Особенности профессионального выгорания воспитателей в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Программа профилактики.

 Синдром эмоционального выгорания:

психологические механизмы и особенности проявления

 

Обратной стороной профессионализации является негативное влияние этой деятельности на человека, возникновение профессиональных деформаций. Специфическим их видом называют «синдром эмоционального выгорания». Зарубежные исследователи (С.Маслач, Р.Джексон) [4] рассматривают данный феномен как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личностных достижений.

Представители отечественной психологии по-разному рассматривают данную проблему. Так, В.В.Бойко [6] понимает под эмоциональным выгоранием «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Исследователи отмечают, что эмоциональное выгорание приобретается человекам в процессе профессиональной деятельности и характеризуется приобретенным стереотипом эмоционального и профессионального поведения.

С.В. Умняшкина [6] отмечает, что неразвитость жизненных сил приводит к эмоциональному выгоранию как неспособности включиться в функционирование других людей: «Личность самоактуализирующаяся обладает «противоядием» по отношению к выгоранию именно за счёт высокой активности по осмыслению своего места и роли в жизненный ситуации других людей, за счёт осознания собственной миссии и готовности «платить за самоидентичность и самореализацию».

По мнению Н.А. Аминова, Н.В. Молоканова, И.А. Зимней [6], преобладание специальных эмоциональных способностей в структуре инструментальных определяет сопротивляемость к развитию синдрома эмоционального выгорания.

По данным исследования, проведённом с педагогами детского сада по методике «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко [6] только 28% респондентов не подвержены синдрому эмоционального выгорания. 30% педагогов имеют сформированный синдром эмоционального выгорания, характеризуемый психическим истощением.

Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, В.В. Бойко [6] выделяет три фазы формирования выгорания:

– напряжение – резистенция (формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу) – истощение.

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

Анализ данных по фазе напряжения показывает, что лидирующее место среди симптомов данной фазы занимает «загнанность в клетку», являющаяся логическим продолжением развивающегося стресса. Возникает этот симптом в результате постоянных психотравмирующих воздействий: организационных нестыковок, бюрократических проволочек, повседневной рутинности, которые устранить невозможно. Впоследствии это приводит к чувству безысходности, интеллектуально-эмоциональному затору и тупику.

У 23% респондентов проявляются тревога и депрессия, обусловленные прежде всего разочарованием собой и избранной профессией, конкретной должностью и местом работы. 12% из выборки воспитателей отметили, что их тяготит педагогическая деятельность, и что они случайно выбрали эту профессию. Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности и быстро меняющиеся условия осуществления профессиональной деятельности (переход в работе на ФГОС) способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности педагогов.