Особенности профессионального выгорания воспитателей в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Программа профилактики.

 Выводы

 Обобщая, рассмотренные нами теоретические аспекты формирования  и проявления профессионального выгорания у воспитателей детского сада в условиях введения ФГОС можно констатировать, что синдром «выгорания» определяется как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности на фоне меняющихся условий. А также рассматривается в аспекте личностной деформации сотрудника под влиянием длительного профессионального стажа, неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе.

Ключевую роль в возникновении синдрома «профессионального выгорания» играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек-человек», быстро меняющиеся условия осуществления профессиональной деятельности. Синдром «выгорания» характеризуется как эмоциональное истощение и деперсонализация. Истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, при деперсонализации наблюдаются различные нарушения отношений с другими людьми. Характерными для синдрома «профессионального выгорания» являются проявления снижения уровня самооценки, негативного отношения к своей профессии, сознательного ограничения своих возможностей, манкирование служебными обязанностями. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений» [5].

Эмоциональное выгорание у воспитателей детского сада в большей степени обусловлено факторами профессиональной деятельности, её спецификой и «вредностями» педагогической профессии.

Необходимо заметить, что синдром эмоционального выгорания педагогов – весьма серьёзное препятствие для эффективной деятельности современного детского сада. Необходимость его выявления и своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий – актуальная задача для педагогов-психологов ДОУ при активной поддержке руководителей, заинтересованных в конструктивном развитии учреждения и, в частности, во внедрении ФГОС. Педагогические работники по условиям Стандарта обеспечиваются консультативной поддержкой, сопровождением, имеют возможность профессионально развиваться – всё это благоприятствует педагогическому процессу и снижает факторы выгорания.

 

Программа профилактики

профессионального выгорания воспитателей

дошкольной образовательной организации

(Разработала Визгина Е.Н.)

Известно, что по степени напряжённости нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и бан­киров, генеральных директоров и президентов ассо­циаций, то есть других профессионалов, непосред­ственно работающих с людьми.

Наша профессиональная дельность связана с целым рядом на­пряжённых ситуаций. Организация различных видов детской деятельности в течение всего дня требует высокой концентрации внимания, эмоциональной гибкости при разрешении достаточно частых конфликтных ситуаций, индивидуального подхода к каждому воспитаннику в образовательном процессе. Профессиональное общение с кол­легами и руководством также часто связано с кон­фликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контро­лем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удаётся найти общий язык и с родителями по поводу воспитания детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобны­ми ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответ­ственное решение.

Хорошо известно, как разрушитель­но действует на человека длительный стресс. Необходимость всё время сдерживать вспышки гне­ва, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутрен­нее эмоциональное напряжение и пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, аст­ма, язва желудка становятся профессиональными за­болеваниями воспитателей, учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгора­ния педагога.

Эмоциональное выгорание педагога обусловлено це­лым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие пра­ва на ошибку, приводящее к расширению трудового вре­мени за счёт работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Педагоги, оказавшись втянутыми в водоворот бесконечной рефор­мы образования, постоянно сталкиваются с различны­ми, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверка­ми. Эти события, нарушающие привычный, размеренный ход жизни детского сада, создают дополнительное на­пряжение.

Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит челове­ка к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превыша­ющего повседневный психический потенциал чело­века. В этой ситуации наибольшую опасность для пси­хики представляют чувства неизвестности, неопреде­лённости и беспомощности, так характерные для со­временных воспитателей. Следствием повышенной напря­жённости труда нередко становится подавлен­ность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность.  Эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие же педагога, так же как и его агрессивные реакции, становится тоже одной из причин дезадаптации детей.

Следовательно, возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления собственного психологического здоровья. Но следует отметить, что необходимо выработать привычку к психологическим действиям: именно тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

Целью предлагаемых занятий является предупреждение и преодоление возможных последствий психологического напряжения и поддержания оптимального эмоционального состояния в условиях профессиональной деятельности.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

  1. Снижение негативных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью, и трансформация их в эмоционально нейтральные эмоциональные состояния.
  2. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.
  3. Формирование потребности в управлении своим эмоциональным состоянием, в выработке личной модели конструктивного реагирования в эмоционально напряжённых ситуациях профессиональной деятельности.

В основу программы положены различные методы, направленные на выявление и осознание факторов, способствующих профессиональному выгоранию; способы управления эмоциональным состоянием; приёмы, обеспечивающие условия для выработки педагогом личной оптимальной стратегии компетентного поведения в эмоционально напряжённых ситуациях.

Цикл практических занятий рассчитан на 8 занятий. Оптимальное число участников 10-12 человек (содержание занятий может быть использовано и в индивидуальной работе с педагогом). Продолжительность занятий 1-1,5 часа. Режим проведения – один раз в неделю, один раз в месяц или каждый день в течение двух недель.

Структура занятий:

  1. Вводная часть – экспресс-методика «Самооценка эмоционального состояния» (если занятия проводятся в режиме 1 раз в месяц, целесообразно проводить самооценку эмоционального состояния в начале и в конце каждого занятия); упражнения-разминки, настраивающие на работу.
  2. Основная часть – информирование; упражнения на выработку практических навыков; индивидуальная и групповая работа.
  3. Заключительная часть – релаксационные упражнения, рефлексия, ритуалы завершения.

Предварительная работа предполагает проведение диагностического обследования коллектива по опроснику «Профессиональное выгорание» и индивидуальное информирование каждого педагога о результатах. Целесообразно проведение семинара-практикума с информированием о специфике синдрома эмоционального выгорания, его причинах и симптомах проявления, о возможных последствиях.

 

Тематический план

 

№ пп

Содержание

Количество часов

1.

Саморегуляция эмоциональных состояний

Цель: Формирование практических навыков саморегуляции эмоциональных состояний как методов коррекции и профилактики профессионального эмоционального выгорания.

3

Занятие № 1.

Вводная часть

  • Введение в программу.
  • Соглашение о характере работы в группе.
  • Самооценка эмоционального состояния.
  • Упражнение «Ассоциации».

Основная часть

  • Управление дыханием: упражнение «Дыхание со счётом»; упражнение «Вверх по радуге»; релаксация с сосредоточением на дыхании.
  • Управление вниманием: упражнение «Сосредоточение на предмете»; упражнение «Медитации».
  • Управление мышечным тонусом: упражнение «Моечная машина»; упражнение «Релаксация лицевых мускулов»; упражнение «Точечный массаж»; упражнение «Руки».
  • Оперирование чувственными образами: цветомедитация (видео) и/ или свободное рисование; упражнение «Настроение».
  • Словесные внушения: упражнение «Аффирмации».
  • Управление ситуацией: упражнение «Резервуар»; упражнение «Телевизионный пульт»; техники визуализации «Вагон», «Воздушный шар».

Заключительная часть

  • Рефлексия; экспресс - анкета обратной связи.
  • Упражнение «Улыбка».
 

Занятие № 2

Вводная часть

  • Самооценка эмоционального состояния.
  • Упражнение «Ладони-колени».

Основная часть

  • Управление дыханием: упражнение «Качели»; упражнение «Успокаивающее и мобилизующее дыхание»; дыхательная гимнастика.
  • Управление вниманием: упражнение «Послушать тишину»; упражнение «Марионетки».
  • Управление мышечным тонусом: упражнение «Картина на спине»; упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»; упражнение «Техника контрастных ощущений»; упражнение «Улыбка».
  • Оперирование чувственными образами: Рисунки на песке (видео) и/или свободное рисование; упражнение «Внутренний луч».
  • Словесные внушения: Аутогенная тренировка;упражнение «Пословицы».
  • Управление ситуацией: упражнение «Настроение»; упражнение «Разноцветные воздушные шары»; упражнение «Преувеличение».

Заключительная часть

  • Рефлексия; экспресс - анкета обратной связи.
  • Упражнение «Да!»
 

Занятие № 3

Вводная часть

  • Самооценка эмоционального состояния.
  • Упражнение «Имя-качество».
  • Упражнение «Я – профессионал».

Основная часть

  • Управление дыханием: упражнение «Способы регулирования дыхания»; упражнение «Кошка»; упражнение «Противострессовое дыхание».
  • Управление вниманием: упражнение «Круги внимания»; упражнения при остром стрессе.
  • Управление мышечным тонусом: упражнение «Огонь-лёд»; упражнение «Способы управления тонусом мышц, движением»; техника расслабления «Воздушные шары»; упражнение «Простое расслабление».
  • Оперирование чувственными образами: Акварель (видео); упражнение «Парк»; упражнение «Воображаемое путешествие».
  • Словесные внушения: Примерные программы самовнушения;упражнение «Улучшатель настроения» (видео).
  • Управление ситуацией: упражнение «Отрезать, отбросить»; упражнение «Лейбл или ярлык»; упражнение «Горячий воздушный шар».

Заключительная часть

  • Рефлексия; экспресс - анкета обратной связи.
  • Упражнение «Круг».
 

2.

Формирование навыков конструктивного реагирования в эмоционально напряжённых ситуациях

профессиональной деятельности

Цель: выявление актуальных профессиональных эмоционально-напряженных ситуаций, формирование личной стратегии конструктивных действий (по усмотрению ведущего основная часть занятия может быть разделена на 2 занятия).

2 часа

Занятие № 4

Вводная часть

  • Самооценка эмоционального состояния.
  • Упражнение «Сито».

Основная часть

  • Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю».
  • Упражнение «Причины».
  • Упражнение «Метафора проблемы».
  • Упражнение «Разговор со сменой позиций».
  • Упражнение «Визуализация».

Заключительная часть

  • Релаксация «Заброшенный сад».
  • Рефлексия; экспресс - анкета обратной связи.
  • Упражнение «Комплименты!»

3.

Формирование навыков уверенного поведения

Цель: формирование стратегии уверенного профессионального поведения: выделение актуальных проблем, расстановка приоритетов, овладение приёмами.

2 часа

Занятие № 5

Вводная часть

  • Самооценка эмоционального состояния.
  • Упражнение «Согласен, не согласен, может быть …»

Основная часть

  • Упражнение «Автобус».
  • Информирование «Психологические установки».
  • Упражнение «Иррациональные установки».
  • Упражнение «Я должна … Я не могу…»

Заключительная часть

  • Релаксация «Поплавок в океане».
  • Рефлексия; экспресс - анкета обратной связи.
  • Упражнение «Комплименты!»
 

Занятие № 6

Вводная часть

  • Самооценка эмоционального состояния.
  • Упражнение «Числа».

Основная часть

  • Упражнение «Неожиданный гость».
  • Упражнение «Эффективная реакция на критику».
  • Техники уверенного поведения.
  • Упражнение «Лабиринт».

Заключительная часть

  • Релаксация «Маяк».
  • Рефлексия; экспресс - анкета обратной связи.
  • Упражнение «Теплая ладошка».
 

4.

Актуализация внешних и внутренних ресурсов

Цель: Актуализация внутренних, принятие внешних ресурсов, обеспечивающих гармоничное эмоциональное состояние как основу психологического здоровья.

2 часа

Занятие № 7

Вводная часть

  • Самооценка эмоционального состояния.
  • Упражнение «Никто не знает, что я …»

Основная часть

  • Упражнение - самоанализ «Как часто я расслабляюсь?»
  • Упражнение «Самохвальство».
  • Упражнение «Любящий взгляд».
  • Упражнение «Признание в любви».
  • Упражнение на последующее осмысление «Мои достижения».

Заключительная часть

  • Релаксационное упражнение.
  • Рефлексия; экспресс - анкета обратной связи.
  • Упражнение «Подарки».

Занятие № 8

Вводная часть

  • Самооценка эмоционального состояния.
  • Упражнение «Поиск сокровищ».

Основная часть

  • Упражнение «Послание самому себе».
  • Упражнение «Ловец блага».
  • Стратегия самопомощи «Обещание самому себе».
  • Упражнение «Уровень счастья».
  • Упражнение на последующее осмысление «Безупречный день».

Заключительная часть

  • Упражнение «Солнышко».
  • Рефлексия; экспресс - анкета обратной связи.
  • Упражнение «Итоговый круг».

 

Список литературы

 

  1. Алямовская В.Г. Социально-психологический аудит – инструмент управления / В.Г. Алямовская // Управление ДОУ. – 2003. – № 4 – С.8-18.
  2. Аршинова В.В. Психологическая безопасность в ДОУ / В.В. Аршинова // Управление ДОУ. – 2003. – № 1 – С.17-22.
  3. Безносов С.П. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации) / С.П.Безносов, А.Т.  Иваницкий, В.Я. Кикоть. - СПб.: Народное образование.  – 2000. – 156 с.
  4. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. –2005. – №2. – С.96-104.
  5. Гришаева Н.П. Нужно ли бояться конфликтов? / Н.П. Гришаева // Управление ДОУ. – 2004. – № 3 – С.23-28.
  6. Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека / С. А. Дружилов // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №6. – С.171-178.
  7. Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание воспитателей ДОУ / Г.П. Звездина // Управление ДОУ. – 2004. – №4 – С.15-20.
  8. Иванова Н. Психологическое самочувствие воспитателя / Н.Голубева // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8,11,12.
  9. Иванова Н.К., Профессиональное выгорание: формирование практических умений и навыков по успешному преодолению стресса (Программа семинарских занятий для сотрудников) / Н.К. Иванова // Работник социальной службы. – 2009. – №3.– С. 87-98.
  10. Кавтарадзе Д. Игры для взрослых / Д.Кавтарадзе // Обруч. – 2001. – № 1 – С.11.
  11. Краснова С.П. Игры подданных маленького королевства  / С.П. Краснова, Г.М. Иванова // Управление ДОУ. – 2003. – № 3. – С.16-20.
  12. Кулганов В.А. Профилактика утомления у воспитателей детских садов / В.А. Кулганов // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 3. – С.38-42.
  13. Кулганов В.А. Учитесь отдыхать!  / В.А.Кулганов // Экология и безопасность. – 1999. – №7-8.
  14. Кулганов В.А. Как не стать пациентом психотерапевта / В.А. Кулганов, П.И. Юнацкевич.  – СПб.: Союз, 2002.
  15. Никитик В.В. Не загоняйте себя в угол! / В.В. Никитик // Управление ДОУ. – 2002. – № 3. – С.101-103.
  16. Полякова, О. Б. Деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций и психологическая защита педагогов и психологов / О. Б. Полякова // Педагогика . – 2009. – №10. – С.28-35.
  17. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 Москва «Об утверждении ФГОС дошкольного образования». – М.: Просвещение. – 25с.
  18. Ромашко Н. Игры – релаксации для взрослых // Обруч. – 2002. – № 3. – С.38-39.
  19. Рудакова Н. Современным детям нужны современные педагоги / Н. Рудакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – С.50-54.
  20. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 240с.