Особенности профессионального выгорания воспитателей в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Программа профилактики.

 Исследование уровня профессионального выгорания

воспитателей детского сада в условиях введения ФГОС

 

В исследовании  в октябре – декабре 2014 года приняли участие педагоги МБДОУ «Детский сад № 1 «Маленькая страна»» города Новочебоксарск Чувашской Республики.

Цель: выявление особенностей и уровня профессионального выгорания воспитателя на фоне внедрения ФГОС. В качестве метода исследования использовался опросник «Профессиональное выгорание» (далее ПВ) (русскоязычная версия Н.Водопьяновой, Е.Старченковой).

В соответствии с поставленной целью выделялись следующие задачи исследования:

1. Выявить интегральный показатель профессионального выгорания на основе соотнесения результатов по исследуемым параметрам (уровням эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений).

2. Оценить зависимость степени профессионального выгорания от стажа педагогической деятельности.

3. Рассмотреть соотношение параметров профессионального выгорания в данном педагогическом коллективе.

Используемая методика является опросником, состоящим из 22 утверждений, смысловое содержание которых отражают чувства и переживания, связанные с профессиональной деятельностью. Оценка каждого утверждения осуществляется респондентами по пятибалльной шкале в зависимости от частоты переживания того или иного чувства. Диагностическим инструментарием данной методики является перечень утверждений и специально подготовленный индивидуальный лист ответов, включающий в себя информацию о возрасте и стаже профессиональной деятельности педагога. Обработка и интерпретация результатов диагностики осуществляется в соответствии с общим «ключом» путём подсчёта суммы баллов как для каждого отдельного параметра (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция персональных достижений), так и по интегральному показателю профессионального выгорания. Возможности обработки полученных результатов позволяют выделить четыре уровня (низкий, средний, высокий, очень высокий) по каждому субфактору. Для оценки интегрального показателя предлагаются тестовые нормы, выявляющие четыре степени профессионального выгорания (низкая, средняя, высокая, крайне высокая).

1. Данные, полученные в результате диагностического обследования, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки профессионального выгорания

воспитателей дошкольного учреждения

№ пп

пед. стаж

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция персональных достижений

общий

балл

(интег.

пока-

затель)

степень выгорания

баллы

уровень

шкальн. ценка

баллы

уровень

шкальн. оценка

баллы

уровень

шкальн. оценка

1.

15 лет

16 б.

сред.

2 б.

10 б.

сред.

2 б.

32 б.

сред.

2 б.

6 б.

средняя

2.

14 лет

23 б.

сред.

2 б.

16 б.

оч. выс.

5 б.

21 б.

оч. выс.

5 б.

12 б.

крайне высокая

3.

4 года

22 б.

сред.

2 б.

3 б.

низк.

1 б.

27 б.

выс.

3 б.

6 б.

средняя

4.

23 года

20 б.

сред.

2 б.

7 б.

сред.

2 б.

23 б.

выс.

3 б.

7 б.

высокая

5.

11 лет

6 б.

низк.

1 б.

4 б.

низк.

1 б.

43 б.

низк.

1 б.

3 б.

низкая

6.

19 лет

17 б.

сред.

2 б.

12 б.

выс.

3 б.

37 б.

низк.

1 б.

6 б.

средняя

7.

1 мес.

19 б.

сред.

2 б.

2 б.

низк.

1 б.

40 б.

низк.

1 б.

4 б.

низкая

8.

23 года

21 б.

сред.

2 б.

11 б.

выс.

3 б.

37 б.

низк.

1 б.

6 б.

средняя

9.

18 лет

28 б.

выс.

3 б.

6 б.

сред.

2 б.

23 б.

выс.

3 б.

8 б.

высокая

10..

4 года

14 б.

низк.

1 б.

1 б.

низк.

1 б.

39 б.

низк.

1 б.

3 б.

низкая

11.

28 лет

36 б.

оч. выс.

5 б.

17 б.

оч. выс.

5 б.

24 б.

выс.

3 б.

13 б.

крайне высокая

12.

34 года

13 б.

низк.

1 б.

7 б.

сред.

2 б.

33 б.

сред.

2 б.

5 б.

средняя

13.

19 лет

19 б.

сред.

2 б.

5 б.

сред.

2 б.

30 б.

сред.

2 б.

6 б.

средняя

14.

15 лет

23 б.

сред.

2 б.

13 б.

выс.

3 б.

30 б.

сред.

2 б.

7 б.

высокая

15.

12 лет

21 б.

сред.

2 б.

12 б.

выс.

3 б.

33 б.

сред.

2 б.

7 б.

высокая

Поскольку одной из задач исследования была проверка зависимости уровня профессионального выгорания от педагогической деятельности, её стажа и влияния новых условий осуществления педагогической деятельности, мы проранжировали индивидуальные результаты, взяв за основу длительность профессиональной деятельности. Таким образом, в обследуемой группе при анализе профессионального выгорания по различным параметрам были выделены результаты, соответствующие всем четырем степеням выгорания.

Крайне высокую степень профессионального выгорания имеет 13% (2 человека); стаж педагогической работы составляет 14 и 28 лет. Высокая степень диагностирована у 27% педагогов (4 человека); стаж профессиональной деятельности от 12 до 23 лет. Наиболее многочисленная группа респондентов 40% (6 человек) имеет среднюю степень профессионального выгорания. Разброс длительности стажа работы в данной группе очень широк: от 4 до 34 лет, но в основном больше 15 лет. Низкую степень профессионального выгорания имеют  лишь 20% педагогов (3 человека), их стаж работы составляет: 1 месяц, 4 года, 11 лет.

Делая вывод о наличии зависимости между большим стажем педагогической работы и высокой, крайне высокой степенью профессионального выгорания (все педагоги имеют стаж работы, превышающий 10 лет), следует отметить, что в обследуемой группе имеются воспитатели, педагогический стаж которых составляет 19 лет (№ 6); 23 года (№ 8); 34 года (№ 12), при этом их уровень профессионального выгорания не превышает среднего уровня, они устойчивы к нововведениям. Вероятно, влияние иных личностных особенностей, позитивных жизненных установок, в не меньшей степени способствует сохранению психологического здоровья.

В ходе анализа уровня эмоционального выгорания по отдельным обследуемым параметрам получены данные, отражённые в таблице 2.

Таблица 2

Сводные показатели уровня профессионального выгорания

воспитателей дошкольного учреждения по отдельным субшкалам

Субшкалы

отсутствует

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

очень высокий

%

%

%

%

%

Эмоциональное  истощение

20%

66%

7%

7%

Деперсонализация

27%

33%

27%

13%

Редукция персональных

достижений

33%

33%

27%

7%

 Из представленных данных видно, что наиболее высокие результаты получены по субшкале «деперсонализация». Показатели высокого и очень высокого уровня по этому параметру диагностированы у 40% респондентов. У 34% педагогов выявлен высокий и очень высокий уровень редукции личных достижений, тогда как высокие показатели по субшкале «эмоциональное истощение» имеют только 14% опрошенных. Полученные данные позволяют нам констатировать, что в данной группе профессиональные деформации, являющиеся следствием профессионального выгорания, в большей степени связаны с изменением характера взаимоотношений с окружающими и профессиональной самооценкой воспитателей на фоне изменяющихся условий профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить личную степень профессионального выгорания  каждого участника обследуемой группы педагогов. Обобщенные результаты диагностики свидетельствуют о неблагополучии актуальной ситуации развития. В большинстве случаев прослеживалась зависимость между длительным стажем педагогической работы и увеличением степени профессионального выгорания, а также не готовностью к принятию новых условий.

Сравнительный анализ ответов респондентов по различным исследуемым параметрам показал, что для большинства педагогов данной обследуемой группы результаты по субшкале «деперсонализация» являются наиболее значимыми при определении высокой степени профессионального выгорания.