Особенности профессионального выгорания воспитателей в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Программа профилактики.
- Особенности профессионального выгорания воспитателей в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Программа профилактики.
- Особенности профессиональной деятельности воспитателей детского сада как факторы, способствующие формированию эмоционального выгорания
- Синдром эмоционального выгорания: психологические механизмы и особенности проявления
- Исследование уровня профессионального выгорания воспитателей детского сада в условиях введения ФГОС
- Выводы
Выводы
Обобщая, рассмотренные нами теоретические аспекты формирования и проявления профессионального выгорания у воспитателей детского сада в условиях введения ФГОС можно констатировать, что синдром «выгорания» определяется как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности на фоне меняющихся условий. А также рассматривается в аспекте личностной деформации сотрудника под влиянием длительного профессионального стажа, неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе.
Ключевую роль в возникновении синдрома «профессионального выгорания» играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек-человек», быстро меняющиеся условия осуществления профессиональной деятельности. Синдром «выгорания» характеризуется как эмоциональное истощение и деперсонализация. Истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, при деперсонализации наблюдаются различные нарушения отношений с другими людьми. Характерными для синдрома «профессионального выгорания» являются проявления снижения уровня самооценки, негативного отношения к своей профессии, сознательного ограничения своих возможностей, манкирование служебными обязанностями. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений» [5].
Эмоциональное выгорание у воспитателей детского сада в большей степени обусловлено факторами профессиональной деятельности, её спецификой и «вредностями» педагогической профессии.
Необходимо заметить, что синдром эмоционального выгорания педагогов – весьма серьёзное препятствие для эффективной деятельности современного детского сада. Необходимость его выявления и своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий – актуальная задача для педагогов-психологов ДОУ при активной поддержке руководителей, заинтересованных в конструктивном развитии учреждения и, в частности, во внедрении ФГОС. Педагогические работники по условиям Стандарта обеспечиваются консультативной поддержкой, сопровождением, имеют возможность профессионально развиваться – всё это благоприятствует педагогическому процессу и снижает факторы выгорания.
Программа профилактики
профессионального выгорания воспитателей
дошкольной образовательной организации
(Разработала Визгина Е.Н.)
Известно, что по степени напряжённости нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.
Наша профессиональная дельность связана с целым рядом напряжённых ситуаций. Организация различных видов детской деятельности в течение всего дня требует высокой концентрации внимания, эмоциональной гибкости при разрешении достаточно частых конфликтных ситуаций, индивидуального подхода к каждому воспитаннику в образовательном процессе. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удаётся найти общий язык и с родителями по поводу воспитания детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение.
Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс. Необходимость всё время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение и пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка становятся профессиональными заболеваниями воспитателей, учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.
Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счёт работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Педагоги, оказавшись втянутыми в водоворот бесконечной реформы образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Эти события, нарушающие привычный, размеренный ход жизни детского сада, создают дополнительное напряжение.
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего повседневный психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределённости и беспомощности, так характерные для современных воспитателей. Следствием повышенной напряжённости труда нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность. Эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие же педагога, так же как и его агрессивные реакции, становится тоже одной из причин дезадаптации детей.
Следовательно, возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления собственного психологического здоровья. Но следует отметить, что необходимо выработать привычку к психологическим действиям: именно тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.
Целью предлагаемых занятий является предупреждение и преодоление возможных последствий психологического напряжения и поддержания оптимального эмоционального состояния в условиях профессиональной деятельности.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
- Снижение негативных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью, и трансформация их в эмоционально нейтральные эмоциональные состояния.
- Ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.
- Формирование потребности в управлении своим эмоциональным состоянием, в выработке личной модели конструктивного реагирования в эмоционально напряжённых ситуациях профессиональной деятельности.
В основу программы положены различные методы, направленные на выявление и осознание факторов, способствующих профессиональному выгоранию; способы управления эмоциональным состоянием; приёмы, обеспечивающие условия для выработки педагогом личной оптимальной стратегии компетентного поведения в эмоционально напряжённых ситуациях.
Цикл практических занятий рассчитан на 8 занятий. Оптимальное число участников 10-12 человек (содержание занятий может быть использовано и в индивидуальной работе с педагогом). Продолжительность занятий 1-1,5 часа. Режим проведения – один раз в неделю, один раз в месяц или каждый день в течение двух недель.
Структура занятий:
- Вводная часть – экспресс-методика «Самооценка эмоционального состояния» (если занятия проводятся в режиме 1 раз в месяц, целесообразно проводить самооценку эмоционального состояния в начале и в конце каждого занятия); упражнения-разминки, настраивающие на работу.
- Основная часть – информирование; упражнения на выработку практических навыков; индивидуальная и групповая работа.
- Заключительная часть – релаксационные упражнения, рефлексия, ритуалы завершения.
Предварительная работа предполагает проведение диагностического обследования коллектива по опроснику «Профессиональное выгорание» и индивидуальное информирование каждого педагога о результатах. Целесообразно проведение семинара-практикума с информированием о специфике синдрома эмоционального выгорания, его причинах и симптомах проявления, о возможных последствиях.
Тематический план
№ пп |
Содержание |
Количество часов |
1. |
Саморегуляция эмоциональных состояний Цель: Формирование практических навыков саморегуляции эмоциональных состояний как методов коррекции и профилактики профессионального эмоционального выгорания. |
3 |
Занятие № 1. Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
Занятие № 2 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
Занятие № 3 Вводная часть
Основная часть
|
||
Заключительная часть
|
||
2. |
Формирование навыков конструктивного реагирования в эмоционально напряжённых ситуациях профессиональной деятельности Цель: выявление актуальных профессиональных эмоционально-напряженных ситуаций, формирование личной стратегии конструктивных действий (по усмотрению ведущего основная часть занятия может быть разделена на 2 занятия). |
2 часа |
Занятие № 4 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
3. |
Формирование навыков уверенного поведения Цель: формирование стратегии уверенного профессионального поведения: выделение актуальных проблем, расстановка приоритетов, овладение приёмами. |
2 часа |
Занятие № 5 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
Занятие № 6 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
4. |
Актуализация внешних и внутренних ресурсов Цель: Актуализация внутренних, принятие внешних ресурсов, обеспечивающих гармоничное эмоциональное состояние как основу психологического здоровья. |
2 часа |
Занятие № 7 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
||
Занятие № 8 Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
|
Список литературы
- Алямовская В.Г. Социально-психологический аудит – инструмент управления / В.Г. Алямовская // Управление ДОУ. – 2003. – № 4 – С.8-18.
- Аршинова В.В. Психологическая безопасность в ДОУ / В.В. Аршинова // Управление ДОУ. – 2003. – № 1 – С.17-22.
- Безносов С.П. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации) / С.П.Безносов, А.Т. Иваницкий, В.Я. Кикоть. - СПб.: Народное образование. – 2000. – 156 с.
- Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. –2005. – №2. – С.96-104.
- Гришаева Н.П. Нужно ли бояться конфликтов? / Н.П. Гришаева // Управление ДОУ. – 2004. – № 3 – С.23-28.
- Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека / С. А. Дружилов // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №6. – С.171-178.
- Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание воспитателей ДОУ / Г.П. Звездина // Управление ДОУ. – 2004. – №4 – С.15-20.
- Иванова Н. Психологическое самочувствие воспитателя / Н.Голубева // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8,11,12.
- Иванова Н.К., Профессиональное выгорание: формирование практических умений и навыков по успешному преодолению стресса (Программа семинарских занятий для сотрудников) / Н.К. Иванова // Работник социальной службы. – 2009. – №3.– С. 87-98.
- Кавтарадзе Д. Игры для взрослых / Д.Кавтарадзе // Обруч. – 2001. – № 1 – С.11.
- Краснова С.П. Игры подданных маленького королевства / С.П. Краснова, Г.М. Иванова // Управление ДОУ. – 2003. – № 3. – С.16-20.
- Кулганов В.А. Профилактика утомления у воспитателей детских садов / В.А. Кулганов // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 3. – С.38-42.
- Кулганов В.А. Учитесь отдыхать! / В.А.Кулганов // Экология и безопасность. – 1999. – №7-8.
- Кулганов В.А. Как не стать пациентом психотерапевта / В.А. Кулганов, П.И. Юнацкевич. – СПб.: Союз, 2002.
- Никитик В.В. Не загоняйте себя в угол! / В.В. Никитик // Управление ДОУ. – 2002. – № 3. – С.101-103.
- Полякова, О. Б. Деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций и психологическая защита педагогов и психологов / О. Б. Полякова // Педагогика . – 2009. – №10. – С.28-35.
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 Москва «Об утверждении ФГОС дошкольного образования». – М.: Просвещение. – 25с.
- Ромашко Н. Игры – релаксации для взрослых // Обруч. – 2002. – № 3. – С.38-39.
- Рудакова Н. Современным детям нужны современные педагоги / Н. Рудакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – С.50-54.
- Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 240с.
- << Назад
- Вперёд