Программа коррекции и профилактики профессионального выгорания учителей средствами арт-терапии

С.Г.Сидорова, выпускница курсов профессиональной переподготовки

по специальности «Психология»,

Н.Н. Андреева, научный руководитель, доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного образования Чувашского республиканского института образования, кандидат педагогических наук

 

 

Программа коррекции и профилактики профессионального выгорания учителей средствами арт-терапии

 

Цель предлагаемых арт-терапевтических занятий: укрепление психологического здоровья и профилактика профессионального выгорания учителей на основе предупреждения и преодоления возможных последствий психологического напряжения, поддержания оптимального эмоционального состояния в условиях профессиональной деятельности.

Программа рассчитана на пять занятий, направленных на работу с негативными проявлениями трёх основных компонентов психологического выгорания педагогов – эмоциональное истощение (одно занятие), деперсонализация (три занятия), редукция профессиональных достижений (одно занятие). Оптимальное число участников 10-12 человек. Содержание занятий может быть реализовано также в индивидуальной работе с педагогом. Продолжительность каждого занятия 1-1,5 часа. Частота проведения: 1 раз в неделю.

Предварительная работа предполагает проведение диагностического обследования педагогического коллектива по опроснику эмоционального выгорания К.Маслач, С.Джексон (русскоязычная версия Н.Водопьяновой, Е.Старченковой «Профессиональное выгорание») и последующее индивидуальное информирование каждого учителя о результатах. Рекомендуется также следующий диагностический инструментарий: методика «Эмоциональное выгорание»  В.Бойко; опросник «Эмоциональные барьеры в межличностном общении» В.Бойко; опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н.Водопьяновой, М.Штейн. Целесообразно проведение семинара-практикума с информированием педагогов о специфике синдрома профессионального выгорания («эмоционального выгорания», «эмоционального сгорания», «психического выгорания», «психологического выгорания»), его причинах и симптомах проявления, о возможных последствиях для здоровья и жизни человека.

Структура арт-терапевтических занятий:

1. Вводная часть – «разогрев»: шеринг (вербализация чувств в начале занятия),  упражнения-разминки, настраивающие на работу.

2. Основная часть – действие: упражнения на выработку практических навыков, информирование.

3. Заключительная часть – обмен чувствами и рефлексивный анализ: шеринг (вербализация чувств в конце занятия), рефлексия.

 

Тематический план занятий

Тема

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнений

Моё настроение

 

Цели:

саморегуляция эмоциональных состояний;

формирование

навыков саморегуляции эмоциональных состояний как методов коррекции и профилактики эмоционального выгорания.

 

Задачи:

уменьшить ощущение эмоционального перенапряжения;

снизить чувство усталости, опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов;

снять психоэмоциональное напряжение.

 

 

Вводная часть

Цели и задачи программы.

Принципы работы арт-терапевтической группы.

Шеринг.

Самооценка эмоционального состояния «здесь и сейчас».

Распределение по цветовым зонам в зависимости от преобладающего настроения.

 

Основная часть

Работа в подгруппах с разным эмоциональным фоном: упражнение «Рисунок и коллаж настроения».

Индивидуальное рисование «Моё настроение».

Поиск и нахождение партнёра по рисунку.

Обмен впечатлениями в общем кругу.

Индивидуальное рисование «Моё настроение»: повтор упражнения.

Повторный поиск и нахождение партнёра по рисунку.

Обмен впечатлениями в общем кругу: некоторые участники могут поменять  цвет своего настроения.

Заключительная часть

Шеринг.

Рефлексия по итогам занятия.

Рисуем в кругах и  мандалах

 

Цели:

 исследование ролевых взаимоотношений в группе и влияния членов группы на индивидуальный опыт.

 

Задачи:

исследовать межличностные взаимоотношения, конфликты, лидерство;

пронаблюдать способы  установления и поддержания контакта, принятия совместных решений и разрешения конфликтных ситуаций;

способствовать

преодолению поведенческих стереотипов, развитию эмоциональной и поведенческой гибкости;

актуализировать позитивные, конструктивные отношения к коллегам по работе и к людям в целом.

 

Вводная часть

Шеринг.

Упражнение «Броуновское движение».

 

Основная часть

Индивидуальная работа: выбор одного или нескольких кругов любого размера (диаметром от 3 до 30 см из плотной бумаги).

Дарение  выбранных кругов друг другу.

Парная, групповая работа на основе бережного отношения к пространству и чувствам других:

дорисовывание чего-либо в кругах других участников, предварительно договорившись об этом с ними.

Написание добрых слов и пожеланий около понравившихся рисунков с согласия авторов.

Зарисовывание оставшегося свободного пространства в круге узорами, символами, значками и т. п.

Обсуждение впечатлений в общем кругу.

 

Заключительная часть

Шеринг.

Рефлексия по итогам занятия.

Домашнее задание: изготовление арт-подарка.

Мой арт-подарок

 

 

Цели:

исследование межличностных отношений, индивидуальных потребностей, смыслов, ценностей.

 

Задачи:

исследовать привязанности и симпатии, антипатии в группе;

создать благоприятный эмоциональный фон для творческого общения и межличностного взаимодействия, для реализации потребности человека в поддержке, признании, принятии;

способствовать самовыражению, самопринятию, личностному росту.

 

   

   

 

Вводная часть

Шеринг.

Упражнение «Мой арт-подарок для других или для себя».

Комментирование своих подарков, размещение их на листе ватмана на столе в центре круга.

 

Основная часть

Работа в общей группе или в группе желающих: создание композиции из арт-подарков  на листе бумаги. Придумывание названия композиции, описание сюжета.

Анализ полученных результатов, обращение внимания участников на арт-подарки, не использованные при создании общей композиции, наблюдение за авторами «отвергнутых» подарков. Вербализация чувств и пожеланий.

Продолжение создания групповой композиции из арт-подарков  на листе бумаги до тех пор, пока имеются желающие придать выразительность или что-либо изменить в ней.

Индивидуальная работа на фоне поддержания в группе заинтересованности и проявления эмпатии: создание собственной композиции на листе, придумывание её сюжета и названия.

Дарение своих композиций (без исключения) друг другу с самыми тёплыми пожеланиями. (Возможна организация выставки индивидуальных композиций на общем листе ватмана или на обоях).

 

Заключительная часть

Шеринг.

Рефлексия по итогам занятия.

Рисуем на обоях

Цели:

исследование  индивидуальных целей и  потребностей;

актуализация доброжелательных

межличностных отношений.

 

Задачи:

исследовать индивидуальные цели и неосознаваемые мотивы, потребности, желания, стремления;  

осуществить эмоциональную поддержку, «психологическое поглаживание»;

способствовать развитию доброжелательности,  сорадования и сопереживания чувствам других людей;

повышать стремление понимать окружающих  и терпимо относиться к многообразию проявлений человеческой индивидуальности.

Вводная часть 

Шеринг.

Упражнение « Самый добрый круг на Земле».

 

Основная часть

Групповое рисование на обоях (один рулон на группу) в сочетании с индивидуальным  рисованием в пространстве собственных листов бумаги, символизирующих индивидуальные цели в сфере здоровья, профессии, семьи, финансов и материального благополучия, общения и личностного роста.

Обсуждение групповых и индивидуальных результатов художественного творчества в позитивном ключе в сочетании с благопожеланиями друг другу.

 

Заключительная часть

Шеринг.

Рефлексия по итогам занятия.

 

Рисуем имя

 

Цели:

развитие профессиональной идентичности и самоидентификации, усиление позитивного образа «Я».

 

Задачи:

расширить ролевой репертуар и ролевую гибкость;

развивать способности к самопринятию, самораскрытию, творческому самовыражению;

содействовать осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного целостного образа «Я»;

актуализировать восприятие своего здоровья как профессионально-личностной ценности.

 

 

Вводная часть 

Шеринг.

Хождение по кабинету, выбор наиболее комфортного для себя места.

 

Основная часть

Индивидуальная работа: написание своего имени в воздухе правой рукой, затем левой рукой.

Написание своего имени, занимая как можно больше пространства, от пола до потолка с помощью воображаемой широкой кисти.

Представление наиболее приятного образа собственного имени с закрытыми глазами, создание его воображаемого рисунка в воздухе.

Запоминание этого приятного образа через цвет, звучание имени, размеры букв и другие признаки.

Вспоминание человека из окружающих людей, который часто называет этим именем.

Изображение своего имени на листе бумаги. (Возможно создание  образа имени с помощью цветной и гофрированной бумаги, блёсток, карандашей, красок, предметов и т.п.).

Вербализация возникших в ходе работы положительных эмоций и чувств.

Упражнение в технике психосинтеза: «услышание» в воображении  имени какого-нибудь человека одного с участником пола, представление его образа: как правило, визуализированная личность обладает теми качествами, которые участник может или должен в себе развить.

Индивидуальная работа: «Я рисую успех и здоровье».

 

Заключительная часть

Шеринг.

Рефлексия по итогам всех занятий

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить