Особенности профессионального выгорания воспитателей в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Программа профилактики.
- Особенности профессионального выгорания воспитателей в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Программа профилактики.
- Особенности профессиональной деятельности воспитателей детского сада как факторы, способствующие формированию эмоционального выгорания
- Синдром эмоционального выгорания: психологические механизмы и особенности проявления
- Исследование уровня профессионального выгорания воспитателей детского сада в условиях введения ФГОС
- Выводы
Особенности профессиональной деятельности
воспитателей детского сада как факторы,
способствующие формированию эмоционального выгорания
Обратим внимание на то, какой объём и виды психологической нагрузки несут работники детских садов.
Индивидуальная психологическая нагрузка возникает при выполнении своих функциональных обязанностей, взаимодействии с родителями и детьми, соблюдении режимных моментов, посещении различных комиссий и проведении аттестаций, отчётов, взаимодействий с коллегами и руководителями, подготовке к занятиям.
Групповая психологическая нагрузка проявляется при взаимодействии с коллективом и его руководителями, давлении со стороны коллектива, выражении личного мнения, отстаивании уровня производственной нагрузки, своих прав и обязанностей, обсуждении личной жизни и профессиональной деятельности.
Социальная психологическая нагрузка появляется при состоянии обречённости на низкий материальный статус работника, увеличиваясь при угрозе задержки выплат по заработной плате, угрозе увольнения, постоянных мыслях « Надо что-то менять в своей жизни, на что-то решиться, но куда я денусь, кому я нужна». Эта нагрузка усиливается при постоянной экономической зависимости личной жизни, приводящей к депрессивной беспомощности [4].
Педагог детского сада в силу своих должностных обязанностей и социального статуса своей профессии несёт на себе все вышеизложенные нагрузки. Продолжительность педагогической деятельности только усугубляет её негативное влияние на психологическое здоровье. И в этом контексте речь должна идти о вопросе психологической безопасности педагогов детского сада.
Есть различные виды безопасности. Суть биологической безопасности – оберегать жизнь и здоровье. За этот вид безопасности несут ответственность комитет здравоохранения, Роспотребнадзор, пожарные. Суть материальной безопасности – сохранение целостности и функционирования движимого и недвижимого имущества. Соответственно эти мероприятия контролируют бухгалтерия, управление образования, полиция. Суть социальной безопасности состоит в сохранении нравственного, идейного, образовательного наполнения воспитательного процесса. Эти стороны жизни дошкольного учреждения контролируют соответствующие структуры Министерства образования и молодёжной политики ЧР, Министерства образования и науки ФР.
А что происходит с психологической безопасностью, в чем её суть, кто и каким образом контролирует её обеспечение?
Одним из критериев психологической безопасности является социальность. Социальность может рассматриваться как комплексная мера устойчивости индивида в отношении к обществу, она выражается совокупностью защитных реакций индивида в направлении сохранения его структурной и функциональной целостности и индивидуальности [6].
Психологическая безопасность в детском саду – это новый объект внимания для нашего общества. В развитых странах функцию контроля психологической безопасности в учреждениях выполняют крупнейшие страховые компании. Рассмотрим содержательный компонент профессиональной деятельности, влияющий на психологическую безопасность педагогов детского сада.
Воспитатель – это лицо детского сада. Воспитатель вносит первые коррективы в социальность ребёнка, так как является непререкаемым авторитетом для детей, кладезем знаний, умений, способностей. В то же время, воспитатель находится в центре круга сложных взаимоотношений с воспитанниками, их родителями, коллегами, руководством.
Большинство специалистов сходится во мнении, что специфика профессиональной педагогической деятельности, характеризующаяся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных), которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему (ей) детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
В современном обществе психологические нагрузки превалируют над физическими. Работа в детском саду связана с условиями повышенного психологического напряжения, но при этом должным образом обществом не оценивается. Значит, каждый работник детского сада испытывает серьёзные перегрузки психоэмоционального характера, что негативно сказывается на жизнедеятельности всего коллектива и на воспитательном процессе в целом.