Особенности профессионального выгорания воспитателей в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Программа профилактики.

Особенности профессионального выгорания воспитателей

в условиях введения ФГОС дошкольного образования

                                    

                                                   Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна»

г. Новочебоксарск

Визгина Е.Н.

 

Научные руководители:

 

педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения образования

МБУ «Центр мониторинга образования» г. Новочебоксарска

Романова Л.С.,

                                                   

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного

образования Чувашского республиканского института образования

Андреева Н.Н.

 

Вводное слово

 «Вы не можете решить проблему,

пока не приз­наете, что она у Вас есть»

              (Харви Маккей)

Своеобразие атмосферы, отношений педагогических работников и детей в коллективах дошкольных учреждений, их неповторимый жизненный уклад отмечает каждый соприкоснувшийся с таким явлением, как ДОУ. Исследователи выявили, что современное дошкольное образовательное учреждение на фоне нововведений и изменений в нормативно-правовой сфере (внедрение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), обуславливающих функционирование всей образовательной системы страны – претерпевает изменения в плане развития и совершенствования. Можно утверждать, что детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов, коллектив посещающих детский сад детей и их родителей с ключевой ролью воспитанников – детей.

В частности, в современных условиях преобразования нормативно-правовой базы системы образования:

1. Детский сад – уникальная, своеобразная, традиционно сложившаяся субкультура, где основной субъект отношений – ребёнок, воспитанник. Воспитатели и родители также являются одними из главных участников педагогического процесса. Здесь коллектив взрослых и детей находится долгое время вместе. Необходимо также учитывать, что незримое присутствие родителей имеется всегда и во всём, внося в жизнедеятельность детского сада свои коррективы.

2. Внутренняя составная часть субкультуры включает в себя различные уровни взаимоотношений работников детского сада. Коллектив детского сада – это сугубо женский коллектив, находящийся в чётком режимном и ролевом распределении ежедневного труда. В нём все вместе и каждый в отдельности несут одновременно коллективную и индивидуальную ответственность за жизнь, здоровье и воспитание каждого ребёнка детского сада.

3. Субкультура детского сада является одной из составляющих общества, которое своё доверие выражает в постоянном контроле всего, что происходит в детском саду. Это проявляется в постоянных комиссиях, отчётах, аттестациях, проверках от управления образования, комитета здравоохранения, Роспотребнадзора, пожарного надзора, прокуратуры, др.

В соответствии с требованиями жизни и ФГОС дошкольного образования в современном детском саду необходимо создание позитивной, доброжелательной, эмоционально комфортной образовательной среды и социальной ситуации развития детей. Одной из самых актуальных задач в этой связи является привлечение внимания к проблеме психологической безопасности воспитателей детского сада – лиц, от чьей деятельности зависит возможность создания благоприятных во всех отношениях условий воспитания и развития детей. И, прежде всего, важно привлечь внимание самих воспитателей к необходимости понять себя, помочь ощутить потребность в психологическом комфорте, защищённость и уверенность в принятии правильных профессиональных решений.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека [8]. 

Термин «эмоциональное сгорание» был введён американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами [12]. К.Кондо определяет синдром эмоционального сгорания как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. В 1983 году Е.Махер в своём обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания».

Общие направления нарушения профессионального развития и его конкретные проявления, связанные с появлением негативных симптомов и качеств личности под влиянием особых условий деятельности и перегрузок, нашли также отражение в трудах Л.С.Выготского, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна, Г.Е.Сухаревой, В.В.Лебединского, А.К.Марковой, В.П.Подвойского.

В ходе выполнения нашей исследовательской работы в период с октября по декабрь 2014 года по указанной теме предполагалось выявить прямую зависимость между длительностью педагогической деятельности в рамках новых условий введения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) и уровнем профессионального выгорания педагога с помощью опросника «Профессиональное выгорание» (русскоязычная версия Н.Водопьяновой, Е. Старченковой). Предметом исследования выступил уровень профессионального выгорания воспитателей МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна» города Новочебоксарск Чувашской Республики.