Мотивирование педагогов к профессионально-личностным изменениям в условиях введения и реализации ФГОС (банк упражнений для работы с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками)
Автор: Н.Н.Андреева
1. Перестановка парт
Цель: активизация готовности педагогов к изменениям в условиях введения и реализации ФГОС.
Задачи: 1) настроить педагогов и с их помощью осуществить перестановку парт от традиционного расположения (друг за другом) к инновационному (по периметру); 2) наблюдать за готовностью педагогов к изменениям в ходе перестановки парт; 3) осуществить экспертную оценку полученных результатов, доброжелательно отреагировав на спонтанные реплики педагогов и ответив на возникшие вопросы.
Инструкции и вопросы для обсуждения:
- Поскольку сегодня, в условиях введения и реализации новых образовательных стандартов требуется педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное развитие и инновационное поведение, на творчество и инновационную деятельность, я предлагаю вам реальную ситуацию трансформации, то есть изменения. Расставьте, пожалуйста, эти парты по периметру помещения для активного, свободного общения.
- Благодарю за трансформацию! Это было не простое времяпрепровождение, а специальное упражнение, коллеги. Пока вы переставляли парты, я наблюдала за вашей деятельностью, а именно за готовностью к изменениям. Дело в том, что необходимость перестановки парт в этом упражнении символизирует внедрение ФГОС в систему образования. А ваша деятельность по перестановке парт – это ваше символическое взаимодействие с ФГОС. Есть здесь параллели, как считаете?
- Вам комфортны результаты перестановки или нет? Вам удобно, приятно так сидеть и видеть лица друг друга в ходе общения?
- А что вы подумали про себя или произнесли вслух, услышав о необходимости перестановки парт? Что вы чувствовали и ощущали в ходе перестановки парт?
- Итак, результаты моего наблюдения и нашей беседы позволяют сделать следующий вывод: в нашей группе, в целом, наблюдается высокая (средняя, низкая) степень готовности к изменениям и положительное (негативное, двойственно-неоднозначное) отношение к инновациям. Так?
- Я повторю актуальное требование образовательной политики, адресованное нам, современным педагогам: сегодня, в условиях внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов требуется педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное развитие и инновационное поведение, на творчество и инновационную деятельность. Есть над чем работать в этом направлении, правда? Значит, вместе будем работать: шаг за шагом, целенаправленно. Договорились?
2. Конструирование индивидуальной предметной скульптуры
«Я учитель» / «Я воспитатель» /«Я классный руководитель» /
«Я социальный педагог» и др.
Цель: формирование у педагогических работников объективного представления о субличности «Я-педагог» и мотивирование их на дальнейшее профессионально-личностное развитие.
Задачи: 1) создать индивидуальную предметную скульптуру (объёмную предметную композицию) из имеющихся с собой предметов под названием «Я учитель географии» или «Я воспитатель», др.; 2) проанализировать субъективный образ профессионального Я с опорой на требования современной образовательной политики; 3) записать выводы в индивидуальной программе профессионально-личностного развития (ИППЛР) по результатам осознанного в ходе упражнения.
Инструкции и вопросы для обсуждения:
- В течение трёх минут, используя имеющиеся с собой предметы или дополнительные ресурсы (вещи из сумки), сконструируйте индивидуальную предметную скульптуру в соответствии с Вашей специальностью. К примеру, предметная скульптура называется «Я учитель географии».
- Итак, внутренний образ своего профессионального Я мы вывели во внешний план и обозначили с помощью предметов сейчас. Так?
- Теперь давайте проанализируем полученные результаты на основе трёх вопросов. Скажите, пожалуйста, Ваша предметная скульптура носит созидательный, развивающий характер, который благоприятствует образовательному процессу и положительно влияет на детей, поддерживая их мотивацию к обучению, познанию, саморазвитию? Или Ваша предметная скульптура носит разрушительный, деструктивный характер, каким-то образом замедляя, затрудняя, тормозя и дезорганизуя процессы обучения и воспитания детей (воспитанников, обучающихся)? Как Вы считаете и каковы Ваши аргументы?
- Ваша предметная скульптура имеет творческий или традиционный характер? В каком процентном соотношении находятся творческое (креативное, оригинальное, нестандартное) и традиционное (стандартное, типичное, классическое) в Вашей предметной скульптуре? Достаточно ли Вам подобного процентного соотношения для эффективной и успешной реализации требований ФГОС? Или необходимо что-то изменить (добавить, убавить) в Вашей предметной скульптуре? Осуществите эту необходимую трансформацию прямо здесь и сейчас, если Вы к ней готовы.
- Какой предмет в скульптуре является символом Ваших воспитанников (обучающихся) – главных участников образовательных отношений? Имеется ли он? Если нет, то почему, как считаете? Есть ли существенная разница между понятиями «ученик» и «обучающийся»? В чём именно она состоит? Каковы черты учебного сотрудничества между участниками современного образовательного процесса, на ваш взгляд? Что для вас значит «ребёнок – активный, полноценный участник образовательных отношений»? Проранжируйте, пожалуйста, в соответствии с требованиями психолого-педагогической науки: что должно быть во-первых, во-вторых и в-третьих в педагогической направленности учителя (воспитателя) – направленность на ребёнка, направленность на себя, направленность на предмет? (Приложение 1).
- Результаты подтверждения существующего или поиска и нахождения оптимального, возникшие в ходе обсуждения, давайте запишем в форме индивидуальных выводов. Для этого запустим индивидуальную программу профессионально-личностного развития, обозначив собственную фамилию, имя, отчество и сегодняшнюю дату. Итак, первый пункт данной программы – вывод, к которому Вы пришли в ходе выполнения данного упражнения – «Конструирование индивидуальной предметной скульптуры».
- А теперь давайте посмотрим на формулировки ваших выводов с точки зрения мотивирующих возможностей. Если будет необходимо, вместе переформулируем их, чтобы они несли в себе достаточный «мотивационный заряд» – способность действовать именно так, как записано. Подобным образом мы осуществляем процесс самопроектирования, то есть обозначения индивидуальной траектории дальнейшего профессионального развития.
3. Работа с профессиональным девизом (кредо)
Цель: актуализация здоровьесберегающего характера профессиональной деятельности педагогов.
Задачи: 1) сформулировать профессиональное кредо педагога; 2) осознать его сильные и слабые стороны с точек зрения здоровьеформирования и здоровьесбережения, а также экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого педагога, других участников образовательного процесса и окружающей их среды; 3) включить здоровьесберегающую, экологичную формулировку профессионального кредо в индивидуальную программу профессионально-личностного развития (ИППЛР) педагога.
Инструкции и вопросы для обсуждения:
- Осознайте и запишите, пожалуйста, Ваше профессиональное кредо. Оно может быть афоризмом, высказыванием, фразой, пословицей, поговоркой, формулой успеха, сказочной формулой, речёвкой, слоганом, лозунгом, строчкой из песни или стихотворения, цитатой из фильма или романа, чем-то другим.
- Кто желает озвучить своё профессиональное кредо?
- Поскольку все Федеральные государственные образовательные стандарты направляют нас на сохранение и укрепление здоровья детей (воспитанников, обучающихся), на формирование у них ценности здоровья и безопасного образа жизни, то каждому из нас важно осознать: «А моё профессиональное кредо носит здоровьесберегающий характер или нет?» То есть, если я действую изо дня в день так, как обозначила в профессиональном кредо, то это не во вред, а во благо моему здоровью и здоровью других участников образовательного процесса. Это так? У вас есть подтверждающие аргументы?
- Итак, Вам комфортно работать с детьми, опираясь на подобное кредо, я правильно Вас поняла? Но если формулировка Вашего кредо вызывает у Вас телесный или душевный дискомфорт в виде тяжёлого вздоха или ощущения чрезмерных нагрузок, то её следует перефразировать и сделать здоровьесберегающей, экологичной, то есть конструктивной и продуктивной. Я могу Вам в этом помочь. Вы готовы? Давайте вместе подумаем.
- Так осуществляется поиск и приобретение продуктивного, здоровьесберегающего, экологичного кредо, которое, по сути, ориентировано на непрерывное, постоянное профессиональное совершенствование и развитие современного педагога. Что лично Вам дало выполнение данного упражнения?
4. Аналитическая работа с цитатником для педагогов
Цель: расширение представлений педагогов о собственной личности и профессиональной деятельности.
Задачи: 1) ознакомиться с цитатами и выбрать из них созвучные профессиональной картине мира; 2) прокомментировать и проиллюстрировать свой выбор реальными примерами из педагогического и жизненного опыта; 3) ответить на возникшие вопросы; 4) по желанию внести изменения, дополнения в собственное профессиональное кредо.
Инструкции и вопросы для обсуждения:
- Ознакомьтесь, пожалуйста, с цитатником для педагогов (Приложение 3), в котором представлены мысли людей, имеющих отношение к системе образования, и мысли людей, не имеющих отношения к системе образования. Выберите цитаты, которые созвучны Вашей профессиональной картине мира.
- Что вам дала работа с данным цитатником? Какие мысли и чувства у вас возникли на его фоне?
- Какие именно цитаты оказались созвучными Вашей профессиональной картине мира и по какой причине? Прокомментируйте Ваш выбор, пожалуйста.
- Теперь вернитесь, пожалуйста, к формулировке Вашего профессионального кредо. Есть, что включить и дополнить в кредо после работы с цитатником для педагогов? Если есть, то сделайте необходимые дополнения здесь и сейчас.
- Как теперь воспринимается Вами профессиональное кредо? Изменилось ли оно? Каким образом?
5. Выработка характеристик эффективного и успешного педагога
Цель: мотивирование педагогов к профессионально-личностному развитию и совершенствованию в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими образовательную деятельность.
Задачи: 1) ознакомиться с требованиями ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО, Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и т.д.; 2) выработать профессионально-личностные характеристики эффективного и успешного педагога, опираясь на данные документы; 3) осуществить самодиагностику на основе выработанного образа педагога; 4) вписать значимую характеристику в индивидуальную программу профессионально-личностного развития (ИППЛР) для практической работы над ней.
Инструкции и вопросы для обсуждения:
- Сейчас в течение десяти минут мы будем работать в парах и вырабатывать мнение подгруппы. Каждая пара получит документ, с которым необходимо ознакомиться (в первый или в очередной раз). Затем нужно будет выработать профессионально-личностные характеристики эффективного и успешного педагога, опираясь на данный документ, и записать их на соответствующем бланке (Приложение 2).
- Итак, теперь вам следует выразить своё мнение на бланке, ответив на следующий вопрос: «Какими профессионально-личностными характеристиками следует обладать нам, педагогам, чтобы эффективно и успешно осуществлять указанные в документе требования?»
- Теперь мы будем создавать общегрупповой образ эффективного и успешного педагога. Для этого каждая подгруппа (пара) называет одну, самую главную из выработанных характеристик. Если все остальные будут согласны с данной характеристикой, то мы включим её в общегрупповой портрет педагога и запишем на бланках и в ваших индивидуальных программах профессионально-личностного развития. Договорились?
- Есть ли ещё характеристики, выработанные вами в подгруппах, но пока не включённые в общегрупповой портрет эффективного и успешного педагога? Назовите их, пожалуйста.
- Итак, мы выразили своё мнение, создав целостный образ эффективного и успешного педагога в соответствии с требованиями современного образовательного процесса. Теперь нам необходимо примерить данный образ на себе, то есть осуществить самодиагностику. С учётом того, что каждая характеристика самодостаточна и может быть выражена от 0 до 100%, предлагаю вам расставить по ним собственные показатели. Это значит, что по каждой характеристике нам следует ответить на вопрос: «На данном этапе профессиональной деятельности из ста возможных процентов сколько у меня есть?»
- Скажите, пожалуйста, какое самоощущение у вас после самодиагностики? Какие мысли и чувства возникли?
- Теперь у вас есть показатели актуального состояния «Я-реальное». Но это ещё не всё, поскольку необходимо обозначить показатели желаемого состояния «Я-идеальное», то есть ориентиры для дальнейшего профессионального развития. Я прошу закрыть первые показатели для того, чтобы они не влияли на вторые. Сейчас по каждой характеристике нам следует ответить на вопрос, прислушиваясь к своей интуиции и здоровому инстинктивному началу: «Из ста возможных процентов сколько мне нужно данной характеристики, чтобы быть эффективной и успешной в профессиональной деятельности?»
- Давайте сравним показатели «Я-реальное», «Я-идеальное» и проанализируем тенденции, которые наблюдаются между ними. Эти показатели равны или одни выше / ниже других? Есть над чем работать, правда? И даже видно над чем конкретно и насколько, так? Хочу заметить, что все тенденции имеют право быть. Но если у вас имеются стопроцентные показатели, то необходимо учитывать, что они являются максимально выраженными, завышенными, следовательно, идеальными и излишне оторванными от реальности. Обычно такие показатели нас не мотивируют к развитию, скорее, наоборот, мы инстинктивно защищаемся от них, поскольку мы – люди, не боги и к высшим, идеальным результатам можем только стремиться, не достигая их, верно? А потому я предлагаю вместо 100 % написать 99% или 99,9%, оставив 1% или 0,1% на внешние факторы, не зависящие от нас, людей.
- Теперь предлагаю выделить из всего списка самую главную для Вас характеристику, над которой Вы действительно готовы работать. Подчеркните её, пожалуйста, и посмотрите на цифровые показатели: на сколько процентов необходимо увеличить или уменьшить эту характеристику. Далее я расскажу последовательность работы над ней.
Шаг 1: включаем Внутреннего Наблюдателя для наблюдения за самой собой, а именно над данной характеристикой в ходе профессиональной деятельности.
Шаг 2: включаем Внутреннего Аналитика для анализа результатов самонаблюдения.
Шаг 3: осуществляем осознанное наблюдение и целенаправленный анализ в течение трёх недель (21 день), активно усиливая или уменьшая характеристику и фиксируя промежуточные, итоговые результаты её изменения.
За это время она перейдёт в автоматический режим, выведет и остальные профессионально-личностные характеристики эффективного, успешного педагога на другой уровень развития. В данной связи у меня есть пожелание для вас. Оставайтесь, пожалуйста, самими собой: такими, как сейчас. Но. В самое ближайшее время пусть главные участники образовательного процесса – ваши дети почувствуют следующее: Вы вроде бы такая же, как и раньше, но…всё же другая – ещё более профессионально зрелая и коммуникативно-компетентная, более доброжелательная, внимательная и тому подобное. Результативных успехов нам всем в профессионально-личностном развитии в соответствии с требованиями современной образовательной политики России!
Приложение 1
Иерархическая структура педагогической направленности учителя, как интегральная характеристика труда учителя в виде системы его эмоционально-ценностных отношений, выстраивается следующим образом:
1) направленность на ребёнка, связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
3) направленность на предметную сторону профессии учителя, то есть на содержание учебного предмета.
Рекомендуемые источники:
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. – М.: Сентябрь, 1999.
Приложение 2
Профессионально-личностные характеристики
эффективного и успешного педагога
Мнение подгруппы
|
Мнение группы
|
|
|
Комментарии
Я готова к обратной связи, если у Вас появилось что сказать или спросить по работе c данными упражнениями.
RSS лента комментариев этой записи