Особенности профессионального выгорания воспитателей в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Программа профилактики.
Особенности профессионального выгорания воспитателей
в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна»
г. Новочебоксарск
Визгина Е.Н.
Научные руководители:
педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения образования
МБУ «Центр мониторинга образования» г. Новочебоксарска
Романова Л.С.,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного
образования Чувашского республиканского института образования
Андреева Н.Н.
Вводное слово
«Вы не можете решить проблему,
пока не признаете, что она у Вас есть»
(Харви Маккей)
Своеобразие атмосферы, отношений педагогических работников и детей в коллективах дошкольных учреждений, их неповторимый жизненный уклад отмечает каждый соприкоснувшийся с таким явлением, как ДОУ. Исследователи выявили, что современное дошкольное образовательное учреждение на фоне нововведений и изменений в нормативно-правовой сфере (внедрение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), обуславливающих функционирование всей образовательной системы страны – претерпевает изменения в плане развития и совершенствования. Можно утверждать, что детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов, коллектив посещающих детский сад детей и их родителей с ключевой ролью воспитанников – детей.
В частности, в современных условиях преобразования нормативно-правовой базы системы образования:
1. Детский сад – уникальная, своеобразная, традиционно сложившаяся субкультура, где основной субъект отношений – ребёнок, воспитанник. Воспитатели и родители также являются одними из главных участников педагогического процесса. Здесь коллектив взрослых и детей находится долгое время вместе. Необходимо также учитывать, что незримое присутствие родителей имеется всегда и во всём, внося в жизнедеятельность детского сада свои коррективы.
2. Внутренняя составная часть субкультуры включает в себя различные уровни взаимоотношений работников детского сада. Коллектив детского сада – это сугубо женский коллектив, находящийся в чётком режимном и ролевом распределении ежедневного труда. В нём все вместе и каждый в отдельности несут одновременно коллективную и индивидуальную ответственность за жизнь, здоровье и воспитание каждого ребёнка детского сада.
3. Субкультура детского сада является одной из составляющих общества, которое своё доверие выражает в постоянном контроле всего, что происходит в детском саду. Это проявляется в постоянных комиссиях, отчётах, аттестациях, проверках от управления образования, комитета здравоохранения, Роспотребнадзора, пожарного надзора, прокуратуры, др.
В соответствии с требованиями жизни и ФГОС дошкольного образования в современном детском саду необходимо создание позитивной, доброжелательной, эмоционально комфортной образовательной среды и социальной ситуации развития детей. Одной из самых актуальных задач в этой связи является привлечение внимания к проблеме психологической безопасности воспитателей детского сада – лиц, от чьей деятельности зависит возможность создания благоприятных во всех отношениях условий воспитания и развития детей. И, прежде всего, важно привлечь внимание самих воспитателей к необходимости понять себя, помочь ощутить потребность в психологическом комфорте, защищённость и уверенность в принятии правильных профессиональных решений.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека [8].
Термин «эмоциональное сгорание» был введён американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами [12]. К.Кондо определяет синдром эмоционального сгорания как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. В 1983 году Е.Махер в своём обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания».
Общие направления нарушения профессионального развития и его конкретные проявления, связанные с появлением негативных симптомов и качеств личности под влиянием особых условий деятельности и перегрузок, нашли также отражение в трудах Л.С.Выготского, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна, Г.Е.Сухаревой, В.В.Лебединского, А.К.Марковой, В.П.Подвойского.
В ходе выполнения нашей исследовательской работы в период с октября по декабрь 2014 года по указанной теме предполагалось выявить прямую зависимость между длительностью педагогической деятельности в рамках новых условий введения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) и уровнем профессионального выгорания педагога с помощью опросника «Профессиональное выгорание» (русскоязычная версия Н.Водопьяновой, Е. Старченковой). Предметом исследования выступил уровень профессионального выгорания воспитателей МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна» города Новочебоксарск Чувашской Республики.
Особенности профессиональной деятельности
воспитателей детского сада как факторы,
способствующие формированию эмоционального выгорания
Обратим внимание на то, какой объём и виды психологической нагрузки несут работники детских садов.
Индивидуальная психологическая нагрузка возникает при выполнении своих функциональных обязанностей, взаимодействии с родителями и детьми, соблюдении режимных моментов, посещении различных комиссий и проведении аттестаций, отчётов, взаимодействий с коллегами и руководителями, подготовке к занятиям.
Групповая психологическая нагрузка проявляется при взаимодействии с коллективом и его руководителями, давлении со стороны коллектива, выражении личного мнения, отстаивании уровня производственной нагрузки, своих прав и обязанностей, обсуждении личной жизни и профессиональной деятельности.
Социальная психологическая нагрузка появляется при состоянии обречённости на низкий материальный статус работника, увеличиваясь при угрозе задержки выплат по заработной плате, угрозе увольнения, постоянных мыслях « Надо что-то менять в своей жизни, на что-то решиться, но куда я денусь, кому я нужна». Эта нагрузка усиливается при постоянной экономической зависимости личной жизни, приводящей к депрессивной беспомощности [4].
Педагог детского сада в силу своих должностных обязанностей и социального статуса своей профессии несёт на себе все вышеизложенные нагрузки. Продолжительность педагогической деятельности только усугубляет её негативное влияние на психологическое здоровье. И в этом контексте речь должна идти о вопросе психологической безопасности педагогов детского сада.
Есть различные виды безопасности. Суть биологической безопасности – оберегать жизнь и здоровье. За этот вид безопасности несут ответственность комитет здравоохранения, Роспотребнадзор, пожарные. Суть материальной безопасности – сохранение целостности и функционирования движимого и недвижимого имущества. Соответственно эти мероприятия контролируют бухгалтерия, управление образования, полиция. Суть социальной безопасности состоит в сохранении нравственного, идейного, образовательного наполнения воспитательного процесса. Эти стороны жизни дошкольного учреждения контролируют соответствующие структуры Министерства образования и молодёжной политики ЧР, Министерства образования и науки ФР.
А что происходит с психологической безопасностью, в чем её суть, кто и каким образом контролирует её обеспечение?
Одним из критериев психологической безопасности является социальность. Социальность может рассматриваться как комплексная мера устойчивости индивида в отношении к обществу, она выражается совокупностью защитных реакций индивида в направлении сохранения его структурной и функциональной целостности и индивидуальности [6].
Психологическая безопасность в детском саду – это новый объект внимания для нашего общества. В развитых странах функцию контроля психологической безопасности в учреждениях выполняют крупнейшие страховые компании. Рассмотрим содержательный компонент профессиональной деятельности, влияющий на психологическую безопасность педагогов детского сада.
Воспитатель – это лицо детского сада. Воспитатель вносит первые коррективы в социальность ребёнка, так как является непререкаемым авторитетом для детей, кладезем знаний, умений, способностей. В то же время, воспитатель находится в центре круга сложных взаимоотношений с воспитанниками, их родителями, коллегами, руководством.
Большинство специалистов сходится во мнении, что специфика профессиональной педагогической деятельности, характеризующаяся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных), которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему (ей) детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
В современном обществе психологические нагрузки превалируют над физическими. Работа в детском саду связана с условиями повышенного психологического напряжения, но при этом должным образом обществом не оценивается. Значит, каждый работник детского сада испытывает серьёзные перегрузки психоэмоционального характера, что негативно сказывается на жизнедеятельности всего коллектива и на воспитательном процессе в целом.
Синдром эмоционального выгорания:
психологические механизмы и особенности проявления
Обратной стороной профессионализации является негативное влияние этой деятельности на человека, возникновение профессиональных деформаций. Специфическим их видом называют «синдром эмоционального выгорания». Зарубежные исследователи (С.Маслач, Р.Джексон) [4] рассматривают данный феномен как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личностных достижений.
Представители отечественной психологии по-разному рассматривают данную проблему. Так, В.В.Бойко [6] понимает под эмоциональным выгоранием «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Исследователи отмечают, что эмоциональное выгорание приобретается человекам в процессе профессиональной деятельности и характеризуется приобретенным стереотипом эмоционального и профессионального поведения.
С.В. Умняшкина [6] отмечает, что неразвитость жизненных сил приводит к эмоциональному выгоранию как неспособности включиться в функционирование других людей: «Личность самоактуализирующаяся обладает «противоядием» по отношению к выгоранию именно за счёт высокой активности по осмыслению своего места и роли в жизненный ситуации других людей, за счёт осознания собственной миссии и готовности «платить за самоидентичность и самореализацию».
По мнению Н.А. Аминова, Н.В. Молоканова, И.А. Зимней [6], преобладание специальных эмоциональных способностей в структуре инструментальных определяет сопротивляемость к развитию синдрома эмоционального выгорания.
По данным исследования, проведённом с педагогами детского сада по методике «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко [6] только 28% респондентов не подвержены синдрому эмоционального выгорания. 30% педагогов имеют сформированный синдром эмоционального выгорания, характеризуемый психическим истощением.
Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, В.В. Бойко [6] выделяет три фазы формирования выгорания:
– напряжение – резистенция (формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу) – истощение.
Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.
Анализ данных по фазе напряжения показывает, что лидирующее место среди симптомов данной фазы занимает «загнанность в клетку», являющаяся логическим продолжением развивающегося стресса. Возникает этот симптом в результате постоянных психотравмирующих воздействий: организационных нестыковок, бюрократических проволочек, повседневной рутинности, которые устранить невозможно. Впоследствии это приводит к чувству безысходности, интеллектуально-эмоциональному затору и тупику.
У 23% респондентов проявляются тревога и депрессия, обусловленные прежде всего разочарованием собой и избранной профессией, конкретной должностью и местом работы. 12% из выборки воспитателей отметили, что их тяготит педагогическая деятельность, и что они случайно выбрали эту профессию. Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности и быстро меняющиеся условия осуществления профессиональной деятельности (переход в работе на ФГОС) способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности педагогов.
Исследование уровня профессионального выгорания
воспитателей детского сада в условиях введения ФГОС
В исследовании в октябре – декабре 2014 года приняли участие педагоги МБДОУ «Детский сад № 1 «Маленькая страна»» города Новочебоксарск Чувашской Республики.
Цель: выявление особенностей и уровня профессионального выгорания воспитателя на фоне внедрения ФГОС. В качестве метода исследования использовался опросник «Профессиональное выгорание» (далее ПВ) (русскоязычная версия Н.Водопьяновой, Е.Старченковой).
В соответствии с поставленной целью выделялись следующие задачи исследования:
1. Выявить интегральный показатель профессионального выгорания на основе соотнесения результатов по исследуемым параметрам (уровням эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений).
2. Оценить зависимость степени профессионального выгорания от стажа педагогической деятельности.
3. Рассмотреть соотношение параметров профессионального выгорания в данном педагогическом коллективе.
Используемая методика является опросником, состоящим из 22 утверждений, смысловое содержание которых отражают чувства и переживания, связанные с профессиональной деятельностью. Оценка каждого утверждения осуществляется респондентами по пятибалльной шкале в зависимости от частоты переживания того или иного чувства. Диагностическим инструментарием данной методики является перечень утверждений и специально подготовленный индивидуальный лист ответов, включающий в себя информацию о возрасте и стаже профессиональной деятельности педагога. Обработка и интерпретация результатов диагностики осуществляется в соответствии с общим «ключом» путём подсчёта суммы баллов как для каждого отдельного параметра (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция персональных достижений), так и по интегральному показателю профессионального выгорания. Возможности обработки полученных результатов позволяют выделить четыре уровня (низкий, средний, высокий, очень высокий) по каждому субфактору. Для оценки интегрального показателя предлагаются тестовые нормы, выявляющие четыре степени профессионального выгорания (низкая, средняя, высокая, крайне высокая).
1. Данные, полученные в результате диагностического обследования, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты оценки профессионального выгорания
воспитателей дошкольного учреждения
№ пп |
пед. стаж |
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция персональных достижений |
общий балл (интег. пока- затель) |
степень выгорания |
||||||
баллы |
уровень |
шкальн. ценка |
баллы |
уровень |
шкальн. оценка |
баллы |
уровень |
шкальн. оценка |
||||
1. |
15 лет |
16 б. |
сред. |
2 б. |
10 б. |
сред. |
2 б. |
32 б. |
сред. |
2 б. |
6 б. |
средняя |
2. |
14 лет |
23 б. |
сред. |
2 б. |
16 б. |
оч. выс. |
5 б. |
21 б. |
оч. выс. |
5 б. |
12 б. |
крайне высокая |
3. |
4 года |
22 б. |
сред. |
2 б. |
3 б. |
низк. |
1 б. |
27 б. |
выс. |
3 б. |
6 б. |
средняя |
4. |
23 года |
20 б. |
сред. |
2 б. |
7 б. |
сред. |
2 б. |
23 б. |
выс. |
3 б. |
7 б. |
высокая |
5. |
11 лет |
6 б. |
низк. |
1 б. |
4 б. |
низк. |
1 б. |
43 б. |
низк. |
1 б. |
3 б. |
низкая |
6. |
19 лет |
17 б. |
сред. |
2 б. |
12 б. |
выс. |
3 б. |
37 б. |
низк. |
1 б. |
6 б. |
средняя |
7. |
1 мес. |
19 б. |
сред. |
2 б. |
2 б. |
низк. |
1 б. |
40 б. |
низк. |
1 б. |
4 б. |
низкая |
8. |
23 года |
21 б. |
сред. |
2 б. |
11 б. |
выс. |
3 б. |
37 б. |
низк. |
1 б. |
6 б. |
средняя |
9. |
18 лет |
28 б. |
выс. |
3 б. |
6 б. |
сред. |
2 б. |
23 б. |
выс. |
3 б. |
8 б. |
высокая |
10.. |
4 года |
14 б. |
низк. |
1 б. |
1 б. |
низк. |
1 б. |
39 б. |
низк. |
1 б. |
3 б. |
низкая |
11. |
28 лет |
36 б. |
оч. выс. |
5 б. |
17 б. |
оч. выс. |
5 б. |
24 б. |
выс. |
3 б. |
13 б. |
крайне высокая |
12. |
34 года |
13 б. |
низк. |
1 б. |
7 б. |
сред. |
2 б. |
33 б. |
сред. |
2 б. |
5 б. |
средняя |
13. |
19 лет |
19 б. |
сред. |
2 б. |
5 б. |
сред. |
2 б. |
30 б. |
сред. |
2 б. |
6 б. |
средняя |
14. |
15 лет |
23 б. |
сред. |
2 б. |
13 б. |
выс. |
3 б. |
30 б. |
сред. |
2 б. |
7 б. |
высокая |
15. |
12 лет |
21 б. |
сред. |
2 б. |
12 б. |
выс. |
3 б. |
33 б. |
сред. |
2 б. |
7 б. |
высокая |
Поскольку одной из задач исследования была проверка зависимости уровня профессионального выгорания от педагогической деятельности, её стажа и влияния новых условий осуществления педагогической деятельности, мы проранжировали индивидуальные результаты, взяв за основу длительность профессиональной деятельности. Таким образом, в обследуемой группе при анализе профессионального выгорания по различным параметрам были выделены результаты, соответствующие всем четырем степеням выгорания.
Крайне высокую степень профессионального выгорания имеет 13% (2 человека); стаж педагогической работы составляет 14 и 28 лет. Высокая степень диагностирована у 27% педагогов (4 человека); стаж профессиональной деятельности от 12 до 23 лет. Наиболее многочисленная группа респондентов 40% (6 человек) имеет среднюю степень профессионального выгорания. Разброс длительности стажа работы в данной группе очень широк: от 4 до 34 лет, но в основном больше 15 лет. Низкую степень профессионального выгорания имеют лишь 20% педагогов (3 человека), их стаж работы составляет: 1 месяц, 4 года, 11 лет.
Делая вывод о наличии зависимости между большим стажем педагогической работы и высокой, крайне высокой степенью профессионального выгорания (все педагоги имеют стаж работы, превышающий 10 лет), следует отметить, что в обследуемой группе имеются воспитатели, педагогический стаж которых составляет 19 лет (№ 6); 23 года (№ 8); 34 года (№ 12), при этом их уровень профессионального выгорания не превышает среднего уровня, они устойчивы к нововведениям. Вероятно, влияние иных личностных особенностей, позитивных жизненных установок, в не меньшей степени способствует сохранению психологического здоровья.
В ходе анализа уровня эмоционального выгорания по отдельным обследуемым параметрам получены данные, отражённые в таблице 2.
Таблица 2
Сводные показатели уровня профессионального выгорания
воспитателей дошкольного учреждения по отдельным субшкалам
Субшкалы |
отсутствует |
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
очень высокий |
% |
% |
% |
% |
% |
|
Эмоциональное истощение |
– |
20% |
66% |
7% |
7% |
Деперсонализация |
– |
27% |
33% |
27% |
13% |
Редукция персональных достижений |
– |
33% |
33% |
27% |
7% |
Из представленных данных видно, что наиболее высокие результаты получены по субшкале «деперсонализация». Показатели высокого и очень высокого уровня по этому параметру диагностированы у 40% респондентов. У 34% педагогов выявлен высокий и очень высокий уровень редукции личных достижений, тогда как высокие показатели по субшкале «эмоциональное истощение» имеют только 14% опрошенных. Полученные данные позволяют нам констатировать, что в данной группе профессиональные деформации, являющиеся следствием профессионального выгорания, в большей степени связаны с изменением характера взаимоотношений с окружающими и профессиональной самооценкой воспитателей на фоне изменяющихся условий профессиональной деятельности.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить личную степень профессионального выгорания каждого участника обследуемой группы педагогов. Обобщенные результаты диагностики свидетельствуют о неблагополучии актуальной ситуации развития. В большинстве случаев прослеживалась зависимость между длительным стажем педагогической работы и увеличением степени профессионального выгорания, а также не готовностью к принятию новых условий.
Сравнительный анализ ответов респондентов по различным исследуемым параметрам показал, что для большинства педагогов данной обследуемой группы результаты по субшкале «деперсонализация» являются наиболее значимыми при определении высокой степени профессионального выгорания.
Выводы
Обобщая, рассмотренные нами теоретические аспекты формирования и проявления профессионального выгорания у воспитателей детского сада в условиях введения ФГОС можно констатировать, что синдром «выгорания» определяется как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности на фоне меняющихся условий. А также рассматривается в аспекте личностной деформации сотрудника под влиянием длительного профессионального стажа, неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе.
Ключевую роль в возникновении синдрома «профессионального выгорания» играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек-человек», быстро меняющиеся условия осуществления профессиональной деятельности. Синдром «выгорания» характеризуется как эмоциональное истощение и деперсонализация. Истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, при деперсонализации наблюдаются различные нарушения отношений с другими людьми. Характерными для синдрома «профессионального выгорания» являются проявления снижения уровня самооценки, негативного отношения к своей профессии, сознательного ограничения своих возможностей, манкирование служебными обязанностями. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений» [5].
Эмоциональное выгорание у воспитателей детского сада в большей степени обусловлено факторами профессиональной деятельности, её спецификой и «вредностями» педагогической профессии.
Необходимо заметить, что синдром эмоционального выгорания педагогов – весьма серьёзное препятствие для эффективной деятельности современного детского сада. Необходимость его выявления и своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий – актуальная задача для педагогов-психологов ДОУ при активной поддержке руководителей, заинтересованных в конструктивном развитии учреждения и, в частности, во внедрении ФГОС. Педагогические работники по условиям Стандарта обеспечиваются консультативной поддержкой, сопровождением, имеют возможность профессионально развиваться – всё это благоприятствует педагогическому процессу и снижает факторы выгорания.
Программа профилактики
профессионального выгорания воспитателей
дошкольной образовательной организации
(Разработала Визгина Е.Н.)
Известно, что по степени напряжённости нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.
Наша профессиональная дельность связана с целым рядом напряжённых ситуаций. Организация различных видов детской деятельности в течение всего дня требует высокой концентрации внимания, эмоциональной гибкости при разрешении достаточно частых конфликтных ситуаций, индивидуального подхода к каждому воспитаннику в образовательном процессе. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удаётся найти общий язык и с родителями по поводу воспитания детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение.
Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс. Необходимость всё время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение и пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка становятся профессиональными заболеваниями воспитателей, учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.
Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счёт работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Педагоги, оказавшись втянутыми в водоворот бесконечной реформы образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Эти события, нарушающие привычный, размеренный ход жизни детского сада, создают дополнительное напряжение.
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего повседневный психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределённости и беспомощности, так характерные для современных воспитателей. Следствием повышенной напряжённости труда нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность. Эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие же педагога, так же как и его агрессивные реакции, становится тоже одной из причин дезадаптации детей.
Следовательно, возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления собственного психологического здоровья. Но следует отметить, что необходимо выработать привычку к психологическим действиям: именно тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.
Целью предлагаемых занятий является предупреждение и преодоление возможных последствий психологического напряжения и поддержания оптимального эмоционального состояния в условиях профессиональной деятельности.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
- Снижение негативных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью, и трансформация их в эмоционально нейтральные эмоциональные состояния.
- Ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.
- Формирование потребности в управлении своим эмоциональным состоянием, в выработке личной модели конструктивного реагирования в эмоционально напряжённых ситуациях профессиональной деятельности.
В основу программы положены различные методы, направленные на выявление и осознание факторов, способствующих профессиональному выгоранию; способы управления эмоциональным состоянием; приёмы, обеспечивающие условия для выработки педагогом личной оптимальной стратегии компетентного поведения в эмоционально напряжённых ситуациях.
Цикл практических занятий рассчитан на 8 занятий. Оптимальное число участников 10-12 человек (содержание занятий может быть использовано и в индивидуальной работе с педагогом). Продолжительность занятий 1-1,5 часа. Режим проведения – один раз в неделю, один раз в месяц или каждый день в течение двух недель.
Структура занятий:
- Вводная часть – экспресс-методика «Самооценка эмоционального состояния» (если занятия проводятся в режиме 1 раз в месяц, целесообразно проводить самооценку эмоционального состояния в начале и в конце каждого занятия); упражнения-разминки, настраивающие на работу.
- Основная часть – информирование; упражнения на выработку практических навыков; индивидуальная и групповая работа.
- Заключительная часть – релаксационные упражнения, рефлексия, ритуалы завершения.
Предварительная работа предполагает проведение диагностического обследования коллектива по опроснику «Профессиональное выгорание» и индивидуальное информирование каждого педагога о результатах. Целесообразно проведение семинара-практикума с информированием о специфике синдрома эмоционального выгорания, его причинах и симптомах проявления, о возможных последствиях.
Тематический план
№ пп |
Содержание |
Количество часов |
1. |
Саморегуляция эмоциональных состояний Цель: Формирование практических навыков саморегуляции эмоциональных состояний как методов коррекции и профилактики профессионального эмоционального выгорания. |
3 |
Занятие № 1. Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
Занятие № 2 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
Занятие № 3 Вводная часть
Основная часть
|
||
Заключительная часть
|
||
2. |
Формирование навыков конструктивного реагирования в эмоционально напряжённых ситуациях профессиональной деятельности Цель: выявление актуальных профессиональных эмоционально-напряженных ситуаций, формирование личной стратегии конструктивных действий (по усмотрению ведущего основная часть занятия может быть разделена на 2 занятия). |
2 часа |
Занятие № 4 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
3. |
Формирование навыков уверенного поведения Цель: формирование стратегии уверенного профессионального поведения: выделение актуальных проблем, расстановка приоритетов, овладение приёмами. |
2 часа |
Занятие № 5 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
Занятие № 6 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
4. |
Актуализация внешних и внутренних ресурсов Цель: Актуализация внутренних, принятие внешних ресурсов, обеспечивающих гармоничное эмоциональное состояние как основу психологического здоровья. |
2 часа |
Занятие № 7 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
Занятие № 8 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
Список литературы
- Алямовская В.Г. Социально-психологический аудит – инструмент управления / В.Г. Алямовская // Управление ДОУ. – 2003. – № 4 – С.8-18.
- Аршинова В.В. Психологическая безопасность в ДОУ / В.В. Аршинова // Управление ДОУ. – 2003. – № 1 – С.17-22.
- Безносов С.П. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации) / С.П.Безносов, А.Т. Иваницкий, В.Я. Кикоть. - СПб.: Народное образование. – 2000. – 156 с.
- Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. –2005. – №2. – С.96-104.
- Гришаева Н.П. Нужно ли бояться конфликтов? / Н.П. Гришаева // Управление ДОУ. – 2004. – № 3 – С.23-28.
- Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека / С. А. Дружилов // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №6. – С.171-178.
- Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание воспитателей ДОУ / Г.П. Звездина // Управление ДОУ. – 2004. – №4 – С.15-20.
- Иванова Н. Психологическое самочувствие воспитателя / Н.Голубева // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8,11,12.
- Иванова Н.К., Профессиональное выгорание: формирование практических умений и навыков по успешному преодолению стресса (Программа семинарских занятий для сотрудников) / Н.К. Иванова // Работник социальной службы. – 2009. – №3.– С. 87-98.
- Кавтарадзе Д. Игры для взрослых / Д.Кавтарадзе // Обруч. – 2001. – № 1 – С.11.
- Краснова С.П. Игры подданных маленького королевства / С.П. Краснова, Г.М. Иванова // Управление ДОУ. – 2003. – № 3. – С.16-20.
- Кулганов В.А. Профилактика утомления у воспитателей детских садов / В.А. Кулганов // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 3. – С.38-42.
- Кулганов В.А. Учитесь отдыхать! / В.А.Кулганов // Экология и безопасность. – 1999. – №7-8.
- Кулганов В.А. Как не стать пациентом психотерапевта / В.А. Кулганов, П.И. Юнацкевич. – СПб.: Союз, 2002.
- Никитик В.В. Не загоняйте себя в угол! / В.В. Никитик // Управление ДОУ. – 2002. – № 3. – С.101-103.
- Полякова, О. Б. Деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций и психологическая защита педагогов и психологов / О. Б. Полякова // Педагогика . – 2009. – №10. – С.28-35.
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 Москва «Об утверждении ФГОС дошкольного образования». – М.: Просвещение. – 25с.
- Ромашко Н. Игры – релаксации для взрослых // Обруч. – 2002. – № 3. – С.38-39.
- Рудакова Н. Современным детям нужны современные педагоги / Н. Рудакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – С.50-54.
- Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 240с.