смыслов, ценностей.
Задачи: исследовать привязанности и симпатии, антипатии в группе; создать благоприятный эмоциональный фон для творческого общения и межличностного взаимодействия, для реализации потребности человека в поддержке, признании, принятии; способствовать самовыражению, самопринятию, личностному росту.
|
Вводная часть Шеринг. Упражнение «Мой арт-подарок для других или для себя». Комментирование своих подарков, размещение их на листе ватмана на столе в центре круга.
Основная часть Работа в общей группе или в группе желающих: создание композиции из арт-подарков на листе бумаги. Придумывание названия композиции, описание сюжета. Анализ полученных результатов, обращение внимания участников на арт-подарки, не использованные при создании общей композиции, наблюдение за авторами «отвергнутых» подарков. Вербализация чувств и пожеланий. Продолжение создания групповой композиции из арт-подарков на листе бумаги до тех пор, пока имеются желающие придать выразительность или что-либо изменить в ней. Индивидуальная работа на фоне поддержания в группе заинтересованности и проявления эмпатии: создание собственной композиции на листе, придумывание её сюжета и названия. Дарение своих композиций (без исключения) друг другу с самыми тёплыми пожеланиями. (Возможна организация выставки индивидуальных композиций на общем листе ватмана или на обоях).
Заключительная часть Шеринг. Рефлексия по итогам занятия. |
Рисуем на обоях |
Цели: исследование индивидуальных целей и потребностей; актуализация доброжелательных межличностных отношений.
Задачи: исследовать индивидуальные цели и неосознаваемые мотивы, потребности, желания, стремления; осуществить эмоциональную поддержку, «психологическое поглаживание»; способствовать развитию доброжелательности, сорадования и сопереживания чувствам других людей; повышать стремление понимать окружающих и терпимо относиться к многообразию проявлений человеческой индивидуальности. |
Вводная часть Шеринг. Упражнение « Самый добрый круг на Земле».
Основная часть Групповое рисование на обоях (один рулон на группу) в сочетании с индивидуальным рисованием в пространстве собственных листов бумаги, символизирующих индивидуальные цели в сфере здоровья, профессии, семьи, финансов и материального благополучия, общения и личностного роста. Обсуждение групповых и индивидуальных результатов художественного творчества в позитивном ключе в сочетании с благопожеланиями друг другу.
Заключительная часть Шеринг. Рефлексия по итогам занятия.
|
Рисуем имя
|
Цели: развитие профессиональной идентичности и самоидентификации, усиление позитивного образа «Я».
Задачи: расширить ролевой репертуар и ролевую гибкость; развивать способности к самопринятию, самораскрытию, творческому самовыражению; содействовать осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного целостного образа «Я»; актуализировать восприятие своего здоровья как профессионально-личностной ценности.
|
Вводная часть Шеринг. Хождение по кабинету, выбор наиболее комфортного для себя места.
Основная часть Индивидуальная работа: написание своего имени в воздухе правой рукой, затем левой рукой. Написание своего имени, занимая как можно больше пространства, от пола до потолка с помощью воображаемой широкой кисти. Представление наиболее приятного образа собственного имени с закрытыми глазами, создание его воображаемого рисунка в воздухе. Запоминание этого приятного образа через цвет, звучание имени, размеры букв и другие признаки. Вспоминание человека из окружающих людей, который часто называет этим именем. Изображение своего имени на листе бумаги. (Возможно создание образа имени с помощью цветной и гофрированной бумаги, блёсток, карандашей, красок, предметов и т.п.). Вербализация возникших в ходе работы положительных эмоций и чувств. Упражнение в технике психосинтеза: «услышание» в воображении имени какого-нибудь человека одного с участником пола, представление его образа: как правило, визуализированная личность обладает теми качествами, которые участник может или должен в себе развить. Индивидуальная работа: «Я рисую успех и здоровье».
Заключительная часть Шеринг. Рефлексия по итогам всех занятий
|